Оценка личности посредством выбора цвета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка личности посредством выбора цвета



Макс Люшер

Физиология цвета

Эксперименты, при которых от людей требовали, чтобы они рассматривали некоторое время оранжевый цвет по тесту Люшера, показали, что этот цвет оказывает на нервную систему стимулирующий эффект: повышается давление крови, ускоряется дыхание и сердцебиение. Поэтому красный цвет оказывает возбуждающее действие на вегетативную нервную систему.

Опыты с темно-синим цветом Люшера показали обратный эффект: падает давление крови, замедляется сердцебиение и дыхание становится медленнее. Итак, темно-синий цвет оказывает «успокаивающее воздействие» на вегетативную нервную систему.

Сердцебиение, деятельность легких, пищеварение, все комплексные процессы организма, которые должны осуществляться непрерывно, без осознанного напряжения, регулируются вегетативной нервной системой.

Развитие зрительного восприятия цвета

Новорожденный ребенок, начинающий «видеть», сначала различает контрасты «светло» и «темно». Потом он учится воспринимать движения, затем он начинает воспринимать образы и формы. Узнавание цвета — это последняя ступень развития.

В 1953 году Бекер обнаружил, что ветвь от нерва ведет от ядра в сетчатке глаза прямо к среднему мозгу и к гипофизу и оказывает влияние на гормональную регуляцию.

Способность различать цвета, узнавать их, обозначать и испытывать их эстетическое воздействие — это всегда функции коры головного мозга.

Можно ли пользоваться тестом Люшера при дальтонизме?

Проверку действенности теста Люшера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, т.е., что частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание.

Тест Люшера

Принятие решения в пользу или против какого-нибудь цвета часто находится под влиянием внешних условий. Если речь идет о выборе одежды, обоев для комнаты или цвета автомобиля, то тогда окончательное решение определяется не только психологическим предпочтением или физической потребностью (хотя и их нельзя исключить), а эстетическими соображениями: моден ли цвет и покрой платья? Подходят ли обои к остальному убранству? И так далее.

В тесте Люшера цвета расположены в последовательности по симпатии, испытываемой к отдельным краскам. Ни в коем случае нельзя спрашивать об эстетической цели или каком-либо применении. То есть важно убедить лиц, подлежащих тестированию, и задающих такие вопросы, в том, что цвета следует выбирать за их собственную красоту, не оценивая их по тому, подойдут ли они в качестве ткани для одежды или обивки для мебели, или для сидений автомобиля.

Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация.

Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них — 73 цветных поля из 25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.

Данная очень сокращенная форма теста известна как «Малый тест Люшера». Она даже приближенно не является столь всеобъемлющей и дифференцированной, как клинический тест, но, тем не менее, приводит к поразительным заключениям. Краткая форма выявляет характерные структуры личности и может направить внимание на психические и физические расстройства. Врачи в США и Европе пользуются клиническим тестом Люшера, но некоторые из-за недостатка времени пользуются только этой краткой формой в качестве вспомогательного диагностического средства с тех пор, как стало известно, что тест Люшера особенно пригоден для выявления физических и душевных расстройств. Тест представляет собой «систему раннего предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.

Врач — это очень занятый человек, у которого почти нет времени для сложных диагностических оценок. При работе с тестом Люшера он без раздумья может поручить запись результатов теста своему помощнику по приему. После небольшой тренировки врач определяет по результатам теста, нормально ли состояние его пациента, или есть признаки, вызывающие тревогу, за которыми следует проследить и дальше.

Ведущий врач, профессор И.Эрбале из университета в Киле говорит в своей статье «Использование цветного теста Люшера во врачебной практике»:

«Мы должны поблагодарить профессора Люшера за открытие психологического значения красок и за создание цветового теста, особым преимуществом которого является простота его применения. Им пользуются мои акушерки в родильном отделении и секретарши в моей практике. Однако толкование цветов — это задача врача.»

Продемонстрировав преимущества теста при ранней диагностике на нескольких примерах, когда другие методы оказались бессильными, он продолжает:

«Тест углубляет понимание врачем психического состояния человека и делает его менее предубежденным. Он дает важные указания, которыми можно пользоваться как при диагностике, терапии, так и при прогнозе определенных болезней. Благодаря надежности и простоте, его можно рекомендовать для повсеместного использования.»

Заведующий медицинской частью, ведущий врач, доктор медицины Вальтер Гре пишет в работе «О тесте Люшера в области медицины»:

«Тест убеждает своей простотой, быстротой его проведения, наибольшей возможностью исключения ошибочных результатов, наглядностью членения и результатами, которые можно многократно соотносить и контролировать, что повышает объективную ценность его применения для получения психовегетативных результатов. Им можно пользоваться как для диагноза состояния, так и для контроля за протеканием лечения.

Для врача особое значение имеет диагноз аффективных и психомоторных настроений, заблуждений, страха и его компенсации, а по данным о состоянии чувств, воли, побуждений и контактов пациента, о его вынужденных реакциях можно сделать существенные заключения о терапевтических мерах.»

Возможность использования тестов для вопросов воспитания является многоплановой. Карехайнц Флеинтхауз и другие проводили многочисленные исследования по этому поводу. А.Кресслер, Рим, исследовал свыше 10000 детей при помощи теста Люшера в Африке, Азии и Европе. Многопланово проверяли использование теста также в области этнологии (Х.Клар; Х. и Н. Дичи), психологии религии (Бекшлаг), геронтологии (Бекшлаг) и в области консультации по вопросам брака (Капциани).

Более того, фирма Люшер-Персонел-Сервис в Лондоне накопила большой практический опыт работы с тестом при профориентации и подбору кадров для промышленности и торговли (Скотт).

Со времени своего появления более двадцати лет тому назад, тест был усовершенствован и уточнен, но в своей основе он не изменился за 20 лет. Оценка была расширена и специализирована, однако теоретические предпосылки к тесту выдержали испытание временем. Нет никаких причин для какой-либо ревизии. Солидная факторно-аналитическая статистика различных институтов теперь, спустя два десятилетия после его создания, обнаружила и подтвердила теорию и надежность теста Люшера.

Функциональная психология

Цветовой тест построен на разработанной профессором Люшером функциональной психологии. В тесте Люшера «Структура» или основное значение цвета остается постоянным. Эта структура определяется как «объективное значение» цвета. Темно-синий цвет означает, например, «покой», безразлично, нравится он кому-либо или нет. Напротив, «функцией» профессор Люшер обозначил «субъективную позицию относительно цвета», которая различна у различных людей. Один может находить определенный цвет приятным, другому он может казаться скучным, третий может относиться к нему индифферентно, тогда как четвертому этот цвет может показаться абсолютно отвратительным.

Подопытная личность избирает цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. Цвет, который нравится ей больше всех, стоит на первом месте. К цвету, который она избирает последним, и который стоит на восьмом месте, она испытывает наибольшее неприятие или наименьшую склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется «функцией».

В начале ряда мы находим цвета, которым отдается решительное предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем зона индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.

Отдельные разряды обозначаются следующими характеризующими знаками:

Сильное предпочтение цвета + (знак плюс).
Симпатия к цвету х (знак умножения).
Безразличие к цвету = (знак равенства).
Неприятие цвета – (знак минус).

Толкование функций

Цвета никогда не меняют свое основное значение — «структура» остается постоянной. Однако их разрядное значение (функция) в цветовом ряду модифицирует толкование. Эти оценки размещены в таблицах далее в этой книге.

Каждая профессия, где пользуются этим тестом, имеет свой профессиональный язык, не только психолог и консультант по вопросам брака, но и психиатр, врач, консультант по вопросам воспитания и криминалист. Каждый мог бы пожелать, чтобы таблицы были составлены на его профессиональном языке. Желательно было бы иметь дополнительно особые формулировки, касающиеся возраста и пола, социальных условий и медицинских диагнозов и психотерапевтических мер. Попытка удовлетворить всем требованиям перегрузила бы таблицы. Поэтому они составлены так кратко, как это только было возможно.

Глава 2
Основные цвета и модификация цвета

Систематика восьми цветов

На восьми карточках находятся кодовые цифры. Тот, кто часто пользуется тестом, должен познакомиться с этими цифрами:

 

Макс Люшер выделил в своем тесте четыре основных цвета и четыре вспомогательных. Именно эти цвета используются для оценки личности посредством выбора цвета в одежде.

  темно-синий, Четыре основных цвета представляют собой четыре основные психические структуры.
  сине-зеленый,
  оранжево-красный,
  светло-желтый,
 
  фиолетовый, Четыре модификации цвета.
  коричневый,
  черный,
  серый.

Пары основных цветов

Если синий (1) и зеленый (2) — оба концентрических — появляются вместе в результате теста, то концентрический приобретает сильный акцент.

Зеленый (2) и красный (3) оба являются автономными (самоопределяющими, влияющими). Если они появляются в тесте вместе, то подчеркиваются инициатива и самоопределение.

Красный (3) и желтый (4) оба являются эксцентрическими (активными) и направленными наружу. Если они стоят вместе, то важными свойствами являются влияние и привлекательность переживаний.

Синий (1) и желтый (4) оба являются гетерономными (определяемыми извне). Если они появляются парой, то усиливаются определение извне и эмоционально подчеркнутая зависимость.

Если такая пара встречается в подобной функции (оба +, х, = или –), то наличествует акцентирование такого соотношения с личностью.

Модификация цвета

Модификация цвета — фиолетовый, коричневый, черный и серый (5, 6, 7 и 8) — относятся к другой категории. Если соблюдать точность, то черный и серый вообще не цвета: черный — это отрицание цвета, а серый в тесте абсолютно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет — это смесь синего и красного, коричневый смешивается из оранжево-красного и черного и выглядит темной, относительно безжизненной краской. Предпочтение, отдаваемое одной из модификаций цвета: черному, серому или коричневому, в большинстве случаев указывает на нарушение.

Глава 3
Значение восьми цветов

Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению — своей структуре — с этой целью в течение пяти лет производились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или «цивилизованных» и «нецивилизованных».

Многие испытывают предубеждение против «психологических тестов» прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим является тест на самом деле.

Эта глава объясняет значение восьми цветов в отдельности, т.е. дает тому, кто пользуется тестом, возможность расширить оценки в таблицах.

Серый цвет (0)

Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет — это нейтральность как субъекта, так и объекта, как внутри, так и снаружи, это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница как ничейная территория, граница как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, «серый — это только территория» в качестве абстракции.

Тот, кто избирает на первое место серый цвет, границу, тот не желает выдавать себя и хочет оградить себя от всех влияний, чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ограждения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным. Тот, кто избирает серый цвет на последнее место, хочет все привлечь в свои границы, что иными может быть воспринято как вмешательство. Он считает серый цвет скучным и изгоняет его безжизненный покой на последнее место в ряду. Он предпочитает все остальные, полные аффекта цвета вместе с их противоречивыми напряжениями, потому что они выражают возбуждающие переживания. Тот, кто отвергает серый цвет, связывает себя из-за собственной готовности к возбуждению и боится быть обойденным. Ему хотелось бы исчерпать все возможности, стремясь достигнуть цели, а вместе с тем и состояния, свободного от возбуждения. Тот, кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны, на зону, компенсационно переоцениваемую, которая представлена цветом, стоящим на первом месте, а с другой стороны — на зону, представленную всеми остальными следующими за серым, девальвированными или вытесненными цветами, или, соответственно, жизненными возможностями.

Даже если серый цвет стоит на третьем месте, то несоответствие между признанными цветами до пограничного серого цвета и последующими цветами все еще остается таким напряженным, что первое и второе места всегда следует оценивать только как компенсации. Цвета, которые при повторных записях теста стоят один раз до, другой раз после серого, то есть их то выставляют перед серой стеной, то, в соответствии с мгновенным состоянием конфликта, снова прячут за нее, такие, сопровождающие серый, цвета заряжены конфликтом, если только серый появляется в первой половине ряда.

По статистике серому цвету принадлежит в среднем шестое место. Он может, не вызывая сомнений, передвинуться на пятое или седьмое место. На всех других местах он обращает на себя внимание. В случае усталости и экзаменационной ситуации он продвигается в перед.

Синий цвет (1)

Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются и трофотропно регулируются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и томлении возрастает потребность в синем. Повышается чувствительность и готовность воспринимать болезненные ощущения. Темно-синий цвет — это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически — это покой, психологически — это удовлетворение.

Удовлетворение — это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: «Синий цвет — это верность». В состоянии единения ощущают особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).

Из основного значения синего цвета можно увидеть под разными углами зрения бесчисленное количество особых значений и возможностей, из которых лишь некоторые были здесь упомянуты. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.

Шеллинг в своей «Философии искусства» пользуется исключительно символами синего цвета, говоря: «Тишина — это то своеобразное состояние красоты, что и покой безмятежного моря». Символически синий цвет соответствует спокойным водам, флегматичному темпераменту, женственности, левой стороне, горизонтальному направлению, гирлянде в почерке. Синее вкусовое ощущение — это сладость (поэтому сахарные головы упаковывали в синее); чувственное ощущение — это нежность, а ее органом является кожа. Определенные аллергические нарушения кожи — экземы — можно связать с нарушениями, касающимися нежности, любви, семейных взаимоотношений. В родственном санскриту языке «пали» темно-синий цвет, которому отдают предпочтение при внутреннем самосозерцании, обозначается единственным словом «пали». Благодаря этому, становится ясным, что уже в древней Индии темно-синий цвет воспринимался как совершенно особый оттенок. Немецкий язык располагает почти непереводимым на другие языки понятием «гемют» (сердечность, душевность, уют) для основного биологического настроения, которое можно выразить при помощи темно-синего цвета. Темно-синий цвет обладает материальной, вещественной полнотой, — ему чаще других отдают предпочтение страдающие ожирением, — и представляет собой удовлетворение и исполнение. Это счастливое воплощение идеала (отсюда синий оттенок романтизма); это праматеринская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотверженность (поэтому у Богоматери Марии синий плащ). Синий цвет представляет собой вечность, а поэтому также и традицию. Если темно-синий цвет отвергают в тесте как неприятный, то потребность в покое и полной доверия привязанности остается неудовлетворенной. Имеющиеся человеческие или профессиональные привязанности отвергаются, потому что они не соответствуют ожидаемому идеалу, и их считают скучными или парализующими. Так как имеющиеся привязанности обременительны для выбирающего и удручающи, то он стремится избегать их.

Отвергать синий цвет — это значит бежать от разрядки и покоя, считая, что не можешь в настоящий момент позволить себе покой, не отказываясь от чего-то важного. Предчувствие говорит, что разрядка и покой могут вызвать ту самую слабость, расслабление, которых так боятся, чаще всего не осознавая этого. Расслабление может как раз и привести к депрессии, которой хотят избежать. Для таких людей синий цвет является не «очаровательным ничем», а угрожающим ничем: так как для них основная потребность в привязанности, которую и представляет собой синий цвет, не воплощается в существенном отношении; часто это отношение к партнеру (в любви); иногда — это отношение к рабочему коллективу или даже к тому месту, где приходится жить. Тот, кто всегда отвергает синий цвет, «лишен умиротворяющего влияния сопричастности», в котором он так нуждается. В результате этого возникает беспокойная и напряженная неугомонность, непрерывное взвинчивание самого себя и поиски возбуждений, чтобы избежать подкарауливающее расслабление или даже депрессии в результате такого образа жизни, лишенного смысла.

При обследовании 5000 курильщиков сигарет выяснилось, что больше половины из них отвергает синий цвет, особенно те, которые курят темные крепкие сорта табака. Здесь, вероятно, возбуждающее влияние курения является оборонительным, и им пользуются, чтобы избежать расслабления. При избыточном воздействии раздражителей (например, телевидение) и неустойчивости, беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что выражается, особенно у детей, в затруднениях, возникающих при учении. Продолжительное возбуждение может привести у взрослых к невротическим заболеваниям органов.

Вытеснение темно-синего цвета, как неудовлетворенной душевной привязанности, может в качестве компенсации способствовать оказанию предпочтения зеленому цвету. Так как зеленый цвет означает самоутверждение, то из-за этого возникает притязание на гордую оппозиционную независимость, с которой часто можно встретиться у молодых людей, желающих освободиться от семейных уз.

Но неприятие темно-синего цвета — как страх перед покоем — часто компенсируется красным цветом, который означает «жажду возбуждающих переживаний». Если неудовлетворенная душевная привязанность использует на первом месте красный цвет в качестве компенсации как «необходимое средство», то из-за этого возникает «страстное» сексуальное опьянение.

Нередко отверженный синий цвет в качестве компенсации требует желтого. Желтый цвет означает «поиски освобождающего выхода». Удручающая неудовлетворенная душевная привязанность требует здесь прежде всего облегчения для устранения депрессии. Неудовлетворенная эмоциональность превращается в безостановочные поиски выхода. Это не только освобождение от душевной ранимости, но и поиски удовлетворяющей гармонии, что может найти выражение, среди прочих иных возможностей, также и в поисках смысла жизни (мировоззрения) или в математическом складе ума.

В среднем, по данным статистики, на синий цвет следует обратить внимание, если он не занимает места с первого по четвертое.

Зеленый цвет (2)

Зеленый цвет с голубым оттенком стал контрольным цветом для определения психологического состояния напряжений. Напряжение психологически выражается как напряжение воли для настойчивости, упорства. Синевато-зеленый цвет — это выражение упорства, твердости, жесткости, и прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, как в самосознании, в качестве принципа представляющего, оценивающего, так и во всех формах самоутверждения и обладания. Обладание повышает уверенность и в особенности самоуверенность. Поэтому зеленый цвет, стоящий на первом месте, указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем ли самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других, причем он желает внушить симпатию при помощи чего-то, чем он сам обладает, и имеющего характер финансовый, телесный или духовный. Зеленый цвет, как напряжение, накапливает возбуждения и в результате этого создает ощущение гордого превосходства, власти, силы и ощущения возможности распоряжаться или по крайней мере руководить. Накопление возбуждения ведет к бесчисленным формам и степеням управления. Сюда относится не только управление побуждениями, но также точный контроль, регистрация и память, ясная диспозиция, критический анализ и последовательная логика вплоть до абстрагирующего формализма.

«Зеленое» поведение может выразиться также и в желании иметь здоровье, и в желании долго жить или лучше, то есть может выразиться в реформаторстве. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает провести свои взгляды в жизнь, — часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание и он желает самоутверждаться вопреки сопротивлению. Тот, кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление (например, как при пекторальных ангинах), как жестокость и принуждение, которых он пытается избежать.

Зеленый цвет на седьмом или восьмом месте означает «освобождение от давления и принуждения», утрату собственной силы к сопротивлению и терпение, и даже страх перед собственным бессилием и перед тем, что это ведет к компенсационному перекладыванию вины на других и к презрению к ним. Неприятие зеленого цвета часто компенсируется синим цветом, потому что он должен внести успокоение и разрядку. Такие люди ищут мирного приюта, где они нашли бы бережное отношение и им не пришлось бы самоутверждаться.

Иногда отвергнутый зеленый цвет компенсируется красным на первом месте. Так как красный цвет означает «возбуждение», а отвергнутый зеленый выражает невыносимое напряжение, которое ведет к нетерпению и утрате самообладания, то отсюда следует импульсивность, которая может вызвать судороги с частичной потерей сознания. Невыносимое напряжение часто компенсируется также предпочтением, оказываемым желтому цвету в качестве поисков освобождающего выхода. Этот побег к свободе является попыткой избежать судорожного состояния и часто вызванного самим собою принуждения со всеми их болезненными последствиями. Но компенсация остается фиктивной и ведет только к суррогату деятельности, как, например, в любви путешествовать и летать.

Зеленый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по четвертое.

Красный цвет (3)

Красный цвет с примесью желтого представляет собой эрготропное физиологическое состояние. Красный цвет повышает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Красный цвет — это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания и всех форм аппетита. Красный цвет — это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет — это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов, вплоть до революционных преобразований. Красный цвет — это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет — это «ударная сила воли» в противоположность зеленому цвету как «напряжению силы воли». По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный вверх, к фаллическим формам и огню, как духовному пламени, например, пламя святого духа троицы. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать и покорить. Красный цвет, в качестве сексуального желания, и синий цвет, как нежное удовлетворение, взаимодополняются и создают эротическую гармонию.

Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. Если красный цвет стоит на седьмом или восьмом месте, то выбравший его ощущает возбуждающую интенсивность красного цвета волнующе и угрожающе, потому что он чувствует в себе недостаток жизненной силы, — например, при изнурении и сердечной недостаточности, — или из-за мучительных конфликтов. Красный цвет на седьмом или восьмом месте означает «предусмотрительно избегать ослабляющего волнения». В качестве компенсирующего внутреннего средства чаще всего появляется на первом месте синий цвет, потому что необходимо усиляющее успокоение. При этом «синяя» привязанность становится болезненной, мазохистской и сопровождается мучительным ощущением из-за неудач в любви.

Редко встречаются тесты, когда отвергают красный цвет, а предпочтение отдают зеленому, так как в состоянии беспомощности можно лишь на короткое время оказаться в состоянии самоутвердиться при помощи зеленого напряжения воли. Всегда такой выбор производят, например, тогда, когда пациент пытается волевым усилием побороть вегетативные расстройства.

Чаще всего выбирают желтый цвет на первое место для компенсации ослабляющего волнения. Желтый цвет означает «поиски освобождающего выхода». Часто и этот выбор является кратковременным, так как он отражает картину сомнений.

Красный цвет привлекает к себе внимание, если он не стоит на местах с первого по третье.

Желтый цвет (4)

Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и воздействует поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным и тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает. Так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции: кровяное давление, учащает пульс и дыхание аналогично тому, как это делает красный цвет, но неизмеримо лабильнее. Главной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во все стороны яркость, невесомая веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение и релаксацию. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

Если желтый цвет выбирают на первое место, тогда он свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах, начиная от сексуального приключения и до идеологий, обещающих идеальное состояние в конце, всегда ориентировано в будущее.

Всегда, если в ряду из восьми цветов зеленый и желтый стоят рядом друг с другом и образуют одну группу, то напряжение и освобождение объединяются с целью непосредственного освобождения от напряжения и нейтрализующего уравновешивания напряжения.

Тот кто предпочитает зеленый и желтый, тот нуждается в немедленном признании; он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение так, чтобы напряжение (+ зеленый) могло бы разрядиться (+ желтый).

Зеленый цвет — это настойчивость, желтый — это изменения. Зеленый — это напряжение, желтый — это разрядка. Между этими полюсами лежат конфликты, которые произрастают на почве неудовлетворенности. Здесь борются «зеленые» честолюбие, самоутверждение и престижные претензии против «желтого» стремления к переживаниям, наполненного ожиданием счастья. Если зеленый цвет добивается преимущества, то также и гладкая мускулатура оказывается в подчинении у постоянного принуждения, так что это может проявиться в виде спазм желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистой системы, то есть в виде патологических нарушений. Так как напряжение является невыносимым, то чаще всего эти больные отвергают зеленый цвет, тогда как желтому компенсационно отдают предпочтение из-за желания освободиться от спазматического состояния.

Если желтый цвет стоит на седьмом или восьмом месте — это разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Из-за серьезности настроения в таком случае яркость и нематериальность, легкость желтого цвета воспринимаются как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может прийти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение, поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении и недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, то можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т.е. внушающим страх отсутствием, по крайней мере для существенной части жизни.

Желтый цвет на седьмом или восьмом месте означает «предохранение себя от разочарования, от потери и изоляции».

Компенсации многообразны. Часто на первое место избирают синий цвет. Это показывает, что существует потребность в покое и привязанности, как средствах для удовлетворения. Неприятие желтого цвета и одновременно предпочтение, отдаваемое синему цвету, отражают болезненную привязанность, которую можно встретить у многих людей. Этот вид любви часто бывает отмечен чертами мазохизма.

Безнадежность может также компенсироваться стремлением к уверенности и утверждению. В этом случае на первом месте в качестве необходимого средства стоит зеленый цвет.

Если на первом месте стоит красный цвет, то как можно более интенсивные переживания, особенно сексуальные опьянения, должны способствовать забвению разочарования и изоляции.

Желтый цвет обращает на себя внимание, если он не стоит на местах со второго по пятое.

Фиолетовый цвет (5)

Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, то есть из красного цвета, как у импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а потому — это выражение идентификации. Такая идентификация — это, деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз это и является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом. Фиолетовый цвет — это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство, как недифференцированность и нерешенность. Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75% отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Тангоники и Гао и индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету. Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности (Эрбеле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы, и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.069 с.)