Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Конкуренция, её виды, модели и методы конкурентной борьбы.

Поиск

17. Конкуренция (от латинского слова "конкурро" - сталкиваться) - это форма экономического соперничества рыночных субъектов, их борьбы за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров, за источники сырья, рынки сбыта, большую долю прибыли. Конкуренция затрагивает не только рынок товаров, но и все другие рынки: капиталов, технологий, строительных работ и т.д.

Положительные стороны конкуренции. Она способствует превращению рыночных отношений в систему экономического принуждения к высокопроизводительному, эффективному труду. Конкуренция вынуждает производителей снижать издержки производства, улучшать качество продукции, расширять ассортимент, внедрять достижения НТП, предоставлять покупателям более выгодные условия продажи товаров.

Негативные стороны конкуренции. К ним относятся: сговор товаропроизводителей за раздел рынков сбыта, установление заведомо завышенных цен, скупка патентов не для использования, а для предупреждения их возможного использования конкурентами, чрезмерные расходы на рекламу и т.д.

 

18. Виды и модели конкуренции различают по следующим признакам или чертам, характеризующим состояние рынка:

а) число фирм (предприятий) на рынке;

б) тип продукта;

в) контроль над ценами;

г) входные барьеры;

д) неценовая конкуренция;

е) доступность информации.

 

1. Совершенная или чистая конкуренция. Её основные признаки или черты.

а) очень большое количество фирм, лишенных возможности влиять на положение дел на рынке (объём предложения, цены);

б) тип продукта - стандартизированный или однородный (зерно, цемент, нефть);

в) контроль над ценами отсутствует;

г) свободное вступление в отрасль и выход из неё;

д) отсутствует неценовая конкуренция;

е) доступ к информации свободный.

Совершенная конкуренция может иметь место на рынке сельхозпродукции. если в сельском хозяйстве преобладают небольшие хозяйства.

2. Несовершенная конкуренция. Эта конкуренция ограничена экономической властью немногих производителей или покупателей на рынке, диктующих его основные параметры: объём продукции, цены и качество.

Модели несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция.

Олигополия.

Монополия чистая.

. 4. Монополия естественная.

Монопсония или монополия покупателя.

Олигопсония.

Методы конкурентной борьбы

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: 1) ценовой; 2) неценовой.
Ценовой метод конкурентной борьбы означает управление ценами на продукцию, а неценовой осуществляется посредством совершенствования качества продукции, ее сбыта и прочих неценовых характеристик.

Ценовая дискриминация.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо:

1) чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была различной;

2) чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;

3) чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Английский экономист Альфред Пигу предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первого вида (степени) (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя.

Ценовая дискриминация второго (вида) степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

В основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом

 

Тема 5. Предприятие (фирма) в системе экономических отношений.

20. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий права юридического лица, осуществляющий производство продукции, выполнение работ и оказание услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Признаки предприятия.

1. Экономическая обособленность предприятия предполагает:

а) обособленность ресурсов;

б) осуществление воспроизводства за счет результатов своей хозяйственной деятельности;

в) наличие специфических экономических интересов.

2. Хозяйственная самостоятельность предприятия.

Выражает имущественно - правовые отношения предприятия как юридического лица.

3. Организационное единство предприятия.

Предполагает устойчивое соединение всех элементов предприятия в единое целое с определенной внутренней структурой, единой системой управления, которые закреплены в учредительных документах предприятия.

4. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени.

Означает возможность приобретать гражданские права, выполнять обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.008 с.)