Тема 2. Предмет, объект и метод бухгалтерского учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Предмет, объект и метод бухгалтерского учета.



ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Бухгалтерский учет» изучает деятельность любого экономического субъекта, которая складывается из последовательности хозяйственных операций, составляющих в совокупности производственно-финансовый цикл.

Разнообразие видов деятельности для обеспечения эффективности функционирования экономического субъекта нуждается в постоянном контроле, учете и систематизации. Достижение указанных целей возможно посредством организации на предприятии системы бухгалтерского учета, которая как раз и будет с количественной и качественной стороны охватывать все факты хозяйственной деятельности.

Целью изучения дисциплины является решение следующих задач:

1) получение студентами знаний по теории бухгалтерского учета, а также об особенностях организации учета отдельных видов имущества и обязательств;

2) усвоение основных понятий и принципов ведения бухгалтерского учета;

3) изучение методологии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств, собственного и заемного капитала организации;

4) знакомство с системой документирования хозяйственных операций;

5) изучение системы сбора и обобщения информации, необходимой для составления бухгалтерской отчетности.

В результате изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» студенты должны уметь:

§ формировать самостоятельное мнение по решению вопросов по отражению хозяйственных ситуаций в соответствии с действующими нормативными актами;

§ производить сбор информации, учетную регистрацию и ее обобщение с целью составления бухгалтерской отчетности и использования ее для принятия управленческих решений;

§ реагировать на изменения в организации учета, вытекающие из особенностей функционирования конкретного предприятия;

§ формировать представления об основных направлениях развития системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, семинарских и практических занятий, а также тестирование, самостоятельную проработку основной и дополнительной литературы. В процессе изучения дисциплины студенты должны ознакомиться с рекомендованной литературой, в которой изложены вопросы тем дисциплины.

Учебная программа по дисциплине «Бухгалтерский учет» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 


2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. Содержание и функции бухгалтерского учета

Краткий план лекции:

1.1. Хозяйственный учет и его виды. Учетные измерители

1.2. Особенности бухгалтерского учета, его задачи, функции, принципы ведения

1.3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

1.4. История развития бухгалтерского учета

 

- 1.1 -

Эффективное управление финансово-хозяйственной деятельностью любого экономического субъекта требует достоверной информации о конкретных фактах его хозяйственной деятельности, позволяющей принимать обоснованные и рациональные управленческие решения. Получение требуемых для управления данных происходит через систему хозяйственного учета организации. Функционирование учетной системы экономического субъекта строится по определенному алгоритму, включающему четыре этапа.

Первым этапом является наблюдение. Именно оно может дать общее представление о совершаемом хозяйственном явлении. Информацию, получаемую посредством наблюдения для использования ее в системе хозяйственного учета необходимо выражать в определенных цифровых показателях для придания ей сопоставимости, то есть измерять. Таким образом, вторым этапом хозяйственного учета является измерение – оно придает количественное выражение совершаемой хозяйственной операции. Затем количественные показатели следует зарегистрировать, для того чтобы обеспечить их сохранность и возможность использования бухгалтерскими работниками. Поэтому третьим этапом хозяйственного учета является регистрация фактов хозяйственных операций в установленных учетных документах и регистрах. То есть, четвертым этапом хозяйственного учета являются обработка и анализ данных.

Следовательно, хозяйственный учет представляет собой количественное выражение и качественную характеристику (наблюдение, измерение и регистрация) фактов хозяйственной деятельности, их группировку и обобщение.

Сама система хозяйственного учета неоднородна и содержит в себе три подсистемы, различающиеся в зависимости от характера информации, формируемой в каждой из них:

1. оперативный учет;

2. статистический учет;

3. бухгалтерский учет.

Оперативный учет ведется для повседневного текущего руководства и организацией непосредственно на рабочих местах, то есть в первичных производственных подразделениях, носит локальный характер и может не выходить за рамки производственного подразделения. Специфическая его черта – это оперативность получения и использования данных о хозяйственных событиях. Источниками информации здесь могут выступать как данные первичных учетных документов, так и данные, представленные в устной форме. Посредством оперативного учета административно-управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов, об объемах производства продукции, производственных запасах на складе и т.п.

Статистический учет рассматривает явления, которые носят массовый характер. Статистика, как наука, собирает и обобщает информацию о социально-экономических явлениях и перспективах их развития. Поэтому задача статистического учета – это сбор ряда определенных показателей производственно-хозяйственной деятельности и предоставление их в органы государственной статистики для дальнейшей обработки.

Посредством бухгалтерского учета получают данные о наличии имущества организации и источниках его формирования, использовании средств, финансовых результатах деятельности экономического субъекта. Данные бухгалтерского учета предназначены для предоставления как внешним пользователям (инвесторам, налоговым органам), так и для внутреннего использования персоналом организации.

В соответствии сдействующим законодательством бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В зависимости от группы пользователей, для которых формируются учетные данные, бухгалтерский учет подразделяется на:

§ финансовый учет;

§ управленческий учет;

§ налоговый учет.

Финансовый учет аккумулирует данные, в основном, для внешних пользователей – учредителей, инвесторов, контролирующих структур – по основным видам хозяйственных средств и обязательств организации. То есть он включает учетную информацию о затратах и доходах организации, величине дебиторской и кредиторской задолженности, составе и структуре имущества, объединенную в ряд установленных законодательством отчетных форм.

Управленческим называют такой подвид бухгалтерского учета, в котором формируются данные, необходимые для приятия управленческих решений внутри фирмы. Основанием управленческого учета являются учет затрат и исчисление себестоимости произведенной продукции. Информация управленческого учета представляет собой коммерческую тайну и не подлежит разглашению.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Цель его – это обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между организацией и государственным бюджетом.

Реализация любого из подвидов хозяйственного учета требует количественной оценки фактов хозяйственной деятельности, осуществляемой посредством использования учетных измерителей. Учетный измеритель представляет собой единицу измерения того или иного объекта хозяйственного учета экономического субъекта. В настоящее время в зависимости от цели отражаемой в учетной системе информации и ее пользователей учетные измерители классифицируются на три группы:

1. натуральные (количественные);

2. трудовые;

3. стоимостные (денежные).

Натуральные (или количественные) измерители предназначены для отражения в учете имущества организации в натуральном выражении (литры, кубометры, штуки, гектары и т.д.) и используются только для учета однотипных объектов, вследствие чего не позволяют получать обобщенные показатели, характеризующие разнородные виды имущества. Натуральные измерители используются, преимущественно, для отражения материально-производственных запасов хозяйствующего субъекта, контроля их сохранности, производства и сбыта продукции.

Трудовые измерители применяют для фиксации количества затраченного рабочего времени, выраженного в рабочих днях, часах, минутах, и сопоставления длительности и производительности различных производственно-хозяйственных процессов. Они предназначены для нормирования труда, учета выработки и начисления заработной платы.

Денежные (или стоимостные) измерители (рубли, копейки) используются для измерения неоднородных видов имущества и хозяйственных процессов и обобщения их в сводной денежной оценке. Подобные измерители универсальны, так как с их помощью можно отразить разнородные активы, а, следовательно, их можно применять для обобщения всех данных. Денежные измерители необходимы, например, для исчисления себестоимости продукции, расчета финансовых результатов организации, подведения итогов хозяйственной деятельности.

- 1.2 -

Каждая организация в соответствии с действующим законодательством обязана вести бухгалтерский учет. Учетная система при этом должна быть построена так, чтобы обеспечить решение следующих задач:

1. формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершаемых хозяйственных операциях;

2. предупреждение и устранение непроизводительных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств, независимо от причин их возникновения;

3. предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям законодательства, обо всех участках деятельности организации;

4. своевременное предоставление бухгалтерской отчетности внутренним и внешним пользователям.

Решение указанных задач обеспечивается рядом особенностей, присущих бухгалтерскому учету. Во-первых, учету подвергаются все без исключения факты хозяйственной деятельности организации, имеющие денежное выражение. Во-вторых, учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется хронологически непрерывно. И, в-третьих, каждая хозяйственная операция должна быть оформлена установленной формой бухгалтерского документа. Таким образом, к особенностям бухгалтерского учета относят сплошной и непрерывный характер его ведения, а также документальное оформление хозяйственных операций с периодическим обобщением данных текущего учета в виде составления установленных форм отчетности.

Бухгалтерский учет экономического субъекта выполняет пять указанных ниже функций:

1) контрольная функция – ведение бухгалтерского учета гарантирует контроль за сохранностью, наличием и движением хозяйственных средств организации, за правильностью и своевременностью ее расчетов с государством и его структурами;

2) информационная функция – одна из основных, так как данные бухгалтерского учета представляют собой источник информации для всех подразделений экономического субъекта и внешних пользователей. При этом информация должна отвечать требованиям достоверности, объективности, своевременности и оперативности;

3) функция обеспечения сохранности собственности – реализуется посредством систематического проведения инвентаризаций имущества и обязательств в целях сопоставления учетных данных с данными фактическими и выявления отклонений в них;

4) функция обратной связи – заключается в использовании бухгалтерской информации внутри самой организации в целях принятия эффективных управленческих решений и обеспечения эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

5) аналитическая функция – с помощью анализа бухгалтерских данных производится выявление резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Надо отметить, что достижение указанных задач бухгалтерского учета и выполнение возложенных на него функций, обеспечиваются соблюдением ряда законодательно установленных для бухгалтерского учета принципов:

1. принцип денежного измерения – в отчетных формах и бухгалтерских документах информация должна быть представлена в денежных (стоимостных) измерителях;

2. принцип двойной записи – заключается в регистрации результатов любой хозяйственной операции в виде изменения одновременно в двух объектах бухгалтерского учета;

3. принцип обязательного документирования – состоит в том, что каждая хозяйственная операция организации должна быть оформлена установленным первичным бухгалтерским документом;

4. принцип непрерывности деятельности – подразумевает, что организация не намерена прекращать свою деятельность в будущем или существенно сокращать масштабы производства;

5. принцип автономности – в бухгалтерском учете и отчетности данные по организации представляются обособленно от данных других экономических субъектов;

6. принцип разумной осторожности – заключается в отражении в бухгалтерском учете активов и доходов по наименьшей из возможных стоимостей, а затрат и расходов – по наибольшей;

7. принцип взаимоувязки – хозяйственные операции подлежат отражению в учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они реально произошли;

8. принцип последовательности – организация может самостоятельно выбирать методы и способы ведения учета с условием соблюдения их в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для их изменения;

9. принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не раскрываться в отчетности обособленно, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету:

§ документальное оформление хозяйственных операций;

§ сопоставимость отчетных данных с плановыми;

§ точность;

§ полнота и своевременность;

§ ясность и доступность;

§ экономичность и рациональность, то есть стоимость получения информации всегда должна быть меньше стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации.

- 1.3 -

Системой нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право разработки нормативных документов, в целом регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, предоставлено Министерству финансов РФ, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов) и методических указаний по учету отдельных видов имущества и обязательств. Законодательные акты, разработанные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации. Кроме того, правом разработки нормативных документов, носящих рекомендательно-разъяснительный характер, наделены отраслевые министерства и ведомства.

В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1-й уровень представляют законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие основные положения по организации бухгалтерского учета:

§ Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

§ с 01.01.2013г. – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.;

§ Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 27.10.2008 г.

2-й уровень – это национальные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и утвержденные Министерством финансов РФ:

§ ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н;

§ ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 24.10.2008г. № 116н;

§ ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 27.11.2006 г. № 154н;

§ ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н;

§ ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н;

§ ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н;

§ ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 25.11.1998 г. № 56н;

§ ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства, условные активы», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 13.12.2010 г. № 167н;

§ ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н;

§ ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33н;

§ ПБУ 11/2008 «Информация связанных сторонах», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.04.2008 г. № 48н;

§ ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 08.11.20010 г. № 143н;

§ ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000 г. № 92н;

§ ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 27.12.2007 г. № 153н;

§ ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 107н;

§ ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от02.07.2002 г. № 66н;

§ ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. № 115н;

§ ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. № 114н;

§ ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002 г. № 126н;

§ ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2003 г. № 105н;

§ ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н;

§ ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 28.06.2010 г. № 63н;

§ ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 02.02.2011 г. № 11н;

§ ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2011 г. № 125н;

§ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. № 34н;

§ Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории РФ»;

§ Приказ Министерства финансов РФ от 25.11.2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»;

§ Приказ Министерства финансов РФ от 22.11.2011 г. № 156н «Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности».

3-й уровень включает методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии Министерства финансов РФ и отраслевых министерств и ведомств, носящие, в основном, рекомендательно-разъяснительный характер:

§ План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н;

§ Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49;

§ Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 г. № 91н;

§ Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 г. № 119н;

§ Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 г. № 64н и т.п.

4-й уровень – это рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации. Они отражают особенности построения учетной системы конкретного экономического субъекта и не должны противоречить нормативным документам высших уровней регулирования.

- 1.4 -

Фактически, зачатки бухгалтерского учета начали возникать еще до нашей эры при появлении первого счетного прибора – абак (500 лет до н. э.), когда отмечались первые факты регистрации событий хозяйственной деятельности. Однако зачастую моментом возникновения бухгалтерского учета как отрасли знаний и инструмента регулирования хозяйственной деятельности считается 1494 г., когда Лукой Пачоли был опубликован «Трактат о счетах и записях», определивший основные понятия бухгалтерского учета и методики его ведения.

В дальнейшем, в истории развития бухгалтерского учета, как и любой другой науки, можно выделить несколько направлений, называемых школами.

Итальянская школа была представлена трудами Дж. Росси, Э. Дегранжа и др. и ориентировалась на юридическую направленность учетного процесса, то есть на первоочередной контроль деятельности ответственных лиц. Так, главное значение здесь придавалось учету деятельности кладовщиков, прав и обязанностей физических и юридических лиц – корреспондентов организации. И практически не велся учет отдельных видов материальных ценностей, и не осуществлялось обобщение данных об имуществе организации.

Представители французской школы (Ж.-Б. Демарше, Ж. Прудон и др.), считали главной целью бухгалтерского учета исчисление эффективности хозяйственной деятельности организации, а не непосредственный контроль за сохранностью материальных ценностей. Именно представители данного направления бухгалтерской науки сформировали в дальнейшем основные положения политической экономии.

Немецкая школа (Ф. Гюгли, И.-Ф. Шер и др.) придавала большое значение процедурным вопросам организации бухгалтерского учета – составлению бухгалтерского баланса, алгоритму учетного процесса и учетных записей. В рамках данной школы были выведены модели активных и пассивных бухгалтерских счетов, понятия дебета и кредита и т.п.

Американская школа появилась хронологически позднее все остальных и полагала, что бухгалтерский учет, в первую очередь, должен представлять собой инструмент управления персоналом. К представителям американской школы относились основоположники управленческого учета – Г. Эмерсон, Ч. Гариссон и др., разработавшие модели учета затрат «стандарт-кост» и «директ-костинг», а также понятия «центров ответственности». Таким образом, с точки зрения последователей американской школы, бухгалтерский учет представлял собой, прежде всего, учет для управления.

В дальнейшем, при развитии единой макроэкономической системы представления отдельных школ в отношении бухгалтерского учета интегрировали друг в друга и в настоящее время основные его положения единообразны для любой страны.

Един и всем известный и популярный герб бухгалтеров, разработанный еще Жаном-Батистом Демарше и представляющий собой сочетание трех предметов: солнца, весов и бесконечной математической кривой Бернулли. Каждый из предметов на гербе символизирует какую-то особенность бухгалтерского учета:

1. солнце – освещение посредством бухгалтерского учета всех сторон деятельности организации;

2. весы – равновесие имущества и обязательств организации, выражающееся через балансовое равенство;

3. кривая Бернулли – бесконечность бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы к теме 1:

1. Дать определение бухгалтерского учета и указать его основные отличия от оперативного и статистического видов учета.

2. Привести примеры собственного и заемного видов капитала.

3. Назвать ученого, которого принято считать основоположником бухгалтерского учета.

4. Описать герб, бухгалтерского учета и раскрыть смысл изображенных на нем предметов.

 

Рекомендуемая литература к теме 1:

1. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит: пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 306 с.

2. Жуков В. Н. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2013. – 336 с.

3. Кондраков Н. П., Кондраков И. Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. – М.: «Проспект», 2012. – 280 с.

4. Печерская Г. Основы бухгалтерского учета: конспект лекций. – М.: «А-Приор», 2011. – 176 с.

5. Турищева Т. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. – М.: «Феникс», 2013. – 307 с.

 

Интернет-ресурсы к теме 1:

1. http://studentu-vuza.ru/osnovyi-buhgalterskogo-ucheta/konspekt-lektsiy/soderzhanie-i-funktsii-buhgalterskogo-ucheta.html

2. http://szags-exams.ru/soderzhanie-i-funktsii-buhgalterskogo-ucheta/

3. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook075/book/index/index.html?go=part-004*page.htm

 


Тема 13. Учетная политика

Краткий план лекции:

13.1. Понятие учетной политики и требования к ее формированию

13.2. Структура и содержание учетной политики

13.3. Учетная политика для целей налогового учета

 

- 13.1 -

Согласно действующему законодательству, учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. То есть, это внутренний бухгалтерский документ, определяющий все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, для которых нормативными документами не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных альтернатив.

Нормативное регулирование составления учетной политики, ее документального оформления, содержания и структуры осуществляется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, а также положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организаций, а ответственность за формирование учетной политики возложена на главного бухгалтера, непосредственно подчиняющегося руководителю. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Однако при ее разработке организации обязаны руководствоваться требованиями действующего законодательства в отношении правил ведения бухгалтерского учета. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

ü организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие и т.п.);

ü отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность);

ü масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работников, стоимость имущества организации);

ü организационная структура управления и структура бухгалтерской службы;

ü финансовая стратегия организации;

ü материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники);

ü степень развития информационной системы в организации;

ü уровень квалификации бухгалтерских работников.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. При ее формировании разрабатываются и утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

3) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, в состав которых, как правило, входят рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, разработанные формы первичных учетных документов, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Министерством финансов РФ и т.п.

Способы ведения учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения. Согласно законодательству изменение учетной политики может производиться в случаях:

§ изменения законодательства Российской Федерации;

§ изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

§ разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

§ существенного изменения условий деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

- 13.2 -

Как правило, учетная политика организации для целей бухгалтерского учета включает в себя два раздела:

1) организационно-технический;

2) методический.

В организационно-техническом разделе определяются общие требования и подходы к организации бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта:

§ организация ведения бухгалтерского учета – устанавливаются способ ведения учета, степень его централизации, структура бухгалтерской службы;

§ форма бухгалтерского учета – определяется, какая из существующих форм учета (автоматизированная, журнально-ордерная и др.) будет использована в деятельности организации;

§ технология обработки учетной информации – зависит от степени автоматизации учетных процессов;

§ порядок проведения инвентаризаций – должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций;

§ организация системы внутреннего контроля – устанавливается форма его осуществления в организации (контрольно-ревизионная служба или подразделение внутреннего контроля, деятельность которых регламентируется соответствующим положением);

§ порядок документооборота – разрабатывается план-график документооборота, как правило, в табличной форме и утверждается в приложении к учетной политике;

§ рабочий план счетов бухгалтерского учета – включает в себя перечень синтетических, аналитических счетов и субсчетов, применяемых организацией в ее деятельности.

Методический раздел учетной политики определяет совокупность методов оценки активов и обязательств, признания доходов и расходов организации и методы калькулирования себестоимости. Этот раздел учетной политики всегда бывает объемным, и именно он определяет правила учета в организации. Рассмотрим более подробно, какие основные моменты подлежат отражению в методическом разделе учетной политики.

1) Методика учета основных средств. Здесь организации следует определить порядок формирования первоначальной стоимости объектов, порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по объектам основных средств, а также порядок учета расходов на ремонт объектов.

2) Бухгалтерский учет нематериальных активов. В этом разделе учетной политики организации необходимо определить: порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по нематериальным активам (с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов» или без него).

3) Учет материально-производственных запасов. В данном подразделе учетной политики должны быть конкретизированы следующие позиции:

определение единицы материалов (номенклатурный номер или партия);

§ оценка поступающих материалов;

§ учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;

§ оценка отпускаемых в производство материалов;

§ создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

4) Учет затрат на производство и исчисление себестоимости продукции (работ, услуг). Здесь следует предусмотреть классификацию затрат по отношению к процессу производства на основные и накладные с их подразделением по следующим элементам:

1. оплата труда;

2. отчисления на социальные нужды;

3. материальные затраты;

4. амортизация основных средств;

5. прочие затраты.

5) Учет кредитов и займов. В учетной политике должны быть отражены порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную, а также порядок признания и отражения организацией процентов по полученным займам и кредитам.

6) Классификация и порядок признания организацией доходов. При составлении данного подраздела необходимо учитывать, что доходы организации, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и учитываются обособленно на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Приведенный перечень элементов, подлежащих раскрытию в методическом разделе учетной политики, не является исчерпывающим и каждая организация вправе расширять их, дополняя другими подразделами.

- 13.3 -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.233.223.189 (0.141 с.)