Тема 14. Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности



Краткий план лекции:

14.1. Бухгалтерская отчетность и требования к ее формированию

14.2. Состав и содержание бухгалтерской отчетности

14.3. Отчетный год, адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

14.4. Консолидированная отчетность

 

- 14.1 -

Отчетность представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих результаты работы организации за отчетный период, составленных на основе данных бухгалтерского учета. Поэтому в бухгалтерском учете составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса и играет большую роль в управлении организацией. Согласно законодательству, бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в соответствии с требованиями следующих законодательных и иных нормативно-правовых актов:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ – регулирует основные положения организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации с 01.01.2013 года. Отчетным периодом признается, как и раньше, календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Следует отметить, что по новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Напомним, что согласно п. 5 ст. 13 действующего Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (ч. 11 ст. 13 Закона № 402-фФЗ).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98г. № 34 (с последующими изменениями и дополнениями), в котором определены основные правила составления и предоставления отчетности;

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99г. № 43н. Настоящее положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных учреждений и бюджетных организаций. Здесь рассматриваются правила оценки статей отчетности, требования, предъявляемые к ней, состав баланса предприятия, отчета и прибылях и убытках, пояснений к балансу, а также определена публичность бухгалтерской (финансовой) отчетности и указывается, в каких случаях отчетность подлежит аудиту;

Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» № 66н от 02.07. 2010 г. В приказе устанавливается право организации разрабатывать собственные формы отчетности с учетом особенностей ее деятельности. В данном документе также приведены образцы форм бухгалтерской отчетности.

Значение бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней. Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает невозможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйственной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Если такая сопоставимость отсутствует, то данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат корректировке. При этом следует руководствоваться положениями, установленными действующими нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В этом методологическое единство показателей отчетности. Сама корректировка и методика ее проведения должна быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин корректировки.

Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, то есть она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно-правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника. Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.

Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций. Цель такого сравнения – выявить тенденции развития фирмы. Однако при использовании его нельзя избежать принципа ограничения полезности информации, а это может оказать влияние на формирование неправильных выводов.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается, прежде всего, показателей, носящих справочно-информационный характер.

Оформление – следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление отчетности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации – в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.

- 14.2 -

Годовая бухгалтерская отчетность включает:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- приложения к указанным документам (отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств).

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей – учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с ПБУ 4/99. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.

Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением бюджетных) состоит из следующих форм:

Бухгалтерский баланс – включает пять разделов:

1 – Внеоборотные активы (сюда входят данные о нематериальных активах, основных средствах, доходных вложениях в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложениях);

2 – Оборотные активы (рассматриваются запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторская задолженность, наличие денежных средств);

3 – «Капиталы и резервы (здесь указывают размер уставного, добавочного, резервного капитала и прочих собственных источников организации);

4 – Долгосрочные обязательства;

5 – Краткосрочные обязательства.

Каждый раздел включает ряд подразделов и конкретных статей.

Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах) – имеет большое значение, так как включает все необходимые показатели финансовых результатов деятельности организации в целом и суммы, их составляющие. ПБУ 4/99 выделяет и требует раскрывать, как минимум, выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг; проценты к получению, доходы от участия в других организациях; прочие доходы и расходы.

Отчет об изменениях капитала – характеризует размер и структуру капитала и резервов организации, а также содержит справочные данные о чистых активах организации и полученных суммах финансирования.

Отчет о движении денежных средств – содержит сведения о потоках денежных средств (поступления, направления денежных средств) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода в разрезе видов деятельности: текущей, финансовой и инвестиционной. В конце отчета приводятся справочные данные о движении наличных денег.

Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (Пояснения) – оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г. В них приводится наиболее существенная информация, содержащаяся в формах годовой отчетности, краткая характеристика деятельности организации, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие на финансовые результаты организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, то есть финансовая информация, полезная для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении предприятия. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет также изменения в своей учетной политике на предстоящий год.

В составе пояснений также представляется аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

- 14.3 -

Отчетным годом при составлении финансовой отчетности для всех организаций является год календарный, то есть период времени с 1 января по 31 декабря включительно. Исключение составляют вновь созданные организации, для которых первый отчетный год определяется следующим образом:

если организация создана до 1 октября – отчетным годом считается период с даты ее государственной регистрации до 31 декабря текущего года;

если организация создана после 1 октября включительно – отчетным годом признается период с даты государственной регистрации и до 31 декабря следующего за текущим годом.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до момента государственной регистрации организации, также включаются в состав ее бухгалтерской отчетности за первый финансовый год.

Промежуточная (месячная и квартальная) отчетность составляется нарастающим итогом с начала года.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям (участникам) организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, кредитным учреждениям и иным пользователям отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации (кроме бюджетных) обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не определено законодательством.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или по дате фактической передачи по принадлежности.

- 14.4 -

Под консолидированной финансовой отчетностью в соответствии с федеральным законом № 208-ФЗ от 27.07. 2010 «О консолидированной финансовой отчетности» понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Данный Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации;

3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

Представление годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным статьей 4, на русском языке.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона № 208- ФЗ.

Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением: если организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно-признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

 

Контрольные вопросы к теме 14:

1. Дать определение бухгалтерской отчетности.

2. Перечислить, какие формы входят в состав годовой отчетности организации.

3. Определить категории лиц, являющихся внешними пользователями бухгалтерской отчетности.

4. Перечислить требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.

5. Охарактеризовать, каким образом определяется первый отчетный год для вновь созданных организаций.

6. Перечислить, какие организации должны составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность.

 

Рекомендуемая литература к теме 14:

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие для вузов. Гриф МО. Издательство: Юрайт. Серия: Основы наук. Социально-экономические, 2011 г. – 955 с.

2. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит: пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 306 с.

3. Домбровская Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. – М.: Издательство: ПРИОР. Серия: Только лучшие книги, 2011. – 96 с.

4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник. –3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011. – 656 с.

5. Черненко Н.Ю. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2011 г. – 476 с.

6. Тумасян Р. З. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2010. – 470 с.

Интернет-ресурсы к теме 14:

1. http://businessuchet.ru/

2. http://consensus-audit/ru/audit-info/article/buxgalterskij-finansovyij-uchet/

3. http://dist-cons.ru/modules/study/accounting1/default.html

4. http://fictionbook.ru/author/yuliya_anatolevna_daraeva/

5. http://financepro.ru/

 


Тема 15. Основное содержание и назначение управленческого учета

Краткий план лекции:

15.1. Понятие управленческого учета, его предмет и объекты

15.2. Метод и способы управленческого учета

15.3. Принципы и функции управленческого учета

15.4. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета

15.5. История развития управленческого учета

15.6. Управленческие решения в системе управленческого учета

15.7. Основы бюджетирования деятельности организации

 

- 15.1 -

Управленческий учет – система управления прибылью и издержками. Управленческий учет обеспечивает информацией внутренних пользователей (руководителей структурных подразделений и др.) для анализа хозяйственной деятельности, контроля, планирования.

Содержание управленческого учета определяется целями управления: оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Становление управленческого учета произошло на базе производственного учета, поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство и калькуляция себестоимости готовой продукции (работ, услуг).

Таким образом, управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности. В управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемый в этот сегмент бизнеса.

Виды центров ответственности:

· центр инвестиций;

· центр прибыли;

· центр доходов;

· центр затрат.

Центр инвестиций – это подразделение, руководитель которого отвечает а затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность вложений во внеоборотные средства. Задача центра инвестиций – достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, быстрая его окупаемость, увеличение рыночной стоимости организации. Управление затратами здесь осуществляется с помощью операционного бюджета, отчетности о его исполнении, информации о движении денежных потоков.

Центр прибыли – представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Их руководители имеют возможность контролировать все компоненты деятельности, от которых зависит величина прибыли: объемы производства и продаж, цены, затраты.

Центр доходов (продаж) – это производственное подразделение, менеджеры которого отвечают за доход (выручку) в денежном выражении и не отвечают за расходы (затраты) за выпущенную, реализованную продукцию. Сюда относится, например, отдел оптовых продаж.

Центр затрат – представляет собой подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты. Он обладает наименьшими управленческими полномочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты. Другими словами, центром затрат является то структурное подразделение организации, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов. Формирование центров затрат следует на основе изучения и анализа организационных и технологических особенностей организации. Они могут работать в двух направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее реализовать одну из двух задач:

1. получить максимальный результат при определенном заданном уровне вложений;

2. довести до минимума вложения, необходимые для достижения заданного результата.

Таким образом, если обобщить мнения современных авторов о содержании управленческого учета, то они могут быть сведены к следующим пяти тезисам:

1. прогнозирование, нормирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости; прогнозирование, планирование и учет периодических расходов отчетного периода;

2. планирование и учет долгосрочных (фиксированных) расходов на инвестиционную деятельность;

3. планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам и центрам ответственности;

4. формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала;

5. система управленческого учета создается для управления конкретной организацией и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами.

Отсюда следует, что управленческий учет – это новая комплексная отрасль знания, объединяющая несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ и ряд других. В этом заключается его преимущество, так как именно на стыках наук возникают новые технологии.

Важнейшей особенностью управленческого учета является то, что он связывает процесс управления с учетным процессом. Предметом управления является процесс воздействия на объект. Управление воздействует на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля. Именно эти функции выполняет управленческий учет.

Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством, состоящая из двух их групп:

1. производственные ресурсы, обеспечивающие труд работников в процессе хозяйственной деятельности организации;

2. хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности хозяйственную деятельность организации.

В состав производственных ресурсов входят:

§ основные средства – это средства труда (машины, оборудование, транспортные средства и др.);

§ нематериальные активы (право пользования землей, стандарты, товарные знаки и т. д.);

§ материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

Эти ресурсы в управленческом учете представлены производственными запасами на складах организации и в процессе их движения по стадиям производственного цикла.

Ко второй группе объектов управленческого учета относят следующие виды деятельности:

§ снабженческо-заготовительную – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими процессами;

§ производственную – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций;

§ финансово-сбытовую – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; контроль качества выпускаемой продукции;

§ организационную – создание организационной структуры организации; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью.

Как отмечалось выше, предметом управленческого учета является производственная деятельность центров ответственности (сегментов организации), поэтому иногда управленческий учет называют учетом по центрам ответственности или сегментарным учетом. Однако отождествлять эти два понятия неправомерно, поскольку сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого учета.

Сегментарный учет можно определить как систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений организации.

На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля организации. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность. На основе информации сегментарного учета и отчетности администрация организации может принимать различные управленческие решения, например, о целесообразности разукрупнения или укрупнения бизнеса.

В современных условиях контрольный аспект бухгалтерского учета выдвигается на первый план, все более приобретая не государственный характер, а внутреннюю направленность, связанную с поиском и мобилизацией резервов повышения эффективности производства. Учет, не используемый для контроля, бесцелен, а контроль, не основанный на данных документального учета, беспредметен.

Основная задача управленческого контроля – обеспечение согласованности поставленных задач, когда интересы каждого отдельно взятого сотрудника совпадают с интересами всей организации. Высоко значение учета по сегментам бизнеса. На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля организации. Взаимосвязь управленческого контроля организации с сегментарным планированием, учетом и отчетностью показаны в рис. 5.

Принятие управленческих решений
Управленческий контроль
Информационное обеспечение управленческого контроля
Сегментарное планирование
Сегментарный учет
Сегментарная отчетность

 

Рис. 5. Взаимосвязь управленческого контроля организации с сегментарным планированием, учетом и отчетностью

 

Первым шагом на пути формирования в организации системы управленческого контроля является сегментарное планирование – разработка схем бюджетов и смет для структурных подразделений. Сегментарное планирование является одной из составляющих системы информационного обеспечения управленческого контроля. В качестве других составляющих является сегментарный учет и сегментарная отчетность.

Информационное обеспечение – это сбор, обработка и передача информации, используемой менеджерами для планирования и контроля за ходом деятельности вверенных им подразделений, измерения и оценки полученных результатов. Эта информация регулярная, своевременная, емкая, простой формы и проста в восприятии.

Информационное обеспечение в системе управленческого контроля предполагает:

· идентификацию затрат и результатов с деятельностью конкретного структурного подразделения;

· персонализацию учетных документов;

· составление менеджерами смет на будущее и отчетов о результатах деятельности за отчетный период.

Следствием управленческого контроля является принятие менеджерами адекватных управленческих решений по функционально вверенным им структурным подразделениям.

Вся рассматриваемая система является прерогативой бухгалтерского управленческого учета, поэтому его содержание следует трактовать шире, чем собственно учет.

Производственный учет является предшественником бухгалтерского управленческого учета и сегодня призван следить за издержками производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами и прогнозами, выявлять возможные резервы экономии. Основными разделами современного производственного учета являются:

· учет издержек по видам, который показывает, какие группы издержек возникли в организации в процессе производства продукции (работ, услуг) в отчетном периоде;

· учет издержек по местам их возникновения позволяет распределять их между подразделениями организации (центрами ответственности), в которых они были осуществлены;

· учет издержек по носителям предполагает определение всех издержек, связанных с производством единицы конкретной продукции или выполнением определенного заказа.

Только в рамках производственного учета удается рассчитать себестоимость единицы продукции, приходящуюся на нее прибыль и уровень рентабельности. Информация производственного учета необходима менеджерам для принятия оперативных производственных решений. Следовательно, бухгалтерский управленческий учет включает производственный учет, который является базой бухгалтерского управленческого учета. Его надстроечная часть включает бюджетирование, управленческий контроль и управленческий анализ деятельности организации и ее сегментов, принятие оперативных управленческих решений, а также составление внутренней отчетности.

Управленческий учет пересекается с финансовым в части учета издержек. Различие лишь в методах учета затрат: в первом случае речь идет об аналитическом учете, а во втором случае – о синтетическом.

Взаимосвязь различных видов учета представлена на рис. 6.

 

Б
Г
А
В
бюджетирование
Управленческий контроль
Управленческая отчетность
Управленческий анализ
Внутренняя сегментарная отчетность
Б – финансовый учет Г – налоговый учет А – производственный учет В – управленческий учет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.126 с.)