Сущность методов ценностных кривых и сбалансированной системы показателей, используемых при разработке управленческих решений в области интеллектуальной собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность методов ценностных кривых и сбалансированной системы показателей, используемых при разработке управленческих решений в области интеллектуальной собственности.



Сбалансированная система показателей создана для того, чтобы миссия и стратегия компания рассматривались как система четко сформулированных и ограниченных целей и задач в рамках четырех основных проекций: "финансы", "клиенты", "внутренние бизнес-процессы" и "обучение и рост" Проекция "финансы" является одной из ключевых составляющих сбалансированной системы показателей. Несмотря на то, что упор делается на измерение нефинансовых факторов, тем не менее, финансовые результаты являются основными критериями оценки текущей деятельности предприятия. В качестве типичных целей в рамках финансовой проекции выступают увеличение рентабельности продукции, рентабельности собственного капитала, чистого денежного потока, чистой прибыли, рост объема реализации товаров и услуг и другие. Финансовые цели стоят во главе дерева целей организации, однако существует очень тесная взаимосвязь с целями проекций "клиенты", "внутренние бизнес-процессы" и "обучение и рост". Проекция "клиенты" предназначена для определения ключевых сегментов рынка, на которых компания намеревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации своих продуктов. Основными показателями эффективности в данной проекции являются удовлетворенность покупателей, удержание клиентов, приобретение новых клиентов, прибыльность клиентов, доля рынка в целевых сегментах и т.д. В данную проекцию также обязательно включаются показатели, определяющие ценность предложения для клиентов со стороны компании, которое в свою очередь во многом определяет лояльность клиентов. Следует отметить, что выявление основных критериев ценности предложения для клиента или покупателя является весьма не простой задачей, требующей досконального анализа потребностей. Так, например, ценность для клиента может представлять быстрая доставка и скорость реагирования на полученный заказ. Соответственно, показателями, характеризующими эффективность, могут быть время обработки заказа и средняя скорость доставки в часах. Проекция "внутренние бизнес-процессы" идентифицирует основные процессы, которые следует усовершенствовать для укрепления конкурентных преимуществ. Организации требуются эффективные и гибкие бизнес-процессы. Часто в крупных организациях процессы очень громоздки и перегружены. Сбалансированная система показателей делает акцент на том, что во многих случаях осуществление тех или иных процессов происходит без должного понимания конечного результата и его ценности для клиентов или акционеров. Показатели данной проекции фокусируются на процессах, осуществляющих основной вклад на пути достижения намеченных финансовых результатов и удовлетворения покупателей. Эффективность бизнес-процессов определяет ценность предложения компании, от которого зависит количество привлеченных клиентов и конечный финансовый результат. После того как ключевые бизнес-процессы были выявлены, определяются показатели эффективности. Так, например, в качестве показателя эффективности процесса производства может быть количество и частота сбоев производственного процесса, количество забракованной продукции и т.д. Выбор ключевых процессов должен осуществляться не только с позиции текущей эффективности, но и с точки зрения будущих возможностей для ее повышения. Именно поэтому, инновационные процессы - "двигатели будущей эффективности" - непременно должны находить отражение в этой проекции. Четвертая проекция сбалансированной системы показателей - "обучение и рост". Это то окружение, которое организация должна построить для того, чтобы обеспечить развитие в долгосрочной перспективе. Развитие организации является синергетическим результатом трех основных факторов: человеческих ресурсов, информационных систем и организационных процедур. Для того чтобы обеспечить себе долгосрочное присутствие на рынке, бизнес должен инвестировать средства в повышение квалификации своих сотрудников, информационные технологии и процедуры. В проекции "обучение и рост" основными показателями эффективности могут быть удовлетворение сотрудников, снижение текучести кадров, их умения и квалификация, скорость получения информации, необходимой для принятия управленческих решений, генерация инициатив, эффективность работы информационной системы. Таким образом, все четыре проекции системы сбалансированных показателей взаимосвязаны между собой и должны способствовать реализации единой стратегии организации. Эдвард Нортон и Роберт Каплан не настаивают на том, что предложенная ими структура охватывает все стороны деятельности организации. Но они отмечают, что современная компания должна работать, по крайней мере, с четырьмя указанными проекциями, но в зависимости от ситуации - рыночной конъюнктуры, отраслевой специфики, масштабов производства и пр. - число проекций может расти.

 

Анализ внутренней стратегии и стратегии конкурентов в области интеллектуальной собственности и ее защиты.

В мировой практике существует несколько базовых стратегий бизнеса, позволяющих предприятию превращать его интеллектуальные ресурсы в активы:

 

стратегия защиты;

 

стратегия нападения;

 

стратегия формирования уставного капитала предприятия;

 

стратегия создания имиджа организации;

 

стратегия финансово-хозяйственной деятельности, а также их комбинация.

 

Стратегия защиты от конкурентов реализуется с помощью получения монопольных прав на новую продукцию при выведении ее на рынок. Эта стратегия подходит всем.

 

Стратегия нападения (лицензирования) базируется на основе получения монопольных прав на результаты НИОКР, что заставляет всех конкурентов, использующих аналогичные, но незащищенные результаты интеллектуальной деятельности, приобретать у правообладателя разрешение на продолжение их использования. Эту стратегию активно используют ТНК.

 

Стратегия формирования уставного капитала предприятия позволяет вносить исключительные права, принадлежащие организации, в качестве неденежного вклада в уставный фонд предприятия, что очень важно при ограниченности финансовых ресурсов. Сегодня в соответствии с законодательством РБ неденежный вклад в уставный фонд предприятия может оставлять до 50%.

 

Результатом реализации стратегии создания имиджа организации является повышение ее инвестиционной привлекательности.

 

Стратегия оптимизации финансово-хозяйственной деятельности позволяет за счет осуществления операций с нематериальными активами снижать величину налогооблагаемой базы. К сожалению, из-за высокой налоговой нагрузки на операции с ОИС данная стратегия пока не получила у нас широкого распространения.

 

Среди большого количества задач, решаемых предприятиями при управлении ИС, главными являются:

 

защита выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках;

 

обеспечение патентной чистоты продукции на внешних рынках;

 

подготовка к вступлению Республики Беларусь в ВТО.

Значение и экономическая составляющая охраны прав интеллектуальной собственности в современных условиях.

Вопросы охраны и использования интеллектуальной собственности в современных условиях начинают играть все более важную роль в коммерческой, предпринимательской, производственной и внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Интеллектуальная собственность, охраняемая в большинстве стран мира, является сейчас одним из наиболее мощных стимуляторов прогресса во всех отраслях развития общества: научно-технического, культурного и других.

 

^ Парижская конвенция по охране промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и др.) была учреждена в Париже 20 марта 1883 г. и стала одним из самых важных документов в общей системе охраны интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что если первыми участниками этой Конвенции были лишь 11 государств, то сейчас в ней участвуют уже 136 стран мира.

 

Другим не менее важным документом в системе защиты интеллектуальной собственности стала заключенная в Берне (Швейцария) 9 сентября 1886 г. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. В год ее подписания в ней участвовало 10 стран, а сегодня их число составляет уже 117.

 

Третьим важнейшим соглашением в области охраны интеллектуальной собственности, заключенным также в прошлом веке, стало ^ Мадридское соглашение от 14 апреля 1891г. "О международной регистрации знаков", в котором сегодня участвуют 46 стран.

 

Международная конвенция по защите исполнителей, производителей фонограмм и организаций телерадиовещания – ^ Римская конвенция,

 

Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем.

 

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС

 

 

Таким образом, интеллектуальная собственность включает в себя две основные сферы прав:

 

промышленную собственность, под которой понимаются главным образом права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и наименования мест происхождения товара;

 

авторское право, под которым понимаются главным образом права на литературные, музыкальные, художественные, фотографические и аудиовизуальные произведения.

 

Авторское право – исключительное право на произведения науки, литературы и искусства. Закон предоставляет охрану: личных прав – право авторства, прав на имя – право подписываться, прав обнародования, прав на защиту репутации автора. Право использования – максимально широкое понятие – импорт, публичное исполнение, публичный показ, переработка и т.д.

 

Следовательно, интеллектуальная собственность - это материально выраженный результат умственной (интеллектуальной) деятельности, дающий его создателю (автору) исключительное право на него, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами - патентами или свидетельствами (промышленная собственность), либо законодательно установленными нормами авторского права.

 

Не признаются интеллектуальной собственностью и не подлежат охране объекты нематериальные (идеи, замыслы и т.п.). Поэтому попытки представить их собственностью неправомерны - они могут стать собственностью в правовом смысле только тогда, тогда будут выражены в форме произведения, доступного для третьих лиц, например, в форме литературного, художественного либо иного произведения, публичного доклада, заявки на изобретение и т.п.

 

^ Формы охраны интеллектуальной собственности могут быть самыми различными, это:

 

патенты исключительного права (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

 

свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.);

 

регистрации (программы для ЭВМ, базы данных, наименование мест происхождения товара);

 

факт выпуска в свет литературных произведений, картин и т.п.

 

Во всех случаях создатель признаваемого охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, защита которого оформлена надлежащим образом (вступившим в силу охранным документом, регистрацией, выпуском в свет и т.п.), приобретает тем самым исключительное право на его использование, реализацию в любой форме, передачу по договору (например, по лицензии) и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.017 с.)