Проведение практической работы, заключающейся в использовании музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально сенсорных способностей у детей и особенно на развитие чувства ритма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение практической работы, заключающейся в использовании музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально сенсорных способностей у детей и особенно на развитие чувства ритма



Работа велась на базе ГУО «Ясли-сад» № 46 г. Барановичи с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей (Приложение А).

В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям.

Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л.С.Выготского, можно судить об уровне музыкального развития ребенка.

Поэтому в практической части работа велась по двум этапам:

1) подготовительный 2) основной.

На подготовительном этапе, который длился в течение двух месяцев, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

 

 

Были использованы музыкально-дидактические игры Кононовой Н.Г., Комиссаровой Л.Н., Костиной Э.П., Михайловой М.А. На занятие к детям всегда приходил игровой персонаж Незнайка. Дети общались с ним, выступали в роли старших товарищей и «учителей», когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Незнайка в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр. «Колобок» (Приложение Б).

Потом детям было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом еще придумать движения.

Например

Я серенький зайчишка Меня зовут трусишкой.

(Ребенок должен был пропеть это с трусливой интонацией.)

Я волк – зубами щелк, - (Свирепая интонация.)

Я медведь – люблю реветь. –(Интонация голоса должна быть грозная.)

Я рыжая лисичка Я хитрая сестричка.

(Интонация голоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса могла петь и нежной, ласковой интонацией).

Игра позволяет воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, умения слушать пение детей. А задания в занимательной игровой форме способствовали не только тому, что дети были очень эмоциональны и активны, но и совершенствованию динамического слуха и певческих навыков.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это.

Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей (Приложение В).

Вся работа помогла выявить, что чувство ритма развито у старших дошкольников наиболее слабо, что и послужило основанием в дальнейшем для проведения, на основном этапе музыкально-дидактических игр только на развитие этой способности.

Для успешного формирования музыкально-сенсорных способностей и для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны – сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.

 

 

Были использованы следующие игры.

«Подумай и отгадай»

Цель: придумывать детали ритмических рисунков, повтор уже знакомых, закрепление длительностей нот.

Материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход: Детям раздаются карточки. На фортепиано звучат соответствующие мелодии: «Зайчик» Н.Старокадамского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодии и поднимают соответствующие карточки.

В качестве усложнения на следующем занятии детям было предложено прохлопать соответствующие мелодиям, ритмические рисунки и попробовать придумать свои, очень простые.

На следующем занятии дети уже должны были под песню «Вместе весело шагать» попробовать показать движениями героев: зайка прыгает - используются четвертные и восьмые ноты; медведь - целые ноты и половинки; птички – восьмые и шестнадцатые.

Эта музыкально-дидактическая игра значительно улучшила реакцию детей на различение длительностей нот, способствовала более быстрому формированию звуковысотного слуха и чувства ритма.

«Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, кселофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой, - снова быстрые и ритмичные удары».

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.006 с.)