Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологические типы профилактикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровни профилактики подразделяются на индивидуальный, семейный, групповой, популяционный (или социальный) и системный. Индивидуальная и семейная профилактика базируется на медико-генетических профилактических мероприятиях при участии медицинских учреждений, центров планирования семьи, медико-генетических консультаций. Этот уровень включает в себя также онтогенетическую профилактику (назначение фолиевой кислоты в период беременности снижает частоту мутаций в онтогенезе; назначение специально подобранных гомеопатических препаратов во время беременности может ликвидировать вредные конституциональные факторы у плода). Стратегия социально-групповой профилактики охватывает такие аспекты, как юридический (законы о профилактике, принудительное лечение венерических больных и алкоголиков), санитарная охрана, гигиеническая охрана, гигиеническое нормирование и валеологическое образование (цепочка «врачи – педагоги-население»). На этом уровне проводится работа со средствами массовой информации, разработка профилактических программ, отрабатывается технология проведения массовых мероприятий («Дней здоровья»). Системная профилактика включает в себя все уровни. Для конкретного человека она объединяет метаболическую, физиологическую и психологическую профилактику, а также профилактику конкретного заболевания. Разработка профилактических программ. Профилактические программы подразделяются на образовательные, которые работают на групповом уровне, и комплексные, действующие на уровне популяции. При этом образовательные программы, как правило, являются частью комплексных программ. Разработка профилактических программ осуществляется в несколько этапов. 1-й этап. Анализ проблемы – актуальность вопроса, распространенность проблемы, уже имеющиеся наработки по данному вопросу, контингент, наиболее приемлемые источники информации, наличие необходимых сил и средств. 2-й этап. Разработка концепции – определение цели, задач, разработка стратегии (подходов к решению проблемы) и тактики (методологии) вмешательства. 3-й этап. Разработка финансирования – составление списков потребностей и уже имеющихся ресурсов, определение источника финансирования. 4-й этап. Составление плана действий, разработка и издание соответствующих приказов. 5-й этап. Реализация программы. 6-й этап. Оценка программы – оценка реализации программы, оценка самой профилактической программы, оценка ожидаемого положительного эффекта, оценка ожидаемого отрицательного эффекта, неожидаемый положительный эффект. В завершение составляются отчёты, содержащие все указанные оценки. Первый из них составляется сразу после окончания проведения программы, второй – спустя некоторое время для оценки отложенного эффекта. Разработка групповой или образовательной профилактической программы начинается со сбора информации (методом опроса или дискуссии) о конкретных установках, наличии или отсутствии навыков, имеющихся конструктивных препятствиях, после чего составляется список литературы и средств, которые будут использоваться в процессе обучения. Образовательные программы кроме лекций обязательно должны содержать практические занятия. Для каждой конкретной образовательной программы разрабатываются информационные материалы, которые могут быть представлены на стендах, раздаваться в виде листовок и других форм в процессе обучения (в том числе на лекториях) и при проведении различных акций. Дизайн информационных материалов должен пройти тестирование и соответствовать возрасту и другим характеристикам группы. Для оценки эффективности образовательной профилактической программы используются такие формы, как зачёт и экзамен. Работа по гигиеническому воспитанию в медицинских учреждениях должна предусматривать три направления:
Планированием и организацией работы по гигиеническому воспитанию и её методическим обеспечением должен заниматься врач-валеолог или заместитель главного врача. Каждый заведующий отделением отвечает за проведение гигиенической работы в своём отделении. В учреждениях здравоохранения должны быть специальные (желательно промышленные) стенды по ЗОЖ для крепления информационных материалов. Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах, Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению: • повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска; • повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья; • формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; • формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов; • формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек); • формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления. Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже). Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации. Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников. Численность пациентов в группе не более 8-10 человек. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению. Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем. Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом). Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам. «Школах здоровья» в образовательных учреждениях Забота о сохранении здоровья детей - задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве стало создание особого вида государственных образовательных учреждений - «Школа здоровья», в которых высокое качество образования не препятствует обучающимся сохранять и даже приумножать ресурсы своего здоровья. В Москве «Школы здоровья» начали активно формироваться с 2000 года. На 1 января 2009 года статус «Школа здоровья» имели 98 государственных образовательных учреждений. За 10 лет существования таких ОУ сложились три направления в организации их деятельности:
· «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе, в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Психолого-педагогический подход к созданию таких «Школ здоровья» связан с опорой на медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, здоровьесберегающие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Для решения задач по здоровьесбережению в этих школах выбраны такие пути: разукрупнение классов, организация 3-разового питания, дополнительное каникулярное время, введение «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий, включение в учебный план 3 уроков по физической культуре.
· «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы, используя технологии, продиктованные психолого-педагогическим подходом, взаимодействуя с детскими поликлиниками, использовали достижения современной науки, позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами. При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса. · «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов. Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения. В таких «Школах здоровья» создано собственное медицинское подразделение. Оказание медицинской помощи обучающимся осуществляется в объеме, соответствующем задачам, решаемым педагогическим коллективом. Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания. В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу. Важный показатель деятельности «Школы здоровья» - отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Показательный результат работы в этой области - то, что здоровьесберегающая среда «Школ здоровья» и проводимая профилактическая работа позволяет снизить количество пропущенных учебных дней по болезни на одного ребенка. В «Школах здоровья» накоплен положительный опыт психологического сопровождения образовательного процесса, обеспечения разноуровневой подготовки обучающихся, созданы различные службы психолого-медико-социального сопровождения (мониторинговая, психолого-педагогическая поддержка, медицинское сопровождение, социальная реабилитация). Большое внимание в таких школах уделяется профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся «группы риска». Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлены на обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Активно расширяется добровольческое движение, которое охватывает детей и подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни в среде сверстников. Оценка и контроль деятельности государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» в большинстве случаев основываются на результатах мониторинга здоровья обучающихся. Мониторинги природного зрения, осанки и объединяющий их полифункциональный саногенетический мониторинг физиологического состояния организма оснащены приборными комплексами и экспертными системами. В отличие от диспансеризации, которая лишь констатирует наличие тех или иных заболеваний у ребенка, школьным мониторингам свойственно оперативное прогнозирование возможных рисков, в том числе и образовательных, их адресная коррекция. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс «Школ здоровья» позволило успешно реализовать образовательный процесс для детей-инвалидов, в том числе и ранее находящихся на надомном обучении. В настоящее время в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» обучаются 635 детей-инвалидов. Многолетний опыт работы «Школ здоровья» позволяет сформировать представление: · о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий; · о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения; · о потребности школ в обеспечении специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы. Выбор пути, по которому в каждом конкретном случае строит свою работу педагогический коллектив, создавая «Школу здоровья», зависит как от установок и предпочтений педагогов, так и от конкретных условий обучения. При создании образовательных учреждений такого вида необходимо учитывать состояние здоровья и реальные потребности детского населения, развивать на их базе форму инклюзивного образования. На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам,образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач: 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков 3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки,приобретаются базовые физическиекачества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Существует много факторов, влияющих на здоровье ребёнка, это: Развитие здравоохранения -10% Экология - 20% Наследственность - 20% Образ жизни - 50% Таким образом, существует фактор, который полностью зависит от самого человека! Учеными доказано, что здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Образ жизни - это совокупность способов форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу. Здоровый образ жизни - это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: "Кто такой здоровый человек? " А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом. Детский сад – это коллектив. А коллектив это тесная сплоченность. Здесь совместные эмоции, но и совместные болезни. По этому, по первому же признаку появления симптомов заболеваний срочно нужно бить тревогу и принимать все профилактические цели не только для заболевшего ребенка но для всего коллектива в целом.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.013 с.) |