Раздел 6. Методы математической статистики в педагогическом исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. Методы математической статистики в педагогическом исследовании



Проблема измерения педагогических явлений. Основные понятия математической статистики: измерение, среднее арифметическое, медиана, мода, дисперсия, средне квадратичное отклонение, меры связи между переменными, многомерные методы анализа эмпирических данных. Теория вероятностей и закон больших чисел как теоретическая основа выборочного способа исследования.

Статистическая обработка данных в педагогическом исследовании. Программа и процедуры измерения. Понятие корреляции в статистике, ее модификации в психологии и педагогике. Свойства корреляции. Способы графического и табличного представления результатов исследования. Интерпретация результатов математической обработки экспериментальных данных.

Раздел 7. Методика проведения педагогического исследования

Замысел, структура и логика проведения педагогического исследования, вариативность его построения. Комплексность исследования. Содержание и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь и субординация.

Разработка методики проведения исследования. Критерии оценки полученных данных, их количественный, качественный и математический анализ.

Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки данных, полученных различными методами. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования. Научные выводы. Формулирование практических рекомендаций для оптимизации педагогического процесса. Использование результатов исследования в педагогической практике.

Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Характеристика основных видов представления результатов исследования: диссертация, научный отчет, монография, автореферат, учебное пособие, статья, рецензия, методические рекомендации, тезисы научных докладов, депонированная разработка и др. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работе.

Раздел 8. Педагогическая культура и мастерство исследователя

Профессионально-значимые личностные качества педагога–исследователя. Педагогическое мастерство исследователя: общая культура и эрудиция, профессиональные знания, исследовательские способности и умения, исследовательская педагогическая направленность. Творчество и новаторство в работе педагога исследователя. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения педагога-исследователя.

Лекции

№ раздела дисциплины Тема лекции Количество часов
1, 2 Методологические основы научного познания в педагогике  
  Конкретно-методологические принципы педагогических исследований и общие требования к их организации  
3, 8 Логика и структура научного педагогического исследования  
4-6 Методы педагогического исследования  
8-9 Результаты педагогического исследования, их анализ, статистическая обработка и интерпретация  

Лабораторные работы

№ раздела дисциплины Тема лабораторной работы Количество часов
     

Практические занятия

№ раздела дисциплины Тема практического занятия Количество часов
  Методологические характеристики педагогического исследования Анализ состояния исследуемого вопроса. Накопление и фиксация фактов науки и опыта  
6, 7 Методы теоретического исследования и количественные методы обработки результатов  
  Методы эмпирического познания в исследовании  
6,5 Методы изучения педагогического опыта  
  Организация педагогического исследования  
  Обработка результатов методами математической статистики и оформление результатов  

Задания для практических занятий

Тематика

практических занятий по курсу «Организация научно-педагогического исследования»

 

Занятие № 1-2

 

Тема 1 Анализ и методы изучения состояния исследуемого вопроса в системе дополнительного образования.

 

План.

 

1. Общая организация педагогического исследования.

2. Основные источники анализа состояния исследуемого вопроса.

3. Методика изучения литературных источников.

4. Методика накопления фактов из педагогической практики.

5. Характеристика основных научных понятий в педагогике (фонд, их роль в отражении прогресса теории воспитания, разработанность, генезис).

6. Методика отбора основных понятий по исследуемой теме, технику работы исследователя.

7. Понятие "педагогический опыт в системе дополнительного образования", источники и методы изучения образцов педагогической деятельности.

8. Приемы фиксирования и обработки фактов, раскрывающих содержание педагогического опыта.

 

Литература:

 

1. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.

2. Загвязинский В.И., Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001

4. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. Журавлева В.И. - М., 1988.

5. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.

6. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Логика научного педагогического исследования – Череповец: ЧГУ 2003

 

 

Занятие 3-5.

Тема 2 Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов

 

План.

 

1. Понятие научной проблемы, выбор проблемы исследования.

2.Требования к формулированию темы исследования.

3. Постановка цели и задач исследования

4. Сущность обоснования актуальности исследования.

5. Выбор и характеристика объекта и предмета исследования.

6. Особенности формулировки гипотезы в педагогическом исследовании.

7. Новизна исследования - значение для педагогической науки и практики.

8. Теоретическая и практическая значимость как интегральные критерии оценки результатов завершенного педагогического исследования.

 

Литература:

 

1. Загвязинский В.И., Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001

3. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

4. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Логика научного педагогического исследования – Череповец: ЧГУ 2003

 

 

Занятие 6-9

 

Тема 3. Организация и методы педагогического эксперимента в учреждениях начального образования

(констатирующий этап исследования).

 

План.

 

1.Понятие и виды педагогического эксперимента. Комплексный характер педагогического эксперимента

2. Основные этапы проведения эксперимента.

3. Постановка задач констатирующего эксперимента.

4. Разработка критериев и показателей изучения исследуемого педагогического явления или процесса.

5.Выбор конкретных методов, методик, применяемых в ходе эксперимента.

6. Осуществление и фиксация экспериментальных мер.

7. Репрезентативность выборки в педагогическом эксперименте.

8 Способы обработки данных педагогического исследования.

9. Статистическая обработка экспериментальных данных. Классификация методов математической статистики и их назначение в педагогическом исследовании.

 

Литература:

 

1. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Логика научного педагогического исследования – Череповец: ЧГУ 2003

2. Загвязинский В.И., Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001

4. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

5. Образцов П.И Методология научного педагогического исследования- СПБ, 2004

 

Занятие 10-14.

Тема. Педагогический эксперимент: конструктивный этап.

 

План.

 

1. Программа, методика и методы проведения формирующего эксперимента

2. Организация конструктивного этапа педагогического эксперимента

 

Литература:

 

1. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Логика научного педагогического исследования – Череповец: ЧГУ 2003

2. Загвязинский В.И., Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001

4. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

5. Образцов П.И Методология научного педагогического исследования- СПБ, 2004

6. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 1995.

7. Черепанов В.С. Экспериментальные оценки в педагогических исследованиях. - М., 1989

 

 

Занятие 15-17.

 

Тема: Обработка, оформление и интерпретация результатов педагогического исследования.

 

План.

 

1. Способы обработки данных педагогического исследования.

2. Соотнесение итогов эксперимента и гипотезы исследования.

3. Способы текстового, графического и табличного представления экспериментальных данных.

4. Интерпретация обработанных данных и переход к формулированию выводов в исследовании.

 

Литература

 

1. Бурова Л.И., Яковлева Е.В. Логика научного педагогического исследования – Череповец: ЧГУ 2003

2. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 1976.

3. Загвязинский В.И., Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001

5. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М., 1981.

6. Краевский В.В., Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов - Самара, 1992.

7. Образцов П.И Методология научного педагогического исследования- СПБ, 2004

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.03 с.)