Понятие, свойства и виды систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, свойства и виды систем.



Билет 1

1. Понятие исследования, этапы исследования.

Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Этапы:

· определение объекта исследования;

· постановка целей, задач и определение критериев их достижения;

· определение "границ" внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы;

· разработка экономико-математической модели (параметризация, установление зависимостей между параметрами, моделирование) системы;

· исследование модели системы;

· сбор, обработка, анализ информации и обобщение результатов;

· проверка обоснованности результатов исследования;

· окончательная формулировка результатов исследования.

2. Метод «дерева» целей.

Метод «дерева целей»

Идея метода дерева целей впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности.

Следует помнить, что от правильной постановки целей напрямую зависит эффективность деятельности предприятия (не только и не столько в краткосрочной перспективе), в связи с чем для менеджеров данный метод выходит по своей важности на первый план.

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, т. е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.

Процесс разработки дерева целей напоминает строительство пирамиды, только в отличие от каменных пирамид эта строится не снизу вверх, а сверху вниз. Цели в социально-экономических системах не слагаются из отдельных подцелей, а, наоборот, общая цель подразделяется на ее составляющие, причем по правилу большой и сложной системы. Строя «пирамиду целей», наблюдатель от ее вершины передвигается вниз, каждый раз с учетом новой точки зрения возвращается к сделанному ранее, корректируя и подправляя его. При этом имеется в виду сложный характер взаимосвязей между целями каждого уровня и различных уровней, так что дерево целей приходится корректировать все время по мере его построения.

Можно отметить четыре вида взаимозависимостей между целями:

1) взаимодополнение целей: цель А достигается только в случае достижения цели Б, и наоборот;

2) индифферентность целей: цель А достигается независимо от достижения цели Б;

3) антагонизм целей: достигается либо цель А, либо Б;

4) конкуренцию целей: ограниченное количество ресурсов может быть направлено либо на достижение цели А, либо Б.

В процессе формулировки каждой цели менеджерам необходимо с самого начала проверять построенную пирамиду по следующим вопросам: имеются ли в принципе средства достижения этих целей; имеются ли в принципе ресурсы для создания этих средств.

В процессе построения дерева целей необходимо проводить:

  • анализ целей на их совместимость, взаимодополняемость, конкурентность и установление окончательной структуры дерева целей;
  • установление относительной важности целей по их логическим связям и оценкам экспертов;
  • установление окончательных значений числовых показателей в целях в соответствии с обработанными оценками экспертов;
  • оценку имеющихся ресурсов и их предварительное распределение на достижение отдельных целей;
  • отсечение всех ветвей дерева, которые не укладываются в ограничения по ресурсам и имеют низкие экспертные оценки.

После окончательной проверки и утверждения «дерево целей» (см. рис. 6.1 ) используется для практических нужд организации.

Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева целей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

  • общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
  • при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
  • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
  • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимые друг из друга;
  • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Одним из главных принципов «дерева целей» является следующий: достижение целей вышележащего уровня невозможно без полного достижения всех целей нижележащих уровней. В процессе построения «дерева целей» также обязательно должно соблюдаться условие полноты редукции — т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения.

 

 

Билет 2

Метод SWOT-анализа.

Метод SWOT-анализа

Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей.

После того, как составлен конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид.

 

 

Билет 3

Классификация систем.

1. Классификация по происхождению.
В зависимости от происхождения системы делятся на естественные и искусственные (создаваемые, антропогенные).
Естественные системы - это системы, объективно существующие в действительности. в живой и неживой природе и обществе.
Эти системы возникли в природе без участия человека.
Примеры: атом, молекула, клетка, организм, популяция, общество, вселенная и т.п.
Искусственные системы — это системы, созданные человеком.
Примеры:
1. Холодильник, самолет, предприятие, фирма, город, государство, партия, общественная организация и т. п.
2. Одной из первых искусственных систем можно считать систему торговли.
Кроме того, можно говорить о третьем классе систем — смешанных системах, куда относятся эргономические (машина — человек-оператор), автоматизированные, биотехнические, организационные и другие системы.

2. Классификация по объективности существования.
Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы.
Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов.
Абстрактные системы, по сути, являются моделями реальных объектов - это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук.
Иногда выделяют идеальные или концептуальные системы - системы, которые выражают принципиальную идею или образцовую действительность - образцовый вариант имеющейся пли проектируемой системы.
Также можно выделить виртуальные системы - не существующие в действительности модельные или мыслительные представления реальных объектов, явлений, процессов (могут быть как идеальными, так и реальными системами).

3. Действующие системы.
Выделим из всего многообразия создаваемых систем действующие системы. Такие системы способны совершать операции, работы, процедуры, обеспечивать заданное течение технологических процессов, действуя по программам, задаваемым человеком. В действующих систе-мах можно выделить следующие системы: 1) технические, 2) эргатические, 3) технологические, 4) экономические, 5) социальные, б) организационные и 7) управления.
1. Технические системы представляют собой материальные системы, которые решают задачи по программам, составленным человеком; сам человек при этом не является элементом таких систем.
Техническая система - это совокупность взаимосвязанных физических элементов.
В качестве связей в таких системах выступают физические взаимодействия (механические, электромагнитные, гравитационные и др.).
Примеры: автомобиль, холодильник, компьютер.
2. Эргатические системы. Если в системе присутствует человек, выполняющий определенные функции субъекта, то говорят о эргатической системе.
Эргатическая система - это система, составным элементом которой является человек-оператор.
Частным случаем эргатичесхой системы будет человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д..
Примеры:
1. Шофер за рулем автомобиля.
2. Рабочий, вытачивающий деталь на токарном станке.
3.Технологические системы. Существуют два класса определения понятия "технология":
а) как некой абстрактной совокупности операций.
б) как некой совокупности операций с соответствующими аппаратно-техническими устройствами или инструментами.
Отсюда, по аналогии со структурой, можно говорить о формальной и материальной технологической системе.
Технологическая система (формальная) - это совокупность операций (процессов) в достижении некоторых целей (решений некоторых задач).
Структура такой системы определяется набором методов, методик, рецептов, регламентов, пра-вил и норм.
Элементами формальной технологической системы будут операции (действия) или процессы. Ранее процесс был определен как последовательная смена состояний, здесь же мы будем рассматривать другое понимание процесса: как последовательной смены операций.
Процесс - это последовательная смена операций (действий направленных на изменение состояния объекта.
Связями в технологической системе поступают свойства обрабатываемых объектов или сигналы, передаваемые от операции к операции.
Технологическая система (материальная) - это совокупность реальных приборов, устройств, инструментов и материалов (техническое, обеспечение системы), реализующих операции (процессное обеспечение системы) и предопределяющих их качество и длительность.
Пример. Формальная технологическая система производства борща - рецепт. Материальная технологическая система производства борща - совокупность ножей, кастрюль, кухонных приборов, реализующих рецепт. В абстрактной технологии мы говорим о том, что надо отварить мясо, но не оговариваем ни тип кастрюли, ни вид плиты (газовая или электрическая). В материальной технологии техническое обеспечение приготовления борща будет определять его качество и длительность тех или иных операций.
Технологическая система более гибкая, чем техническая: минимальными преобразования-ми ее можно переориентировать на производство других объектов, либо на получение других свойств последних.
Примеры. Технологические системы: производство бумаги, изготовление автомобиля, оформление командировки, получение денег в банкомате.
4. Экономическая система - что система отношений (процессов), складывающихся в экономике. Развернем что определение.
Экономическая система - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических продуктов и регламентируемых совокупностью соответствующих принципов, правил и законодательных норм.
5. Социальная система. Поскольку мы рассматриваем только создаваемые системы, то социальную систему будем рассматривать в следующем разрезе:
Социальная система - это совокупность мероприятий, направленных на социальное развитие жизни людей.
К таким мероприятиям относятся: улучшение социально-экономических и производственных условий труда, усиление его творческого характера, улучшение жизни работников, улучше-ние жилищных условий и т. п.
6. Организационная система. Взаимодействие вышеназванных систем обеспечивает организационная система (система организационного управления).
Организационная система - это совокупность элементов, обеспечивающих координацию действий, нормальное функционирование и развитие основных функциональных элементов объекта.
Элементы такой системы представляют собой органы управления, обладающие правом принимать управленческие решения - это руководители, подразделения или даже отдельные орга-низации (например, министерства).
Связи в организационной системе имеют информационную основу и определяются долж-ностными инструкциями и другими нормативными документами, в которых прописаны права, обязанности ответственность органа управления.
7. Система управления. Управление рассматривается как действия или функция, обеспечивающие реализацию заданных целей.
Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления.
Система управления содержит два главных элемента: управляемую подсистему (объект управления) и управляющую подсистему (осуществляющую функцию управления).
Применительно к техническим системам управляющую подсистему называют системой регулирования, а к социально-экономическим — системой организационного управления.
Разновидностью системы управления является эргатическая система - человеко-машинная система управления.
Пример.
Рассмотрим работу некоторого магазина и попытаемся выделить в его работе вышеназванные системы.
В магазине имеется система управления, состоящая из субъекта управления - руководства и объекта управления — всех остальных систем магазина.
Управление реализуется системой организационного управления — организационной системой, состояшей из директора, его заместителей, начальников отделов и секций, связанных определенными отношениями подчиненности.
В магазине функционирует экономическая система, включающая в себя такие экономические отношения, как производство (услуг и, возможно, товаров обмен (денег на товары и услуги), распределение (прибыли).
Имеется социальная система, сформулированная в коллективном и/или трудовых договорах.
Экономические отношения обмена реализуются в виде некоторых технологических систем (технология продажи товара, технология возврата денег).
Технологические системы в свою очередь, строятся на базе технических систем (кассовые аппараты, сканеры штрих-кода, компьютеры, калькуляторы) Кассир, работающий на кассовом аппарате, представляет собой эргатическую систем..

4. Централизованные и децентрализованные системы.
Централизованной системой называется система, в которой некоторый элемент играет главную, доминирующую роль в функционировании системы. Такой главный элемент называется ведущей частью системы или ее центром. При этом небольшие изменения ведущей части вызывают значительные изменения всей системы: как желательные, так и нежелательные. К недостаткам централизованной системы можно отнести низкую скорость адаптации (приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды), а также сложность управления из-за огром-ного потока информации подлежащей переработке в центральной части систем.
Децентрализованная система - это система, в которой нет главного элемента.
Важнейшие подсистемы в такой системе имеют приблизительно одинаковую ценность и построены не вокруг центральной подсистемы, а соединены между собой последовательно или параллельно.
Примеры.
1. Армейские структуры представляют собой ярко выраженные централизованные системы.
2. Интернет является практически идеальной децентрализованной системой.

5. Классификация по размерности.
Системы подразделяются на одномерные и многомерные.
Система, имеющая один вход и один выход, называется одномерной. Если входов или выходов больше одного - многомерной.
Нужно понимать условность одномерности системы — в реальности любой объект имеет бесчисленное число входов и выходов.

6. Классификация систем по однородности и разнообразию структурных элементов.
Системы бывают гомогенные, или однородные, и гетерогенные, или разнородные, а также смешанного типа.
В гомогенных системах структурные элементы системы однородны, т. е. обладают одинаковыми свойствами. В связи с этим в гомогенных системах элементы взаимозаменяемы.
Пример. Гомогенная компьютерная система в организации состоит из однотипных компьютеров с установленными на них одинаковыми операционными системами и прикладными программами. Это позволяет заменить вышедший из строя компьютер любым другим без дополнительной настройки и переучивания конечного пользователя.
Понятие «гомогенная система» широко используется при описании свойств газов, жидкостей или популяций организмов.
Гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.
Примеры.
1. Гетерогенная сеть - информационная сеть, в которой работают протоколы сетевого уровня различных фирм-производителей. Гетерогенная вычислительная сеть состоит из фрагментов разной топологии и разнотипных технических средств.
2. Если университет в обычном понимании является гомогенным образованием, т. е. реализует подготовку по высшему и послевузовскому образованию (которые близки как по учебным программам, так и по методам их преподавания), то университетский комплекс представляется собой гетерогенную систему, в которой проводится подготовка по программам начального, среднего, высшего послевузовского образования.


7. Каузальные и целенаправленные системы.
В зависимости от способности системы ставить себе цель различают каузальные и целена-правленные (целеустремленные, активные) системы.
К каузальным системам относится широкий класс неживых систем:
Каузальные системы - это системы, которым цель внутренне не присуща.
Если такая система и имеет целевую функцию (например, автопилот), то эта функция задана извне пользователем.
Целенаправленные системы - это системы, способные к выбору своего поведения в зависимости от внутренне присущей цели.
В целенаправленных системах цель формируется внутри системы.
Пример. Система "самолет-пилоты" способна поставить себе цель и отклониться от маршрута.
Элемент целенаправленности всегда присутствует в системе, включающей в себя людей (или еще шире живые существа). Вопрос чаще всего состоит в степени влияния этой целенаправленности на функционирование объекта. Если мы имеем дело с ручным производством, то влияние так называемого человеческого фактора очень большое. Отдельный человек, группа людей или весь коллектив способны поставить цель своей деятельности, отличную от цели компании.
Активные системы, к которым, в первую очередь, относятся организационные, социальные и экономические, в зарубежной литературе называются «мягкими» системами. Они способны сознательно предоставлять недостоверную информацию и сознательно не выполнять планы, задания, если им это выгодно. Важным свойством таких систем является дальновидность, обеспечи-вающая способность системы прогнозировать будущие последствия принимаемых решений. Это, в частности, затрудняет применение обратной связи для управления системой.
Кроме того, иногда на практике системы условно делят на системы, стремящиеся к цели - целеориентированные, и на системы, которые ориентированы, в первую очередь, не на цели, а на определенные ценности - ценностноориентированные.

8. Большие и сложные системы.
Достаточно часто термины «большая система» и «сложная система» используются как синонимы. В то же время существует точка зрения, что большие и сложные системы — это разные классы систем. При этом некоторые авторы связывают понятие «большая" с величиной системы, количеством элементов (часто относительно однородных), а понятие "сложная" - со сложностью отношений, алгоритмов или сложностью поведения. Существуют более убедительные обоснования различия понятий «большая система" и "сложная" "система».

10.1. Большие системы.
Понятие «большая система» стало употребляться после появления книги Р.Х. Гуда и Р.З. Макола. Этот термин широко использовался в период становления системных исследований для того, чтобы подчеркнуть принципиальные особенности объектов и проблем, требующих при-менения системного подхода.
В качестве признаков большой системы предлагалось использовать различные понятия:
o понятие иерархической структуры, что, естественно, сужало класс структур, с помощью которых может отображаться система;
o понятие «человеко-машинная» система (но тогда выпадали полностью автоматические комплексы);
o наличие больших потоков информации;
o или большого числа алгоритмов ее переработки
У.Р. Эшби считал, что система является большой с точки зрения наблюдателя, возможности которого она превосходит в каком-то аспекте, важном для достижения цели. При этом физические размеры объекта не являются критерием отнесения объекта к классу больших систем. Один и тот же материальный объект в зависимости от цели наблюдателя и средств, имеющихся в его распоряжении, можно отображать или не отображать большой системой.
Ю.И. Черняк также в явном виде связывает понятие большой системы с понятием «наблюдатель»: для изучения большой системы, в отличие от сложной, необходим "наблюдатель" (имеется в виду не число людей, принимающих участие в исследовании или проектировании системы, а относительная однородность их квалификации: например, инженер или экономист). Он подчеркивает, что в случае большой системы объект может быть описан как бы на одном языке, т. е. с помощью единого метода моделирования, хотя и по частям, подсистемам. Еще Ю.И. Черняк предлагает называть большой системой «такую, которую невозможно исследовать иначе, как по подсистемам».

10.2. Классификация систем по сложности.
Существует ряд подходов к разделению систем по сложности, и, к сожалению, нет единого определения этому понятию, нет и четкой границы, отделяющей простые системы от сложных. Разными авторами предлагались различные классификации сложных систем.
Например, признаком простой системы считают сравнительно небольшой объем информации, требуемый для ее успешного управления. Системы, в которых не хватает информации для эффек-тивного управления, считают сложными.
Г.Н. Поваров оценивает сложность систем в зависимости от числа элементов, входящих в систему:
o малые системы (10-103 элементов);
o сложные (104-106);
o ультрасложные (107-1030 элементов);
o суперсистемы (1030-10200 элементов).
В частности, Ю.И. Черняк сложной называет систему, которая строится для решения многоцелевой, многоаспектной задачи и отражает объект с разных сторон в нескольких моделях. Каждая из моделей имеет свой язык, а для согласования этих моделей нужен особый метаязык. При этом подчеркивалось наличие у такой системы сложной, составной цели или даже разных целей и притом одновременно многих структур (например, технологической, административной, коммуникационной, функциональной и т. д.).
B.C. Флейшман за основу классификации принимает сложность поведения системы.
Одна из интересных классификаций по уровням сложности предложена К. Боулдингом (таблица 1). В этой классификации каждый последующий класс включает в себя предыдущий.
Условно можно выделить два вида сложности: структурную и функциональную.
Структурная сложность. Ст. Вир предлагает делить системы на простые, сложные и очень сложные.
Простые - это наименее сложные системы.
Сложные - это системы, отличающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием, внутренних связей.

11. Детерминированность.
Рассмотрим еще одну классификацию систем, предложенную Ст. Биром.
Если входы объекта однозначно определяют его выходы, то есть его поведение можно однозначно предсказать (с вероятностью 1), то объект является детерминированным в противном случае - недетерминированным (стохастическим).
Математически детерминированность можно описать как строгую функциональную связь Y = F(X), а стохастичность возникает в результате добавления случайной величины ε: Y = F(X) + ε
Детерминированность характерна для менее сложных систем;
стохастические системы сложнее детерминированных, поскольку их более сложно описывать и исследовать
Примеры:
1. Швейную машинку можно отнести к детерминированной системе: повернув на заданный угол рукоятку машинки можно с уверенностью сказать, что иголка переместится вверх-вниз на известное расстояние (случай неисправной машинки не рассматриваем)
2. Примером недетерминированной системы является собака, когда ей протягивают кость, нельзя однозначно прогнозировать поведение собаки.
Интересен вопрос о природе стохастичности. С одной стороны, стохастичность - следствие случайности.
Случайность - это цепь невыявленных закономерностей, скрытых за порогом нашего понимания.
А с другой - приблизительности измерений. В первом случae мы не можем учесть все факторы (входы), действующие на объект, а также не знаем природы его нестационарности. Во втором - проблема непредсказуемости выхода связана с невозможностью точно измерить значения входов и ограниченностью точности сложных вычислений.
Примеры. Ст. Вир предлагает следующую таблицу с примерами систем:

 

12. Классификация систем по степени организованности.
12.1 Степень организованности системы.
12.2. Хорошо организованные системы.
12.3. Плохо организованные (или диффузные) системы.
12.4. Самоорганизующиеся системы.

 

 

Метод тестирования.

Метод тестирования

Тест (анг. - проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов.

Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.

Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

В школьной практике мы применяем тесты достижений. Оценка знаний учителем - это педагогическое тестирование, т. е. выявление уровня ЗУН, приобретенных в процессе изучениятого или иного предмета.

По структурным признакам могут быть:

1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

 

 

Билет 4

Экспертные методы.

Сущность и область применения экспертного метода

Экспертный метод - это решение задач на основе суждения (мнения) высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний (наука, техника, экономика и т.д.). При экспертной оценке событий (явлений) необходимо: четко сформулировать цель исследования; правильно определить время свершения событий; разработать организацию опроса (интервью) и анкетирования; сформировать группу экспертов; обеспечить взаимную независимость их суждений, отсутствие авторитета должности или личности, влияющих на выбор альтернатив, и обобщить полученные результаты.

Сущность метода экспертных оценок заключается в индивидуальном и логическом анализе суждения экспертов и количественной их оценке по решаемой проблеме. Этот метод применяется при неопределенности значимости факторов.

Область применения экспертных оценок:

  • для составления перечня возможных событий и определение временного промежутка наступления событий;
  • для определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
  • определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтительности;
  • альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
  • альтернативные варианты применения решения в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Экспертирование строится на субъективных суждениях специалистов на основе их интуиции и опыта. Решение задачи формулируется (вырабатывается) в результате коллективного экспертного суждения на основе обобщения индивидуальных мнений экспертов.

Использование достоверной фактической информации об экономических процессах позволяет обоснованно оценить их развитие и принять правильное решение. В практике широко применяется экспертный метод при оценке качества товаров и научных достижений.

По характеру организации проведения экспертные опросы делятся на следующие способы: эксперты высказывают свое суждение без коллективного обсуждения или коллективом. Кроме того, обсуждение вопроса может проводиться с дискуссией или без дискуссии. Оно может заканчиваться открытым или закрытым вынесением экспертного суждения. Опрос может проводиться сразу с группой экспертов или непосредственно с каждым экспертом в отдельности. Во втором случае используются интервью, интервью - анкета, анкетирование и другие.

Для математической обработки экспертной информации применяются следующие методы: усредненная оценка всех членов экспертной комиссии, определение результирующего экспертного мнения, которое наиболее близко к суждению каждого члена экспертной комиссии, статистические модели ранжирования альтернатив. Они располагаются в порядке возрастания. Затем из альтернатив отбирается более предпочтительная.

 

Билет 5

Билет 6

Билет 7

 

1. Функции системы управления.

Прогнозирование и планирование.

Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития

на предстоящий период для конкретной организации.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и

какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

[16]

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее

системы производства, как объекта, так и субъекта управления. Оказывая

активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития

производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и

т.п. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за

ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и

систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю

перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и

принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений,

направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

· Цели и задачи. На современном этапе экономического

развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой –

неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание

лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего

повышения эффективности всего общественного производства.

· Пути и средства. Для достижения поставленных целей

выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.

· Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач.

Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными,

финансовыми и трудовыми ресурсами.

· Пропорции. Поддержание пропорциональности между

отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.

· Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается

связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением

потребностей общества.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не

существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе

планирования, зависит от его положения в иерархии фирмы, т.е. процесс

планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в

долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить,

какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего

будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит

в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной

нише.

Тактическое планирование (средний уровень) – это определение

промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе

стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при

стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ

планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и

т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на

достижение общих и главных целей организации.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется

генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются

при составлении планов.

1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации,

которые могут иметь значение для развития организации.

2. Точность планирования – использование современных методов и

средств для обеспечения точности прогнозов.

3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть

доступны всем членам организации.

4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый

акт, а непрерывный процесс.

5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны

соизмеряться с выгодой от планирования.

[17]

Планирование помогает организации лучше управлять в условиях

неопределенности, более эффективно реагировать на изменение внешней среды.

Организация.

Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап

менеджмента.

Под организацией понимается процесс:

· Определение рациональных форм разделения труда;

· Распределение работы среди работников, групп работников и

подразделений;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.168 с.)