Техника «глиняные каракули» (Р.Френкель) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника «глиняные каракули» (Р.Френкель)



Техника используется для установления тесного контакта между ведущим и участником сессии, особенно эффективна в работе с детьми, испытывающими затруднения и страх перед рисованием, изображением чего-либо.

Описание техники:

Ведущий предлагает участникам по куску мягкой глины. Каждый участник должен попытаться вылепить 4 или 5 любых фигур разной формы, ведущий сам делает то же самое (можно пользоваться разными инструментами). Затем участники меняются фигурками, для того чтобы объединить их каким-либо образом и создать композицию (можно добавлять еще глины). Получив готовые фигуры, участники чувствует себя более уверенно в создании образа. По завершении работы участники рассматривают то, что получилось, и обсуждают свои изделия. После того, как они высохнут, можно продолжить работу на этапе раскрашивания фигур.

Техника «каракулей» (Л.Лоуи)

Техника способствует формированию оптимальной внутригрупповой коммуникативной среды, даёт диагностическую информацию о сложившимся внутригрупповом взаимодействии.

Описание техники:

Ведущий кладет большой лист бумаги на стол, и просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не могут использовать одинаковый цвет. Затем ведущий предлагает участникам быстро нарисовать на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем дорисовывание происходит по очереди. Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения – тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

На следующем этапе происходит обсуждение рисунка

-Что каждый из участников видит в рисунке. Такое обсуждение может сказать очень многое об особенностях каждого участника и том, как люди взаимодействуют друг с другом.

Некоторые особенности рисунка, подлежащие обсуждению: преобладание одного цвета, сюжеты и образы, отражающие взаимоотношение участников в группе; что привнёс каждый участник в рисунок и как его труд повлиял на ход и результат общей работы

В заключении обсуждения участники могут сочинить какую-нибудь сюжетную коллективную историю.

 

2. Катание шара.

· Лепим шар». Лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться.
Психолог включает музыку для релаксации и просит скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

 

Авторская программа занятий по глинотерапии "Волшебная глина"

  • Евтеева Татьяна Николаевна, педагог-психолог

 

I. Пояснительная записка

мыслями, чувствами, ощущениями.

Глинотерапия – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества.

Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровне формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.

Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство.

На основании вышеизложенного, мною была разработана программа по глинотерапии, позволяющая применить психотерапевтические «инструменты» самотерапии.

Цель данной программы: создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с психоэмоциональными расстройствами.

Задачи программы:

  1. способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
  2. оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
  3. оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности;
  4. развивать творческое воображение, фантазию;
  5. развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
  6. помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
  7. развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
  8. способствовать становлению произвольной регуляции поведения;
  9. способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Методы, используемые на занятиях:

  • танцевальные упражнения;
  • упражнения на визуализацию образов;
  • игры;
  • лепка;
  • обсуждение;
  • релаксация.

Программа по глинотерапии «Волшебная глина» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, возраст участников – 7 - 10 лет.
Количество – 10 занятий. Время проведения занятия – 50 мин.
Всего – 8 часов 30 мин.

II. Учебно-тематический план

Занятие № 1
Тема: «Знакомство с глиной».
Занятие № 2
Тема: «Образ из шара».
Занятие № 3
Тема: «Мое настроение».
Занятие № 4
Тема: «Мой человечек».
Занятие № 5
Тема: «Мой страх».
Занятие № 6
Тема: «Мой гнев».
Занятие № 7
Тема: «Моя грусть».
Занятие № 8
Тема: «Моя радость».
Занятие № 9
Тема: «Мой образ».
Занятие № 10
Тема: «Совместная лепка».

III. Содержание занятий

Практические занятия представлены в Приложении 1.

Конспекты занятий № 1, 3, 10 приведены в Приложении 2, Приложении 3, Приложении 4.

IV. Список используемой литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.
2. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.
3. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. – СПб., 2006.
4. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в генштальттерапии. – СПб., 2001.

Использование глины в арт-терапии: психологические и технологические аспекты работы на примере техник скульптурного портрета и автопортрета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.006 с.)