Основные черты рынка монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта. Ценовая и неценовая конкуренция: преимущества и недостатки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты рынка монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта. Ценовая и неценовая конкуренция: преимущества и недостатки.



Основные черты монополистической конкуренции:

1) Дифференциация продукции

2) Большое количество продавцов

3) Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли

4) Жесткая неценовая конкуренция

 

Монополистическая конкуренция- это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты. Такая конкуренция имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях, где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента. Для данного типа экономики характерно сочетание конкуренции с монопольной властью отдельных фирм на рынке.

Основные признаки:

- малые разеры и многочисленность фирм- на рынке действуют множество фирм, среди которых либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающего преимущества перед мелкими.

- низкие барьеры в условиях монополистической конкуренции позволяют относительно легко основать фирму или покинуть рынок.

- несовершенство информации свойственно не только монополистической структуре рынка: даже при совершенной конкуренции абсолютно полная и точная информация явл. Скорее теоретической абстракцией.

-дифференциация продукта явл. Наиболее характерной и важной чертой рынка монополистической конкуренции. Выпускаемый товар принадлежит к определенной товарной категории, но одновременно отличается от изделий других производителей.

Дифференциация представляет собой качественную разновидность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.

Факторы дифференциации:

-различия в кач-ве

- различия в сервисе

-различия в рекламе

Дифференциация имеет еще один важный аспект: она может служить барьером для вступления в отрасль. Точное повторение удачной разновидности продукта прежде всего связано с дополнительными затратами(изменение технологии, покупка или переналадка оборудования, переход на новые виды сырья), а в случаях, когда фирма использует защищенную патентом технологию и уникальное сырье, оказывается вообще невозможным.

Неценовая конкуренция

Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);

производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);

пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.

 

Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция

происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1.Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2.Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;

3.Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

 

Вопрос 37 олигополия как форма несовершенной конкуренции. Отличительные черты олигополистического рынка

 

Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка.

Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Ее характерные черты:

- Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на

рынках товаров или услуг – эта отрасль называется олигополистической.

- Производство стандартизированных или дифференцированных товаров. Такие продукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовые приборы, компьютеры, сигареты и т.д., являются дифференцированными. На основе такого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную.

- Существуют барьеры для вступления в отрасль. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли. Такими барьерами являются эффекты масштаба и низких издержек.

- Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить. Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.01 с.)