Система социального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система социального управления



Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, - ценное общественное достояние. Особенностью современной системы социального управления является использование в ней компьютерных технологий.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения между управленцами, как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т.д.

Для уменьшения субъективности в управлении необходима формализация и компьютеризация принятия управленческих решений, в том числе с использованием экспертных систем.

Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие - особенностями процесса управления, его субъектами.

В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях упорядочения объекта управления, сохранения его качественной определенности и развития.

Менеджмент в социальной работе - это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Функции управления

Функции управления - это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, а функции в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде следующей системы функций трехзвенного управления:

- предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);

- оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

- заключительное управление (контроль, учет, анализ).

При осуществлении всех функций управления применяются компьютерные технологии.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для социального управления: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

Целеполагание - это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый план выдвигаются тактические, сиюминутные цели в ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы.

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование социальной работы - одна из главных функций социального менеджмента, это научно-аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

Прогнозирование социальной работы - это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.

Качество прогнозирования во многом зависит от используемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки.

При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные модели, факторный анализ. В нормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.

Например, в префектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в органах управления социальной защитой населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовал выявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. В настоящее время действуют следующие информационные системы:

-"Пенсионер-справка" - позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя;

"Пенсионер-транспорт" - дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;

"Пенсионер-путевка" - содержит данные о выдаче санаторно-курортных путевок и выплате компенсаций за неиспользованную путевку;

"Льготы-справка" - позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан;

"Пенсия-норма" - информирует о пенсионном законодательстве;

"Платежные поручения" - дает возможность печатать и регистрировать платежные поручения;

"Адрес-справка" - помогает определить, к какому муниципальному округу относится та или иная улица Москвы;

"Баланс" - позволяет вести пенсионный бухгалтерский баланс;

"Архив" - содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;

"Обращение-учет" - содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию.

Организация. Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних - дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболее прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной работой. Всего можно выделить три уровня управления:

- верхний, институциональный уровень - это Российская Федерация и автономная республика;

- средний, управленческий уровень - это регион, т.е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;

- низовой уровень - это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти:

законодательной, в лице органов системы представительной власти;

исполнительной, в лице Президента РФ и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления; судебной.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерство здравоохранения и социального развития, в функции которого входит:

- разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;

- анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;

- подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по:

- организации обслуживания и обеспечения пособиями; социальному обслуживанию;

- медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи; социальной помощи семье и детям;

- внешнеэкономическому и международному сотрудничеству.

Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:

- центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

- центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания-лиц пожилого возраста и инвалидов;

- центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

- центр помощи детям, оставшимся без родителей; социальные гостиницы и т.д.

Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой РФ, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т.д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций: частных и благотворительных. Эти организации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы (устав, положение и т.д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности. Только в Москве таких организаций несколько сотен, а в целом по стране несколько тысяч.

Оперативное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также непосредственную организацию их исполнения. В процессе исполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершаться ошибки - все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетентности исполнителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы становятся определяющими в оперативном управлении. Также важно определить заранее союзников, "смежников", контрагентов, конкурентов и т.п., способных оказать существенное положительное или негативное воздействие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинтересованными лицами и структурами также является частью и важнейшей функцией оперативного управления.

Заключительное управление (контроль, учет, анализ) - этап реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда полезно остановиться, проанализировать создавшуюся ситуацию, подвести промежуточные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу и получить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т.п.

Интернет: социальные сети

Социа́льная сеть:

  • Социальная сеть (социология) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).
  • Социальная сеть (Интернет) — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.
  • Социальная сеть личных контактов, или нетворкинг (англ. Networking) – целенаправленное и осознанное построение и расширение личных связей и деловых знакомств для успеха в бизнесе и жизни.

Социальные сети

Термин «Социальная сеть» появился в далеком 54 году XX века социологом «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в своей работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Смысл социальных сетей состоит в том, чтобы через Интернет быстро найти практически любого человека, если уметь правильно их использовать.

Социальным сетям присущи множество уникальных свойств, среди которых оперативный обмен информацией между участниками сетей, новые знакомства, неформальное общение между людьми с разными статусами в жизни.

Даже сменив работу или место жительства, вы не потеряете связь с друзьями, коллегами, единомышленниками.

В настоящее время существует огромное количество социальных сетей, они популярны во всем мире. Практически всем в интернете знакомы названия ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.ру и МойМир от Mail.ru., В контакте и другие. Чем же так притягивают к себе эти социальные сети? Именно тем, что каждый участник такой сети может совершенно свободно общаться с любым из участников, для этого существуют различные группы, сообщества, форумы для неформального общения, фотоальбомы и галереи.

Главная отличительная особенность социальной сети в том, что здесь можно обратиться к незнакомому пользователю через других людей, с которыми он более тесно общается. Например, Вы хорошо знакомы с Ивановым, который знаком с Петровым, он в свою очередь знает Сидорова и т.д. Такая цепочка позволяет выйти к человеку, к которому Вы бы никогда не смогли обратиться напрямую.

Что такое "Социальная сеть"

Исходя из терминов социологии социальная сеть – это социальная структура, которая состоящая из группы узлов, являющихся социальными объектами (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).

Однако с развитием всемирной сети интернет этот термин получил другое значение и применение. Социальная сеть в настоящее время - это структура, направленная на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Эта связь происходит через сервисы внутренней почты или обмен мгновенными сообщениями.

На таких сайтах обычно пользователи указывают о себе личную информацию, такую как дату рождения, школу в которой учились, вуз, а котором получали образование, любимые занятия и другое. По этой информации пользователя смогут найти другие участники социальной сети. Среди социальных сетей различаются открытые и закрытые сети, отличительная черта социальных сетей – это система «друзей» и «групп».

Каталог социальных сетей

Здесь мы предложим вашему вниманию обзор существующих социальных сетей. Первой запущенной в интернете в 1995 году социальной сетью по праву считается – Classmates (одноклассники), имеющий своего российского аналога Одноклассники.ру.

В начале 21-го века появились Социальные сети второго поколения, стала ясна сущность сетей и стали определенно возможности, предоставляемые социальными сетями. С появление таких сервисов как Friendster, Tribe, Orkut, Spoke стало возможным социальные создавать сети для отдыха и для работы.

Сейчас социальные сети сильно влияют на современную жизнь, теперь они преобразуется очень значительно, переходя в новую категорию – Социальную Сеть версии 3.0.

Тематика социальных сетей самая различная. Существуют социальные сети политические, сети объединяющие людей по рабочему признаку, сети служащие для неформального общения приятелей, например LiveJournal. Сет MySpace помогает в творчестве, сеть Xfire объединяет людей участвующих в онлайн-играх.

Социальные сети бывают открытыми, либо закрытыми, возможность вступления в которые имеют только приглашенные.

1. Facebook

  1. Мой Мир
  2. Вконтакте
  3. Одноклассники

Движок социальной сети

Каждая социальная сети выполнена на так называемом «движке», т.е. на наборе программ и кодов для реализации конкретной прикладной задачи. Многие социальные сети используют уже готовый движок сайта, что позволяет значительно сократить время на разработку проекта, позволяет уделить больше времени разработке других подсистем, например пользовательскому интерфейсу или информационной наполненности сайта. Однако продукты, которые выполнены на готовом движке вместе с самим движком могут наследовать их ошибки и проблемы безопасности.

Существует большое количество разнообразных движков для построения социальной сети, в том числе и бесплатные. Среди них, такие как бесплатный LiveStreet, предназначенный для создания блого-социальных сетей, Elgg - движок с открытым исходным кодом, позволяющим создать полноценную социальную сеть, BigStreet – открытый движок социальной сети от российского производителя, AROUNDMe – бесплатный движок, с множеством функций таких как блоги, форумы, гостевая книга, SocialEngine (очень похожий на сайт vkontakte) – который может создавать группы, размещать фото, видео, а также многие другие платные и бесплатные движки.

Мобильные социальные сети

С развитием технологий стало возможным пользоваться социальными сетями через мобильные телефоны.

Существует два направления развития данных технологий:
1. Непосредственно мобильные социальные сети.
2. Инструменты для взаимодействия с сетями посредством мобильной связи.

На западе давно стали популярными мобильные сети, работающие с помощью специального программного обеспечения. Принцип работы таких социальных сетей заключается в том, что человек приходит в развлекательное заведение, отсылает сообщение с мобильного телефона с местом нахождения, сообщение попадает его друзьям и друзьям его друзей. Результат таких действий – пользователь сети может встретиться с большим количеством людей, которые были неподалёку и которые как-то связанны с ним.

Сейчас очень активно развиваются мобильные инструменты взаимодействия с интернет-сетями. Появились, мобильные версии Одноклассники.ру и МойМир от Mail.ru. Есть своя мобильная версия и у социальной сети ВКонтакте. Также к такому способу доступа приходя и более мелкие социальные сети. У западных аналогов мобильные версии есть уже довольно давно.

Социальная сеть ВКонтакте

ВКонтакте.ру (www.vkontakte.ru) – российская социальная сеть, скопированная практически один к одному с американской социальной сети Facebook. Сходство Вконтакте с Facebook видно не только по содержанию, но и по дизайну своего американского оригинала. Однако, этот проект пришелся по душе россйискому пользователю интернета Самаое главное отличие, от основного конкурента В Контакте – Одноклассники.ру, в том, что большинство пользователей VKontakte.ru не просто посещают сайт время от времени, а «живут» там.

Социальная сеть ВКонтакте.ру очень удобная и быстра в работе, а кроме самого общения на сайте есть возможность загрузки мультимедийного содержания – видео и музыки.

С помощью сервиса Вконтакте можно:
- найти друзей по различным интересам, при этом людей по интересам здесь объединяют группы;
- познакомиться с новыми друзьями через своих друзей, по интересам, через общие вечеринки, через знакомых твоих знакомых, такой способ и надежнее, и безопаснее, поскольку все верят известной поговорке – друг моего друга – мой друг;
- играть, поскольку для «ВКонтакте.Ru» написана масса игр;
- а также много другое, а самое главное – общение.

Социальная сеть Одноклассники.ру

Социальная сеть «Одноклассники.ру» - одна из самых крупных социальных сетей русскоязычного интернета. Сайт компании среди первых, кто достиг рубеж в 10 миллионов зарегистрированных пользователей.

С появлением сети Одноклассники.ру для каждого пользователя стало возможным не только найти людей, с которыми они учились в школе, университете, а также значительно расширить свой круг знакомств, найти неожиданные возможности для делового сотрудничества и профессионального роста и даже найти работу. Многие активные пользователи сети пришли в Интернет, узнав именно про Одноклассников. Другие после открытия данного проекта стали по-другому воспринимать интернет не как источник информации, а и источник виртуального общения, часто переходящего во вполне реальное общение.

Однако в последнее время участились и негативные отзывы, пользователей не устраивают нововведения, которые обязывают платить за предоставляемые услуги. Это и оплата регистрации, и ограничения количества личных фотографий, и оплата режимов «невидимки», плохих оценок, оценок «5+». По мнению пользователей, создатели сайта постепенно забывают о тех, для кого он создавался, а думают только о коммерческой стороне дела.

Социальное прогнозирование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.039 с.)