Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.
В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне. С одной стороны, политика «военного коммунизма» воспринималась частью руководства страны как закономерный шаг к быстрому построению безрыночного социализма, что, якобы, соответствовало принципам марксистской теории. В этом они рассчитывали опереться на коллективистские представления миллионов рабочих и малоимущих крестьян, готовых поделить всю собственность в стране поровну. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий экономического и социально-политического характера. Главные из них: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительный труд и политическая диктатура. Ускоренная национализация крупных, средних, а затем и мелких предприятий привела к ликвидации частного сектора в промышленности. Жесткое управление ею стало осуществляться через отраслевые главки ВСНХ. Была установлена государственная монополия внешней торговли. В целях решения продовольственной проблемы в 1918 г. была объявлена монополия хлебной торговли, а с января 1919 г. вводилась продразверстка – изъятие излишков хлеба и фуража у крестьянства по классовому принципу (с бедного – ничего, с середняка – умеренно, с богатого – много). Вводилась карточная система распределения продуктов, уравнительная натуроплата труда, бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными услугами. Свертывались товарно-денежные отношения. В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. – всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы.
В политической сфере страны в период «военного коммунизма» установилась безраздельная диктатура РКП(б), деятельность боровшихся против неё других партий была запрещена. Их представители удалялись из Советов всех уровней путем организации перевыборов. Под государственный и партийный контроль были поставлены профсоюзы. Чрезвычайные условия, на которых держалась система «военно-коммунистической» организации общества, с окончанием гражданской войны исчезли. Крестьяне стали восставать, требовать умеренных налогов, свободы товарооборота, взаимоотношений города и деревни на экономической основе. В правящей партии – РКП(б) развернулась дискуссионная борьба за выбор курса восстановления и развития народного хозяйства. Влиятельная троцкистская 2 группировка отстаивала линию на усиление милитаризации труда в расчете на мировую пролетарскую революцию, интернациональную помощь европейского рабочего класса в техническом перевооружении России. Но капитализм на Западе стабилизировался. Надеяться в возрождении можно было только на собственные силы, природные ресурсы. В этих условиях ленинское руководство пошло на проведение комплекса реформ, получивших обобщенное название новой экономической политики (НЭП). НЭП рассматривался поначалу как тактическое отступление от прямой ориентации на коммунизм, а затем – как возможный путь к социализму, как отечественная некапиталистическая модель развития. Надо было учитывать, что Советская власть унаследовала многоукладную систему хозяйства: государственный и частный капитализм, натурально-патриархальный уклад, преобладавшее в экономической жизни мелкотоварное производство, на которое опиралось крестьянство – основная часть населения. Социалистический сектор только зарождался. Политика НЭПа была рассчитана на экономическое взаимодействие различных хозяйственных укладов на основе товарно-денежных отношений, регулируемых государством, при сохранении за ним монополии на крупную промышленность. Стратегическая цель однопартийной власти – допустить частнокапиталистические элементы для оживления экономики и создания мощного управляемого государством сектора промышленности и сельского хозяйства, а затем постепенно экономически и административно вытеснить и ликвидировать частнокапиталистическое предпринимательство, создать социалистическую систему хозяйства, базирующуюся на общенародной и коллективно-кооперативной формах собственности. Поэтому НЭП провозглашался «всерьёз и надолго».
Практически НЭП начался с замены продразверстки продналогом. Четкое ограничение размера изъятия сельхозпродуктов у крестьян позволило им свободно реализовывать излишки продовольствия на рынках по договорам, через развивающуюся снабженческо-сбытовую, потребительскую кооперацию. Чтобы способствовать расширению товарооборота между городом и деревней, пришлось денационализировать мелкую и кустарную промышленность, допустить частное предпринимательство с использованием наемного труда, приспособить к ним финансово-налоговые регуляторы. С целью создания устойчивой валюты в 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа. Она началась с выпуска червонца (его золотое содержание было установлено в 7,74 г. чистого золота). Прошёл обмен денежных купюр (один червонец к 60000 совзнакам). Оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Золотой рубль ценился на мировом рынке выше английского фунта стерлингов и был равен 5,14 доллара США. Введение твердой конвертируемой валюты в стране требовало создания четкой системы налогов, что и было сделано. Так, сельхозналог составлял максимум 5% (колебался в зависимости от качества земли, количества скота). В городе частник платил 1,5% с оборота и дополнительно налог в местный бюджет. Подоходный налог делился на основной – платили все рабочие и служащие, получавшие свыше 75 р. в месяц; прогрессивный – с тех, кто получал дополнительную прибыль: «нэпманы» (торговцы, арендаторы, скупщики, предприниматели), частные врачи, адвокаты, журналисты. При НЭПе стал применяться хозрасчет в производственных объединениях (трестах) в рамках госбюджета и твердых цен, или коммерческой прибыли при договорных ценах. Расцвет НЭПа пришелся на середину 20-х годов, когда осуществлялись идеи ученых – аграрников А.В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева по воссозданию системы сельскохозяйственных кооперативов, схожих с дореволюционными (кредитных, по переработке и сбыту продукции, снабженческих, потребительских, промысловых). Ими было охвачено 18 из 25 млн. крестьянских дворов. Проведенные землеустроительные работы дали возможность на 32 млн. га начать осуществлять рациональную организацию землепользования на семейно-фермерской основе. В результате разрушенное мировой и гражданской войнами народное хозяйство страны было в 1925-1926 гг. восстановлено. В сельском хозяйстве валовый сбор зерновых превысил среднегодовой сбор 1909-1913 гг. Потребление пищевых продуктов стало выше дореволюционного уровня. Опыт и уроки НЭПа поучительны. Каковы же причины свертывания НЭПа с конца 20-х годов? Традиции многоукладной российской экономики, общинно-коллективистской психологии у значительной части населения одновременно способствовали в условиях НЭПа развитию как частнокапиталистических, так и уравнительно-социалистических отношений. С одной стороны, открывались частные рестораны, магазины, на биржах совершались оптовые сделки – утверждался социальный слой нэпманов. С другой стороны, по мере восстановления и развития народного хозяйства, укреплялись позиции заводского рабочего класса. В деревне стало поощряться государством не частное семейно-трудовое хозяйствование, а производственное кооперирование крестьян, добровольное объединение их в товарищества по совместной обработке земли, сельхозартели, обобществляющие основные средства производства.
Последовавшее усиление налогов на крупные хозяйства и освобождение от них бедняков вело к тому, что зажиточные крестьяне, стремясь ослабить налоговый пресс, стали быстро делить дворы, отдавать часть детям, родственникам. По этой причине к 1927 г. по сравнению с дореволюционным уровнем в 2 раза ускорился процесс дробления крестьянских хозяйств и как следствие – снизилась их товарность. Провалились хлебозаготовки 1928 г. Государству пришлось вводить карточную систему на продукты питания в городах. Снижение продажи зерна за границу сократило наполовину с дореволюционным уровнем поставки импортного оборудования, необходимого для индустриальной модернизации промышленности. Нэповская экономика не избежала в советских условиях характерной для рыночных отношений безработицы, которая превысила миллион человек, из них 750 тыс. – служащие. Они солидаризировались в неприятии НЭПа с малоквалифицированными рабочими, сельскими бедняками, которые не хотели трудиться на основе хозрасчета, предпринимательского риска и тяготели к социалистической уравниловке. В конце 20-х годов усилилось социальное расслоение общества, давшее возможность руководству страны выдвинуть лозунг об обострении классовой борьбы в городе и деревне, об угрозе «буржуазной реставрации», взять линию на свертывание НЭПа.
Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. В российской империи национальные регионы обладали теми же правами, что и центральные области. Этим обуславливался уникальный многонациональный характер России, которая в течение столетий принимала как братьев воссоединившиеся с ней народы. После февраля 1917 г. прозападная политика Временного правительства потворствовала усилению влияния стран Антанты на Кавказе, в Средней Азии, подогревавших антирусские настроения.
Советская власть в январе 1918 г. провозгласила Россию федеративной республикой. В марте правительство переехало в Москву – исторический центр русской державной государственности. Ликвидировались формы унитарного правления с наместниками, губернаторами в крупных краях страны. В национально-государственном строительстве России обозначились два направления. По Конституции РСФСР, принятой на V Съезде Советов в июле 1918 г., народы, компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе Российской Федерации автономию двух уровней: республиканскую (Татария, Башкирия, Абхазия, Дагестан) и областную. На территории, которая стала теперь Казахстаном, в бывшей империи располагались четыре казачьих войска: Уральского, Сибирского, Семиреченского, Оренбургского. Их правление было заменено образованием в составе Российской Федерации Киргизской и Туркменской автономных республик. В ходе иностранной интервенции и гражданской войны на рубежах страны стали образовываться республики, заявившие о своем суверенитете, ханства в Средней Азии, провозгласившие самостоятельность. О власти на Украине заявила Центральная Рада. Её сместил германский ставленник гетман Скоропадский. В Грузии правительство возглавили социал-демократы меньшевики, в Азербайджане – партия Муссават, в Армении – Дашнакцутюн. Континентальное ядро Росси оказалось расчлененным, обрывалась духовная преемственность российской жизни. Но многовековая державная инерция смогла преодолеть болезнетворную энергию распада. Поднялось объединительное движение народов к возрождению многонационального государства. В 1918-1920 гг. сложился военно-политический союз советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии, по которому договаривающиеся страны сосредотачивали в руках единой коллегии военное командование, совнархозы, железнодорожное управление, финансы. По двухстороннему договору Россия и Украина вступали между собой в «военный и хозяйственный союз». На следующем этапе национально-государственного строительства (1920-1924) независимые советские республики на основе договоров создали военно-хозяйственный союз и организовали единое дипломатическое представительство на общеевропейской конференции в Генуе. Обладая правом ведения самостоятельной внешней политики, они делегировали (передавали) это право РСФСР. Крепнувшее всестороннее сотрудничество республик цементировало процесс к созданию единого государства на основе Советской власти. Однако в Коммунистической партии, представители которой пришли к руководству во всех Советских республиках, сложились две позиции по вопросу о принципах объединения. И.В. Сталин как Генеральный секретарь ЦК РКП(б) проводил линию, предусматривающую вхождение Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении в Российскую Федерацию на правах автономных республик («автономизация»). В.И. Ленин на первое место ставил принцип: «право наций на самоопределение», рассчитывая на развертывание мирного революционного процесса. Сталин поддерживал лозунг: «самоопределение трудящихся», который, по его мнению, должен сплотить народные массы на борьбу с местным национализмом.
Верх взяла интернациональная ленинская идея «федерализации». В итоге 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании СССР, по которой на федеративной основе с правом выхода из Союза объединились РСФСР, Закавказская Федерация, Украинская, Белорусская Советские республики. В 1924 г. была принята первая Конституция СССР, определившая компетентность союзных и республиканских органов управления. Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований явились перемены в сфере культуры, получившие название «культурная революция». Её основной задачей в первые годы Советской власти являлась ликвидация неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверти взрослых людей России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах. В 1919 г. был принят декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языках. Народный комиссариат (наркомат) просвещения, отделы народного образования при местных Советах, общество «Долой неграмотность», объединявшее 1,2 млн. человек городских шефских организаций, создали в городах и селах страны пункты по ликвидации безграмотности (ликбезы). По Всесоюзной переписи 1926 г. число лиц, умеющих читать и писать, достигло 51,1% (в 1898 г. – 24%). В 1925 г. был принят закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального образования. Реорганизовалась вся система народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и четыре года). Плата за обучение отменялась. Преобразования коснулись и высшей школы. С целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Зачисление студентов проводилось без экзаменов. Это должно было способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. Уделялось внимание восстановлению и развитию научного потенциала страны. Были открыты научно-исследовательские институты (НИИ): физико-химический, физико-технический, центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Художественная жизнь развивалась сложно, в борьбе различных взглядов и систем. Осенью 1917 г. возникла культурно-просветительная и литературно-художественная организация Пролеткульт. Её руководители ставили задачу создания пролетарской культуры, противопоставляя её всей художественной культуре. В 1918 г. был принят декрет о монументальной пропаганде, который предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Представители интеллигенции, весьма неоднородной по социальному положению и общественно-политическим воззрениям, по-разному восприняли новый режим. Не приняли его и покинули Россию писатели И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Синорский. На путь сотрудничества с новой властью встали естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов и другие. В годы НЭПа, в условиях либерализации общественной сферы, возникло много научных, творческих, культурно-просветительных организаций. Особенно активно выступали литературные группировки футтуристов, лефовцев, конструктивистов. Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина, Н.Н. Асеева. К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.02 с.) |