Функции государственных финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государственных финансов



Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

-распределительная

-контрольная

-регулирующая

 

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

Приоритет публичных интересов. Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;

Федерализм. Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;

Единство финансовой политики и денежной системы — необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;

Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности;

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;

Социальная направленность финансовой деятельности. Данный принцип закреплен Конституцией РФ;

Распределение функций — на основе распределения власти;

Принцип гласности;

Принцип плановости;

Принцип законности;

Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ.

3. Финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспечению роста финансовых ресурсов во всех секторах экономики и грамотному их перераспределению.

 

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, инновационную, научно-техническую политику.

 

Главная цель государственной финансовой политики - создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Для осуществления целей необходимо решить ряд задач:

1. перевод экономики на инновационный путь развития

2. изменить структуру экономики

3. делать упор на перерабатывающие отрасли с\х

4. улучшить демографическую ситуацию в стране

5. ускорить процесс вхождения РФ в глобальную региональную экономику

6. обеспечить финансовую безопасность и финансовый суверенитет

 

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налогово-бюджетную политику (правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе);

2) денежно-кредитную политику (это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства)

3) институциональные преобразования;

4) инвестиционную политику;

5) социальную политику.

 

8. Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Бюджет выполняет две главные функции:

1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);

2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств)

Государственный бюджет состоит из доходов и расходов.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества;

доходов от продажи имущества;

части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка России;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

 

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

федеральная инвестиционная программа;

официальный статистический учет.

 

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

 

9. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

 

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

-Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

-Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

-Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

-Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

-Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

-Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

-Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Содержание и модели бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:

законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;

законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий;

сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.

Модели:

Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм)

1. собственные налоги («один налог — один бюджет»)

2. самостоятельность в расходах

3. непринятие «мандатов»

4. слабое выравнивание

5. свобода заимствований

6. возможность «банкротства»

Германская (фискальный федерализм)

1)совместные налоги («один налог — три бюджета»)

2. совместное регулирование расходов

3. «финансируемые мандаты»

4. сильное выравнивание

5. ограничения заимствований

6. помощь кризисным регионам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.018 с.)