Тема: Система органов государственной власти в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Система органов государственной власти в РФ



Тема: Система органов государственной власти в РФ

Федеральное Собрание РФ

 

Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов Государственной думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), а другие 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

3. Правительство Российской Федерации (доклад)

 

В соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в ред. от 23.05.2015г.) Правительство России осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. Однако, это не исключает решающей роли Президента РФ в сфере исполнительной власти, поскольку решения Правительства РФ могут быть отменены Президентом России, так как именно он формирует Правительство РФ. Тем не менее, основным органом исполнительной власти все же является Правительство России, поскольку это орган общей компетенции, осуществляющий непосредственное оперативное руководство хозяйственной и иными сферами жизни страны.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

- по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

- в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 ФКЗ «О Правительстве». Так, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1. организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ осуществляет и иные полномочия в различных сферах, установленные ст. ст. 14-22 Закона «О Правительстве» (более подробно - доклад).

 

Судебная власть (доклады)

 

В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она как бы является независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем.

Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции в России существует четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача - следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком..

На Конституционный Суд РФ возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Помимо этого проверяется конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (с учетом положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ).

Независимость и самостоятельность судов определяется статусом судей и общими принципами организации судопроизводства. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. При этом во всех случаях речь идет о дееспособных и не содержащихся в местах лишения свободы гражданах.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Общими принципами судопроизводства в РФ являются:

1) гласность судебного разбирательства, которая заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе (например, закрытые слушания проводятся по делам о преступлениях несовершеннолетних);

2) состязательность, что предполагает наличие в судебном разбирательстве сторон, которые доказывают либо оспаривают те или иные обстоятельства дела;

3) равноправие сторон, которое указывает на равный правовой статус сторон — участников судебного процесса;

4) коллегиальность — этот принцип предусматривает коллегиальное рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются либо судьей и народными заседателями, либо коллегией судей, решение принимается большинством голосов.

Схема судебной системы РФ
  Конституционные суды Суды общей юрисдикции Военные суды Арбитражные суды
Суды высшей инстанции Конституционный суд Верховный суд
Суды I инстанции Городские и районные суды, мировые судьи. (последние — суды субъектов РФ, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды) Гарнизонные военные суды Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Рассматривают дела Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, — КС РФ. Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) — Конституционные (уставные) суды субъектов РФ Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба Судебные споры в сфере экономической деятельности

 

 

5. Местное самоуправление (доклад)

 

Местное (территориальное) самоуправление осуществляется в интересах всех, кто проживает в границах территориальных единиц, на которые разделяются субъекты федерации. Оно осуществляется территориальными общностями через образуемые ими местные законодательные (представительные) органы самоуправления (советы, земства, думы, собрания и т.п.), а также местную администрацию, иные их органы, местные референдумы, собрания и сходы граждан, другие формы непосредственной демократии.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается, однако акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также актам субъектов федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовое регулирование местного самоуправления осуществляется федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 29.06.2015г.), а также соответствующими актами субъектов федерации. Глава VIII Конституции РФ, посвященная местному самоуправлению, состоит всего из четырех статей, что говорит о том, что государство определяет только основные принципы и идеи местного самоуправления. Более детальное его регламентирование отнесено к ведению самих субъектов федерации, которые на основе Конституции РФ и соответствующего законодательства должны принять собственные законы и нормативные акты.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Тема: Система органов государственной власти в РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.022 с.)