Тема 2. Окружающая середа. Факторы окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Окружающая середа. Факторы окружающей среды



МЕТОДІЧНИ ВКАЗІВКИ

ТА КОНТРОЛЬНІ ЗАВДАННЯ

ДЛЯ

САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ

У МЕЖСЕСІЙНИЙ ПЕРІОД

 

 

Дисципліна: «Основи екології та безпека товарів народного споживання»

 

Спеціальність: 5.03051001 «Товарознавство та комерційна діяльність»

 

Відділення: Заочне

Курс: 1

Склав викладач: Н.В. Зайцева

 

Розглянуті на засіданні

предметно-циклової комісії

хіміко-освітніх дисциплін.

Протокол №___від_____20___ р.

Голова: ________В.П. Шевченко

 

Сімферополь 2011р.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Учебная программа по курсу: «Основи екології та безпека товарів народного споживання» составлена на основе образовательно-квалификационной характеристики и образовательно-профессиональной программы подготовки младшего специалиста направления 5.03051001 «Товарознавство та комерційна діяльність» заочное отделение.

Предметом изучения дисциплины является среда обитания человека, экологические проблемы Мира и Крыма, а также изучение безопасности потребления продовольственных и непродовольственных товаров народонаселением.

Предмет «Основи екології та безпека товарів народного споживання» предшествует изучению «Безопасности жизнедеятельности», «Основ охраны труда», имеет межпредметные связи с дисциплинами общеэкономического и правоведческого, а также специального циклов.

 

В ходе изучения курса студенты должны:

ЗНАТЬ:

Ø содержание и задачи дисциплины, методы и задачи экологических исследований;

Ø особенности влияния антропогенных факторов на природную среду;

Ø основные составляющие биосферы;

Ø эколого-экономические проблемы использования природных ресурсов Украины;

Ø экологическую безопасность товаров народного потребления.

УМЕТЬ:

Ø давать правильный анализ экологического состояния любого населенного пункта;

Ø правильно оценивать безопасность продовольственных товаров;

Ø правильно оценивать безопасность непродовольственных товаров;

Ø обосновывать необходимость проведения природоохранных мероприятий;

Ø оценивать долю своего участия в восстановлении природных ресурсов своего места проживания.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В конце ХХ, начале ХХI столетия современная цивилизация оказалась в той точке всемирно-исторического процесса, который определяет динамику и направление цивилизованного развития на длительную перспективу. Именно сейчас стало очевидным: сохранение традиционных стереотипов и ориентаций, не обеспечивая конструктивного функционирования цивилизации, уже в ближайшем будущем ставит под угрозу равновесие и стабильность исторически сложившихся социоприродных структур. Противоречия между ростом населения и возможностями удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с одной стороны, и сравнительно ограниченными возможностями естественных экосистем – с другой стороны, приобретает антагонистический характер. Их обострение чревато необратимыми деградационными изменениями биосферы, радикальной трансформацией традиционных природных условий функционирования цивилизации.

Преодоление возникших противоречий связывается с отказом от сложившегося метода проб и ошибок во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания, с выходом на уровень научно обоснованной стратегии системы отношений «человек – общество – биосфера». Особые надежды в этом отношении возлагается на совокупность экологических знаний.

- Целью учебной дисциплины является формирование системы знаний об основных закономерностях взаимодействия человека, общества и природы; особенности влияния антропогенных факторов на природную среду; методы оценивания безопасности товаров народного потребления.

- Задачами курса являются изучение механизма управления процессами природопользования и охраны окружающей среды, а также ознакомление с экологическими нарушениями производства товаров народного потребления производственной и непроизводственной сферы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в экологию

Предмет и задачи экологии.

История возникновения и основные этапы развития экологии как науки.

Экологиякак комплексная наука об окружающей среде и положении человека как вида и общества в экосфере планеты.

Понятие об окружающей среде.

Природные ресурсы и их классификация.

Основные законы экологии – законы Б. Коммонера.

 

ЗАДАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ

При составлении задания к зачету необходимо дать исчерпывающий ответ на раскрываемый вопрос. Кроме теоретического ответа, нужно подобрать грамотные примеры, которые бы раскрывали сущность вопроса.

Студентам необходимо знать определения основных экологических терминов, которые можно найти в экологическом глоссарии или в справочном разделе каждого учебника по экологии.

 

I. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Что такое экология? Как происходило её становление?

2. Классификации природных ресурсов. Дать анализ перспектив использования исчерпаемых природных ресурсов.

3. Основные положения теории В.И.Вернадского о биосфере.

4. Основные функции живого вещества в биосфере.

5. Учение В.И. Вернадского о «ноосфере».

6. Понятие о популяции и их динамики

7. Рост человеческой популяции и экологические проблемы.

8. Понятие о техногенезе.

9. Классификация загрязнителей. Источники загрязнения ландшафтов.

10. Загрязнение Мирового океана.

11. Меняющаяся атмосфера

12. Влияние пестицидов на окружающую среду и здоровье человека.

13. Атмосфера антропогенные воздействия на атмосферу.

14. Гидросфера. Загрязнения гидросферы.

15. Литосфера. Загрязнение литосферы твердыми отходами.

16. Рациональное использование энергетических ресурсов.

17. Методы защиты вод от загрязнения.

18. Методы защиты почвенно-растительного слоя грунта.

19. Радиоактивность. Методы защиты от радиации.

20. Безотходные и малоотходные технологии. Определение степени безотходности производства.

21. Понятие утилизации отходов.

22. Вредные вещества. Нормирование их содержания.

23. Экологические проблемы крупных городов мира.

24. Региональные экологические проблемы Мира.

25. Земельные ресурсы Украины и их экологические проблемы.

26. Проблемы рационального использования лесных ресурсов Украины.

27. Экологические проблемы степной части Крыма.

28. Сиваш и его экологические проблемы.

29. Решение экологических проблем на Южном берегу Крыма.

30. Экологическая безопасность продовольственных товаров.

31. Причины нарушения качества продуктов питания в Украине.

32. Фальсификация продовольственных товаров.

33. Продукты генной инженерии.

34. Экологическая безопасность непроизводственных товаров.

35. Полимерные материалы и их использование в быту.

36. Национальные парки и охрана окружающей среды.

37. Заповедники и заказники Крыма и их роль в охране природы.

38. Учет природных ресурсов. Кадастры. Виды кадастров.

39. «Красная книга» как кадастр растительных ресурсов.

40. Чернобыльская катастрофа и её роль в изменении экологии центральной Европы.

 

 

II. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

1. «Всемирная хартия природы»,

2. «Дыра» озоновая,

3. «Зеленая книга»,

4. «Зима ядерная»,

5. «Красная книга»,

6. агроценоз,

7. адаптация,

8. акватория,

9. акклиматизация,

10. анаэробы,

11. аномалия,

12. ареал,

13. атмосфера,

14. атолл,

15. аэробы,

16. аэропоника,

17. биогеоценоз,

18. биосфера,

19. биота,

20. богатство национальное,

21. вещество биогенное,

22. вещество биокосное,

23. взаимоотношения организма и среды,

24. вид,

25. воздействие антропогенное,

26. воспроизводство природных ресурсов,

27. гейзер,

28. геноцид,

29. гидробиосфера,

30. границы биосферы,

31. гумус,

32. дампинг,

33. дефолиант,

34. заказники,

35. заповедники,

36. интродукция,

37. канцероген,

38. квота,

39. коэволюция,

40. кризис экологический,

41. ландшафт,

42. литосфера,

43. мегаполис,

44. мониторинг,

45. нагрузка рекреационная,

46. нитраты,

47. ноосфера,

48. оползень,

49. оптимизация,

50. отвал,

51. памятники природы,

52. пандемия,

53. парк национальный,

54. пестициды,

55. пустыня антропогенная,

56. рекреация,

57. рекультивация,

58. реликт,

59. реутилизация,

60. сель,

61. смерч,

62. смог,

63. террикон,

64. техносфера,

65. токсичность,

66. урбанизация,

67. утилизация отходов,

68. фреон,

69. эрозия,

70. эффект тепличный (парниковый, оранжерейный).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа – это основной вид работы студента-заочника над учебным материалом.

Для самостоятельного изучения курса «Основи екології та безпека товарів народного споживання » необходимо:

· ознакомиться с содержанием курса и каждой темы;

· подобрать литературу;

· изучить материалы темы по подобранной литературе;

· выполнить соответствующий вариант домашней работы;

· подготовиться к сдаче зачета.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Закон Украины «Про охорону навколишнього природного середовища» - К.,1991.

2.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для ВУЗов.-М.: ЮНИТИ, 1999. - 455с.

3.Батлук В.А. Основы экологии и охрана окружающей природной среды: Учебное пособие – Львов: Афиша, 2001 - 33с.

4.Боков В.А., Лущик А.В. Основы экологической безопасности: Учебное пособие – Симферополь: Сонат, 1998 – 224с.

5.Бондар О.І., Корінько І.В. Екологія людини. - К, Х.;Планета-Прінт, 2005

6.Боровский Б.И. и др. Экология. Учебное пособие. – Симферополь, 1996. - 94с.

7.Боровский Б.И., Тимченко З.И. Экологический менеджмент. Учебное пособие – Симферополь: КУТЭП, 2003, - 79с.

8.Вернадський В.И. Живое вещество біосфери. М: Наука -1994г

9. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная: Учебник для ВУЗов – М.: Агар, 2000 – 424с.

10. Вронский В.А. Прикладная экология: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 – 512с.

11. Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник – С.Петербург: СПб, Специальная литература. 1995 – 280с.

12. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс,1996 – 143с.

13. Джигирей В.С. Екологія та охорона навколишнього природного середовища: Навч. посіб.- К.: Т-во „Знання”. 2000 - 203с.

14. Дрейер О.К., Лось В.А. Екологія и устойчивое развитие: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 224с.

15. Ена В.Г., Ена Ал.В., Ена Ан.В. Заповедные ландшафты Тавриды. – Симферополь: Информ, 2004. - 424с.

16. Запольський А.К., Салюк А.І. Основи екології. – К: Вища школа, 2005

17. Загальна екологія, ред. Злобін Ю.А., Кочубей Н.В. Навчальний посібник. Суми; "Університетська книга" 2003

18. Зиновьев Г. Общая экология. Учебно-методическое пособие, 2006 г.

19. Кормилицин В.И. Основы экологии. –М.,1997г.

20. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. М.: МПУ, 1997. – 368с.

21. Корсак К.В., Плахотнік О.В. Основи екології: Навч. посібник – К.: МАУП, 2000, -240с.

22. Кузовкин Т.А. Основи зкологии. - М;СГУ,2001

23. Кучерявий В.П. Екологія. Львів; "Світ", 2001

24. Методология и методика оценки экологических ситуаций. / Под.ред. В.А. Бокова, И.Г. Черванева, Е.С. Поповчука. – Симферополь: Таврия, - «Плюс», 2000, - 100с.

25. Основи екології. Ред. О.І. Федоренко, О.І. Бондар. - К; "Знання", 2006

26. Основы экологии и природопользования: Учебное пособие /Дикань В.Л. и др./ - Х.: Олант, 2002 – 384с.

27. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник – М.: Мысль,1989 - 637с.

28. Соціально-економічна географія України: Навч. посібник /За ред. проф. Шаблія О.І./- Львів: Світ, 2000 – 680с.

29. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учебное пособие для нач. проф. образования – М.: «Академия»,2000 – 378с.

30. Федоров Л, Яблоков А. Пестициді-токсичний удар по. біосфері та людині. М,2003

31. Шилов И.А. Экология. –М., 1998 г.

32. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник – Мн: БГЭУ, 2001 – 368с.

33. Щупов И.А. Экология. Учебник для ВУЗов, 2006 г.

34. Экология Крыма: Справочное пособие /Под ред. Н.В.Багрова, В.А.Бокова/ Симферополь: Крымучпедгиз, 2003 – 360с.

35. Экология. Учебное пособие. Состав. Боголюбов С.А., Беленков Е.М., Геталова М.А. и др. – М.: Знание, 1997 – 288с.

36. Экономические основы экологии: Учебник. – СПб: «Специальная литература», 1997. – 304с.

 

 

МЕТОДІЧНИ ВКАЗІВКИ

ТА КОНТРОЛЬНІ ЗАВДАННЯ

ДЛЯ

САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ

У МЕЖСЕСІЙНИЙ ПЕРІОД

 

 

Дисципліна: «Основи екології та безпека товарів народного споживання»

 

Спеціальність: 5.03051001 «Товарознавство та комерційна діяльність»

 

Відділення: Заочне

Курс: 1

Склав викладач: Н.В. Зайцева

 

Розглянуті на засіданні

предметно-циклової комісії

хіміко-освітніх дисциплін.

Протокол №___від_____20___ р.

Голова: ________В.П. Шевченко

 

Сімферополь 2011р.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Учебная программа по курсу: «Основи екології та безпека товарів народного споживання» составлена на основе образовательно-квалификационной характеристики и образовательно-профессиональной программы подготовки младшего специалиста направления 5.03051001 «Товарознавство та комерційна діяльність» заочное отделение.

Предметом изучения дисциплины является среда обитания человека, экологические проблемы Мира и Крыма, а также изучение безопасности потребления продовольственных и непродовольственных товаров народонаселением.

Предмет «Основи екології та безпека товарів народного споживання» предшествует изучению «Безопасности жизнедеятельности», «Основ охраны труда», имеет межпредметные связи с дисциплинами общеэкономического и правоведческого, а также специального циклов.

 

В ходе изучения курса студенты должны:

ЗНАТЬ:

Ø содержание и задачи дисциплины, методы и задачи экологических исследований;

Ø особенности влияния антропогенных факторов на природную среду;

Ø основные составляющие биосферы;

Ø эколого-экономические проблемы использования природных ресурсов Украины;

Ø экологическую безопасность товаров народного потребления.

УМЕТЬ:

Ø давать правильный анализ экологического состояния любого населенного пункта;

Ø правильно оценивать безопасность продовольственных товаров;

Ø правильно оценивать безопасность непродовольственных товаров;

Ø обосновывать необходимость проведения природоохранных мероприятий;

Ø оценивать долю своего участия в восстановлении природных ресурсов своего места проживания.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В конце ХХ, начале ХХI столетия современная цивилизация оказалась в той точке всемирно-исторического процесса, который определяет динамику и направление цивилизованного развития на длительную перспективу. Именно сейчас стало очевидным: сохранение традиционных стереотипов и ориентаций, не обеспечивая конструктивного функционирования цивилизации, уже в ближайшем будущем ставит под угрозу равновесие и стабильность исторически сложившихся социоприродных структур. Противоречия между ростом населения и возможностями удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с одной стороны, и сравнительно ограниченными возможностями естественных экосистем – с другой стороны, приобретает антагонистический характер. Их обострение чревато необратимыми деградационными изменениями биосферы, радикальной трансформацией традиционных природных условий функционирования цивилизации.

Преодоление возникших противоречий связывается с отказом от сложившегося метода проб и ошибок во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания, с выходом на уровень научно обоснованной стратегии системы отношений «человек – общество – биосфера». Особые надежды в этом отношении возлагается на совокупность экологических знаний.

- Целью учебной дисциплины является формирование системы знаний об основных закономерностях взаимодействия человека, общества и природы; особенности влияния антропогенных факторов на природную среду; методы оценивания безопасности товаров народного потребления.

- Задачами курса являются изучение механизма управления процессами природопользования и охраны окружающей среды, а также ознакомление с экологическими нарушениями производства товаров народного потребления производственной и непроизводственной сферы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в экологию

Предмет и задачи экологии.

История возникновения и основные этапы развития экологии как науки.

Экологиякак комплексная наука об окружающей среде и положении человека как вида и общества в экосфере планеты.

Понятие об окружающей среде.

Природные ресурсы и их классификация.

Основные законы экологии – законы Б. Коммонера.

 

Тема 2. Окружающая середа. Факторы окружающей среды

Биотические структуры.

Понятия о продуцентах, консументах, редуцентах и пищевых цепях.

Абиотические факторы.

Пределы устойчивости, оптимальные и стрессовые зоны факторов окружающей среды.

Адаптация живых организмов к экологическим факторам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.093 с.)