Закон предложения и его иллюстрация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон предложения и его иллюстрация



Неценовые факторы спроса

Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса.

Совокупность неценовых факторов может проявлять себя в условиях изменяющихся.Однако их анализ удобнее осуществлять при условии ценовой стабильности.

К неценовым факторам спроса относятся:

  • Денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
  • Вкусы потребителей. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса.
  • Ожидаемые в будущем цены. Как правило, связано с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем. Так, например, в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период.
  • Цены взаимосвязанных (взаимозаменяемых или взаимодополняемых) товаров. Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар – это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин).
  • Экономическая политика правительства. Прямое или косвенное налогообложение, социальные пособия.
  • Реклама. Являясь одним из двигателей торговли, реклама так же влияет на спрос. Грамотно проведенная рекламная компания способствует увеличению спроса на данную услугу или товар. Например, при одинаковой цене на одну и туже марку автомобиля один автосалон предлагает своим покупателям при покупке автомобиля зимнюю резину в подарок в качестве рекламной акции. Тем самым, обеспечивая больший приток клиентов, нежели соседний салон, который подобной рекламной акции не проводил.
  • Число покупателей (конкуренция потребителей) Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к сокращениюспроса.

Эластичность спроса — степень чувствительности (реакции) субъектов со стороны спроса на изменение цены того блага, которое намечено приобрести.5

Эластичность это понятие, характеризующее наличие взаимосвязи двух величин. Оно отражает степень реакции одной величины в ответ на изменение другой. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

По своей природе категория «эластичность спроса» отражает реакцию потребителей (купить или отказаться) на изменение рыночной ситуации в отношении того блага, на которое нацелено его внимание.

Согласно неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается в русле двух параметров – цены продаваемого блага и дохода покупателя. В связи с этим используются два понятия «эластичность спроса по цене» и «эластичность спроса по доходу».

2 Понятие предложения. Закон предложения. Неценовые факторы. Эластичность предложения.

«Предложение» означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги.

Величина предложения – это количество товара и услуг, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.

Предложение — это объем и номенклатура находящегося на рынке и готового поступить в продажу массива товаров, о поставке которых идет речь. Различают:

1) предложение отдельного объекта или группы близких товаров, поставляемых отдельной фирмой, — индивидуальное предложение;

2) поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами, — совокупное предложение объекта;

3) поставки всех товаров, поступающих на рынок, — совокупное предложение общества.

Эластичность предложения

Эластичность предложения — это степень изменчивости объема поставок товара в зависимости от сдвигов в каком-либо из обстоятельств, воздействующих на величину его предложения (от изменения цены или какого-либо из неценовых факторов). Эластичность определяется отдельно по каждому фактору, влияющему на объем предложения, ибо их воздействие может быть не просто различным по силе, но и разновекторным.

Количественно эластичность предложения определяется через коэффициент. Коэффициент эластичности представляет собой частное от деления процентного изменения предложения на процентное изменение того фактора, степень воздействия которого на поставки оценивается. Например, если ставка налога на прибыль возросла на 20%, вследствие чего предложение снизилось на 10%, то тогда коэффициент эластичности предложения соответствующего товара равен 0,5 [10%: 20%] (по фактору налогового бремени).

По числовому значению коэффициента различают три степени изменчивости предложения:

О когда коэффициент больше единицы, предложение считается эластичным;

2) если коэффициент меньше единицы — неэластичным;

3) равен единице — эластичность предложения называют единичной.

Как и при расчете коэффициента эластичности спроса, тут тоже не учитывается направленность изменения в сторону уменьшения или увеличения, т. е. отрицательное или положительное значения сдвигов. Учитывается только абсолютный размер изменчивости.

Эластичность предложения может различаться по разным товарам в зависимости от одного и того же фактора, влияющего на его величину. Это обусловлено, прежде всего, тем, что:

во-первых, степень загрузки производственных мощностей по различным видам продукции может быть неодинаковой, следовательно, возможность большего наращивания поставок окажется (при прочных равных условиях) там, где недогрузка значительнее;

во-вторых, сроки отдачи реальных капиталовложений в разных отраслях существенно дифференцируются. Например, отдача инвестиций во многих производствах легкой промышленности и сферы услуг, не говоря уже о торговле, происходит заметно быстрее, чем в большинстве подотраслей машиностроения, металлургии и добывающей промышленности.

Понимание закона предложения и механизма воздействия на объемы поставок неценовых факторов позволяет ориентироваться в переменах, происходящих на рынке. Правда, для того чтобы, базируясь на этом понимании, строить более или менее надежные прогнозы, нужно не только иметь достоверную информацию о возможном поведении всех обстоятельств, влияющих на предложение, но и знать, как оно взаимодействует со спросом.

3. Рыночное равновесие. Рыночные ситуации, отличные от равновестного.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 1).

Выше были рассмотрены спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Таким образом, рыночное равновесие — состояние экономики, при котором количество спрашиваемого товара при заданной цене на него равно количеству данного предлагаемого к реализации товара по соответствующей цене. Зону экономического пространства, в котором присутствуют интересы и продавцов, и покупателей, называют экономической областью. В реальной жизни сделки по купле-продаже товара могут осуществляться по любой цене, ограниченной ценой спроса сверху и ценой предложения снизу. Реальная цена сделки будет зависеть от многих дополнительных факторов:

– от соотношения сил (когда речь идёт о господстве на рынке продавцов (монополии), естественно, сделки будут заключаться по завышенной цене, при обратной ситуации — господстве покупателя (монопсонии) — наоборот, сделки будут заключаться по наименьшей цене; если нет определённого соотношения сил, то цены м.б. установлены в любом диапазоне);

– от нерациональности поведения из-за недостаточной информированности и отсутствия опыта у участников сделок. На всём пространстве существует только одна устойчивая точка, т.е. такое равновесие, когда ни одной из сторон не выгодно менять положение. В точке равновесия происходит оптимизация рыночного поведения.

Цена, при которой количество предложенного на рынке товара равно количеству, на который предъявлен спрос, называется равновесной, а соответствующий этой цене объём товара — равновесным количеством. Равновесная цена устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, Это оптимальная цена. Если цена на рынке меньше равновесной, налицо нехватка товара, т.е. дефицит; при цене выше равновесной происходит затоваривание за счёт наличия нереализуемой продукции. И в том и в др.случае рыночный механизм оказывает давление на цены сверху или снизу и устанавливает цену на уровне равновесной.

4 Потребительское равновесие: сущность, условия формирования оптимального потребительского набора (ординалистский подход).

Потребительское равновесие: сущность, условия, модель (ординалистский подход).

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно выяснить кто такой потребитель, потребитель – это экономический субъект, действующий в сфере потребления и самостоятельно принимающий решения. Он удовлетворяет потребности, отдавая определенное количество денег.

Ординалистическая теория поведения потребителей –исходит из допущения, что полезность количественно измерить нельзя, а можно только наблюдать отношения предпочтения.

Само направление Ординализма характеризуется отрицанием возможности измерения предельной полезности, так как это чисто субъективное восприятие или ощущение полезности, которое невозможно измерить количественно.

В данном подходе потребитель не измеряет полезность различных товаров, онупорядочивает все товарные наборы по их предпочтительности.

Для того чтобы высказывание было более понятно, дадим определение предельной полезности, предельная полезность – это добавочная, или приростная, полезность, извлекаемая потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции.

Для выяснения удовлетворения потребителя в сторону увеличения или уменьшения, вводится определение «ординальной» (порядковой)полезности. С ее помощью, возможно, определить динамику изменения предельной полезности, но невозможно измерить ее в абсолютных величинах. Ординалистский подход дает возможность сравнения и упорядочения товарных наборов с точки зрения их предпочтительности и составляет возможность присвоения полезностям товарных наборов численных значений. В данный период времени преобладает ординалистский подход, ане кардиналистский.

Однако сама идея ординализма получила широкое распространение после появления работ английского экономиста Дж. Хикса в 1939 году и в 1956 году.

Нахождение равновесия для потребителей у ординалистов, сводится к нахождению максимума полезности, хотя и не в виде абсолютной предельной полезности, а лишь в виде отношений предельных полезностей друг к другу, выраженных в формешкалы предпочтений.

Этот подход основывается на построении двух кривых:

Кривая безразличия — линия, точки которой отражают продуктовые наборы с одинаковой полезностью для потребителя.

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей.Изображение нескольких кривых безразличия в одной системе координат называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов.

 

Свойства кривых безразличия:

1. никогда не пересекаются

2. чем удаленнее кривая безразличия от начала координат, тем вышеполезность ее продуктовых наборов. Наборы, соответствующие точкам на кривых безразличия находящихся дальше от начала координат более предпочтительны для потребителя, чем наборы на кривых безразличия ближе к началу координат.

Наборы, соответствующие точкам на одной и той же кривой безразличия равноценны.

Таким образом, кривые безразличия отображают полезность продуктовых наборов, но не учитывают ограничения припокупке товаров.

Линия бюджетного ограничения — линия, точки которой отражают доступные для потребителя продуктовые наборы, исходя из стоимости товаров и доходов покупателя. Выбор потребителя осуществляется посредством совмещения линий бюджетного ограничения с картой кривых безразличия

5. Потребительское равновесие в графической модели (кардиналистский подход).

Равновесие потребителя

Модель поведения потребителя предполагает, что покупатель стремится получить наивысший уровень полезности, т.е. максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении.

Для определения максимального уровня удовлетворения потребностей потребителя необходимо совместить бюджетную линию и карту кривых безразличия на одном графике. Мы практически совмещаем потребности потребителя и его возможности. Максимизация достигается в точке, в которой бюджетная линия является касательной к кривой безразличия. Эта точка является точкой потребительского равновесия.

На рис. 6.9. представлена графическая интерпретация потребительского равновесия

На рис. 6.9 мы используем модель, чтобы определить выбор потребителя относительно недельного потребления апельсинов и яблок в рамках своего бюджетного ограничения.

Максимальная полезность, достигаемая при данном бюджете, обеспечивается набором в точке Е с координатами Qх1, Qу1. Это и есть выбранный потребительский набор. Ни одна из других комбинаций не доставит потребителю большей полезности при данном доходе.

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которые максимизируют полезность приданном бюджетном ограничении. Это есть равновесие в том смысле, что при известных предпосылках модели, как только потребитель получает такой набор, у него нет больше стимула менять его на другой.

Можно показать равновесие потребителя с помощью предельной полезности, исходя из предположения, что ее можно количественно измерить. Каждый потребитель стремится повысить свою общую полезность, а значит использовать и распределить доход так, чтобы предельная полезность от израсходованной денежной единицы на тот или иной товар была одинаковой.

Общее условие равновесия потребителя (принцип равной полезности) указывает, что потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, что их предельные полезности в расчете на доллар (рубль, франк и т.д.) должны быть равными.

Если МUx – предельная полезность товара X, МUy – предельная полезность товара Y, Рx – цена товара X, Рy – цена товара Y, то вышесказанное можно определить формулой:

Например, если предельная полезность товара Х (скажем корзина яблок) равна 100, а его цена 10 долл., предельная полезность товара Y (скажем корзина апельсинов) – 50, а его цена 5 долл., то предельная полезность на доллар будет в обоих случаях равна 10. Это уравнение показывает, что при этих условиях потребитель не может переместить ни цента на другой товар и повышать его полезность.

Данное уравнение можно преобразовать:

Это уравнение отражает установление равновесия, когда потребитель сделал все возможное, чтобы максимизировать свой выбор, свою полезность. Ведь когда он приходит на рынок, то сталкивается с огромным количеством цен, ему приходится регулировать свой выбор, отдавать предпочтение товарам таким образом, чтобы их предельная полезность на один доллар (на одну денежную единицу) были равны.

Например, как потратить 4 доллара в буфете, где потребителю предлагают лишь два товара: пирожное по цене 2 долл. за штуку и сок по цене 1 долл. за стакан (таблица 6.4).

Таблица 6.4 – Принцип максимизации полезности, усл.ед.

Единица Продукта МU пирожного МU сока
     

Рассчитываем предельную полезность на 1 доллар и вносим данные в таблицу 6.5.

Таблица 6.5 – Принцип максимизации полезности, на 1 долл.

Единица Продукта МU пирожного МU сока
     

По правилу максимизации полезности оптимальный набор – 1 пирожное и 2 стакана сока (МU последних единиц этих товаров в расчете на 1 доллар равны). Сначала потребитель покупает 1 стакан сока – у него самая высокая полезность (истратил 1 долл.). Далее он может приобрести 1 пирожное и второй стакан сока – они равноценны, (истратил еще 3 долл.). Потратив 4 доллара, потребитель приобрел набор общей полезностью 48 единиц. Любая другая комбинация дает меньше величины общей полезности. Таким образом, теория потребительского выбора является основой всеобъемлющей теории принятия решений. Данная теория предоставляет возможность понять, что влияет на решения, принимаемые потребителями, работниками и получателями правительственных субсидий. Теория также полезна при анализе воздействия налогов на поведение потребителей и при анализе поведения людей, когда они выступают как продавцы.

кардиналистский (количественный)

  • К.Менгер
  • Е. Бем-Баверк
  • И. Бентам
  • Г. Голен

правило максимизации полезности

В теории предельной полезности существуют два направления, точнее, два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский. Исторически и методологически кардинализм предшествует ординализму.

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были К. Менгер (1840–1921), Ф. фон Визер (1851–1926), Е. Бем-Баверк (1881–1953).

Изучение теории полезности следует начать с кардиналистских позиций. К тому же в последнее время некоторые западные экономисты пытаются реанимировать кардиналистский подход.

Закон убывающей предельной полезности гласит: п мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Согласно второму закону Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.

При устойчивой тенденции падения предельной полезности увеличение числа покупок не приносит потребителю дополнительного удовлетворения, поэтому покупательский спрос на товар будет уменьшаться.

Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя.

Данная тенденция помогает глубже познать закон спроса.

Как известно, покупатель потребляет много продуктов и для каждого из них вышеназванный закон действует. Совершенно очевидно, что потребитель будет приобретать в первую очередь те товары, которые обладают большей полезностью, до тех пор, пока предельные полезности потребляемых им продуктов не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет чуть выше предельных полезностей других товаров, потребитель будет отдавать предпочтение ему. Когда же предельные полезности всех потребляемых им товаров сравняются, сложится как раз необходимая ему одному структура расходов. Сам же потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Значит, условием равновесия потребителя считается равенство предельных полезностей приобретаемых им продуктов. Правило максимизации полезности в соответствии со сказанным заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размеры доходов.

6. Динамика общего, среднего и предельного продукта, отдача от масштаба.

Рис.3. Равновесие фирмы.

Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

Рис. 1 Отличия рыночного спроса и спроса для конкурентной фирмы

1. Валовой (совокупный) доход (TR) - это общая выручка от продажи всего объема продукции.

2. Средний доход (AR) - это валовой доход в расчете на единицу проданной продукции:

AR = TR/Q. (1)

3. Предельный доход (MR) - это прирост валового дохода, являющийся результатом продажи еще одной единицы продукта:

MR = DTR/DQ. (2)

Графически зависимость динамики пересчитанных показателей от объемов производства представлена на рис. 2.

 

 

Р TR

AR=MR=P

 

Q

Рис. 7.2. Валовой, средний и предельный доход конкурентной фирмы

Валовой доход конкурентной фирмы будет возрастать прямо пропорционально объему продаж. Цена за единицу товара, средний и предельный доход в условиях конкурентного рынка всегда будут равными между собою.

Выяснение общих признаков конкурентного рынка и особенностей функционирования на нему фирмы и формирование ее доходов дает достаточно оснований для разработки модели выбора фирмой объемов производства, которые обеспечивают ей максимальный доход. Такая модель имеет свою специфику для краткосрочного и долгосрочного периодов. Поэтому рассмотрим эти две ситуации в отдельности.

Таблица 7.3

Модель принятия решений по максимизации выгоды конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Вопрос Первый подход Второй подход
1. Стоит ли производить? Да, если ТR>TC, или TC – TR < FC Да, если Р >AVC
2. Какой объем стоит производить? ТR - TC - max TC - TR - min MR = MC
3. Получит ли фирма экономическую прибыль? Да, если ТR>TC, нет, если ТR<TC Да, если Р >AТC, нет, если Р <AТC

1. Предполагаем, что приспособление отрасли к потребностям рынка в долгосрочном периоде происходит путем привлечения в область новых производителей или их выхода из отрасли.

2. Предполагаем, что все фирмы в отрасли имеют одинаковые или очень близкие кривые издержек, что дает возможность говорить об определенной средней, типичной фирме.

Р

S D1 D3 D2

P1

P3

P2

Q

Рис. 5. Изменение рыночной цены под влиянием изменения предложения

Пусть рыночная цена на стулья установилась на уровне 147 грн. (Р1), что дает возможность типичной фирме в отрасли получать экономическую прибыль. Как поведут себя в этом случае предприниматели других отраслей? Логическим будет спрогнозировать, что они попробуют переориентировать свою деятельность на производство стульев, поскольку оно приносит не только нормальную, но и экономическую прибыль. Как известно, под влиянием увеличения количества производителей кривая рыночного предложения переместится вправо, что приведет к снижению рыночной цены равновесия (рис. 5). Поэтому вступление в отрасль новых производителей ликвидирует экономическую прибыль.

Если цена снизится до уровня Р2, то типичная фирма не сможет получать экономическую прибыль. Более того, она столкнется с проблемой убытков (рис. 6), поскольку цена будет ниже, чем минимальный уровень средних издержек. В долгосрочном периоде начнется отток фирм из этой отрасли в те, где есть возможность получить хотя бы нормальную прибыль. Сокращение количества производителей уменьшит рыночное предложение, что приведет к установлению нового уровня цен. Поэтому массовый отток фирм из отрасли ликвидирует убытки.

Р, C MC ATC

 

AVC

Р1

Р3

Р2

Q

Рис. 6. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Такие приплывы и отливы капитала в отрасль приведут к установлению, в конечном счете, цены, которая будет обеспечивать лишь возмещение минимальных средних издержек производства, то есть типичная фирма будет получать нормальную прибыль, но не сможет иметь экономическую. Это дает возможность сформулировать общий вывод относительно достижения фирмой равновесия в додолгосрочном периоде: после того, как все долгосрочные приспособления завершены, то есть когда достигнуто долгосрочное равновесие, цена продукта будет полностью отвечать точке минимума средних совокупных издержек фирмы, и производство придется на эту же точку.

11. Типы рынков с несовершенной конкуренцией, их признаки, практические примеры.


Типы рынков несовершенной конкуренции

Для лучшего понимания и более тщательного изучения механизма необходимо рассмотреть существующую классификацию структур. Существуют следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

  1. Чистая монополия.
  2. Олигополия.
  3. Дуополия.
  4. Монополистическая конкуренция при дифференциации продукции.

В современных условиях не могут существовать только рынки несовершенной конкуренции или свободного товарооборота. Сегодня отмечается смешение элементов разных структур.

Чистая монополия

Она представляет собой абстракцию, ситуацию, которая практически невозможна в действительности. Тем не менее в ряде секторов существуют рынки несовершенной конкуренции, близкие к чистой монополии. В широком смысле она представляет собой такую схему организации, при которой количество продавцов становится настолько малым, что каждый из них уже не может оказывать воздействие на суммарный объем предложение и, соответственно, цену продукта. В узком рассмотрении монополия — компания, не имеющая конкурентов.

 

Однако найти предприятие, кривая спроса на товар которого являлась бы абсолютно неэластичной, нельзя. Это значит, что при использовании понятия «монополия», в особенности в чистом его виде, всегда присутствует определенная доля условности. В такой структуре работает один продавец продукта, не имеющих субститутов (заменителей товаров). Монополист-продавец участвует только во взаимодействиях с покупателями изделий. Такие отношения имеют свою специфику. Она состоит в том, что если монополист снизит стоимость продукции, то потребитель будет приобретать больше. Бизнес статьи» Рынки несовершенной конкуренции

Начало формы

 

Рынки несовершенной конкуренции

Современная экономическая система представляет собой сложнейшую структуру. Она состоит из множества информационных, коммерческих, производственных, финансовых институтов, которые взаимодействуют на базе правовых норм и объединяются единым понятием «рынок».

Общая характеристика системы

Рынок представлен в качестве организованной структуры, в которой присутствуют потребители и производители, покупатели и продавцы, где в ходе взаимодействия спроса и предложения формируются объемы продаж и цены на продукцию. В ходе рассмотрения института важнейшее значение имеет число субъектов с той и другой стороны, участвующих в обмене денег на какие-либо изделия.

Ключевой элемент

Сущность рыночных отношений выражает конкуренция. Она представляет собой центральное звено всех отношений, касающихся товарооборота. Конкуренция выступает в качестве формы соперничества между субъектами-участниками. Она обусловлена суверенным правом каждого хозяйствующего лица реализовывать свой экономический потенциал, что, в свою очередь, неизбежно приводит к их столкновению. Таким образом, достижение целей, которые стоят перед производителем, осуществляется за счет ущемления интересов других субъектов.

Рынок в условиях несовершенной конкуренции

Такое соперничество между хозяйствующими субъектами существовало всегда. Однако пик его развития приходится на конец 19 — начало 20 столетия. Основным обуславливающим фактором стало возникновение монополий. В тот период происходила концентрация капитала, возникали акционерные общества, усиливался контроль над финансовыми, материальными, природными ресурсами. Монополизация стала закономерным следствием скачка в динамике развития промышленного производства под влиянием НТП. В конце 19 — начале 20 столетия в работах многих деятелей прославлялся свободный товарооборот. При этом отождествлялись такие понятия, как «свободный» — «совершенный» и «монополия» — «несовершенство», «социальная несправедливость».

Последнее трактовалось как неэффективность системы, появившаяся вследствие нарушений в механизме уравнивания прибылей. Социальное несовершенство проявлялось в том, что монополисты отнимали часть доходов у других отраслей. С течением времени понятие потеряло экономический смысл. Это было обусловлено тем, что представители теории рынков несовершенной конкуренции начали рассматривать монополию в качестве условия массового выпуска продукции. Он должен был сопровождаться ростом производительности и уменьшением издержек. Несовершенство признавалось только в социальном плане. Оно проявлялось относительно немонополизированных производителей.

Современные условия

Сегодня рынки несовершенной конкуренции существуют преимущественно в монополизированных секторах. Их появление обуславливается двумя причинами. В первую очередь имеет место тенденция к уменьшению числа продавцов в тех секторах, для которых характерны большие экономии и сниженные издержки. Крупные фирмы на рынке несовершенной конкуренции тратят меньше на производство. Это, в свою очередь, позволяет им реализовывать продукцию по более низким ценам, чем мелкие предприятия. В результате последние вытесняются из отрасли. Рынки несовершенной конкуренции появляются и тогда, когда существуют определенные сложности с вхождением новых производителей в отрасль. Препятствия могут возникать вследствие жесткого государственного регулирования, которое ограничивает число компаний. Кроме того, новым производителям может слишком дорого обходиться вступление в отрасль.

Основные признаки

Особенности рынка несовершенной конкуренции состоят в следующем:

1. Присутствует два и более продавца, которые обладают определенным (ограниченным) контролем над ценообразованием, соперничают друг с другом.

2. Не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции.

3. Продавцы или покупатели принимают в расчет способность влиять на образование цены.

 

Типы рынков несовершенной конкуренции

Для лучшего понимания и более тщательного изучения механизма необходимо рассмотреть существующую классификацию структур. Существуют следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия.

2. Олигополия.

3. Дуополия.

4. Монополистическая конкуренция при дифференциации продукции.

В современных условиях не могут существовать только рынки несовершенной конкуренции или свободного товарооборота. Сегодня отмечается смешение элементов разных структур.

Чистая монополия

Она представляет собой абстракцию, ситуацию, которая практически невозможна в действительности. Тем не менее в ряде секторов существуют рынки несовершенной конкуренции, близкие к чистой монополии. В широком смысле она представляет собой такую схему организации, при которой количество продавцов становится настолько малым, что каждый из них уже не может оказывать воздействие на суммарный объем предложение и, соответственно, цену продукта. В узком рассмотрении монополия — компания, не имеющая конкурентов.

Однако найти предприятие, кривая спроса на товар которого являлась бы абсолютно неэластичной, нельзя. Это значит, что при использовании понятия «монополия», в особенности в чистом его виде, всегда присутствует определенная доля условности. В такой структуре работает один продавец продукта, не имеющих субститутов (заменителей товаров). Монополист-продавец участвует только во взаимодействиях с покупателями изделий. Такие отношения имеют свою специфику. Она состоит в том, что если монополист снизит стоимость продукции, то потребитель будет приобретать больше.

Естественные монополии

Такие рынки несовершенной конкуренции охватывают редкие изделия, сферы деятельности и отрасли. Естественные монополии формируются вокруг таких объектов, относительно которых недопустимо соперничество. К ним, в частности, относят:

· Железную дорогу.

· Оборонный комплекс.

· Некоторые виды энергии и транспорта.

По мнению Стэнлейка, соперничество между предприятиями указанных отраслей может привести только к дублированию расходов на дорогостоящее оборудование, используемое в основном производстве. В этой связи необходимо формировать естественные монополии. Для этой модели рынка несовершенной конкуренции свойственны:

1. Благоприятный эффект от масштаба в долгосрочной перспективе, обусловленный технологическими факторами.

2. Убыточное предельное образование цены.

3. Присутствие в отрасли 1-2 крупных (прибыльных) компаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.104 с.)