Построение ИС на базе использования моделей ИТ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение ИС на базе использования моделей ИТ.



Построение ИС на базе использования моделей ИТ.

Принципы методологии построения или реорганизации ИС.

(Слайд 1)

1. Уровни моделирования ИТ в ИС

1.1. Концептуальный уровень

1.2. Логический уровень

1.3. Физический уровень

2. Моделирование управления в ИС

2.1. Фаза планирования

2.2. Фаза учета

2.3. Фаза анализа

2.4. Фаза регулирования

3. Принципы построения или реорганизации ИС

3.1. Автоматизация проектирования ЭИС

3.2. Модельный подход

3.3. Case-технологии

4. Учет особенностей, принятие решений и основные принципы методологии построения

ИС

4.1. Необходимость учета особенностей при построении ИС

4.2. Принятие решений при построении ИС

 


Цель функционирования ИС – превращение исходной информации в результатную информацию с помощью ИТ. Реализация ИТ, а следовательно построение самой ИС происходит на основании создаваемых моделей разных уровней.

 

 

Уровни моделирования ИТ в ИС.

Концептуальный уровень

 

Концептуальная мо­дель базовой ИТ в ИС (Слайд 2) представляется блоками информационных процессов, и процедур:

 

· прямоу­гольник - процесс или процедура, в которых пре­обладают ручные или традиционные операции;

· овал - автоматические операции, произ­водимые с помощью технических средств (ЭВМ и средств пе­редачи данных).

 

В верхней части модели информационные про­цессы и процедуры осуществляют преобразование собственно информа­ции, имеющей ярко выраженный семантический аспект информации. Син­таксический аспект информации находится здесь на втором плане.

В нижней части модели производится преоб­разование данных, т.е. информации, представленной в ма­шинном виде. И на этом уровне представления преобладает синтаксический аспект информации.

 

Получение исходной информации начинается с процесса сбора информации, которая должна в информацион­ном плане отразить предметную область, т.е. объект управле­ния или исследования (его характеристики, параметры, состо­яние и т.п.). Собранная информация для ее оценки (по полно­те, непротиворечивости, достоверности и т.д.) и последующих преобразований должна быть соответствующим образом под­готовлена (осмыслена и структурирована, например, в виде таблиц).

После подготовки информация может быть переда­на для дальнейшего преобразования различными спосо­бами, а может быть сразу преобразована в машин­ные данные, т.е. выполняется процесс ввода. Процессы сбора, подготовки и ввода в ИТ ИС являются как ручными (в основном), так и автоматизированными Процесс ввода преобразует информацию в данные, имеющие форму цифровых кодов, реализуемых на физическом уровне с помощью различных фи­зических представлений (электрических, магнитных, оптических, механических и т.д.).

Следующие за вводом информационные процессы протекают в ЭВМ (или организуются ЭВМ) и про­изводят преобразование данных в соответствии с поставленной задачей. После вывода из ЭВМ результат обработки представляет собой смыс­ловую результатную информацию.

При преобразованиях данных можно выделить четыре основ­ных информационных процесса и соответствующие им про­цедуры (Слайд 2):

 

1. Процессобработкиданных - преобразование зна­чений и структур данных, а также их преобразование в фор­му, удобную для человеческого восприятия, т.е. отображени­е. Отображенные данные - это уже информация. Процедуры преобразования данных осуществляются по определенным алгоритмам и реализуются в ЭВМ с помощью набора машин­ных операций. Процедуры отображения переводят данные из цифровых кодов в изображение (текстовое или графическое) или звук.

2. Информационный процесс обмена связан взаимными потока­ми данных со всеми информационными процессами на уровне переработки данных. При обмене данными выделяются два основных типа процедур:

 

· процедуры передачи данных по каналам связи - реализуются с помощью операций кодирования-декодирования, модуляции-демодуляции, согласования и уси­ления сигналов;

· сетевые процедуры в вычислительной сети - реализуются с помощью операций коммутации и маршрутиза­ции потоков данных (трафика) в сети. Про­цесс обмена позволяет, с одной стороны, передавать данные между источником и получателем информации, а с другой - объединять информацию многих ее источников.

 

3. Процесс накопления - преобразовывает информа­цию в форме данных для ее длительного хранения, постоянного обновления и оперативного извле­чения в заданном объеме и по заданным признакам – т.е. это процесс хранения и актуализации данных.

· хранение - создание такой структуры расположения данных в памяти ЭВМ, которая позволила бы быстро и неизбыточно накапли­вать данные по заданным признакам и не менее быстро осу­ществлять их поиск;

· актуализация - поддержание хра­нимых данных на уровне, соответствующем информационным потребностям решаемых задач в ИС с помощью операций добавления новых данных к уже хранимым, корректировки (изменения значений или элемен­тов структур) данных и их удаления.

 

4. Процесс представления - один из основных, посколь­ку высшим продуктом ИТ является знание. Вывод нового знания - это эквивалент решения задачи, ко­торую не удается представить в формальном виде. Т.о., процесс представления знаний состоит из процедур полученияформализованных знаний и процедур генерации (выво­да) новых знаний из полученных. Практическая реализация процесса представления знаний с помощью ЭВМ постоянно развивается: продолжаются поиски форм представления знаний в теории искусствен­ного интеллекта, имеются и практические трудности при со­здании баз знаний. В современных условиях процесс пред­ставления знаний занимает ключевое место в ИС и ИТ.

 

 

Логический уровень

 

Логический уровень ИТ в ИС - комплекс взаимосвязанных моделей, формализующих информационные процессы преобразо­вания информации и данных. Формализованное (в виде мо­делей) представление ИТ позволяет связать параметры информационных процессов, а это означа­ет возможность реализации управления информационными процессами и процедурами в ИС.

Состав и взаимосвязи моделей базо­вой ИТ в ИС (Слайд 3) могут различаться в зависимости от области применения и назначения. Например, ввиду отсутствия недорогих, надежных и простых в эксплуатации интеллектуальных систем, процесс представле­ния знаний в структуре организуемой ИТ в низкоуровневой ИС может отсутствовать. И наоборот, этот процесс обязательно реализуется в ИТ высокоуровневой КИС.

На основе модели предметной области (МПО), характери­зующей объект управления, создается общая модель управле­ния (ОМУ), определяющая модели решаемых задач (МРЗ). Так как они имеют в своей основе различные информационные процессы, то на передний план выходит модель организации информаци­онных процессов, на логическом уровне увязывающая эти процессы при решении задач управления.

При обработке данных формируются пять основных ин­формационных процессов:

 

1. обработка,

2. обмен,

3. накопление,

4. представление знаний,

5. управление данными

 

1. Модель обработки данных (Слайд 4) - формализован­ное описание процедур организации вычислительного процес­са, преобразования данных и отображения данных.

 

Орга­низация вычислительного процесса (ОВП) - управ­ление ресурсами ЭВМ (память, процессор, внешние ус­тройства) при решении задач обработки данных. Эта проце­дура формализуется в виде комплекса алгоритмов и программ системно­го управления компьютером, т.е. операционных систем (ОС), являющихся связующим звеном между ресурсами компьютера и прикладными программами, органи­зующим их работу.

Процедуры преобразования данных (ПД) на ло­гическом уровне - алгоритмы и програм­мы обработки данных и их структур:

 

· стан­дартные процедуры (сортировка, поиск, создание и преобразование статистических и динамических структур дан­ных),

· нестандартные процедуры, обусловленные алго­ритмами и программами преобразования данных при реше­нии конкретных информационных задач.

 

Модели процедур отображения данных (ОД) - компьютерные програм­мы преобразования данных, представленных машинными ко­дами, в воспринимаемую человеком информацию, несущую в себе смысловое содержание (текстовая информация, гра­фики, изображение, звук).

2. Модель обмена данными (Слайд 5) - формальное опи­сание процедур, выполняемых в сети.

 

Эти процедуры - пере­дача (П), маршрутизация (М), коммутация (К) составляют информационный процесс обмена. Качественную работу сети обеспечивают протоколы сетевого обмена. В свою очередь, передачадан­ных основывается на моделяхкодирования, модуляции, кана­лов связи.

Модель обмена позволяет построить топо­логию вычислительной сети, определить метод коммутации, протоколы и процедуры доступа, адресации и маршрутизации.

 

3. Модель накопления данных (Слайд 6) формализует описание инфор­мационной базы, которая в компьютерном виде представля­ется базой данных.

 

Процесс перехода от информационного (смыслового) уровня к физическому отличается трехуровневой системой моделей представления информационной базы:

 

I. Концептуаль­ная схема информационной базы (КСБ) описывает информа­ционное содержание предметной области, т.е. какая информация и в ка­ком объеме должна накапливаться.

II. Логическая схема инфор­мационной базы (ЛСБ) формализованно описывает ее структуру и взаимосвязь элементов информации. При этом могут быть использованы различные подходы: реляционный, иерархический, сетевой.

III. Физическая схема информа­ционной базы (ФСБ) и ее СУБД определяются выбором логической схемы. ФСБ описывает методы размещения дан­ных и доступа к ним на машинных (физических) носителях информации.

 

4. Модель представления знаний (Слайд 7) - позволяет проектировщику ИС, используя CASE -технологии создавать модель предметной области, а также модели решаемых задач. Ранее формирова­ние предметной области и решаемых задач произво­дилось в основном человеком, что было связано с трудностями формализации этих процессов. По мере развития теории и прак­тики интеллектуальных систем становится возможным фор­мализовать человеческие знания, на основе которых и форми­руются вышеуказанные модели. Модель представления знаний может быть выбрана в зависимости от предметной области и вида решаемых задач. Практически используются та­кие модели, как логические (Л), алгоритмические (А), фреймо­вые (Ф), семантические (С) и интегральные).

 

5.Взаимная увязка в ИС базовых информационных процессов, их синхронизация на логическом уровне осуществляются через модель управления данными (УД) (Слайд 8):

 

· управление данными - управление процессами обработки, обмена и накопле­ния;

· управление процессом обработки данных - уп­равление организацией вычислительного процесса, преоб­разованиями и отображениями данных в соответствии с моде­лью организации информационных процессов, основанной на модели решаемой задачи;

· управление процессом обмена - управление процедурами маршрутизации и ком­мутации в вычислительной сети, а также передачи сообще­ний по каналам связи;

· управление данными в процессе на­копления - организация физического хранения дан­ных в базе и ее актуализация, т.е. добавление данных, их корректировка и удаление. Здесь же - управление процедурами поиска, группировок, вы­борок и т.п. На логическом уровне управление процессом накопления реализуется комплексами программ управления базами данных (СУБД). Увеличение объемов информации, хранимых в БД, ведет к переходу к распределенным базам и банкам дан­ных.

 

Физический уровень

 

Физический уровень ИТ в ИС представ­ляет ее программно-аппаратную реализацию при максимальном использовании типовых технических сред­ств и ПО, что существенно уменьшает затраты на создание и эксплуатацию ИС. Вычислительная система (ВС), как комплекс про­граммно - аппаратных средств, практически осуществляет базовые информационные процессы и процедуры ИТ в ИС. Та­ким образом, и на физическом уровне ИТ в ИС рассматривается как большая система, в которой выделяется несколько крупных подсистем (Слайд 9):

 

1. Подсистема обработки данных,

2. Подсистема обмена данными,

3. Подсистема накопления данных,

4. Подсистема управления данны­ми,

5. Подсистема представления знаний.

1. Подсистема обработки данных - здесь применяются три основных класса ЭВМ: на верхнем уровне - большие универсальные ЭВМ (мэйнфреймы), способные накап­ливать и обрабатывать громадные объемы информации и ис­пользуемые как главные ЭВМ; на среднем - серверы; на нижнем уровне - ПК или управляющие ЭВМ. Обработка данных, т.е. их преобразование и отображение, производится с помощью программ решения задач в той предметной облас­ти, для которой создана ИТ.

2. Подсистема обмена данными - комплекс программ и устройств, реализующих вычислительную сеть, выполняющую передачу и прием сообщений с необходи­мыми скоростью и качеством. Физическими компонентами под­системы обмена служат сетевые компьютеры, маршрутизаторы, усилители, коммутаторы и т.п., осуществляющие коммутацию, маршрутизацию и доступ к сетям. Программными компонентами подсистемы яв­ляются программы сетевого обмена, реализующие сетевые про­токолы, кодирование -декодирование сообщений и др.

3. Подсистема накопления данных - реализуется с помощью банков и баз данных. В вычислительных сетях, помимо локальных баз и банков, используется организация распределённых банков данных и распределённой обработки данных. Аппаратно-программными средствами этой подсис­темы являются компьютеры различных классов с соответству­ющим программным обеспечением.

4. Подсистема управления данными организуется с помощью подпрограммных систем управления об­работкой данных и организации вычислительного процесса, систем управления вычислительной сетью и СУБД. При больших объемах накапливаемой в БД и циркулирующей в сети информации могут создаваться специальные службы администрирования БД и администрирования сети и т.п.

5. Подсистема представления знаний создается для автоматизированного формирования модели предмет­ной области и моделей задач, решаемых в рамках ИС. На стадии проектирования ИС проектировщик формирует в памяти компьютера модель заданной предметной области, а также комплекс моделей решаемых задач. На стадии эксплуатации пользова­тель обращается к подсистеме знаний и выбирает соответству­ющую модель решения, после чего через подсистему управле­ния данными включаются другие подсистемы ИТ. При отсутствии в ИТ подсистемы представления знаний состав и взаимосвязь под­систем ограничиваются пунктирным контуром (Слайд 9).

 

 

Фаза учета.

(Слайд 13)

 

Фаза учета необходима для констатации истинного состоя­ния параметров производства.

Комплекс задач, решаемых в этой фазе, отно­сится в основном к задачам бухгалтерского учета и имеет в сво­ем составе такие задачи, как учет основных средств и матери­альных ценностей, учет труда и его оплаты, учет себестоимости продукции, учет денежных и расчетных операций и т.п. Мате­матические модели здесь достаточно просты, а результатной информацией являются бухгалтерские регистры учета и отчет­ности, характеризующие состояние производства

Выходная информация фазы учета используется фазой ана­лиза, на вход моделей которой поступает также выходная ин­формация фазы планирования как эталон состояния производ­ства.

 

Фаза анализа.

(Слайд 14)

 

Фаза анализа позволяет опреде­лить размер и направление отклонений значений этих парамет­ров, а также предугадать тенденции изменений.

Здесь решаются задачи по анализу состояния отдельных параметров производственного процесса по отно­шению к заданным значениям (плану). Это задачи по анализу выпускаемой продукции и ее себестоимости, трудовых ресур­сов и трудозатрат, состояние материальных и финансовых ре­сурсов. На логическом уровне эти задачи описыва­ются математическими моделями одно- и многофакторного анализа, аналитических и оптимизационных расчетов.

В фазе анализа в результате решения функциональных за­дач получают аналитические таблицы, графики, рекоменда­ции по регулированию производства. Выходная информация этой фазы поступает к ЛПР, который с учетом дополнитель­ных факторов и принимает решение о размерах и направлени­ях регулирования производства. В сложных ситуациях в фазеанализа используется информация экспертов, в качестве ко­торых могут выступать как опытные специалисты, так и (при возможности) компьютерные экспертные системы. Использо­вание в фазеанализа моделей представления и формализации знаний существенно повышает обоснованность и корректность принимаемых решений.

 

 

Фаза регулирования.

(Слайд 15)

 

Здесь решаются функциональные за­дачи календарного планирования и диспетчирования производства, т. е. на основе информации и принятых реше­ний в фазеанализа происходит оперативное воздействие на параметры производственного процесса. Для формального описания задач регулирования привлекаются методы и моде­ли календарного и сетевого планирования, транспортные мо­дели и модели оперативного управления. Результатной инфор­мацией этой фазы являются календарные и сетевые графики производства продукции, маршруты, алгоритмы диспетчиро­вания.

Модельный подход

Модельный подход - последовательное пре­образование управления - от общей математической модели управления до алгоритмической модели решаемой функцио­нальной задачи методом последовательной декомпозиции и преобразования моделей в процессе проектирования ЭИС (Слайд 17):

 

· Общая математическая модель уп­равления (ОММУ) отражает критерий и целевую функ­цию управления с учетом налагаемых на объект управления ограничений.

· ОММУ в результате предпроектного анализа (ПА) декомпозируется на частныематема­тическиемодели управления (ЧММУ) объектом, отражающие частные задачи управления и их цели.

· Техническое проектирование (ТП) включает в себя концептуальное проектирование (КП) и логическоепроектирование (ЛП).

· Концептуальный проект (КП) позво­ляет из ЧММУ создать содержательный образ (концептуальнуюмодель (КМ)) проектируемой ИС, а результатом логического проекти­рования (ЛП) являются алгоритмические модели (AM) решаемых в системе задач управления.

· Физическое проектирование (ФП) дает рабочий проект (РП) реализации ИТ в ИС.

 

На физическом уровне автоматизированное проектирование ЭИС производится проектировщиком с по­мощью АРМ с соответствующим базовым и проблемно-ориентированным программным обес­печением.

Такой модельный подход к автоматизированному проектированию ИС нашел отражение в технологиях проектирования, называемых CASE - технологиями.

 

 

Case-технологии

 

CASE - технология(Computed Aided Software Engineering) должна поддерживать проектирование, выбор технологии, архитектуры и написание программного обеспе­чения. Другими словами, CASE - технологияэто система конструирования программ с помощью компьютера. Разра­ботчик с ее помощью описывает предметную область; входя­щие в нее объекты, их свойства; связи между объектами и их свойствами. В результате формируется модель, описывающая основных участников системы, их полномочия, потоки финан­совых и иных документов между ними. В ходе описания со­здается электронная версия проекта, которая распечатывает­ся и оперативно передается для согласования всем участни­кам проекта как рабочая документация.

Построение ИС на базе использования моделей ИТ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.072 с.)