Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь физиологических и этологических терминовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – сложный комплекс, который образуют нападение, угроза, подчинение, бегство (Р. Хайнд).[4] На наш взгляд, понятие является слишком расплывчатым и общим, чтобы его можно было использовать в качестве термина, ведь в рамках агонистического поведения можно рассматривать практически весь спектр социальных взаимодействий (авторы). АГРЕССИЯ – инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду. Агрессия отсутствует в отношении хищника к жертве. Ближе к подлинной агрессии контратаки жертвы на хищника (К. Лоренц). Многие современные авторы не приемлют взгляд на «агрессию» как на «единое побуждение» и придерживаются дифференцированного подхода к понятию «агрессия», разделяя ее на различные виды, например, «межсамцовая агрессия», «защита территории», «материнская агрессия», «инструментальная агрессия» и др. (Д. Дьюсбери). Авторы избегают пользоваться термином «инстинкт», поскольку на современном этапе развития науки он стал настолько всеобъемлющ, что зачастую ничего не объясняет. Агрессия в нашем понимании не борьба, а мотивация притязания на что-либо, необходимое животному, через мотивацию агрессии могут реализовываться очень многие потребности. При пользовании такой терминологической базой становится понятным дифференцированный подход к различным формам агрессивного поведения. Объект агрессии определить достаточно сложно, поскольку во многих случаях им становятся не только особи того же или импринтированного вида, но еще и другие живые существа или предметы, воспринимаемые как угрожающие (авторы). АККЛИМАТИЗАЦИЯ – форма физиологической адаптации, которая позволяет животному изменить свою толерантность к факторам среды (Д. Мак-Фарленд). У собак как у высокоорганизованных социальных животных акклиматизация носит не только физиологический характер, но и социально-психологический, когда защита от неблагоприятных условий среды достигается за счет тех или иных привилегий, получаемых данным животным в связи с его социальным статусом либо благодаря изменению образа жизни стаи в целом (авторы). АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ – злобность. Активно-оборонительная реакция впервые описана в 1916 г. Павловым и Петровой. Ими указываются те внешние условия, при которых проявляется эта реакция: «Первое – это ограниченное, а еще лучше уединенное пространство, где находится собака со своим экспериментатором-хозяином. Второе условие – это ограничение свободы движения, привязь всякого рода. Наконец, третье условие – это властные, смелые и разнообразные, как положительного так и отрицательного характера действия, движения хозяина по отношению к собаке в указанной обстановке (И.П. Павлов). Необходимо также отметить особенность активно-оборонительной реакции, являющейся специфической по отношению к различным раздражителям. У одной и той же собаки может не быть активно-оборонительной реакции по отношению к человеку, в то время как по отношению к собакам эта реакция будет значительной (Л.В. Крушинский). АЛЛОМОНЫ – химические сигналы, с помощью которых осуществляется межвидовое общение. Алломоны следует отличать от феромонов (Д. Дьюсбери). Раздел науки, изучающий влияние феромонов и алломонов, испытал в последние годы определенный подъем, однако, пользуясь выводами, полученными в работах по хемокоммуникации, следует помнить, что в связи с отсутствием приборов, дающих полную запаховую картину, все результаты являются косвенными (авторы). АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – этим термином характеризуют различные поведенческие акты, которые приносят ущерб выполняющим их особям, однако биологически выгодны для животных своего вида (Л.В. Крушинский). Альтруистическим можно считать такое поведение, которое приводит к повышению приспособленности другого организма за счет возможного снижения приспособленности особи, совершающей альтруистический акт. Обычно самопожертвование родителей для защиты потомства альтруизмом не считают (Д. Дьюсбери). АМБИВАЛЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – конгломерат элементов реакций, каждая из которых зависит только от какой-то одной из конфликтных тенденций (Р. Хайнд). БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – биологическую память можно определить как способность живых существ (или их популяций) воспринимать воздействия извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры (Ашмарин). Различают генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) формы памяти. Последняя подразделяется на кратко– и долговременную память, помимо которых выделяют еще и промежуточную память. Перевод значимой информации из кратко– в долговременную память называется консолидацией энграммы, т. е. образованием структурно-химических изменений, фиксирующих внешнюю ситуацию и отношение к ней самого субъекта (А. Батуев). При рассмотрении поведения генетическая память представляет интерес только в плане фиксации врожденных форм поведения, иммунологическая лежит за рамками вопроса (авторы). БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ – многократное поведение, построенное из отдельных унитарных реакций, связанное с обеспечением основных биологических потребностей. Выделяют следующие наиболее общие биологические формы поведения: 1) пищевая; 2) оборонительная; 3) половая; 4) родительская; 5) поведение потомства по отношению к родителям (Л.В. Крушинский). БИХЕВИОРИЗМ – направление в психологии, считающее объектом своего исследования поведение человека и животных. Поведение рассматривается как совокупность доступных наблюдению, объективно регистрируемых реакций организма на стимулы из внешней среды. Все поведение есть результат обучения по принципу стимул – реакция. Факты поведения должны изучаться вне зависимости от их соотношения с феноменами сознания. Категория сознания не признается как объяснительный принцип (Словарь физиологических терминов). ВНЕШНЕЕ (БЕЗУСЛОВНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ – срочное подавление текущей условно-рефлекторной деятельности при действии посторонних для нее раздражителей, вызывающих ориентировочный или какой-либо другой безусловный рефлекс. Такое торможение не есть уничтожение всяческой деятельности на местах, но ее переработка, трансформирование согласно с направлением доминирующей деятельности (А.А. Ухтомский). Методологически удобнее рассматривать внешнее торможение как результат включения конкурентной потребности (авторы). ВНИМАНИЕ – в первом значении термин характеризует уровень бодрствования; этот термин используют невропатологи для характеристики эффективности влияния окружающей обстановки на поведение. Во втором значении это слово употребляют в тех случаях, когда речь идет о способности выделять наиболее важный из совокупности раздражителей. Этологов особенно интересует второй аспект проблемы (Р. Шовен). Один из механизмов устранения избыточности сенсорных сообщений, который участвует как в избирательном регулировании сенсорных сообщений, так и фильтрации информации, извлекаемой из систем кратковременной и долговременной памяти (А. Батуев). Важнейший показатель внимания есть так называемое переключение внимания, т. е. быстрота выделения основных раздражителей, относящихся к разным, но решаемым практически одновременно задачам (авторы). ВНУТРЕННЕЕ (УСЛОВНОЕ) ТОРМОЖЕНИЕ – возникает, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Такое торможение возникает не срочно, не сразу, а развивается постепенно, вырабатывается по общим законом условного рефлекса и является столь же изменчивым и динамичным (А. Батуев). ВРОЖДЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, которое развивается без очевидного влияния среды (Д. Мак-Фарленд). Сочетание потребностей, врожденной компоненты мотиваций и безусловных рефлексов различной сложности является врожденным поведением. Близко к этому понятийному ряду стоят врожденные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, обучаемость и т. д.), благодаря которым могут осуществляться различные формы поведения (авторы). ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – распространение привыкания к данному стимулу на другие, сходные с первым, стимулы. Чем меньше сходство этих новых стимулов с первоначальным, тем менее будет выражена генерализация (Д. Дьюсбери). ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ – название происходит от нем. «образ»; гештальтисты – сторонники представления, согласно которому восприятие целого опережает восприятие его частей (Л.В. Крушинский). Гештальт-психологи считают, что животные способны решать проблемы посредством инсайта («озарения») благодаря врожденной тенденции воспринимать ситуацию как целое (Д. Мак-Фарленд). Дав ряд очень ценных представлений о механизме восприятия, гештальт-психология методологически оказывается тупиковым путем развития науки, так как не работает с мелкими элементами механизма поведения (авторы). ГИСТЕРЕЗИС – некий механизм, обеспечивающий задержку между стимулом и реакцией на него. Наличие гистерезиса, например, приводит к тому, что животное ощущает уменьшение чувства голода не сразу, как только начнет есть, а лишь значительное время спустя (Д. Мак-Фарленд). ДЕПРИВАЦИЯ – условия деятельности организма, при которых отсутствует какой-либо (обычный для данной деятельности) раздражитель. Выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, алиментарная, социальная (Словарь физиологических терминов). ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – зафиксированная система из условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся изменений и воздействий внешней и внутренней среды организма (Словарь физиологических терминов). Относительно устойчивая система осуществления отдельных условных рефлексов, основанная на способности головного мозга высших животных и человека обеспечивать точность и своевременность ответной реакции организма на привычные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители (Биологический энциклопедический словарь). ДИСТАНЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ – минимальная дистанция, терпимая между особями в нормальных социальных условиях; является одним из важнейших критериев внутривидовых социальных отношений (X. Хедигер). В результате нарушения дистанции сближения часто возникает критическая реакция (К. Лоренц, X. Хедигер). ДОМЕСТИКАЦИЯ (ОДОМАШНИВАНИЕ) – состояние, при котором размножение животных, забота о них и кормление в большей или меньшей степени зависит от человека. Доместикация сопровождается рядом биологических (морфологических, физиологических или поведенческих) изменений у животного. Этим она отличается от приручения, которое определяют как устранение склонности убегать от человека. К числу видовых особенностей, благоприятных для доместикации, относятся: образование больших сообществ, иерархическая структура сообщества с доминированием, беспорядочное спаривание, выводковость (зрелорождение), подпускание человека на близкое расстояние и всеядность. К чертам, неблагоприятным для доместикации, относятся: территориальность, образование постоянных пар, специализированный характер питания и крайняя быстрота передвижения (Л. Хейл). Подчеркнем основное отличие доместикации от приручения: одомашнивание является эволюционным процессом, воздействующим на весь вид или хотя бы на его крупную популяцию, происходит в течение нескольких поколений. Приручение – процесс онтогенетический, воздействие производится над особью. Применительно к собаке термин «доместикация», по крайней мере в начале ее истории как домашнего животного, следует применять с осторожностью, поскольку происходило не одомашнивание, а заключение союза двух видов. Это обстоятельство объясняет, почему наряду с особенностями, благоприятствующими доместикации (большие сообщества с иерархической структурой), собака обладает полным набором неблагоприятных характеристик (авторы). ДОМИНАНТА – очаг стихийного повышения возбудимости, возникающий в центральной нервной системе. Накапливающаяся длительная стационарная активность центров нервной системы, приводящая к снижению порогов возбудимости одних реакций и торможению других, является механизмом, обеспечивающим стабильность поведения животного соответственно основным биологическим фазам его жизни (А.А. Ухтомский). ДОМИНИРОВАНИЕ – право на первоочередное проявление реакции приближения в одних случаях и реакции избегания в других для одной особи по сравнению с другой (Ван Кревельд). К реакциям первого типа относятся приближение к пище, подходящему участку или партнеру для спаривания, а также агрессия, а к реакциям второго типа – избегание неблагоприятных условий, угроз, нападений и наказаний. Существенное условие иерархической организации с доминированием состоит в наличии какого-либо ресурса, количество которого ограничено и за который поэтому происходит конкуренция (Д. Дьюсбери). Доминирование возможно только при сильно развитой способности к индивидуальному распознаванию сородичей и при определенной степени замкнутости сообщества. Оно коррелирует с существованием многочисленных общественных взаимоотношений (таких, как игры, организация охоты и пр.) с полигамией и половым диморфизмом. У видов, у которых самцы участвуют в выращивании детенышей, доминирование не развито или развито слабо (Р. Шовен). Соглашаясь в целом с Дьюсбери, авторы считают, что ограниченность любого ресурса не связана с иерархичностью, а только способствует наглядному проявлению уже сложившейся иерархии. Иерархичность – вторичная потребность организма, ее внутренней причиной является сильнейший психический дискомфорт при невозможности определить свое место в социальной структуре. Нельзя согласиться с предлагаемой Шовеном связью доминирования с полигамией и отсутствием участия самцов в выращивании потомства. ДРЕССИРОВКА – процесс закрепления навыка до такой степени, когда он производится собакой не только, когда этого требует удовлетворение той или иной потребности, но по команде и в любой обстановке, даже в угрожающей жизни (В. Варлаков, И. Затевахин). ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ – торможение корковых клеток, возникающее в ответ на раздражение, превышающее предел их работоспособности и обеспечивающее тем самым сохранность этих клеток (И.П. Павлов). ИЕРАРХИЯ – система поведенческих связей между особями в группе, регулирующая их взаимоотношения и доступ к пище, убежищу, особям противоположного пола и т. д. Иерархия может быть неустойчивой, меняющейся в зависимости от обстоятельств (относительное доминирование) и жесткой, устойчивой во времени (абсолютное доминирование). В последнем случае чаще всего имеет место линейная иерархия. Часто у самцов и самок группы складываются две относительно автономные системы иерархии (Биологический энциклопедический словарь). ИММОБИЛИЗАЦИЯ – полная неподвижность (Р. Хайнд). ИМПРИНТИНГ-(ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ) – специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов, например, «реакция следования» птенцов выводковых птиц (Р. Хайнд). По нашему мнению, временные границы импринтинга у высших млекопитающих более размыты, и второстепенные черты образа, судя по косвенным данным, могут быть скорректированы – это его принципиальное отличие от аналогичного процесса у птиц. ИНСТИНКТ – примитивное представление об инстинктивном поведении сводилось к тому, что детальные инструкции по реализации поведения и раздражители, которые вызывают это поведение, закодированы в генах организма. Онтогенез поведения считается фиксированным в том смысле, что условия развития организма не влияют (до известной степени) на формирование поведения. Инстинктивное поведение, таким образом, является видовым признаком, и сформировано оно на основе комплексов фиксированных действий, которые запускаются специфическими сигнальными раздражителями (знаковыми стимулами) (Д. Мак-Фарленд). Спрашивать, насколько данный тип поведения зависит от генетических, а насколько от средовых факторов, – это все равно что спрашивать, насколько площадь поля зависит от его длины, а насколько от ширины (Хебб). Наследуются не те или другие акты поведения, а лишь безусловно-рефлекторные компоненты, на базе которых при взаимодействии с индивидуально приобретенными рефлексами строятся те или другие акты поведения (Л.В. Крушинский). До сих пор окончательно неясно, что же такое инстинкт. Дело в том, что это понятие отличается большой неопределенностью и единого мнения по этому поводу не существует. Понятие «инстинкт» охватывает целый ряд столь разнородных функций, что возникает мнение, стоит ли вообще рассматривать их совместно. Можно говорить о поведении животных, не прибегая к термину «инстинкт» (Р. Шовен). Мы считаем термин методологически вредным, поскольку, ничего не объясняя, он создает видимость научного подхода и в некоторых трактовках включает в себя чуть ли не все компоненты поведения (авторы). ИНТЕНЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ – подготовительные или незавершенные движения, нередко наблюдаемые на начальных стадиях какой-либо активности. Эти движения служат источником многих форм демонстративного поведения (Д. Дьюсбери). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – совокупность реакций, которые направлены на улучшение восприятия. Нужно различать следующие его разновидности: 1) ориентировочная реакция, которая состоит в изменении положения и ориентации органов чувств; 2) собственно исследовательское поведение, которое связано с передвижением животного; 3) манипуляторно-исследовательское поведение, когда животное не только перемещается, но и воздействует каким-то образом на окружающую обстановку, например манипулирует предметами (Р. Шовен). Столь тонкое деление исследовательского поведения на разновидности возможно только в лабораторных условиях, в естественной среде эта форма поведения представляет континуум перечисленных реакций и пассивнополучаемой информации (авторы). КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) КАРТЫ – процесс, благодаря которому организм приобретает некое подобие топологической карты той местности, в которой он обитает. Когнитивная карта – это динамический образ, способный к изменениям и уточнениям на основании информации об изменении среды либо при изменении местонахождения в ней самого субъекта (Е. Толмен). КОМПРОМИССНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – выполнение животным элементов движения общих для разных тенденций (например, приближение и удаление) (Р. Хайнд). КОНФЛИКТ (ПСИХИЧЕСКИЙ) – ситуация, когда имеются тенденции к нескольким несовместимым типам поведения (Р. Хайнд). КРИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ – форма боевого поведения, мотивирующаяся страхом, сильнейшим стремлением к бегству, которое не может быть реализовано, потому что опасность слишком близка (К. Лоренц, Хедигер). Термин представляется излишним, поскольку в любой угрожающей животному ситуации конкурируют мотивация бегства и мотивация нападения. Ситуация, рассматриваемая Лоренцем, ничем принципиально не отличается от других ситуаций, когда начинает доминировать мотивация нападения (авторы). КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – передача информации от одного поколения к другому негенетическим путем (Д. Мак-Фарленд). Применительно к псовым данное явление описывается терминами традиция семьи, традиция стаи (авторы). КОМПЛЕКС ФИКСИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ (КФД) – сложные стереотипные движения, образующие высокоорганизованную последовательность. КФД вызываются простыми, но высокоспецифичными раздражителями, выполняющими роль толчка, и одинаково проявляются у всех представителей данного вида (А. Батуев). ЛИДЕРСТВО – обычно способность данной особи воздействовать на характер передвижения группы с места на место. Лидер (вожак) определяет время, скорость и направление передвижения своей группы. Наиболее эффективным лидером в этом смысле необязательно должен быть самый доминантный индивидуум. Лидерство определяется в большей мере опытом, чем физическими способностями. В стаях псовых значительную роль в регулировании перемещений группы могут играть самки (Д. Дьюсбери). Следует подчеркнуть, что под воздействием понимается только подача личного примера без какого-то ни было принуждения ему следовать. Зачастую понятия лидерства и доминирования путают, тем более что внешние проявления бывают сходными. Наиболее четкая отличительная черта лидерства – отсутствие принуждения (авторы). МЕХАНОРЕЦЕПЦИЯ – способность воспринимать механические раздражения. В механорецепторах происходят электромеханические изменения вследствие деформации мембраны клетки. Звуковые рецепторы в принципе представляют собой механорецепторы с быстрым восстановлением чувствительности, что делает их восприимчивыми к колебаниям (Д. Мак-Фарленд). МОЗАИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ – животное начинает одновременно несколько действий, но ни одного не завершает (Н. Тинберген). МОНОГАМИЯ – самец и самка образуют пару по меньшей мере на один сезон, а иногда и на всю жизнь (Д. Дьюсбери). МОТИВАЦИЯ – мотивация представляет собой возникающие под влиянием первичных изменений во внутренней среде эмоционально окрашенные состояния организма, характеризующиеся избирательными активирующими влияниями специальных подкорковых аппаратов на кору головного мозга и другие его отделы и направляющие поведение животного на удовлетворение исходной потребности (К.В. Судаков). Мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению (П.В. Симонов). В тех случаях, когда действие полностью является автоматическим следствием стимула, невозможно говорить о мотивации. Мотивация «ломает» фиксированные связи между стимулом и реакцией с помощью процесса обучения (П. Тейтельбаум). На наш взгляд, понятие «эмоции», хотя они и тесно связаны с мотивацией, следует вычленять из определения. Мотивация представляет собой физиологический механизм активирования в памяти образов объектов и действий, связанных с ними и направленных на удовлетворение потребности. Мотивации конкретны, приобретаются, формируются и преобразовываются в ходе жизни. Для удовлетворения определенной потребности может существовать несколько, зачастую множество мотиваций (авторы). НАКАЗАНИЕ – это такие неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного, с нашей точки зрения, поведения собаки. То есть между проступком собаки и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. А если неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время его, то это уже называется отрицательным подкреплением (В. Гриценко). НАПОМИНАНИЕ – воспроизведение в небольшом объеме части усвоенных реакций или повторение пережитого опыта на какой-то фазе развития, которого достаточно, чтобы поддерживать рано сформированные реакции на высоком уровне, но недостаточно, чтобы вызвать какой-то эффект у животных, которые не имеют такого раннего опыта (Б. Кемпбелл). НОВИЗНА РАЗДРАЖИТЕЛЯ – следует различать новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Интересно, что значительно сильней возбуждают исследовательскую активность именно относительно новые раздражители (Р. Шовен). ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ – приняты в качестве единицы поведения, характеризуются как особенная и независимая часть поведения, имеющая сложную адаптивную функцию (Дж. Скотт и Дж. Фуллер). Фактически унитарная реакция и образец поведения представляют собой практически то же самое. Отдельные унитарные реакции или образцы поведения объединяются в сложное поведение, отвечающее фазам жизни животного – биологические формы поведения. ОБУЧЕНИЕ – это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта (У. Торп). Классификация форм обучения (А. Батуев): 1. На ранней стадии развития обучение носит неассоциативный, облигатный характер, в значительной степени обусловленный набором средовых факторов и не требующий непременного совпадения (ассоциации) внешних сигналов с той или иной целостной деятельностью организма, т. е. является стимулзависимым. Облигатное обучение может осуществляться путем импринтинга и играет большую роль в становлении многих форм поведения. 2. На более поздних этапах онтогенеза от относительно пассивного восприятия среды организм переходит к активному процессу формирования собственной среды путем извлечения для себя ее функциональных составляющих, значимых для выполнения тех или иных актов поведения. Обучение в этот период носит эффектзависимый характер и называется ассоциативным или факультативным обучением, т. е. определяемым результативностью контакта организма со средой. Путем факультативного научения в онтогенезе приобретаются сложные инструментальные условные рефлексы. 3. Высшие формы обучения, свойственные в большой степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой, отражаются на способности формировать целостный образ окружающей среды. Такие формы когнитивного обучения основаны на формировании функциональной структуры среды, т. е. на извлечении законов связей между отдельными ее компонентами (А. Батуев). Классификация обучения (У. Торп): 1. Привыкание (габитуация). 2. Условные рефлексы первого рода (классические условные рефлексы, респондентное обучение). Ассоциативное обучение: 3. Метод проб и ошибок и условные рефлексы второго рода (инструментальное, или оперантное обучение). 4. Латентное обучение. 5. Инсайт-обучение. 6. Запечатление (импринтинг). ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ – образование ассоциации между индифферентными раздражителями или ситуациями в отсутствии явного подкрепления (У. Торп). ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК – наступающее в результате подкрепления поискового поведения, образование ассоциации между раздражителем или ситуацией и независимым двигательным актом (являющегося фрагментом этого поискового поведения), когда и раздражитель и двигательный акт предшествуют подкреплению, причем двигательный акт необязательно является врожденной реакцией на подкрепление (Р. Хайнд). Инструментальное (оперантное) обучение отличается от классического тем, что последовательность событий в опыте зависит от поведения животного. Обычно процедура инструментального обучения состоит в том, что подкрепление или наказание подаются или устраняются при определенной реакции животного – «правильной» или «неправильной». Например, лабораторная крыса нажимает на рычаг и получает пищу (Д. Дьюсбери). Таким образом, при классических условных рефлексах связь устанавливается между стимулом и результатом, а при инструментальном обучении она возникает между реакцией и результатом (Д. Мак-Фарленд). ОБУЧЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ – совокупность процессов, увеличивающих готовность или способность организма отвечать на различные изменения внешней стимуляции. Особенности перцептивного опыта, приобретенного в процессе развития организма, хоть и никак не обнаруживаются в текущем поведении, могут проявиться в дальнейшем (Р. Хайнд). Приобретенные изменения реакций на сенсорные стимулы в ходе повторных воздействий этих стимулов без специального подкрепления. Проявляется как в изменениях показателей ориентировочных и иных реакций на этот стимул, так и в более быстром дифференцировании таких стимулов при последующей выработке положительных и дифференцировочных условных рефлексов (Словарь физиологических терминов). ПЕРЦЕПЦИЯ – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств (Р. Хайнд). Процесс как интерпретации сенсорной информации в свете опыта, так и бессознательного заключения. Психологи традиционно проводят различие между восприятием и ощущением. Ощущение – это основные данные органов чувств, сырой материал, из которого извлекается знание (Д. Мак-Фарленд). Разные авторы и разные физиологические, психологические и философские школы различно проводят границы между терминами «восприятие» и «ощущение». Еще более затрудняет понимание описываемых явлений одновременное существование латинизированных «калек» перцепция и сенситизация, значительно, но не полностью совпадающих с понятиями «восприятие» и «ощущение» (авторы). Перцептивный мир (окружение) – первая задача при исследовании «окружения» состоит в идентификации всех воздействий окружающей среды, характерных для каждого животного ключевых стимулов и в построении из них мира, специфического для данного животного» (Якоб фон Юкскюль). Работая с различными животными, мы должны очень осторожно делать заключения не только о чувствительности их сенсорных систем, но и о том, каким образом они используют тот или иной сенсорный вход (Д. Дьюсбери). ОБУЧЕНИЕ ПО ТИПУ ИНСАЙТА – образование новой адаптивной реакции в результате инсайта. Инсайт – в интуитивистской теории познания акт непосредственного постижения «озарения»; в гештальт-психологии момент решения мыслительной задачи как внезапного «замыкания поля» (Р. Хайнд). ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ, ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС, РЕФЛЕКС «ЧТО ТАКОЕ» – см. исследовательское поведение. ОТСТАВЛЕНИЕ – время между началом действия условного раздражителя и моментом присоединения к нему безусловного (Л.В. Крушинский). ПАССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ – прирожденный рефлекс рабской покорности. Нарочитая пассивность позы слабейшего естественно ведет к падению агрессивной реакции сильнейшего, тогда как хотя бы и бессильное сопротивление слабейшего усиливает раздражительное возбуждение сильнейшего (И.П. Павлов). Пассивно-оборонительная реакция, очевидно, необязательно должна быть связана со слабым типом нервной системы (Л.В. Крушинский). Пассивно-оборонительная реакция, являясь по сути собирательным описанием поведения подчинения, содержит не только врожденный, но и приобретенный компонент. Поведение подчинения может быть адаптированной стратегией как на отдельных этапах, так и в течение всей жизни данного животного. Пассивно-оборонительная реакция может быть детерминирована генетически или выработана путем научения (авторы). ПЕРЕАДРЕСОВАННАЯ АКТИВНОСТЬ – подавляемая реакция генерализуется, и ее начинают вызывать объекты, имеющие определенное сходство с тем объектом, который первоначально вызвал эту реакцию (Р. Хайнд). Термин при всей своей адекватности трактуется, как нам кажется, излишне узко. Скорее следует говорить о генерализации реакции и соответственно о переносе ее при невозможности достичь объекта действия на любые другие объекты, позволяющие хоть как-то осуществить реакцию (авторы). ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – основной индикатор при оценке подвижности нервной системы – быстрота смены возбуждения и торможения (Л.В. Крушинский). ПОДКРЕПЛЕНИЕ – подкреплением является любое событие, которое, сочетаясь с каким-нибудь видом поведения, будет делать его более частым (Б. Скиннер). Подкрепление, побуждающее животное приближаться к стимулам, которые оно связывает с этим подкреплением, называется положительным. Если подкрепление заставляет животное в дальнейшем избегать данной ситуации, оно считается отрицательным. Отрицательное подкрепление (наказание) не ослабляет связи стимул – реакция, хотя иногда оно временно подавляет наказуемое поведение. Современные данные говорят о том, что наказание может быть эффективным с точки зрения модификации поведения, когда его сочетают с определенной реакцией (Д. Мак-Фарленд). ПОДРАЖАНИЕ – обучение животного какой-либо реакции, изначальная вероятность которой низка, в результате наблюдения за этой реакцией у другого животного. Присутствие второго животного оказывает на поведение первого не только облегчающее, но и направляющее влияние (Д. Дьюсбери). ПОИСКОВЫЙ ОБРАЗ – временный тип фильтрации стимулов, отличный от сравнительно постоянного опознания сигнальных раздражителей. Например, когда мы смотрим на фотографию замаскированных насекомых, то сначала можем не различить ни одного из них, потом вдруг видим одно, за ним другое и т. д. После этого нам кажется, что найти их на фотографии совсем нетрудно. У нас сформировался поисковый образ насекомого (Д. Мак-Фарленд). Данное определение очень близко к понятию гештальт-образ, одному из ключевых в гештальт-психологии (авторы). ПОЛИГАМИЯ – общий термин, включающий случаи, когда одна особь спаривается более чем с одной другого пола. При полигинии один самец спаривается с несколькими самками, а при полиандрии – одна самка с несколькими самцами (Д. Дьюсбери). ПОЛОВАЯ ИНВЕРСИЯ – положительная корреляция между доминированием в агрессивных ситуациях и половым поведением, характерным для самцов (Р. Хайнд). Авторы рассматривают половое поведение как неотъемлемую часть социополового поведения; при таком подходе термин не имеет смысла. ПОТЕНЦИАЦИЯ ПРИВЫКАНИЯ – прогрессивное увеличение скорости привыкания при проведении повторного ряда сеансов по выработке привыкания и проб на спонтанное восстановление (Д. Дьюсбери). ПОТРЕБНОСТЬ – специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире (Словарь физиологических терминов). Потребность является источником активности живых существ, запрограммирована генетически, определяется внутренним состоянием организма, абстрактна и может быть выражена только через мотивацию (авторы). ПРАВИЛО ГЕТЕРОГЕННОЙ СУММАЦИИ – общее число реакций, вызываемых отдельными элементами сложного раздражителя, предъявляемыми последовательно, равно числу реакций, вызываемых ситуацией в целом. Этому противоречит правило гештальт-психологии, гласящее, что целое является большим, чем сумма его частей. Здесь большое значение имеет онтогенез. Правило гетерогенной суммации зависит от возраста организма: чем возраст больше, тем менее адекватным оказывается это правило (Р. Хайнд). ПРАВИЛО ЙЕРКСА–ДОДСОНА – оптимальный уровень мотивации для обучения решения какой-либо задачи понижается с повышением сложности этой задачи (Р. Хайнд). ПРИВЫКАНИЕ (ГАБИТУАЦИЯ) – относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя без какого бы то ни было подкрепления (Р. Хайнд) Уменьшение ответа можно считать истинным привыканием только в том случае, когда оно обусловлено изменениями в центральной нервной системе, а не адаптацией сенсорных органов или утомлением эффекторов (Д. Дьюсбери). Это, по-видимому, наиболее простой вид обучения. В противоположность обычному обучению, которое состоит в появлении новых реакций и включении их в поведение, привыкание избавляет животное от необходимости реагировать на раздражители, не имеющие для него никакого значения (Р. Шовен). ПРИНЦИП АНТИТЕЗЫ – две демонстрации, имеющие противоположное значение, должны различаться как можно больше; часто они включают движения, направленные в противоположные стороны (Ч. Дарвин). ПРИОБРЕТЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ – животное обучается тому, что два события не связаны между собой, т. е. следствие не связано либо с данной причиной, либо с целым классом причинных событий (действий), входящих в поведенческий репертуар животного, т. е. животное научается тому, что оно ничего не может сделать для улучшения ситуации (Д. Мак-Фарленд). Приобретение опыта, из которого животное усваивает, что данная задача либо класс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.018 с.) |