Механизмы кратковременной и долговременной памяти. Запоминание, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы кратковременной и долговременной памяти. Запоминание,



Сохранение, извлечение, воспроизведение информации. Элементы обучения.

Внимание.

Память - сохранение информации о раздражителе после прекращения его действия.

Кратковременная память – это процесс хранения информации (возбуждения нейронов); Долговременная – это уже преобразования нейронов, изменение их свойств. В многочисленных экспериментах удалось установить, что существует и промежуточная память, которую рассматривают как процесс перехода кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс называется консолидация. Исследования механизмов памяти проводятся долго и интенсивно, однако до сих пор нет единой теории памяти, существуют лишь гипотезы, каждая из которых подтверждена и

экспериментами, и клиническими наблюдениями.

 

1. Кратковременная память:

До 10 мин, объем невелик; Если пеpеданная от pецептоpов инфоpмация пpивлекла внимание пеpеpабатывающих стpуктуp мозга, то в течение пpиблизительно 20-30 секунд мозг будет обpабатывать и интеpпpетиpовать ее, pешая вопpос о том, насколько важна эта инфоpмация и стоит ли пеpедавать ее на долговременное хранение.

2. Долговременная память:

Энграмма памяти. Длительность неограниченна, может сохраняться в течение всей жизни, объем неограничен. Информация, при необходимости, может легко воспроизводиться. Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в воспроизведении из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность воспроизведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах может воспроизводиться.

Механизмы памяти обеспечивают:

· фиксацию текущей информации

· ее хранения в виде следов (энграмм)

· воспроизведение (вспоминание) по мере надобности.

Предполагается, что в основе различных видов памяти лежат различные, хотя и взаимосвязанные, механизмы (физиологические, биохимические, структурные и др.). Судя по морфологическим и электрофизиологическим данным, механизмы кратковременной памяти состоит, возможно, в реверберации возбуждения в замкнутых цепях нейронов, нейрональных комплексах. Высказывается также мнение о значении посттетанического потенциации, которая сопровождается повышением эффективности синаптической проведения возбуждения. Аргументом в пользу такой точки зрения служат данные о продолжительности посттетанического потенциации, которая в некоторых возбуждающих синапсах может длиться несколько часов.

Несколько сложнее и менее изучены механизмы долговременной памяти. Результаты исследований показали, что только ДНК и РНК, белки и их комплексы с сахарами и липидами, можно рассматривать, как кандидатуры на «молекулы памяти», поскольку они:

· берут участие в кодировке большого объема информации (примерно 3-Ю8 бит);

· лабильные (их молекулы способны изменять свойства под влиянием информации, подлежащей запоминанию);

· стабильные (молекулы могут хранить информацию или ее воспроизводить в течение всей жизни). Доказано, что РНК-зависимый синтез белков является условием консолидации и формирования долговременной памяти. Были выделены специфические белки и полипептиды, содержание которых в нейронах и глиальных клетках при выработке новых поведенческих навыков ощутимо увеличивается. К ним относятся полипептид скотофобин и др. Влияние ингибиторов на синтез специфического белка ведет к нарушению памяти. Все это указывает на важную роль системы РНК - белок в обеспечении памяти человека и животных. Длительная память предполагает также устойчивые структурные изменения на клеточном уровне - в соответствующих синапсах.

Таким образом, в основе этих двух видов памяти лежат различные, хотя и взаимосвязанные механизмы. Кратковременная память обеспечивается нейродинамическими, биоэлектрическими процессами, долгосрочная - допускает устойчивые изменения на клеточном (в области синапсов и т.д.), субклеточном и молекулярном (в молекулах РНК, глюкопротеидах др.) уровнях.

 

Элементы обучения:

Обучение -процесс, заключающийся в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта. Это возможно благодаря свойствам памяти.

 

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Свойство: избирательность - внимание к одному есть одновременно невнимание к другому. Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта.

физиологическая основа внимания — наличие в коре области оптимального возбуждения и торможения других участков (по закону индукции нервных процессов). Этим создаются такие условия, при которых устраняется или ослабляется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 4036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.006 с.)