Вопрос 28.Установление и динамика «равновесной цены» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28.Установление и динамика «равновесной цены»



Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения – только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается сценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупа­ется. Рыночную цену называют еще «ценoй равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Механизм установления рыночной цены нам помогут уяснить рассмотренные ранее графики спроса и предложе­ния. Дело в том, что оба эти графика качественно одно­родны (изображая в каждом случае количество товара в зависимости от уровня цены). Эта однородность и позво­ляет нам совмещать оба графика (см. график 7.5.)

График 7.5. Равновесная цена

Уровень пересече­ния кривых спроса и предложения (точка А) и определяет уро­вень рыночной цены (так называемой «цены равновесия»). Это – действительно равновесная, уравно­вешивающая цена ибо любая иная «точ­ка» означает диспро­порцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предло­жением

Предположим, что цена отклонилась в пользу спроса (точка В). По этой цене число покупателей возрастает за счет тех лиц, которым была недоступна цена на уровне А. Следовательно, возрастает и величина спроса (к ОД добавится ДЕ). Но снижение рыночной цены (с OFдо ОК) уменьшит чисто продавцов за счет тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает даже затраты. В результате, возросшей величине спроса (ОЕ) будет про­тивостоять гораздо меньшая товарная масса (OL). Возни­кает хорошо известное нам явление товарного дефицита (на нашем графике он представлен отрезком LE). Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и искусственно, – именно искусственно, директивно, ибо рынок беспристрастен, – устанавливают более низкую цену, следствием такого «благодеяния» может быть только дефи­цит, разорение производителей, «черный рынок» (ибо на меньшую величину предложения низкая цена приглашает большее количество покупателей), с которыми мы хорошо знакомы.

То же самое произойдет, если цена отклонится в пользу продавцов (точка С). В этом случае число продавцов возрастет за счет тех из них, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастает и величина предложения (к ОД добавится ДЕ). Но теперь повышение рыночной цены (с OFдоOR) уменьшит число покупателей с (ОД до OL) за счет тех, кому эта цена недоступна. В результате возросшей величине предложения (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшее платежеспособное число покупателей (OL). Возни­кает (тоже теперь хорошо известное нам в результате либерализации цен) относительное перепроизводство – товары есть, но по недоступной основной массе покупателей цене. Проигрывают, кстати, и производители, ибо при всем желании покупатели не способны приобрести больше, чем «OL».

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

а) монополизм продавца (или покупателя), искусствен­но удерживающего цену в свою пользу,

б) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее, как правило к дефициту или перепроизводству).

Таким образом, при всем, казалось бы необъятном диапазоне возможных цен они в классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.

Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сто­рон:

а) по горизонтали – преодолением искусственного де­фицита или перепроизводства (механизмы – изменение количества товара),

б) по вертикали – стремление к достижению предельной выгодности (механизм – изменение уровня цен).

Понимание сущности равновесной цены позволяет рассматривать все иные (неравновесные) цены как анома­лию; вот почему экономисты бесконечно носятся с равно­весной ценой, влюблены в нее и видят свою задачу в создании условий, обеспечивающих в рыночной экономике систему стабильных равновесных цен (т.е. на каждом ло­кальном рынке).

1. В модели классического рынка равновесная цена приобретает свойства «автомата»: конкурентно-свободный (негосударственный и немонопольный) рынок посредством конкуренции внутри спроса и внутри предложения, а также между спросом и предложением способен «автоматически», самостоятельно (т.е. без регулирующего вмешательства социальных институтов) установить равновесие цены и, тем самым, «автоматически» преодолевать перепроизводство или дефицит.

2. Конкретные координаты точки равновесия на кон­кретном локальном рынке зависят от величины спроса и предложения на данный товар.

3. Если точка равновесия на данный товар устанав­ливается соотношением ценоуправляемых величин спроса и предложения, то ее перемещение в рамках равновесия опре­деляется изменением и самого спроса, и самого предложения под влиянием неценовых рыночных факторов.

Самое неприятное для всех состоит в том, что точка равновесия может обнаружиться только на рынке, после производства, поэтому кто-то все равно останется «за бортом» Вот почему рыночный талант производителей и потребителей – «угадать» ее. Точка равновесия – самая большая загадка в экономике (и микро –, и макро), ее анализом и предсказанием заняты все экономисты, в ее непредсказуемости, заставляющей «крутиться» производи­телей и потребителей, – истоки жизни экономики. Государ­ственный социализм самонадеянно омертвил эту точку своим «планированием». Между тем постоянное повышение эффективности, обеспечивающее запас рыночной прочности, вот к чему вынуждает «блуждание» точки равновесия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.006 с.)