Конституционный контроль верховного совета СССР по Конституции 1924 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный контроль верховного совета СССР по Конституции 1924 года



Конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения

соответствия актов государственных органов и общественных организаций

Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны

конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР,

демократических основ советского общества.

 

Статья 2. Органы конституционного надзора

 

Конституционный надзор в СССР осуществляют Комитет

конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора

союзных и автономных республик.

 

Статья 3. Основные принципы деятельности органов

конституционного надзора

 

Органы конституционного надзора в СССР действуют на основе

социалистической законности, коллегиальности и гласности.

Органы конституционного надзора в СССР самостоятельны и

подчиняются только Конституции СССР, конституциям союзных и автономных

республик.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность органов

конституционного надзора не допускается и влечет ответственность в

соответствии с законом.

 

Статья 4. Законодательство о конституционном надзоре в СССР

 

Задачи, организация и порядок осуществления конституционного

надзора в СССР определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и

автономных республик, настоящим Законом, а также законами союзных и

автономных республик об органах конституционного надзора.

 

 

20. Проблемы деятельности конституционного суда

На сегодняшний день существует множество взглядов, теорий и предположений об усовершенствовании деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Часть ученых считает, что Конституционный Суд наделен чрезмерно властными полномочиями, другая часть наоборот заявляет о расширении сферы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Подобная ситуация закономерна, так как в работе любого органа, ведомства, в том числе и Конституционного Суда могут возникать определенные проблемы, спорные моменты. В связи с этим всё чаще возникает необходимость освещения и анализа проблем и вопросов в работе Конституционного Суда Российской Федерации. Из них можно выявить наиболее спорные и проблематичные:

-прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации;

-проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации;

-вопросы компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ исходит из того, что юридическая сила решений Конституционного Суда заключается в том, что оно окончательно, не подлежит обжалованию и вступает силу немедленно после его провозглашения. Существует проблема иного характера: исполнения решений Конституционного Суда РФ - она увязывается не столько с действиями Суда, сколько с существующей правовой культурой и правосознанием в обществе, с усилиями, исходящими от многих - законодательных и исполнительных органов, прокуратуры и судов. Реализация актов конституционной юрисдикции - одна из наиболее актуальных и важных проблем теории и практики конституционного правосудия. Другим проблемным аспектом деятельности Конституционного Суда являются вопросы, касающиеся его компетенции. Во-первых, вопрос о полномочиях Конституционного Суда, поскольку в российском обществе еще нет ясного понимания о месте Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе и пределах его полномочий. Граждане часто рассматривают Конституционный Суд Российской Федерации как вышестоящую инстанцию. Следствием этого является большое количество обращений неподведомственных Конституционному Суду Российской Федерации. Часто предъявляются требования решать наиболее острые, актуальные вопросы российского общества и государства по собственной инициативе, что противоречит конституционным нормам и природе Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа. Государственные органы и должностные лица также могут проявлять правовую некорректность к Конституционному Суду Российской Федерации. Например, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой ускорить рассмотрение тех или иных запросов по соображениям целесообразности. Но Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела в порядке очередности с тем, чтобы избежать политизации конституционного судопроизводства.

21. Конституционный контроль Верховного совета СССР по Конституции 1924 года.

Особенностью конституционного надзора, предусмотренной Конституцией СССР 1924 г., было также включение в его механизм Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относилась дача заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции. Иными словами, впервые в истории нашей страны наметилась линия к обособлению функции конституционного контроля от органов государственной власти и управления. Однако в условиях расцвета административно-командной системы довольно скоро она была прервана.

22. Характеристика закона от 23.12.1989 года «О конституционном надзоре СССР»

Закон СССР от 23.12.1989 № 973-I "О конституционном надзоре в СССР". I. Общие положения. II. Состав и порядок избрания комитета конституционного надзора СССР. III. Полномочия и порядок деятельности комитета конституционного надзора СССР. IV. Статус лиц, избранных в комитет конституционного надзора СССР. V. Иные вопросы организации и деятельности комитета конституционного надзора СССР. Всего 31 статья

23. Комитет конституционного надзора в СССР

Комитет конституционного надзора СССР – в 1989-1991 гг. орган конституционного надзора СССР.

 

Законом СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» установлено, что Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики.

Законом СССР от 23 декабря 1989 г. № 974-I «Об изменениях и дополнениях статьи 125 Конституции (Основного Закона) СССР» установлено, что Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Срок полномочий лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР, – десять лет.

Полномочия и порядок деятельности Комитета конституционного надзора СССР определены Законом СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» (введен в действие с 1 января 1990 г.).

Комитет прекратил свою деятельность в конце декабря 1991 г. в связи с прекращением существования СССР, однако формально распущен не был (единственный из государственных органов СССР)

24. Характеристика ФКЗ «о Конституционном суде РФ» от 12.07.1991 года

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУС СУДЕЙ

ГЛАВА I. Общие положения

ГЛАВА II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

ГЛАВА III. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА IV. Принципы конституционного судопроизводства

ГЛАВА V. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

ГЛАВА VI. Предварительное рассмотрение обращений

ГЛАВА VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации

ГЛАВА VIII. Решения Конституционного Суда Российской Федерации

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ

ГЛАВА IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними

ГЛАВА X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации

ГЛАВА XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции

ГЛАВА XII. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

ГЛАВА XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов

ГЛАВА XIV. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации

ГЛАВА XV. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. ВСТУПЛЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА В СИЛУ

25. Объекты и субъекты конституционного контроля в России

Направленность деятельности Конституционного суда, как и его результативность, в первую очередь обусловлены кругом объектов контроля, т. е. вопросами конституционности (в отдельных странах и законности) нормативных актов, которые Конституционный суд должен взять на рассмотрение.

В основном это относится к следующим правовым актам:

- Конституция;

- законы;

- другие нормативные акты;

- международные договоры;

- решения судов;

- решения органов местного самоуправления;

- решения партий;

- решения общественных организаций.

В разных странах конституционный контроль могут осуществлять различные субъекты (органы). Как уже отмечалось, в рамках англосаксонской системы права такой контроль осуществляют общие суды во главе с высшим судом или только последний (США, Япония, Аргентина, Норвегия, Швеция, Австралия, Индия, Гана, Шри-Ланка, Филиппины, Эстония и др.), а в других странах — специализированным органом конституционного контроля (европейская модель). Этот орган чаще всего носит судебный характер и именуется конституционный суд, но иногда (например, во Франции, Тунисе, Марокко, Сенегале, Казахстане и др. странах) — несудебный или квазисудебный характер и именуется — конституционный совет. Особое место в таком самом общем разделении моделей конституционного контроля занимал конституционный контроль, существовавший в прошлом в СССР и других социалистических странах, где его ограниченные функции были возложены на сам парламент и его постоянно действующий орган. Сегодня в оставшихся по наименованию социалистических странах нет специальных органов конституционного контроля, как нет их и в Великобритании, где нет единой консолидированной писаной конституции и очень строго соблюдается принцип верховенства парла­мента. В отдельных странах (Италия, Греция, Португалия и др.) сделана попытка объединить черты американской и европейской моделей конституционного контроля, при которой судья, усомнившийся в процессе разбора дела в конституционности применяемого им закона, обращается в конституционный суд. В некоторых мусульманских странах создаются конституционно-религиозные советы (в Иране — попечительный Совет; в Марокко — консультативный Совет), состоящие из богословов и юристов и следящие за соответствием законов прежде всего Корану. В Пакистане, наряду с Верховным судом, осуществляющим конституционный контроль, существуют еще исламский совет, рассматривающий соответствие правовых актов Корану, и суд шариата, рассматривающий иски граждан, в частности, о несоответствии касающихся их актов шариату.

26. Основы организации Конституционного суда

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Судебный конституционный контроль - важный элемент системы разделения властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему.

Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" законодатель закрепляет полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, из- данных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному веде- нию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

дает толкование Конституции Российской Федерации;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепила четко ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции Российской Федерации. Это: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Об ограничении перечня субъектов свидетельствует тот факт, то по ранее действовавшему закону этим правом были наделены партии, общественные организации и каждый депутат.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации;

в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установлено, что Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:

Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституциям республик и уставам субъектов Российской Федерации.

Дает толкование Конституции Российской Федерации.

3. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Принимает послания Конституционного Суда.

Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные в его ведение и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.

В заседаниях палат Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральным законам, нормативным актам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) законам и иным нормативным актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ве- дению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Фе- дерации и ее субъектов;

в) договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договорам между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступившим в законную силу международным договорам Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституцион- ность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

27. Состав Конституционного суда РФ

Состав Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Судьи Конституционного Суда, согласно Конституции Российской Федерации, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Их статус установлен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге. Срок полномочий судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Законом установлены гарантии независимости судьи Конституционного Суда, основные среди которых - несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

Законом определено, что судьи Конституционного Суда не могут занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи Конституционного Суда не могут принадлежать к политическим партиям или движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и избирательных кампаниях, заниматься иной политической деятельностью. Они также не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является или может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями в пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.

 

28. Порядок приведения к присяге судьи Конституционного суда РФ

ПОРЯДОК

приведения к присяге судей

Конституционного Суда Российской Федерации

 

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Приведение к присяге лиц, назначенных на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний государственных герба и флага Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации приглашает на трибуну зала заседаний лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, произносит текст присяги вслух, стоя, положив руку на текст Конституции Российской Федерации.

Присягу судей Конституционного Суда Российской Федерации все находящиеся в зале заседаний заслушивают стоя.

Принесение присяги удостоверяется личной подписью под текстом присяги судьи Конституционного Суда Российской Федерации с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранение в Совете Федерации.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением его в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.

После принесения присяги судьями Конституционного Суда Российской Федерации звучит Государственный гимн Российской Федерации.

29. Структура и организация деятельности Конституционного суда РФ

КС РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

 

Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).

30. Председатель Конституционного суда, его полномочия

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — лицо, избираемое из числа конституционных судей и осуществляющее общее руководство деятельностью Конституционного Суда РФ и представляющее его в отношениях с государственными органами и общественными организациями. П. КС РФ избирается из состава Конституционного Суда сроком на три года. Он руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; осуществляет представительские функции; выступает с заявлениями от имени Конституционного Суда РФ и др. Регламентом Конституционного Суда РФ предусмотрены и иные полномочия Председателя. В частности, он представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые заседания Суда; представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о его исполнении; осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; дает согласие на служебные командировки судей и др. Кроме Председателя, из состава Конституционного Суда РФ сроком на три года избираются его заместитель и судья-секретарь. Все эти лица по истечении срока полномочий могут быть избраны на новый срок. По инициативе не менее 5 судей, считающих, что указанные лица недобросовестно исполняют свои обязанности, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от должности.

31. Принципы конституционного судопроизводства

Федеральный конституционный закон закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.

 

Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В своей деятельности судьи КС выступают в личном качестве и не представляют государственные и общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные и иные предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях КС проходит открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС происходит устно. При рассмотрении дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме ранее представленных судьям и сторонам.

Язык судопроизводства. Производство в КС ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Непрерывность судебного заседания. Заседание КС по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию позиции на основе состязательности в заседаниях КС РФ.

КС представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства, которые являются разновидностью процесса с использованием отдельных элементов судебной процедуры.

Своеобразие конституционного судопроизводства не может не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия, как законность, презумпция невиновности и участие представителей населения в правосудии.

Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что КС руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией РФ, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы.

Отсутствие принципа невиновности связано с тем, что КС не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков.

Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма.

32. Обращение в Конституционный суд РФ: поводы, основания.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

33. Общие требования к обращению в Конституционный суд РФ

Общие требования к обращению

 

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

 

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

34. Предварительное рассмотрение обращений в Конституционный суд РФ

Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом,

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.09 с.)