Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дизайн и предметная среда индивидуального жилого дома↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разработчик: доцент кафедры искусств архитектор Былинская Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Электронный учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Дизайн-проектирование» создан в соответствии с требованиями Положения об учебно-методическом комплексе БГУ и предназначен для студентов специальности 1-19 01 01 «Дизайн». Содержание разделов УМК соответствует образовательным стандартам данной специальности, структуре и тематике учебной программе по дисциплине «Проектирование». Главная цель УМК интенсификация учебного процесса и активизация самостоятельной работы студентов. Структура УМК содержит:
1. Учебно-программные материалы, включающие содержание учебной программы по курсу «Дизайн-проектирование» для студентов специальности 1-19 01 01 «Дизайн», а также контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов.
2. Краткий курс лекций содержит теоретический материал по основным вопросам курса. Материал может быть использован для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям. Обеспечивает возможность предварительного изучения студентами материалов темы.
3. Справочные материалы, включающие отдельные положения нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области проектирования и строительства. Содержание и структура УМК рассмотрена и одобрена на заседании кафедры искусств ГИУСТ БГУ (Протокол №__ от ______________2013 г.
Введение Дисциплина «Дизайн-проектирование» занимает одно из ключевых мест в учебном процессе, является основным фактором формирования целостного профессионального мышления в подготовке дизайнеров. Одновременно с формированием практических навыков и умений дисциплина вводит в контекст основных ценностей и представлений о дизайнерской деятельности в целом. Целями и задачами изучения дисциплины являются: - овладение методикой проектирования предметной среды и отдельных объектов на основе синтеза социальных, художественных, культурных, экономических, инженерно - эргономических факторов; - осознание комплексного характера проектирования – единства формирования объёмно-пространственной структуры архитектурного объекта и предметно-пространственной среды (интерьерного пространства); - овладение исследовательским и художественно-проектным анализом проблемной ситуации и перспективами развития объекта проектирования - предметной среды и ее компонентов; - овладение навыками работы с базами данных, нормативной документацией по проекту, методиками учета социально-демографических, социально-экономических, технологических и других факторов; - овладение комплексом средств визуального, объемного и информационного представления проекта.
Работа состоит из двух разделов:
Раздел 1. Проектирование индивидуального жилого дома в городской среде.
Цель проекта – овладение навыками и умением проектирования жилища на примере одноквартирного жилого дома с прилегающим участком, приобретение студентами знаний по основам градостроительного формирования жилой среды. Жилая среда как объект проектирования. Понимание жилой среды, как комплекса материально-пространственных компонентов, обладающими определенными образно-эстетическими качествами. Роль жилой застройки в формировании городской среды: ансамблей улиц, площадей, кварталов. Виды жилой застройки, классификация жилых зданий. Функционально-пространственная организация основных помещений жилого дома. Факторы, влияющие на выбор этажности объемно-планировочной структуры. Общие принципы проектирования индивидуального жилого дома: состав жилого дома, форма жилых помещений, размеры и поэтажное зонирование помещений. Образно-эстетические качества жилища. Средства создания выразительной архитектурной композиции. Понятие об эмоциональном воздействии и выразительности архитектурной формы. Связь эстетического качества архитектуры и понятий: ансамбль, объемная форма, фасад, структура пространства и интерьер. Основные конструктивные элементы жилого дома. Планировочная организация приусадебного участка.
Раздел 2.Разработка предметной среды. Интерьер жилого помещения.
Цель проекта - освоение и изучение системного подхода к решению комплекса задач по формированию предметно-пространственной среды жилища (мебель. элементы декора и фитодизайна, оформление окон и дверей, аксессуары). Во вводных лекциях рассматриваются следующие вопросы: Жилой интерьер. Функциональная целесообразность и художественный образ жилого пространства. Современные тенденции решения функциональных и планировочных связей жилища. Типология и виды интерьерных структур. Интерьер, как сложная управляемая система. Свойства системы: целостность, единство, иерархичность, взаимосвязь элементов. Композиционное построение объемно-пространственной структуры интерьера. Функции, бытовые процессы. Эргономические и антропометрические особенности формирования предметной среды жилого пространства. Психология восприятия интерьера.
Краткий курс лекций
Социальные требования к жилищу Возводя жилище, человек всегда формировал его сообразно широкому спектру своих утилитарных и духовных потребностей. Поэтому оно никогда не было просто «крышей над головой». Формы жилища, как свидетельствует история, возникают и развиваются в прямой связи с образом жизни отдельных людей и социальных групп. Они несут в себе отражение национальных, бытовых и культурных традиций, художественных представлений и многого другого. Недаром по археологическим раскопкам жилых поселений реконструируют жизнь ушедших цивилизаций. Жилище – это не только архитектурная, функциональная, техническая, но и социальная категория. Всем видам жилища присущи некоторые общие социальные функции: - сохранение здоровья проживающих в нём людей (достигается за счёт создания необходимых санитарно-гигиенических условий); - укрепление семьи и создание в ней здорового психологического климата (особенно важно учитывать в планировке квартир); - способствование развитию семьи (от жилищных условий, как показывают исследования, во многом зависит число детей в семье, типы семей и т. д.); - организация внерабочего времени (реализуется как в квартире, так и вне её); - повышение профессиональной квалификации (имеется в виду домашние занятия с литературой по специальности, научный труд и другие виды надомной деятельности); - воспитание детей (предполагает создание соответствующих условий на всех уровнях, от квартиры до города); - выполнение роли психологического «убежища» (имеется в виду возможность изолироваться от внешнего окружения). Каждая из этих функций должна получить то или иное материально-пространственное воплощение. Соответствующим образом осуществляется перевод социальных функций в материальные формы и в структуре дома, комплекса, района. Значение указанных социальных функций в равной степени велико для всех людей и ничто кроме жилья не может их выполнить. В каждой стране существуют нормы жилищной обеспеченности. В СССР норма жилой площади на одного человека в 1980 г. поднялась до 9 кв.м., против 7 кв.м. в 1960-1970 гг. Более высокая жилищная обеспеченность (12-15 кв.м. на чел.) уже допускает так называемое вариантное проектирование квартир, позволяющее полнее учитывать потребности семей одной численности. Предел притязаний по отечественным и зарубежным данным составляет 16-18 кв.м. жилой площади на человека. При такой жилищной обеспеченности дальнейший рост благосостояния семьи перестаёт влиять на её потребности в жилище. Социальная модель жилища – это система требований, предъявляемых к его функциональной программе и пространственной структуре. Сами требования в свою очередь определяются образом жизни людей, т.е. совокупностью форм и условий жизнедеятельности индивидуума, социальной группы, общества в целом. Понятие «образ жизни» достаточно широкое. Фиксируя общие совпадающие черты в жизни населения, оно вместе с тем охватывает всё разнообразие конкретных форм его проявления, в частности особенности жизни городской и сельской семьи. Оно подразумевает все те различия, которые свойственны семьям внутри существующих социальных групп населения. В его структуру помимо производственной деятельности входит быт, традиции и привычки людей в устройстве и ведении домашнего хозяйства, в использовании свободного времени и т.д. А поскольку бытовая сторона жизни развёртывается в жилище, то категория «образ жизни» становится крайне важной для проектирования. Дело в том, что бытовые процессы весьма разнородны. В их числе имеются такие, которые реализуются только дома (например, сон), другие – только в сфере обслуживания (потребление некоторых видов культуры: театр, кино и т.д.), а третьи и там, и там (в частности, питание, проведение досуга и т.д.). От того, какие процессы сохраняются в квартире, а какие выносятся в сферу обслуживания, зависит общая стратегия проектирования. В современных условиях и на обозримую перспективу многие виды жизнедеятельности, составляющие бытовую сферу, прочно сохраняются в квартире. К их числу относятся: сон; питание; домашний труд (приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, поделки и т. д.); досуг, в том числе творческая деятельность (самообразование, учёба и т.д.), потребление культуры (чтение, просмотр телепередач и т.д.), отдых (приём гостей, игры и т.д.); жизнедеятельность детей и их воспитание; общение. На современном этапе приобретает большое значение учёт всего многообразия индивидуальных и коллективных потребностей, предъявляемых к жилищу. Необходимо исходить из того факта, что каждая семья стремится так распределить и организовать процессы жизнедеятельности в квартире и вообще в жилой среде, чтобы максимально полно реализовать свои традиции, профессиональные интересы, ценностные ориентации и привычки. Не случайно, поэтому остаётся актуальным вопрос о расширении номенклатуры квартир и о гибкости архитектурно-планировочных параметров жилья. К числу факторов, влияющих на проектирование жилища, относятся демографический состав, а также уровень образования населения. С повышением уровня образования усиливаются потребности в таких типах квартир, в которых возможно создание рабочего места для домашних занятий учёбой, научным и творческим трудом. При проектировании жилья важным признаком является структура семьи. Различают пять типов семей: 1 – семьи с семейным ядром (брачной парой) и без него; 2 – семьи с детьми и без них; 3 – полные и неполные семьи; 4 – нуклеарные (родители+дети) и сложные (супружеская пара с детьми + один из родителей или родственники); 5 – семьи с одной или несколькими брачными парами. Каждый из этих типов семей в жизни представлен различными вариантами. Исследователям удалось установить около 500 различных комбинаций. Однако массовыми считаются 36-40 типов семей, на них и должно быть ориентировано проектирование. Важным обстоятельством является изменение требований к жилищу в связи с жизненным циклом семьи. Считается, что семья по мере своего развития проходит пять этапов: 1 – жизнедеятельность несемейной молодёжи; 2 – формирование семьи (рост до рождения последнего ребёнка); 3 – период «стабильности»; 4 – период «зрелости» или распада (уход детей); 5 – период «затухания». В соответствии с этими этапами жизненного цикла меняются формы и содержание жизнедеятельности, как всей семьи, так и её членов, в том числе расширяется или сокращается домашнее хозяйство, развивается или затухает активность в занятиях домашним трудом, в проведении досуга, в общении и т.п. Следовательно, требования к размеру квартиры, составу и связям её помещений не остаются постоянными.
Функционально-пространственная организация основных помещений жилого дома Квартира и её элементы Квартира или жилая ячейка – это та микросреда, в которой человеку в разные периоды его жизни приходится проводить от 40 до 100 % своего времени. Одним из основных типообразующих признаков жилой ячейки является численный состав семьи. Именно числом человек, на которое рассчитывается квартира, определяется её размер, общая и жилая площади. Исходя из условия, что все проживающие в квартире должны иметь возможность независимого удовлетворения своих потребностей в удобное для них время, становится очевидным, что то или иное расположение спальных мест по помещениям будет характеризовать и соответствующий уровень комфортабельности в жилой ячейке. Оценка пространственного решения квартиры, как и каждого её помещения, с точки зрения понятия комфортабельности, производится по целому ряду позиций – гигиенических, функциональных, психологических, эстетических и т. д. Но основным критерием комфортабельности и предпосылкой успешного решения всех её аспектов в целом являются функциональные требования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.012 с.) |