Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Построение ИС на базе использования моделей ИТ.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Построение ИС на базе использования моделей ИТ. Принципы методологии построения или реорганизации ИС. (Слайд 1) 1. Уровни моделирования ИТ в ИС 1.1. Концептуальный уровень 1.2. Логический уровень 1.3. Физический уровень 2. Моделирование управления в ИС 2.1. Фаза планирования 2.2. Фаза учета 2.3. Фаза анализа 2.4. Фаза регулирования 3. Принципы построения или реорганизации ИС 3.1. Автоматизация проектирования ЭИС 3.2. Модельный подход 3.3. Case-технологии 4. Учет особенностей, принятие решений и основные принципы методологии построения ИС 4.1. Необходимость учета особенностей при построении ИС 4.2. Принятие решений при построении ИС
Цель функционирования ИС – превращение исходной информации в результатную информацию с помощью ИТ. Реализация ИТ, а следовательно построение самой ИС происходит на основании создаваемых моделей разных уровней.
Уровни моделирования ИТ в ИС. Концептуальный уровень
Концептуальная модель базовой ИТ в ИС (Слайд 2) представляется блоками информационных процессов, и процедур:
· прямоугольник - процесс или процедура, в которых преобладают ручные или традиционные операции; · овал - автоматические операции, производимые с помощью технических средств (ЭВМ и средств передачи данных).
В верхней части модели информационные процессы и процедуры осуществляют преобразование собственно информации, имеющей ярко выраженный семантический аспект информации. Синтаксический аспект информации находится здесь на втором плане. В нижней части модели производится преобразование данных, т.е. информации, представленной в машинном виде. И на этом уровне представления преобладает синтаксический аспект информации.
Получение исходной информации начинается с процесса сбора информации, которая должна в информационном плане отразить предметную область, т.е. объект управления или исследования (его характеристики, параметры, состояние и т.п.). Собранная информация для ее оценки (по полноте, непротиворечивости, достоверности и т.д.) и последующих преобразований должна быть соответствующим образом подготовлена (осмыслена и структурирована, например, в виде таблиц). После подготовки информация может быть передана для дальнейшего преобразования различными способами, а может быть сразу преобразована в машинные данные, т.е. выполняется процесс ввода. Процессы сбора, подготовки и ввода в ИТ ИС являются как ручными (в основном), так и автоматизированными Процесс ввода преобразует информацию в данные, имеющие форму цифровых кодов, реализуемых на физическом уровне с помощью различных физических представлений (электрических, магнитных, оптических, механических и т.д.). Следующие за вводом информационные процессы протекают в ЭВМ (или организуются ЭВМ) и производят преобразование данных в соответствии с поставленной задачей. После вывода из ЭВМ результат обработки представляет собой смысловую результатную информацию. При преобразованиях данных можно выделить четыре основных информационных процесса и соответствующие им процедуры (Слайд 2):
1. Процессобработкиданных - преобразование значений и структур данных, а также их преобразование в форму, удобную для человеческого восприятия, т.е. отображение. Отображенные данные - это уже информация. Процедуры преобразования данных осуществляются по определенным алгоритмам и реализуются в ЭВМ с помощью набора машинных операций. Процедуры отображения переводят данные из цифровых кодов в изображение (текстовое или графическое) или звук. 2. Информационный процесс обмена связан взаимными потоками данных со всеми информационными процессами на уровне переработки данных. При обмене данными выделяются два основных типа процедур:
· процедуры передачи данных по каналам связи - реализуются с помощью операций кодирования-декодирования, модуляции-демодуляции, согласования и усиления сигналов; · сетевые процедуры в вычислительной сети - реализуются с помощью операций коммутации и маршрутизации потоков данных (трафика) в сети. Процесс обмена позволяет, с одной стороны, передавать данные между источником и получателем информации, а с другой - объединять информацию многих ее источников.
3. Процесс накопления - преобразовывает информацию в форме данных для ее длительного хранения, постоянного обновления и оперативного извлечения в заданном объеме и по заданным признакам – т.е. это процесс хранения и актуализации данных. · хранение - создание такой структуры расположения данных в памяти ЭВМ, которая позволила бы быстро и неизбыточно накапливать данные по заданным признакам и не менее быстро осуществлять их поиск; · актуализация - поддержание хранимых данных на уровне, соответствующем информационным потребностям решаемых задач в ИС с помощью операций добавления новых данных к уже хранимым, корректировки (изменения значений или элементов структур) данных и их удаления.
4. Процесс представления - один из основных, поскольку высшим продуктом ИТ является знание. Вывод нового знания - это эквивалент решения задачи, которую не удается представить в формальном виде. Т.о., процесс представления знаний состоит из процедур полученияформализованных знаний и процедур генерации (вывода) новых знаний из полученных. Практическая реализация процесса представления знаний с помощью ЭВМ постоянно развивается: продолжаются поиски форм представления знаний в теории искусственного интеллекта, имеются и практические трудности при создании баз знаний. В современных условиях процесс представления знаний занимает ключевое место в ИС и ИТ.
Логический уровень
Логический уровень ИТ в ИС - комплекс взаимосвязанных моделей, формализующих информационные процессы преобразования информации и данных. Формализованное (в виде моделей) представление ИТ позволяет связать параметры информационных процессов, а это означает возможность реализации управления информационными процессами и процедурами в ИС. Состав и взаимосвязи моделей базовой ИТ в ИС (Слайд 3) могут различаться в зависимости от области применения и назначения. Например, ввиду отсутствия недорогих, надежных и простых в эксплуатации интеллектуальных систем, процесс представления знаний в структуре организуемой ИТ в низкоуровневой ИС может отсутствовать. И наоборот, этот процесс обязательно реализуется в ИТ высокоуровневой КИС. На основе модели предметной области (МПО), характеризующей объект управления, создается общая модель управления (ОМУ), определяющая модели решаемых задач (МРЗ). Так как они имеют в своей основе различные информационные процессы, то на передний план выходит модель организации информационных процессов, на логическом уровне увязывающая эти процессы при решении задач управления. При обработке данных формируются пять основных информационных процессов:
1. обработка, 2. обмен, 3. накопление, 4. представление знаний, 5. управление данными
1. Модель обработки данных (Слайд 4) - формализованное описание процедур организации вычислительного процесса, преобразования данных и отображения данных.
Организация вычислительного процесса (ОВП) - управление ресурсами ЭВМ (память, процессор, внешние устройства) при решении задач обработки данных. Эта процедура формализуется в виде комплекса алгоритмов и программ системного управления компьютером, т.е. операционных систем (ОС), являющихся связующим звеном между ресурсами компьютера и прикладными программами, организующим их работу. Процедуры преобразования данных (ПД) на логическом уровне - алгоритмы и программы обработки данных и их структур:
· стандартные процедуры (сортировка, поиск, создание и преобразование статистических и динамических структур данных), · нестандартные процедуры, обусловленные алгоритмами и программами преобразования данных при решении конкретных информационных задач.
Модели процедур отображения данных (ОД) - компьютерные программы преобразования данных, представленных машинными кодами, в воспринимаемую человеком информацию, несущую в себе смысловое содержание (текстовая информация, графики, изображение, звук). 2. Модель обмена данными (Слайд 5) - формальное описание процедур, выполняемых в сети.
Эти процедуры - передача (П), маршрутизация (М), коммутация (К) составляют информационный процесс обмена. Качественную работу сети обеспечивают протоколы сетевого обмена. В свою очередь, передачаданных основывается на моделяхкодирования, модуляции, каналов связи. Модель обмена позволяет построить топологию вычислительной сети, определить метод коммутации, протоколы и процедуры доступа, адресации и маршрутизации.
3. Модель накопления данных (Слайд 6) формализует описание информационной базы, которая в компьютерном виде представляется базой данных.
Процесс перехода от информационного (смыслового) уровня к физическому отличается трехуровневой системой моделей представления информационной базы:
I. Концептуальная схема информационной базы (КСБ) описывает информационное содержание предметной области, т.е. какая информация и в каком объеме должна накапливаться. II. Логическая схема информационной базы (ЛСБ) формализованно описывает ее структуру и взаимосвязь элементов информации. При этом могут быть использованы различные подходы: реляционный, иерархический, сетевой. III. Физическая схема информационной базы (ФСБ) и ее СУБД определяются выбором логической схемы. ФСБ описывает методы размещения данных и доступа к ним на машинных (физических) носителях информации.
4. Модель представления знаний (Слайд 7) - позволяет проектировщику ИС, используя CASE -технологии создавать модель предметной области, а также модели решаемых задач. Ранее формирование предметной области и решаемых задач производилось в основном человеком, что было связано с трудностями формализации этих процессов. По мере развития теории и практики интеллектуальных систем становится возможным формализовать человеческие знания, на основе которых и формируются вышеуказанные модели. Модель представления знаний может быть выбрана в зависимости от предметной области и вида решаемых задач. Практически используются такие модели, как логические (Л), алгоритмические (А), фреймовые (Ф), семантические (С) и интегральные (И).
5.Взаимная увязка в ИС базовых информационных процессов, их синхронизация на логическом уровне осуществляются через модель управления данными (УД) (Слайд 8):
· управление данными - управление процессами обработки, обмена и накопления; · управление процессом обработки данных - управление организацией вычислительного процесса, преобразованиями и отображениями данных в соответствии с моделью организации информационных процессов, основанной на модели решаемой задачи; · управление процессом обмена - управление процедурами маршрутизации и коммутации в вычислительной сети, а также передачи сообщений по каналам связи; · управление данными в процессе накопления - организация физического хранения данных в базе и ее актуализация, т.е. добавление данных, их корректировка и удаление. Здесь же - управление процедурами поиска, группировок, выборок и т.п. На логическом уровне управление процессом накопления реализуется комплексами программ управления базами данных (СУБД). Увеличение объемов информации, хранимых в БД, ведет к переходу к распределенным базам и банкам данных.
Физический уровень
Физический уровень ИТ в ИС представляет ее программно-аппаратную реализацию при максимальном использовании типовых технических средств и ПО, что существенно уменьшает затраты на создание и эксплуатацию ИС. Вычислительная система (ВС), как комплекс программно - аппаратных средств, практически осуществляет базовые информационные процессы и процедуры ИТ в ИС. Таким образом, и на физическом уровне ИТ в ИС рассматривается как большая система, в которой выделяется несколько крупных подсистем (Слайд 9):
1. Подсистема обработки данных, 2. Подсистема обмена данными, 3. Подсистема накопления данных, 4. Подсистема управления данными, 5. Подсистема представления знаний. 1. Подсистема обработки данных - здесь применяются три основных класса ЭВМ: на верхнем уровне - большие универсальные ЭВМ (мэйнфреймы), способные накапливать и обрабатывать громадные объемы информации и используемые как главные ЭВМ; на среднем - серверы; на нижнем уровне - ПК или управляющие ЭВМ. Обработка данных, т.е. их преобразование и отображение, производится с помощью программ решения задач в той предметной области, для которой создана ИТ. 2. Подсистема обмена данными - комплекс программ и устройств, реализующих вычислительную сеть, выполняющую передачу и прием сообщений с необходимыми скоростью и качеством. Физическими компонентами подсистемы обмена служат сетевые компьютеры, маршрутизаторы, усилители, коммутаторы и т.п., осуществляющие коммутацию, маршрутизацию и доступ к сетям. Программными компонентами подсистемы являются программы сетевого обмена, реализующие сетевые протоколы, кодирование -декодирование сообщений и др. 3. Подсистема накопления данных - реализуется с помощью банков и баз данных. В вычислительных сетях, помимо локальных баз и банков, используется организация распределённых банков данных и распределённой обработки данных. Аппаратно-программными средствами этой подсистемы являются компьютеры различных классов с соответствующим программным обеспечением. 4. Подсистема управления данными организуется с помощью подпрограммных систем управления обработкой данных и организации вычислительного процесса, систем управления вычислительной сетью и СУБД. При больших объемах накапливаемой в БД и циркулирующей в сети информации могут создаваться специальные службы администрирования БД и администрирования сети и т.п. 5. Подсистема представления знаний создается для автоматизированного формирования модели предметной области и моделей задач, решаемых в рамках ИС. На стадии проектирования ИС проектировщик формирует в памяти компьютера модель заданной предметной области, а также комплекс моделей решаемых задач. На стадии эксплуатации пользователь обращается к подсистеме знаний и выбирает соответствующую модель решения, после чего через подсистему управления данными включаются другие подсистемы ИТ. При отсутствии в ИТ подсистемы представления знаний состав и взаимосвязь подсистем ограничиваются пунктирным контуром (Слайд 9).
Фаза учета. (Слайд 13)
Фаза учета необходима для констатации истинного состояния параметров производства. Комплекс задач, решаемых в этой фазе, относится в основном к задачам бухгалтерского учета и имеет в своем составе такие задачи, как учет основных средств и материальных ценностей, учет труда и его оплаты, учет себестоимости продукции, учет денежных и расчетных операций и т.п. Математические модели здесь достаточно просты, а результатной информацией являются бухгалтерские регистры учета и отчетности, характеризующие состояние производства Выходная информация фазы учета используется фазой анализа, на вход моделей которой поступает также выходная информация фазы планирования как эталон состояния производства.
Фаза анализа. (Слайд 14)
Фаза анализа позволяет определить размер и направление отклонений значений этих параметров, а также предугадать тенденции изменений. Здесь решаются задачи по анализу состояния отдельных параметров производственного процесса по отношению к заданным значениям (плану). Это задачи по анализу выпускаемой продукции и ее себестоимости, трудовых ресурсов и трудозатрат, состояние материальных и финансовых ресурсов. На логическом уровне эти задачи описываются математическими моделями одно- и многофакторного анализа, аналитических и оптимизационных расчетов. В фазе анализа в результате решения функциональных задач получают аналитические таблицы, графики, рекомендации по регулированию производства. Выходная информация этой фазы поступает к ЛПР, который с учетом дополнительных факторов и принимает решение о размерах и направлениях регулирования производства. В сложных ситуациях в фазеанализа используется информация экспертов, в качестве которых могут выступать как опытные специалисты, так и (при возможности) компьютерные экспертные системы. Использование в фазеанализа моделей представления и формализации знаний существенно повышает обоснованность и корректность принимаемых решений.
Фаза регулирования. (Слайд 15)
Здесь решаются функциональные задачи календарного планирования и диспетчирования производства, т. е. на основе информации и принятых решений в фазеанализа происходит оперативное воздействие на параметры производственного процесса. Для формального описания задач регулирования привлекаются методы и модели календарного и сетевого планирования, транспортные модели и модели оперативного управления. Результатной информацией этой фазы являются календарные и сетевые графики производства продукции, маршруты, алгоритмы диспетчирования. Модельный подход Модельный подход - последовательное преобразование управления - от общей математической модели управления до алгоритмической модели решаемой функциональной задачи методом последовательной декомпозиции и преобразования моделей в процессе проектирования ЭИС (Слайд 17):
· Общая математическая модель управления (ОММУ) отражает критерий и целевую функцию управления с учетом налагаемых на объект управления ограничений. · ОММУ в результате предпроектного анализа (ПА) декомпозируется на частныематематическиемодели управления (ЧММУ) объектом, отражающие частные задачи управления и их цели. · Техническое проектирование (ТП) включает в себя концептуальное проектирование (КП) и логическоепроектирование (ЛП). · Концептуальный проект (КП) позволяет из ЧММУ создать содержательный образ (концептуальнуюмодель (КМ)) проектируемой ИС, а результатом логического проектирования (ЛП) являются алгоритмические модели (AM) решаемых в системе задач управления. · Физическое проектирование (ФП) дает рабочий проект (РП) реализации ИТ в ИС.
На физическом уровне автоматизированное проектирование ЭИС производится проектировщиком с помощью АРМ с соответствующим базовым и проблемно-ориентированным программным обеспечением. Такой модельный подход к автоматизированному проектированию ИС нашел отражение в технологиях проектирования, называемых CASE - технологиями.
Case-технологии
CASE - технология(Computed Aided Software Engineering) должна поддерживать проектирование, выбор технологии, архитектуры и написание программного обеспечения. Другими словами, CASE - технология – это система конструирования программ с помощью компьютера. Разработчик с ее помощью описывает предметную область; входящие в нее объекты, их свойства; связи между объектами и их свойствами. В результате формируется модель, описывающая основных участников системы, их полномочия, потоки финансовых и иных документов между ними. В ходе описания создается электронная версия проекта, которая распечатывается и оперативно передается для согласования всем участникам проекта как рабочая документация. Построение ИС на базе использования моделей ИТ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.011 с.) |