Тема № 1. Информационное общество. Информация как объект права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Информационное общество. Информация как объект права



Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

 

Юридический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан ________________Цыганов В.И.

 

"_____"__________________2016 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Информационное право

Бакалавриат

40.03.01 Юриспруденция

Государственно-правовой, гражданско-правовой,

уголовно-правовой, международно-правовой профили

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Нижний Новгород

2016 год

1. Место и цели дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина относится к вариативной части ОПОП по направлению подготовки бакалавриата 40.03.01 (030900) «Юриспруденция» обязательна к освоению студентами, обучающимися по очной форме на 2-ом году обучения в 3 семестре.

 

Целями освоения дисциплины являются:

Целями освоения дисциплины «информационное право» являются развитие у студентов личностных и профессиональных качеств, формирование общекультурных (универсальных) компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 40.03.01 (030900) Юриспруденция.

Из этого вытекают следующие задачи:

  • Образовательная: формирование у студентов общего представления о правовом регулировании оборота информации, правовых основах информационного общества.
  • Развивающая: развитие у студентов представлений о значимости информации и информационных процессов в обществе, необходимости нахождения баланса интересов личности, общества и государства при регулировании информационных процессов.
  • Воспитательная: формирование уважительного отношения к различным правовым позициям; повышение правовой и информационной культуры студентов; формирование гуманистического мировоззрения; воспитания чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности.
  • Практическая: развитие навыков и умений анализа нормативно-правовых актов, принятия решений, самостоятельности мышления, разработки и подготовки проектов нормативно-правовых и правовых актов.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций
способен понимать сущность и значение информации в развитии информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе, защиты государственной тайны (ОК-10) З1 (ОК-10): Знать основные закономерности создания и функционирования правовой статистики. У1 (ОК-10): Уметь применять современные информационные технологии для наблюдения правовых явлений. В1 (ОК-10): Владеть навыками сбора и обработки информации.
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11) З1 (ОК-11): Знать основные методы, способы и средства поиска, хранения и переработки, систематизации информации. У1 (ОК-11): Уметь применять современные технологии для получения наблюдения, хранения, переработки и анализа информации. В1 (ОК-11): Владеть навыками сбора, обработки информации, а также навыками работы с компьютером как средством управления информацией.  
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12) З1 (ОК-11): Знать основные источники правовой статистической информации в глобальных компьютерных сетях. У1 (ОК-11): Уметь применять современные технологии для поиска, наблюдения, хранения, переработки, систематизации и анализа информации в глобальных компьютерных сетях. В1 (ОК-11): Владеть навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.  

 

3. Структура и содержание дисциплины Информационное право

Объем дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц, всего 180 часов, из которых по очной форме 90 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (36 часа занятия лекционного типа, 18 часов занятия семинарского типа, 36 часов мероприятия промежуточной аттестации), 90 часов составляет самостоятельная работа обучающегося, по заочной форме контактная работа – 25 часов (8 часов занятия лекционного типа, 8 часов занятия семинарского типа, 9 часов мероприятия промежуточной аттестации).

Содержание дисциплины «Информационное право»

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Всего (часы) в том числе
контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы из них Самостоятельная работа обучающегося, часы  
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Занятия лабораторного типа Консультации Всего
Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная
Тема №1. Информационное общество. Информация как объект права.             -                            
Тема №2. Информационное право как отрасль права.                                          
Тема №3. Информационные права граждан. Право на информацию.           -                       -      
Тема №4. Право на неприкосновенность частной жизни.           -                       -      
Тема №5. Свобода массовой информации. Правовое регулирование СМИ.           -                              
Тема №6. Правовое регулирование рекламной деятельности           -                              
Тема №7. Правовое регулирование оборота информации с ограниченным доступом                                          
Тема №8. Интеллектуальная собственность.           -                              
Тема №9. Правовое регулирование отношений в сети ИНТЕРНЕТ.           - -                     -      
Тема №10. Защита информации. Информационная безопасность.           -                       -      
Тема №11. Информатизация системы государственного управления. «Электронное правительство».                                          
Тема №12. Правовое регулирование библиотечного и архивного дела             -                     -      
Тема №13. Правовые основы электронного документооборота             -                     -      
Промежуточная аттестация Экзамен по очной форме - 36 часов(устно), по заочной форме – 9 часов (письменно).
Итого                                          
                                                     

Образовательные технологии

 

Процесс обучения по дисциплине строится с использованием активных методов: сочетание аудиторных занятий и самостоятельной работы. Обучение может осуществляться с использованием СДО MOODLE, где размещены все необходимые материалы как для обеспечения аудиторной, так и самостоятельной работы.

Аудиторные занятия включают в себя лекции, семинарские занятия, консультации, которые могут проводиться как непосредственно в аудитории с преподавателем, так и посредством видеоконференцсвязи.

Для полного усвоения курса необходимо сочетание аудиторных занятий и самостоятельной работы.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.

Аудиторные лекции проводятся непосредственно преподавателем дисциплины в аудитории, либо посредством конференц-связи с использованием технических средств (интерет, «скайп» и др.). При чтении лекций используются объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической или эвристической). Студентам рекомендуется записывать основные тезисы лекции (вести конспект лекции), так же рекомендуется задавать преподавателю вопросы по теме лекции.

Обучение по дисциплине предполагает так же освоение лекционного материала, разработанного преподавателями - авторами курса и размещенного в СДО MOODLE.

Лекции, подготовленные по каждой теме модуля, являются кратким (тезисным) изложением тем, содержат и раскрывают основные, наиболее значимые вопросы модуля. Изучение лекций является обязательным, поскольку в них:

- раскрываются основные понятия, определяются признаки правовых категорий и институтов;

- разъясняется смысл правовых норм;

- содержатся ссылки на конкретные нормативные правовые акты, иные правовые акты и судебную практику;

- содержатся ссылки на источники литературы, посвященные соответствующей теме.

При работе с лекцией настоятельно рекомендуется обращать внимание на законодательство, на которое в лекции делаются ссылки, найти эти нормы, ознакомится с их содержанием. Тем самым уяснение смысла информационно-правовых норм станет более качественным.

При проведении практических занятий применяются активные и интерактивные методы: семинары в диалоговом режиме, выполнение практических заданий. Удельный вес занятий в активных и интерактивных формах должен составлять не менее 20%.

К работе на семинарах привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики.

Практические задания могут предусматривать анализ научных проблем, разбор практических ситуаций, анализ судебной практики и др.

Семинарские занятия проводятся непосредственно в аудитории либо посредством конференц-связи с использованием технических средств (интернет, «скайп» и др.). Проведение семинарских занятий преследует достижение следующих задач:

- углубление знаний по соответствующей теме дисциплины;

- развитие навыков аналитического мышления, поиска и работы с информацией, обоснования собственной позиции;

- оказание содействия студенту в поиске материалов для курсовой работы, предусмотренной учебным планом.

На семинарское занятие по темам, для которых данная форма предусмотрена планом дисциплины, выносятся теоретические вопросы, перечень которых приводится в программе. Семинарское занятие проводится следующим образом. Преподаватель предлагает студентам (по их желанию, или определенному студенту) выступить с сообщением по вопросу семинара. По завершении сообщения преподаватель может задать студенту дополнительные вопросы или предложить задать вопросы выступающему другим студентам. Далее преподаватель предлагает высказаться по вопросу семинара желающим, в результате чего может возникнуть дискуссия, что приветствуется. Непосредственно на семинарском занятии студентам следует работать активно, высказывать свою позицию и обосновывать ее, принимать или обоснованно опровергать позицию оппонентов.

Преподаватель проставляет студентам оценки за работу на семинаре. Данные оценки могут учитываться при выставлении итоговой оценки по дисциплине.

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

СРС направлена на решение следующих задач в процессе формирования у студентов требуемых компетенций:

- развитие и совершенствование навыков поиска и обработки (анализа, обобщения, систематизации) правовой и иной информации, в т.ч. навыков работы с нормативными правовыми актами, актами правоприменительной практики;

- развитие навыков работы с юридическими документами (подготовка, оформление, анализ);

- развитие навыков толкования информационно-правовых норм, правовой квалификации юридически значимых обстоятельств социальной ситуации;

- развитие и совершенствование у студентов способностей формирования собственной правовой позиции, ее аргументации и защиты.

Самостоятельная работа студента предполагает изучение нормативных актов и литературы, выполнение заданий по курсу и тестов, подготовку к аудиторным семинарским и практическим занятиям, выполнение курсовой работы, подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине.

5.1. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

Для подготовки к семинарскому занятию следует изучить рекомендуемую литературу по теме, а так же нормативные акты. Приветствуется изучение студентами иных источников (монографий, статей из периодических изданий, материалов судебной практики), помимо рекомендованных. Такие источники можно отыскать в СПС «КонсультантПлюс» или «Гарант», используя ресурсы библиотек, а так же в сети Интернет. Тем самым студент продемонстрирует владение навыками поиска информации и работы с информацией – навыками, которые являются чрезвычайно необходимыми для юриста.

Рекомендации по выполнению заданий.

Рекомендации по решению задач. Большинство заданий представлены в виде задач (казусов), т.е. модельных ситуаций в сфере информационно-правовых отношений.

Решение задачи студентом включает: изучение условий задачи (описанной ситуации) и ответы на поставленные задачей вопросы.

При выполнении данного задания (решения задачи) студенту обязательно необходимо использовать нормативно-правовые акты и ссылаться на их нормы (статьи) при ответе.

Перед ответом на поставленные в задаче вопросы, студенту необходимо внимательно ознакомиться с условиями задачи, выявив юридически значимые обстоятельства, и найти в нормативно правовом акте нормы, регулирующие данный вид правовых отношений.

Ответы на поставленные в задаче вопросы должны быть мотивированными и развернутыми. Например: "да, в соответствии с п Х. ст.Х. Федерального закона «Об информации информационных технологиях и защите информации» гражданка РФ Х имеет право предоставление ей запрашиваемой информации, поскольку последняя отнесена к видам информации доступ, к которой не может быть ограничен" и т.п..

Ответы: "да", "нет" без их аргументации ссылками на нормы права не допускаются.

Рекомендации по выполнению других заданий. Задания (в особенности, дополнительные задания), могут предусматривать необходимость ответить на поставленные теоретические вопросы, а так же разработать (составить) юридический документ. Ответы на вопросы должны быть конкретными, выводы обязательно должны быть аргументированы ссылками на нормы права.

Приветствуются и ссылки на материалы правоприменительной практики, мнения ученых и специалистов, опубликованные в различных изданиях (статьях, комментариях, монографиях, пособиях).

Ответ студента оценивается не только по его правильности (истинности), но и по его полноте и аргументации. При составлении юридического документа (договора, доверенности и т.п.), следует придерживаться полному соответствию его содержания требованиям правовых норм, а так же четкости в формулировках (избегать двусмысленности и противоречий положений документа).

Промежуточная аттестация.

Для итогового контроля успеваемости на дневном отделении по дисциплине предусмотрены:

- экзамен по итогам третьего семестра.

Экзамен проставляется при условии успешного выполнения обязательных контрольных тестов и обязательных заданий.

Теоретические вопросы к экзамену:

1. Понятие, свойства и структура информации.

2. Понятие и признаки информационного общества.

3. Информационное общество в России. Программа «Информационное общество 2011-2020».

4. Понятие и предмет информационного права.

5. Информация как объект права, понятие и признаки.

6. Информационные права и свободы человека и гражданина.

7. Право на информацию.

8. Свобода выражения мнений. Понятие и содержание.

9. Виды информации и доступ к ней.

10. Право на доступ к информации и его охрана.

11. Информация без права ограничения доступа.

12. Понятие права на неприкосновенность частной жизни и его структура.

13. Объекты и субъекты права на неприкосновенность частной жизни.

14. Персональные данные: понятие и виды.

15. Правовой режим персональных данных.

16. Свобода массовой информации: понятие, правовая характеристика.

17. Средства массовой информации как объект права.

18. Правовой режим СМИ.

19. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации.

20. Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации.

21. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.

22. Понятие и содержание государственной тайны.

23. Правовой режим государственной тайны.

24. Понятие рекламы. Законодательство РФ о рекламе.

25. Требования к рекламе.

26. Субъекты рекламной деятельности и их правовой статус.

27. Особенности правового регулирования отдельных способов рекламирования.

28. Особенности рекламы отдельных видов товаров.

29. Политическая и социальная реклама.

30. Понятие и структура интеллектуальной собственности.

31. Понятие и содержание коммерческой тайны.

32. Правовой режим коммерческой тайны.

33. Правой режим банковской тайны.

34. Правовой режим профессиональной тайны.

35. Правовой режим служебной тайны.

36. Понятие и структура вредной информации.

37. Особенности правового регулирования отношений в сети Интернет.

38. Понятие и предмет информационной безопасности.

39. Доктрина информационной безопасности РФ.

40. Понятие «электронного правительства» и «электронного государства». Элементы электронного правительства.

41. Электронное правительство в России.

42. Общие вопросы организации библиотечного дела в РФ.

43. Права граждан в области библиотечного дела.

44. Общие вопросы организации архивного дела в РФ.

45. Архивный фонд РФ.

46. Правовые вопросы использования электронной подписи.

 

6. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине

ФОС по дисциплине включает в себя перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания, критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), характеризующих этапы формирования компетенций, типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций и (или) для итогового контроля сформированности компетенции, а так же методические материалы, определяющие процедуры оценивания.

ФОС по дисциплине представлен в виде отдельного документа, являющегося приложением к программе дисциплины.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Бачило И. Л. - Информационное право: учеб. для магистров. - М.: Юрайт, 2012. - 564 с.

2. Рассолов И. М. - Информационное право: учеб. для магистров. - М.: Юрайт, 2013. - 444 с.

3. Рассолов, М.М. Информационное право [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 350 с.// ЭБС «Лань».

4. Кузнецов, П.У. Основы информационного права [Электронный ресурс]:. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. — 309 с. // ЭБС «Лань».

5. Информационное право: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 496 с. // ЭБС «Znanium.com».

б) дополнительная литература

1. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристь, 1997.

2. Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: Экономика, 1995.

3. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М.: Об-во "Знание", 1995.

4. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.М.,1975.

5. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.:Юрид.лит., 1991.

6. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М.: Об-во "Знание", 1996.

7. Берг А.И., Черняк Ю.И. Информация и управление.-М.:Экономика, 1966.

8. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт.- М.: Издательство БЕК, 1996.

9. Братановский, С. Н. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации: информационно-правовой аспект: Монография / С. Н. Братановский, С. Ю. Лапин. - Саратов, «Научная книга», 2011. - 126 с.

10. Булгакова Л.И. Правовой режим аудиторской тайны. "Журнал российского права", 2008, N 5.

11. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. Второе изд.: Пер.с англ.- М., 1968.

12. Виноградов В.А. Информация как глобальная проблема современности.-М., 1993. - 117с.

13. Войниканис Е., Якушев М. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004.

14. Гришкин И.И. Понятие информация. -М., 1973.

15. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. М.: Бизнес и компьютер, 1998.

16. Д'Арси Ж. Право человека на коммуникацию. Париж, 1979.-Юнеско, Межд. Комис.по исслед. проблем коммуникации, № 36.

17. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М., "Знание", 1988.

18. Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества. М., 2001.

19. Информационная безопасность: Учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование).

20. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.

21. Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.

22. Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М.: Инфра-М, 2004.

23. Килясханов, И. Ш. Информационное право в терминах и понятиях: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / И. Ш. Килясханов, Ю. М. Саранчук. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 136 с.

24. Кин Дж, Средства массовой информации и демократия. М.: Памятники исторической мысли, 1994.

25. Конституционное и информационное право развивающегося информационного общества: содержание и проблемы. Монография / Белевская Ю.А., Фисун А.П. - Орел: ОГУ, 2011. - 231 c.

26. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1987.

27. Куняев, Н. Н. Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере/ Н. Н. Куняев. - М.: Логос, 2010. - 348 с.

28. Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет. М.: Волтерс Клувер, 2004.

29. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография / Л.К. Терещенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2013. - 227 с.

30. Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации. М.: Галерия, 2005.

31. Нагорная М.А. Информация в практике работы местных Советов. - М.: Юрид.лит., 1986.

32. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М.: Изд-во "Книжный дом "Университет", 2002.

33. Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., Мысль, 2000.

34. Новик И.Б., Абдуллаев А.Ш. Введение в информационный мир. - М.:"Наука", 1991.

35. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза: монография / А. А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 159 с.

36. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А.Лукашева. - М.: Издательство НОРМА,1996.

37. Пилипенко Ю.С. Особенности профессиональных тайн. "Законодательство и экономика", 2008, N 3.

38. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. -М.:Наука, 1990.

39. Рассолов М.М. Проблемы управления и информации в области права. М.:Юрид.лит., 1991.

40. Рассолов М.М., Эльпин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.:Юристъ, 1996.

41. Терещенко Л.К. Информация и собственность. Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М.: РПА МЮ РФ, 1996.

42. Терещенко Л.К. Комментарий к Федеральному закону "О связи" (постатейный). ЗАО Юстицинформ, 2005.

43. Терещенко Л.К. Правовой режим информации. М., Юриспруденция, 2007.

44. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник.- М., 1995.

45. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. - М., 1972.

46. Ткаченко Ю.Г. Социалистические правоотношения. М.,1965.

47. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.

48. Травкин Ю.В. Персональные данные. М.: Амалдоникс, 2007.

49. Урсул А.Д. Информация. Методологические аспекты. - М., 1971.

50. Урсул А.Д. Отражение и информация. - М.: Мысль, 1973.

51. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в РФ: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2001.

52. Хессе К., Основы конституционного права ФРГ. М.,1981.

53. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России.-М.:Наука, 1996.

54. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Изд-во "Юристъ", Москва,1997.

55. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М., 1963.

в) программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

4. Открытая электронная библиотека http://www.elibrary.ru/

5. Справочная правовая система «Консультант Плюс».

6. Справочная правовая система «Гарант».

7. ЭБС «Лань».

8. ЭБС «Консультант студента».

9. ЭБС «Znanium.com»

10. http://www.pravo.gov.ru Официальный интернет-портал правовой информации.

11. http://www.gdf.ru/ - фонд защиты гласности.

12. http://privacy.hro.org/ - сайт о проблемах обеспечения права на неприкосновенность частной жизни.

13. http://echr.ru/ - сайт о деятельности Европейского суда по правам человека.

14. http://gu.nnov.ru/ - портал государственных услуг в Нижегородской области.

15. http://www.elrussia.ru/ - материалы реализации ФЦП «Электронная Россия».

16. http://www.ogic.ru/ - федеральный портал государственных услуг населению.

17. http://www.internet-law.ru/ - центр «ИНТЕРНЕТ и право».

18. http://www.russianlaw.net/ - сайт о проблемах правового регулирования ИНТЕРНЕТ.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются специально оборудованные лекционные аудитории, оснащенные компьютером, проектором или ЖК-телевизором, акустической системой и микрофоном (при необходимости), а также доской. При проведении дистанционных лекций на компьютере должно быть установлено программное обеспечение, позволяющее осуществлять видеоконференцсвязь.

Для проведения практических занятий используются специально оборудованные аудитории с компьютерами, на которых установлены справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс».

Для выполнения заданий для СРС студентам обеспечен доступ в интернет, а так же доступ к ресурсам библиотеки.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению бакалавр «юриспруденция».

 

Автор, ст.преподаватель _________________М.В. Бундин

 

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

 

Юридический факультет

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан ________________Цыганов В.И.

 

"_____"__________________2016 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Информационное право

Бакалавриат

40.03.01 Юриспруденция

Государственно-правовой, гражданско-правовой,

уголовно-правовой, международно-правовой профили

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Нижний Новгород

2016 год

1. Место и цели дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина относится к вариативной части ОПОП по направлению подготовки бакалавриата 40.03.01 (030900) «Юриспруденция» обязательна к освоению студентами, обучающимися по очной форме на 2-ом году обучения в 3 семестре.

 

Целями освоения дисциплины являются:

Целями освоения дисциплины «информационное право» являются развитие у студентов личностных и профессиональных качеств, формирование общекультурных (универсальных) компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 40.03.01 (030900) Юриспруденция.

Из этого вытекают следующие задачи:

  • Образовательная: формирование у студентов общего представления о правовом регулировании оборота информации, правовых основах информационного общества.
  • Развивающая: развитие у студентов представлений о значимости информации и информационных процессов в обществе, необходимости нахождения баланса интересов личности, общества и государства при регулировании информационных процессов.
  • Воспитательная: формирование уважительного отношения к различным правовым позициям; повышение правовой и информационной культуры студентов; формирование гуманистического мировоззрения; воспитания чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности.
  • Практическая: развитие навыков и умений анализа нормативно-правовых актов, принятия решений, самостоятельности мышления, разработки и подготовки проектов нормативно-правовых и правовых актов.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций
способен понимать сущность и значение информации в развитии информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе, защиты государственной тайны (ОК-10) З1 (ОК-10): Знать основные закономерности создания и функционирования правовой статистики. У1 (ОК-10): Уметь применять современные информационные технологии для наблюдения правовых явлений. В1 (ОК-10): Владеть навыками сбора и обработки информации.
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11) З1 (ОК-11): Знать основные методы, способы и средства поиска, хранения и переработки, систематизации информации. У1 (ОК-11): Уметь применять современные технологии для получения наблюдения, хранения, переработки и анализа информации. В1 (ОК-11): Владеть навыками сбора, обработки информации, а также навыками работы с компьютером как средством управления информацией.  
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12) З1 (ОК-11): Знать основные источники правовой статистической информации в глобальных компьютерных сетях. У1 (ОК-11): Уметь применять современные технологии для поиска, наблюдения, хранения, переработки, систематизации и анализа информации в глобальных компьютерных сетях. В1 (ОК-11): Владеть навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.  

 

3. Структура и содержание дисциплины Информационное право

Объем дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц, всего 180 часов, из которых по очной форме 90 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (36 часа занятия лекционного типа, 18 часов занятия семинарского типа, 36 часов мероприятия промежуточной аттестации), 90 часов составляет самостоятельная работа обучающегося, по заочной форме контактная работа – 25 часов (8 часов занятия лекционного типа, 8 часов занятия семинарского типа, 9 часов мероприятия промежуточной аттестации).

Содержание дисциплины «Информационное право»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.16.60 (0.199 с.)