Страховой рынок. Коммерческие основы страхования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страховой рынок. Коммерческие основы страхования.



Страховой рынок. Коммерческие основы страхования.

Страховой рынок является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Понятие страхового рынка рассматривается в двух аспектах. Во-первых, страховой рынок представляет собой особую сферу экономических денежных отношений, где объектом купли-продажи является особый товар – страховая защита (страховые услуги) и где формируется спрос и предложение на нее. Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Во-вторых, страховой рынок представляет собой сложную интегрированную систему страховых и перестраховочными организаций (страховщиков), осуществляющих страховую деятельностью.

Таким образом, страховой рынок – это совокупность экономических отношений, в процессе который формируются спрос и предложение на страховые услуги и осуществляется акт их купли-продажи. Функционирование страхового рынка подчиняется закону стоимости и закону спроса и предложения. Объективной основой формирования и развития страхового рынка является наличие общественной и потребности в страховой защите, способной обеспечить бесперебойность воспроизводственного процесса путем возмещения ущерба и оказания денежной помощи пострадавшим от непредвиденных чрезвычайных событий. Вторым условием развития страхового рынка является наличие достаточного количества независимых страховых компаний, способных удов­летворять все многообразие потребностей общества в страховой защите.

Таким образом, участниками страховых отношений на страховом рынке являются страховщики (страховые компании), продающие страховые услуги и страхователи (физические и юридические лица), нуждающиеся в страховой защите. В условиях рынка возрастает заинтересованность потенциальных страхователей в страховании рисков, связанных с расширение прав в распоряжении имущества с возрастанием ответственности предпринимателей и работодателей перед наемными работниками, а также рисков, связанных с обеспечением финансовых гарантий при потере рабочих мест, банкротства предприятий, банков и т.д.

В качестве посредников между продавцами страховых услуг выступают страховые агенты и страховые брокеры, которые своей деятельностью способствуют расширению и развитию страховых отношений.

Специфическим товаром на страховом рынке выступают страховые услуги, состав и структура которых в рыночных условиях существенно расширяются.

Страховой рынок в зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно подразделить на внутренний, внешний и международный.

Внутренний страховой рынок складывается в каждом конкретном регионе, где потребность в страховых услугах удовлетворяется конкретными страховщиками, осуществляющими свою деятельность на данной территории.

Внешний страховой рынок – это рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка, взаимосвязанный со страхователями и страховщиками данной территории.

Международный страховой рынок отражает страховую и перестраховочную деятельность в масштабах мирового хозяйства.

Государство может участвовать в страховых отношениях через государственные страховые организации и оказывать регулирующее воздействие на функционирование страхового рынка различными нормативно-правовыми и законодательными актами, дополняя рыночный механизм страхования.

Коммерческое страхование.

Коммерческое страхование — один из методов создания страховых продуктов, который был выработан в ходе экономического развития человеческого общества.

Его характеризуют следующие особенности:

— страхователь сам не создает страховой фонд. Он покупает у страховщика право на получение определенного объема материальных благ(страховой выплаты) в случаях, установленных договором страхования, и в размерах, которые будут определяться исходя из конкретных обстоятельств в соответствии с условиями, прописанными в договоре между страховщиком и страхователем;

— страховой договор между страхователем и страховой организацией, использующей метод коммерческого страхования, по существу является договором купли-продажи страхового продукта, имеющего товарную форму;

— правом распоряжаться страховым фондом обладает только организация-страховщик в лице своих собственников или менеджеров высшего звена. Первоначальные средства поступают в этот фонд за счет собственников страховой организации в виде части средств, составляющих уставный капитал страховой организации. В процессе страховой деятельности страховщик сам (без участия страхователей) принимает решение(в установленных нормативно-правовых рамках), о направлениях и размерах расходования средств, поступивших от продажи страховых продуктов. Ответственность за исполнение обязательств по страховым выплатам полностью лежит на страховщике;

— страхователь выступает только в качестве покупателя. Как и покупатель любого другого товара, он не сохраняет права собственности на средства, уплаченные за товар, и не может знать, как они будут использоваться. Страхователь не имеет ни прав, ни возможности влиять на то, как будут использоваться эти средства. Страхователь не несет какой-либо ответственности перед другими страхователями данного страховщика;

— уплачивая страховую премию, страхователь приобретает право на получение от страховщика страховой выплаты при обстоятельствах, указанных в договоре страхования;

— средства уплаченных страховых премий переходят в собственность страховщика и становятся его доходом;

— страхователь имеет право требовать от страховщика выполнения условий договора страхования, в т.ч. выплаты страхового возмещения, в том объеме, который соответствует условиям договора страхования;

— владельцем страхового фонда является коммерческая страховая организация, учрежденная юридическими и (или) физическими лицами с целью ведения предпринимательской деятельности и получения прибыли, которая может быть распределена между владельцами организации.

В некоторых случаях при коммерческом страховании страхователи имеют право на получение части прибыли страховщика (страхование по так называемым полисам с участием, а также фондовое страхование). Но в этом случае условия участия страхователя в прибыли страховщика прописываются в договоре страхования и не зависят от решения сообщества страхователей, как это происходит при взаимном страховании. Поэтому данные обстоятельства не меняют характера экономических отношений между страхователем и страховщиком, так как не наделяют страхователя правом участия в распоряжении средствами страхового фонда и/или обязанностью отвечать по обязательствам страховщика перед другими страхователями или иными хозяйствующими субъектами.

В отечественных публикациях нередко коммерческое страхование называют акционерным страхованием на том основании, что оно осуществляется страховыми организациями, имеющими организационно-правовую форму открытых или закрытых акционерных обществ. Однако в Российской Федерации этот метод используют также страховщики, имеющие организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью.

Понятие ценной бумаги

Ценная бумага является необходимым атрибутом современной рыночной экономики.

Стать 42 п. 1 ГКРФ дает определение ценной бумаге как документа определенной формы, который удостоверяет имущественное право (это может быть как платежное поручение, так и обязательство передачи имущественных прав и т. п.).

Ценная бумага в обязательном порядке должна содержать все реквизиты, предусмотренные законодательством. Если нарушается указанная форма, а также, если какой-либо реквизит отсутствует – бумага считается ничтожной.

Ценная бумага связана с заложенными в ней имущественными правами.

Ценные бумаги имеют упрощенный порядок правопередачи, что является их отличительной особенностью.

Реализация или передача этих прав другим лицам возможна только непосредственном её использовании (предъявлении или передаче).

Ценные бумаги можно хранить многие годы, рассчитываться ими, оставлять в качестве залога, дарить и т. п.

Согласно статье 145 Гражданского Кодекса, правом, удостоверенном ценной бумагой может владеть:

предъявитель ценной бумаги (владелец ценной бумаги на предъявителя);

лицо, названное в ценной бумаге (владелец именной ценной бумаги);

лицо, названное в ценной бумаге или распорядитель, назначенный таким лицом (владелец или распорядитель ордерной ценной бумаги);

Наибольшую оборотоспособность имеют ценные бумаги на предъявителя.

Право, удостоверенное предъявительской ценной бумагой, передаётся её вручением.

Передача именных ценных бумаг несколько сложнее. Они передаются по уступке требования, в соответствии с гражданским кодексом.

Что касается прав по ордерным ценным бумагам, то основанием для их передачи является индоссамент – передаточная надпись.

С помощью этой надписи индоссант (осуществляющий надпись) передаёт все права индоссату (субъекту, в пользу которого сделана надпись).

Функции ценных бумаг

Ценные бумаги выполняют следующие функции:

перераспределение капиталов;

предоставление её владельцам определенных дополнительных прав (права первоочередности, права на получение соответствующей информации, на управление и т. д.);

обеспечение возвратности капитала и возможности получения на него дохода.

Главным свойством ценных бумаг является то, что их можно обменять на различные формы денег (погашение, купля – продажа, переуступка и т. п.).

Классификация ценных бумаг

Ценные бумаги можно классифицировать по трем основным признакам: временному, пространственному, рыночному.

Временной признак:

по сроку обращения (когда были выпущены ценные бумаги, на какой срок, или бессрочные);

по происхождению (образованы из первоначальной основы (товара, денег) либо из других ценных бумаг).

Пространственный признак:

по форме (выпущены в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной) форме;

по национальной принадлежности (государственные или иностранные);

по территориальной принадлежности (какой регион является эмитентом).

Рыночный признак:

по типу активов, лежащих в основании ценных бумаг;

по порядку владения (предъявительские ценные бумаги, именные, ордерные);

по форме выпуска (эмиссионные (серийные) и неэмиссионные (индивидуальные);

по характеру обращаемости (свободное или ограниченное обращение на рынке);

по уровню риска;

по доходности.

Рынок ценных бумаг

Существует понятие «первичного» и «вторичного» рынка ценных бумаг.

Первичный рынок подразумевает продажу ценных бумаг эмитентом.

Традиционные бумаги на первичном рынке:

акция;

облигация;

вексель.

Акции – ценные бумаги, свидетельствующие о доле, внесенной в акционерное общество, являющейся основанием для начисления дивидендов.

Основные виды акций: простые, именные, привилегированные.

Облигации – ценные бумаги, являющиеся одной из разновидностей долговых обязательств. Лицо, купившее облигацию, выступает в роли кредитора, не являясь собственником кампании.

Облигации приносят владельцу регулярную прибыль. Право на получение процентов в определенный срок закреплено купоном, имеющимся на облигации. Эту ценную бумагу можно продать в любой момент.

Облигации могут быть конвертируемыми (дают возможность обменивать их на акции эмитента) и неконвертируемыми.

Вексель является письменным долговым обязательством, составленным по форме, установленной законодательством.

Оно подтверждает право векселедержателя (кредитора) получить с векселедателя (заемщика) в определенный срок указанную в векселе денежную сумму.

С обратной стороны векселя есть место для индоссамента.

Индоссаментом называется передаточная надпись, которая удостоверяет факт перехода прав по векселю.

Самые распространенные виды векселя: простой, переводной, коммерческий.

У простого векселя отсутствует специальное обеспечение.

Он может быть подписан поручителем, а также предусматривать оплату по требованию.

Практически в любом коммерческом банке можно получить ссуду под простой вексель.

Переводной вексель, или тратта, является своего рода письменным приказом, обязывающим в указанные сроки выплатить определенную денежную сумму лицу, предъявившему документ (либо лицу, которое в нем указано).

Тратту выписывает кредитор, а не должник. Она служит основным расчетным документом по внешнеторговым сделкам.

Коммерческий вексель – ценная бумага, выдаваемая под определенное обеспечение (под товар).

Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, на котором размещаются ранее выпущенные ценные бумаги. Их размещают финансовые посредники.

Наиболее распространенными ценными бумагами вторичного рынка являются опционы и фьючерсы.

Опционный контракт представляет собой особый вид соглашения, по которым субъект, купивший опцион, приобретает права на покупку ценных бумаг у субъекта, выписавшего опцион (либо продажу их ему) по фиксированным ценам в течение определенного времени.

Опционы бывают следующих видов: опционы продавцов, опционы покупателей, двойные опционы и т. п.

Опцион реализуется только в том случае, если держатель рассчитывает получить от этого выгоду.

Фьючерсный контракт (фьючерс) может рассматриваться как разновидность срочной сделки.

По фьючерсному контракту предполагается оплата ценных бумаг по истечении определенного срока с момента его заключения. Цена изначально устанавливается в договоре.

Основная цель фьючерсных сделок – получить стоимостную разницу, возникающую на дату погашения задолженности.

Существует возможность передачи и фьючерса (опциона) третьему лицу, вследствие чего он превращается в ценные бумаги, создающие новый рынок, на котором происходит формирование её курса и доходности.

 

19 Инвестиционные свойства ценных бумаг.

Оценка инвестиций

Оценка инвестиций - Доходность, ликвидность, и другие показатели качеств инвестиционных бумаг

Инвестиционные качества ценных бумаг.
Основными инвестиционными качествами ценных бумаг являются доходность, обращаемость, ликвидность и риск.
Доходность - способность ценной бумаги приносить положительный финансовый результат в форме прироста капитала. Обращаемость - способность ценной бумаги вызывать спрос и предложение (покупаться и продаваться) на рынке, а иногда выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров.
Ликвидность - свойство ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства без существенных потерь для держателя при небольших колебаниях рыночной сто-имости и издержек на реализацию.
Риск - возможность потерь, связанных с инвестициями в ценные бумаги.
При оценке инвестиционных качеств ценных бумаг, кроме расчета общих для всех объектов инвестирования показателей эффективности, проводят исследование методами фундаменталь-ного и технического анализа, принятыми в финансовой практике. Фундаментальный анализ базируется на оценке эффективности деятельности предприятия-эмитента. Он предполагает изу-чение комплекса показателей финансового состояния предприятия, тенденций развития отрасли, к которой оно принадлежит, степени конкурентоспособности производимой продукции сегодня и в перспективе..
Базой анализа являются публикуемые компанией-эмитентом балансы, отчеты о прибылях и убытках и другие материалы.
Фундаментальный анализ также называют факторным, поскольку он опирается на изучение влияния отдельных факторов на динамику цен финансовых инструментов в настоящем периоде и прогнозирование значений этих факторов в будущем периоде. Полученные на его базе результаты позволяют определить, как соотносится стоимость ценной бумаги эмитента с реальной сто-имостью активов, денежными поступлениями, и сделать прогноз дохода, который определяет будущую стоимость ценной бумаги и, следовательно, может воздействовать на ее цену. Исходя из этого делается вывод о целесообразности инвестирования средств.
Технический анализ основывается на оценке рыночной конъюнктуры и динамики курсов. Концепция технического анализа предполагает, что все фундаментальные факторы суммируются и отражаются в движении цен на фондовом рынке. Объектами изучения являются показатели спроса и предложения ценных бумаг, динамика курсовой стоимости, общие тенденции движения курсов ценных бумаг на фондовом рынке. Технический анализ базируется на построении и исследовании графиков динамики отдельных показателей (как правило, рыночных цен) в рассматриваемом периоде, нахождении определенной тенденции (тренда) и ее экстраполировании на перспективу.
Изучение динамики курсов позволяет определить моменты, когда целесообразно производить покупку или продажу ценной бумаги, а также примерно оценить темпы изменения и прирост курсовой стоимости.
Для оценки динамики курсов акций в рамках технического анализа используются индексы фондового рынка. В мировой практике хорошо известны основные индексы (в США - индексы Доу - Джонса и "Стандарт энд Пурз", в Японии - индекс "Ник-кей", в Великобритании - индексы "Футси") и отработаны приемы их учета при принятии инвестиционных решений.
Фондовые индексы рассчитываются на основе средней арифметической или средневзвешенной курсовой стоимости акций по крупнейшим компаниям.
В России вследствие относительной неразвитости рынка ценных бумаг, недостаточности информации и ее низкого качества достоверность созданных индексов пока недостаточна. Основным индексом отечественного фондового рынка является индекс Российской торговой системы - индекс РТС.
Одним из способов предоставления информации для инвесторов на развитых фондовых рынках является рейтинговая оценка акций и облигаций.
На основе анализа инвестиционных качеств ценной бумаги специалисты рейтинговых агентств присваивают ценной бумаге соответствующую категорию.
При анализе инвестиционных качеств фондовых инструментов следует учитывать, что нельзя найти такой вид ценных бумаг, который бы устраивал потенциального инвестора по всем пара-метрам (задача "магического треугольника").
Так, инвестиционные различия ценных бумаг по виду получаемого дохода по ним связаны с возможностью получения дохода в виде фиксированных процентных платежей, плавающей ставки ссудного процента, выигрыша по займу, дисконта при покупке ценной бумаги, дивиденда, разницы курсовой стоимости при продаже и т. д.

 

 

Даже далеким от мира финансов и инвестиций людям знакомы понятия акций и облигаций - это ценные бумаги, открывающие возможности для вложения капитала. Хотя и акции, и облигации – это инструменты фондового рынка, механизмы инвестирования и природа данных ценных бумаг во многом отличается.


Облигации

Облигация – это своего рода займ. Инвестируя в облигации Вы, по сути, одалживаете средства компании или государству (в зависимости от того, чьи облигации выбираете), а они в свою очередь выдают документ, удостоверяющий принятие от Вас средств и обещания выплатить Вам вознаграждение по истечении займа. Облигации часто торгуются на внебиржевом рынке и могут быть приобретены через брокеров.

Стоимость облигаций зависит, в том числе, от общей процентной ставки в экономике. Вообще, процентная ставка напрямую влияет на ценность Ваших инвестиций. Например, если Вы владеете облигацией на 1000 USD с 5% годовых, а общая процентная ставка ниже 5%, Вы можете продать свою облигацию по более высокой стоимости. Если же общая процентная ставка выше 5% - то стоимость Вашей облигации уменьшится, чтобы покрыть разрыв между общей процентной ставкой и дохода от ценной бумаги.

В случае с облигациями инвестор не будет получать прямой выгоды от успехов компании. Доход по облигации не зависит от прибыли компании, он фиксирован и ограничен заявленной процентной (или купонной) ставкой.

Еще один важный момент – это срок действия или жизни облигации. В этот срок облигация погашается, а инвестору возвращается стоимость бумаги. Сроки действия облигаций могут быть различными: от очень коротких до продолжительных, например, 30 лет.

Основной риск при покупке облигации – это невыплата инвестору его средств, то есть невозмещение изначальной стоимости бумаги. Этот риск можно снизить, тщательно выбирая компании или институты, в облигации которых Вы планируете инвестировать. Наиболее надежными с этой точки зрения являются бумаги кредитоспособных компаний, «голубых фишек» и, конечно, государственные облигации.

Иногда инвесторы сознательно идут на увеличение риска, приобретая облигации нестабильных и некрупных компаний ради более высоких купонных выплат. В случае банкротства компании, держатели облигаций являются привилегированными кредиторами: компенсации им выплачиваются в первую очередь, прежде чем держателям акций.

Акции

Акции – это, фактически, доля в компании. Чем больше у Вас акций, тем большей частью компании Вы владеете.

Акции могут быть обычными и привилегированными. Дивиденды по привилегированным акциям выплачиваются в первую очередь, но держатели таких бумаг обычно не могут влиять на деятельность компании и не участвуют в принятии решений. Однако дивиденды – это совсем не главная статья дохода инвестора.

В отличие от стоимости облигаций, цена на акции постоянно изменяется под влиянием конъюнктуры рынка, результатов деятельности компании, фундаментальных политических, экономических, социальных факторов и пр.

Существует несколько способов получения прибыли от акций. Во-первых, прямая купля-продажа бумаг на фондовом рынке. Инвестор может продать свои акции, если со времени покупки они выросли в цене, и получить прибыль от разницы между ценами покупки и продажи. Также возможно получать спекулятивный доход - через торговлю опционами на акции (это разновидность фьючерсного рынка) или CFD на рынке форекс – производными от договора купли-продажи акций, не предполагающими оформления прав собственности на эти бумаги. В обоих случаях торговлю акциями можно осуществлять через Интернет посредством фондовых и форекс брокеров.

Как и в случае с облигациями, существует прямой риск, связанный с выбором недобросовестного или слабого эмитента акций. Кроме того, большой риск несет спекулятивная торговля: прогноз инвестора относительно изменения курса может оказаться неверным, что принесет убытки.

Заключение

Любые инвестиции потенциально рискованны. Как видно, облигации несут в себе меньше риска, но при этом являются менее гибкими инструментами и предоставляют меньше возможностей для получения прибыли. Выбор приемлемого соотношения риска и доходности всегда остается за инвестором. Если уделять достаточно времени изучению компаний-эмитентов и анализу рынка при торговле ценными бумагами и производными от них, то вложения как в акции, так и в облигации могут стать выгодными.

 

 

21 Первичный рынок ценных бумаг

Первичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, который выполняет все функции и роли, возложенные на него, самостоятельно и независимо. Данный рынок ценных бумаг имеет множество методов (собственных) размещения ценных бумаг, а также посредничества по операциям, осуществляемым на нем, но не имеющий собственного места совершения сделок (торговли). Главной особенностью первичного рынка является то, что он является «таможней» и пропускает новые эмиссии облигаций, которые впоследствии идут на фондовую биржу при их покупке/продаже. Почти все новые облигации не вернуться на биржу и будут находиться в различных кредитно-финансовых институтах.

Главная его роль заключается в торговле облигациями, но на данном рынке осуществляется продажа акций, причем первичный рынок в данном случае выступает как посредник между брокерскими фирмами и банками. Современная тенденция роста первичного рынка ценных бумаг сохраняется и сегодня, но объем данного рынка меньше, чем показатели фондовой биржи. Данные об эмиссии ценных бумаг в Соединенных Штатах Америки показаны на рисунке. На нем видно, что сорок пять процентов оборота НФБ составляют акции данного рынка (семидесятые годы), а уже к началу восьмидесятых данный показатель увеличился в полтора раза и составил семьдесят четыре процента. Это можно объяснить спекулятивным характером сделок, а также желанием инвесторов диверсифицировать риски по их инвестиционному портфелю.

Рассмотрим некоторые особенности первичного рынка ценных бумаг. Первая из них – это необходимость размещать ценные бумаги через банки инвестиционные, которые выступают в качестве посредников. Данные отношения строятся на эмиссионном соглашении. Совместно с инвестиционными банками компания – эмитент согласуют условия данного соглашения (срок, сумму, способы размещения и т.д.) и, естественно, размещают ценные бумаги.

Второй особенностью является то, что на первичном рынке размещаются только ценные бумаги впервые выпущенные, а основными участниками являются инвесторы и эмитенты. Именно здесь осуществляется получение (мобилизация) свободного капитала.

Третья особенность заключается в том, что на первичном рынке распределяются мобилизованные денежные средства между эмитентами по отраслям экономики и ее сферам по признаку доходности ценных бумаг для инвестора (при условии осуществления данных операций в условиях рыночной экономики).

Четвертая особенность рынка: выступает как средство создания экономики эффективной с точки зрения рыночного механизма; регулирует движение ссудного капитал (долгосрочного).

Пятая: определяет размеры сбережений и инвестиций в определенной стране, а также масштабы, темпы и эффективность экономики страны, где происходят данные процессы.

Шестая: основа рынка ценных бумаг является первичный рынок ценных бумаг, определяя совокупные темпы развития и его масштабы.

Характерной современной его особенностью является различия в объемах первичного рынка в различных западных странах. Это можно объяснить различными возможностями экономики (национальным богатством, количеством различных ресурсов, возможностями инвесторов, эффективностью законодательства, политической и социальной напряженностью).

Интересно, что законодательство некоторых стран регулирует такой показатель как доля собственных и заемных капиталов, однако во всех странах, где существует рынок ценных бумаг законодательно закреплено максимальный размер заемных средств. При превышении данного уровня может произойти все, что угодно и данный переход сопряжен с огромными рисками не только для компании, но в первую очередь для инвесторов.

 

 

Дилер

Дилер – лицо, заключающее куплю - продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления.

Чаще всего дилерами выступают юридические лица. Для работы в качестве дилера на рынке ценных бумаг необходима лицензия.

К обязанностям дилера относят:

объявление цены продажи и покупки, минимальное и максимальное количество покупаемых и продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.

совершение сделок (заключение договора купли-продажи ценных бумаг) на условиях, предложенных клиентом, но при отсутствии соответствующих предложений со стороны дилера.

раскрытие имеющейся у него информации при совершении операций с ценными бумагами эмитента или сообщение о факте отсутствия у него этой информации.

представление отчетности о своей деятельности в Комиссию по рынку ценных бумаг.

организацию внутреннего учета операций с ценными бумагами.

Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки. Поэтому дилер должен постоянно контролировать и учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка. Обычно он специализируется на определённых видах ценных бумаг, но крупные организации могут обслуживать рынок ценных бумаг в целом.

 

Маклер

Маклер – биржевой специалист, зарегистрированный по одному или нескольким видам ценных бумаг, поддерживает рынок по этим бумагам, оперируя за свой счет, и выступает посредником между брокерскими фирмами. На каждой вид ценных бумаг может быть назначен только один специалист.

Маклер входит в состав персонала биржи, ведет торги в секциях, фиксирует и регистрирует согласие брокеров продавца и покупателя на заключение сделки.

Маклеры выполняют специальные функции по совершению сделок на фондовой бирже: сделки с фондовыми ценностями, заключенные между членами или постоянными посетителями фондовой биржи, оформленные маклерской запиской и зарегистрированные в биржевой регистрационной книге.

Управляющий

Одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть управляющие компании независимо от конкретной юридической формы их организации, но имеющие государственную лицензию на деятельность по управлению ценными бумагами.

Указанная деятельность включает:

Управление ценными бумагами, переданными их владельцами в соответствующую компанию.

Управление денежными средствами клиентов, предназначенными для прибыльного вложения в ценные бумаги.

Управление ценными бумагами и денежными средствами, которые компания получает в процессе своей деятельности на рынке ценных бумаг.

Преимущества доверительного управления на рынке ценных бумаг коренятся в профессиональном характере такого рода управления и потенциально неограниченных масштабах.

Профессиональное управление большими капиталами, по сравнению с индивидуальным управлением ценными бумагами, как правило, обеспечивает следующие неоспоримые преимущества:

более высокую доходность от инвестирования капитала в ценные бумаги;

более низкие затраты, связанные с проведение операций на рынке ценных бумаг;

более низкие рыночные риски всевозможных потерь от изменения рыночной конъюнктуры.

Доверительное управление ценными бумагами лежит в основе коллективных форм инвестирования на рынке ценных бумаг, существующих в форме различного рода инвестиционных фондов: паевых инвестиционных, негосударственных пенсионных и т.д.

Клиринговый центр

Совершение сделок с ценными бумагами сопровождается не только их передачей от одного владельца другому или переучетом прав собственности на них у реестродержателей или депозитариях, но и противоположно направленной передачей денег за эти ценные бумаги от их покупателя продавцу.

Клиринговый центр – это специализированная организация банковского типа, которая проводи зачеты взаимных обязательств инвесторов по поставкам и расчетам за ценные бумаги.

Цели клирингового центра:

минимальные издержки по расчетному обслуживанию участников рынка;

сокращение времени расчетов;

снижение до минимального уровня всех видов риска, которые имеют место при расчетах.

Клиринговый центр обычно существует в форме акционерного общества закрытого типа, и должен иметь лицензию Центрального Банка страны на право обслуживания всех видов расчетных операций на соответствующем рынке ценных бумаг.

Деятельность клирингового центра включает в себя:

сбор, сверку и корректировку информации по сделкам с ценными бумагами;

подготовка бухгалтерских документов по сделкам;

проведение взаимных расчетов по встречным сделкам инвесторов.

Клиринговые центры формируют фонды для снижения риска неисполняемых сделок с ценными бумагами.

Депозитарий

Депозитарий – это организация, которая оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав собственности на ценные бумаги. Депозитарий ведет счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг. Счета, предназначенные для учета ценных бумаг, называются счетами "депо".

Появление депозитариев привело к тому, что ценные бумаги в виде бумажного документа используются все реже и реже. Сейчас во многих странах ценные бумаги выпускаются преимущественно в безналичной форме.

Функции депозитария:

Ведение счетов, предназначенных для учета ценных бумаг по договору с клиентами (депозитарный договор).

Хранение сертификатов ценных бумаг.

Выполнение роли посредника между эмитентом и инвестором.

Перевозка сертификатов, проверка их на подлинность и платежность.

Составление реестров владельцев именных ценных бумаг.

Регистратор

Регистраторами на рынке ценных бумаг называют организации, которые по договору с эмитентами ведут реестр именных ценных бумаг. Реестром называется список владельцев именных ценных бумаг, составленный на определенную дату. Задача регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставлять реестр эмитенту.

Функции регистратора может выполнять само акционерное общество, но чтобы не заниматься выполнением не свойственных ему функций, акционерное общество передает ведение реестра в сторонние организации, профессионально оказывающие услуги по ведению реестра. В роли таких организаций выступают банки и специализированные регистраторы.

Функции регистратора:

Отвечает за выдачу на руки и контроль обращения сертификатов ценных бумаг.

Выписывает сертификат на имя нового владельца.

Оформляет блокировку ценных бумаг в случаях ареста, залога и других операций с ценными бумагами.

 

Организатор

Федеральный Закон "О рынке ценных бумаг" организатором торговли определяет профессионального участника рынка ценных бумаг, предоставляющего услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Исходя из определений деятельности по организации торговли организатора торговли на рынке ценных бумаг и фондовой биржи, можно сделать выводы:

организатором торговли может быть как юридическое, так и физическое лицо;

организатор торговли может быть создан практически в любой гражданско-правовой форме;

организатор торговли может использовать любую технологию организации своей работы от создания классической фондовой биржи до рассылки и приема заявок на покупку и продажу по почте или телеграфу, также возможно использование современных информационных технологий;

организатор торговли может иметь дело не только с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, но и с любым заинтересованным лицом;

организатор торговли может совмещать свою деятельность с другими видами деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением деятельности по ведению реестра (т.е. организатор торговли может одновременно выступать брокером, дилером, депозитарием, управляющим клиринговой палатой, в том числе и в своей системе);

отсутствуют ограничения по количеству участников;

не установлен минимальный размер собственных средств;

участники организатора торговли могут обладать разными правами и обязанностями.

 

Эмитенты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.11 с.)