Создание чингисханом монгольского государства, его устройство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание чингисханом монгольского государства, его устройство



В начале ХШ века в глубинных районах Азии образовалось Мон­гольское государство, основатель которого Темучи н (1155-1227) объединил под своей властью почти все племена Монголии. Родился он "в середине лета "таха" - года кабана, в феврале, на берегу реки Онон в семье Есугэй-бахадура, в урочище Делигюн Болдок (Кочкова­тая местность), около 50° северной широты и 132° восточной долго­ты. В го время его отец Есугэй-бахадур, властелин 40 тыс. кибиток, воевал с татарами и захватил в плен главу племен и, татар Теш мижЕ В ознаменование этого успеха и был назван будущий Чингисхан 1ему-чином. Темучину исполнилось девять лет, когда умер его отец, и в те­чение многих лет он бедствовал, пока не пришел к власти и не создал могучее военизированное государство.

Весной 1206 года у истоков реки Онон монгольская знать собра­лась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правите­лем всех монголов под именем Чингисхан. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: "Всевышний Бог дарует тебе цар­ство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей госуда­ри этих земель, называемые каждый Гур-ханом, и их области доста­лись тебе, то пусть будет новое прозвище "Чингис". Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы название твое было: Чин-гис-хан, Царь царей и Государь государей" [61, с. 67]. Все одобрили и утвердили это имя. Впоследствии его титул был выражен формулой, вырезанной на яшмовой печати: "Бог - на Небе, Ха-хан -Могуще­ство Божие на Земле. Печать Владыки Человечества".

Важным является то, что на курултае 1206 года был обнародован Великим Джасак (ясак, ясы) Чингисхана - это кодифицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззре-


в период монгольского завоевания


ния правителя. Великий Джасак делится на две части, первая часть "Билик" - сборник "Изречений Чингисхана", она содержит мысли, наставления и решения законодательного - как общего, теоретическо­го характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев. Вторая часть - собственно Джасак - это свод положитель­ных законов, военных и гражданских, с установлением соответствую­щего наказания за их неисполнение. В "Бшшке" высказана мысль о том, что в годы, предшествовавшие правлению Чингисхана, дети не слушали отцов, младшие - старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа; свекры смотрели неблагожела­тельно на невесток, а невестки не уважали свекров; большие не вос­питывали малых, а малые не соблюдали наставления старших и т. п. По этой причине были воры, лжецы, возмутители и разбойники. Лю­дям в собственном их жилище не являлось Солнце... Таково было это племя без порядка, без смысла. Когда-явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного ясака. Тех, которые были умны и молодцы, сделал бека­ми войска; тех, которые были проворны и ловки, дав на руки их при­надлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой причине дело Чингисхана, словно молодой месяц, возрастает cojuih надень; от неба, силою Всевышне­го Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле, помощью его, явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки приходились приятные и соответствен­ные. Джасак предписывал терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, милосердие к нищим, уста­навливал строгий контроль над семейной, домашней жизнью.

Приведем некоторые фрагменты Джасака.

^^Д^^релюбодей предаете» смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.

. Кто повинен» содомии, тот тоже наказывается смертью. УКто лжет с намерением, иди вздхвованием, или кто подсматри­вает за поведением другого, или вступает между двух спорящих и помогает одному против другого, тоже предается смерти.

 

А. Тот, кто мочится в воду или на пепел, тоже предается смерти. 5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротит­ся, того предать смерти после третьего раза.

Раздел 3


 

6 Кто даст пищу или одежду "полоненному без позволения поло­
нивших, топ предается смерти.

7 Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не воз­
вратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.

Ю Чтобы на... чтецов Корана, законодавцев, лекарей, мужей на-уки^п о святивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омы­вающих?ела покойников, не были налагаемы подати и налоги.

11 Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочте­ниями одному. Все это он предписал как средство быть угодным

Богу, 28.J>t убийства (казни за преступление) можно отпуститься пе-

нею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет, а за китайца -

одного осла.

29-Трт, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее ^Ззяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоя­нии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.

Смертной казни предавались также за обращение правителей к третьим лицам помимо хана, за неоказание помощи в бою, за остав­ление своего поста без разрешения начальника, за небрежность вои­нов в исполнении служебных обязанностей. Джасак предписывал щадить страны и города, покоряющиеся добровольно. Эти нормы были одинаковыми как для правителей, так и для рядовых. Напри­мер, за жестокость по отношению к сдавшимся противникам Чингис­хан разжаловал своего зятя Тогучара из темника в рядовые, и он по­гиб при взятии Нишапура.

Государство монголов было устроено по принципу военной орга­низации, вся территория и население делились на центр, правое и левое крыло; в основе лежала десятичная система, была установлена строжайшая дисциплина и четкая организация. У Чингисхана гвар­дия состояла из воинов аристократического происхождения. Высшей воинской единицей была тьма - 10 тыс. воинов, но был еще и туг Ю0 тыс. воинов. Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучни­ки). Монголы применяли разнообразные приемы боя - притворное оегство, заманивание противника в засаду, воевали знаменитой "мон­гольской лавой" до пяти параллелей воинов. В атаку монголы шли с Диким криком> но воевали и молча - "внемую", то есть обмениваясь знаками - флагами, а ночью фонарями. Каждый монгольский воин

Казахстан is период монгольского завоевания 55


имел с собой пилу, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около 2 литров, неприкосновенный запас, состояший из сухого молока, сушеного мяса и именного белья. Когда продуктов не хватало, «оин рассекал вену своей лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану. Хлеб пекли под мышкой у верблюда. Каждый воин имел от одного до четырех заводных коней. Кони мон­голов были "выдрессированы как собаки", благодаря чему они стре­мительно размыкались, то собирались в кучки, и монголы грозили атакой то в одном, то в другом месте, сами не принимая сомкнутой атаки противника. Такими действиями они изматывали врага физи­чески и морально настолько, что он иногда сдавался еще до вступ­ления в дело тяжелой кавалерии. 10-12 дней монголы могли ехать на конях без дневок и привалов, суточный переход составлял до 150 верст. По подсчетам специалистов, монголы могли выставить войско до 200 тыс. человек и до 1 млн лошадей, хотя встречаются неправдо­подобные данные - до 400, 600 и даже 800 тыс. человек. У монголов было достаточно мощное вооружение - тяжелые боевые машины, ог­неметы, горящая нефть, так называемый "греческий огонь", приме­нялся порох, но поскольку не было огнестрельного оружия, он ис­пользовался в ракетах.

3.Z Завоевание монголами территории Казахстана

Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе на­роды Южной Сибири и затем вторглись в Китай, фактически контро­лировали весь Восточный Туркестан и Китай к северу от Хуанхэ. Те­перь на пути Чингисхана в Восточную Европу и Переднюю Азию ле­жали Казахстан и Средняя Азия.

В своих отношениях с тюркскими народами Чингисхан активно использоввл дипломатию под лозунгом объединения всех кочевников Центральной Азии, их консолидации в единую империю. Нередко это приводило к заключению союзнических отношений, в том числе и сопровождавшихся династийными браками. В период возвышения Чингисхана его главными противниками были уйгуры, кереиты, най-маны, меркиты. Союзнические отношения монголы установили с уй­гурами, а историк Рашид-ад-Дин писал о том, что, когда монголы вторглись ■ Семиречье, глава карлуков Арслан-хан добровольно им подчинился, принес дары Чингисхану и выразил желание стать его


Присоединившиеся к монголам уйгуры, карлуки, часть най-

кыпчаков и других тюркских племен воевали на их стороне, манов, ъ.**

Яо прямого вооруженного вторжения и завоевания Казахстана

монголы уже проникали на его территорию. Так, в 1211 году, пресле­дуя пазбитых найманов во главе с Кучлуком, которые направились к катхытаям в Семиречье, здесь появилось монгольское войско во с с Хубилай-нойоном. Поскольку хан карлуков Арслан добро­вольно подчинился монголам, а они воевали с Китаем, в том же году Хубилай вернулся на восток. В 1216 году Чингисхан послал своего старшего сына Джучи до конца разбить меркитов, откочевавших в кыпчакские степи. Джучи вторгся в Тургайскую степь, но здесь про­изошла встреча монголов с войском хорезмшаха Мухаммада, кото­рый во главе 60-тысячной группировки выступил в поход против кыпчаков. Встреча закончилась сражением, продолжавшимся весь день, а ночью монголы, оставив зажженными костры, ушли.

Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан по­служила так называемая "'Отрарская катастрофа". Чингисхан гото­вился к походу долго и тщательно. Вести о победах монголов, в свою очередь, волновали правителей Средней Азии. Хорезмшах Мухам-мад отправил в Монголию два посольства, а Чингисхан свое — в Хо­резм. Весной 1218 года оно было принято хорезмшахом Мухамма-дом. Вслед за тем монголы направили в Среднюю Азию торговый ка­раван, состоявший из 500 верблюдов, его сопровождало 450 человек; летом 1218 года он прибыл в Отрар. Правитель Отрара кыпчак Гай-ир-хан Иналчик заподозрил купцов в шпионаже и приказал убить их, а караван разграбил. Чингисхан через своих послов потребовал вы­дать ему Гайир-хана, но в ответ послы были убиты. Это и послужило поводом к войне.

Уже весной 1219 года монголы начали сгонять скот в долину Ир­тыша, где находились бескрайние пастбища сочных трав, полным ходом шла подготовка к войне, тем более, что для нее теперь был предлог.

Поход начался в сентябре 1219 года с берегов Иртыша, когда, ве­роятнее всего, около 150 тысяч воинов Чингисхана (одних только ин­женеров, рабочих, мастеров осадочных машин было около 15 тыс. человек) со своими союзниками - семиреченскими карлуками и вос-точнотуркестанскими уйгурами двинулись через Семиречье до Сыр-дарьи. Осень и зима были любимыми временами года для монголов.


 


Т7^-------------------- ~_ ■_ ~____ _____^

' ХСП1Н в период монгольскою:>:пюеЕ:1ния



поскольку реки, болота и топи покрывались льдом и не представляли преграды для их конницы. Подойдя к Отрару, сыновья Чингисхана Чагатай и Угэдей остались, чтобы захватить его, а Джучи направился со своим отрядом к низовьям Сырдарьи - на Дженд и Янгикент. по­корять эти города, сам же Чингисхан со своим сыном Тулуем двинул­ся на Бухару и Самарканд - столицу Мавераннахра, один из крупней­ших торговых центров мира того времени.

Правитель Отрара Гайир-хан защищался отчаянно с войском от 20 до 50 тыс. человек. Но на исходе пятого месяца осады хорезмский военачальник Караджа-хаджиб с десятитысячным войском слались монголам, впустив их в город, за что впоследствии ими же и были казнены как предатели. Отрар еще месяц оборонялся силами воинов Гайир-хана, укрепившихся в цитадели, которая все же в феврале 1220 года была взята. Гайир-хан был подвергнут.жестокой казни и умерщ­влен.

Героическое сопротивление оказал монголам и Сыгнак - центр го­сударственного объединения присырдарьинеких кыпчаков. Осада его продолжалась семь дней и ночей, а после его взятия весной 1220 года все население было перебито монголами. Также мужественно оборо­нялся Ашнас, множество жителей которого тоже погибло.

В марте 1220 года за несколько дней они взяли Бухару, в апреле -Самарканд, несмотря на то, что этот город оборонял гарнизон чис­ленностью 110 тыс. человек и 20 боевых слонов, а вся армия хорезм-шаха Мухаммада составляла не менее 400 тыс. воинов. В 1221 году Джучи, взяв Гургендж (Ургенч), во главе многочисленного отряда от­правился в поход к северо-востоку от Арала в степи Казахстана, пре­одолевая сопротивление кыпчаков. Осенью 1224 года Чингисхан вер­нулся в Монголию. Таким образом, в результате нашествия 1219-1224 годов Казахстан и Средняя Азия вошли в состав Монгольской империи.

Чингисхан умер в возрасте 72 лет в год "гаха", год кабана, и похо­ронен у истоков реки Онон на горе Бурхан-Калдан в месте, которое избрал еще при жизни. Покорил "сотрясатель Вселенной" четыре пя­тых территории Старого Света с населением свыше 1 млрд человек. И над всей обширной равниной Европы и Азии в XIII веке.установи­лось "единое геополитическое начало Монголосферы" [61, с. 233].

Монгольское нашествие внесло существенные изменения в этно-политическое развитие Казахстана, оно принесло с собой разруше-


ния и опустошения, неисчислимые бедствия. Об этом свидетельство­вал Плано Карпини, посол Папы Римского ко двору великого хана монголов, который в 1245-1247 годах побывал в Южном и Юго-Вос­точном Казахстане. Монголы полностью уничтожили южноказах­станские города Отрар, Сыгнак, Ашнас. Монгольское завоевание со­провождалось истреблением людей, обращением их в рабство, разру­шением оазисов, производительных сил, уничтожением материаль­ных и культурных ценностей. Арабский историк Ибн аль-Асир писал об этом: "Если бы кто сказал, что с тех пор, как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека, по настоящее время мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав... Может быть, род людской и не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира... Монголы ни над кем не сжалились, а избива­ли жениши, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародыши"' [33, с. 182].

Немало представителей племен, населявших Казахстан, оказа­лось из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае.

Жители Казахстана не прекращали освободительной борьбы про­тив завоевателей. По данным арабского писателя Ибн-Васыля, в 1229-1230 годах в Западном Казахстане вспыхнуло восстание против монголов. В 1237 году оно разгорелось с новой силой, здесь выделял­ся отряд кыпчаков во главе с Бачманом. Об этом также сообщают ки­тайские и персидские источники XIII—XIV веков. О масштабах вос­стания под руководством Бачмана из племени ольбурлик говорит тот факт, что для его поимки внуком Чингисхана Мункэ был снаряжен отряд из 20 тыс. воинов, а когда он укрылся на одном из островов на Волге, то была снаряжена флотилия из 200 судов. Плененного Бачма­на перед казнью монголы хотели поставить на колени, на что тот от­ветил: "Я сам вождь и не боюсь смерти. Я не верблюд, чтобы стано­виться на колени'".

Оказавшиеся на пределами своей Родины эмигранты, а также гу­лямы и мамлюки из Казахстана сыграли значительную роль в разви­тии соседних государств и целых регионов. Примером могут служить Делийский и Египетский султанаты.

По сведениям мусульманского автора Ибн аль-Асира, в 1220-1221 годах 30 тыс. тюрков из государства Хорезмшахов, преследуемых монголами, с боями пришли в Индию. В их составе были не только но и поэты, ученые, религиозные деятели, вследствие чего в


 




К а ■;.!


г. период монгольского завоевания



ХШ веке Дели стал одним из значительных центров культурной жиз" ни Индии и всего Востока. Сюда стекалисыэмигранты из Самаркан­да, Бухары, Отрара, Герата и других городов - жертв нашествии Чин­гисхана, Основателем кыпчакекой правящей династии Шамсиия в Делийском султанате стал кыпчак Музаффар Ельтутмиш. Его дочь Разийя была единственной законной наследницей, коронованной в странах исламского мира. Она носила титул: "Опора женщин, влады­чица эпохи", "Любимица мира и веры". Сам Ельтутмиш, его предше­ственник Айбек и последователи Разийя, Балбан оказали заметное влияние на развитие Индии, защитили ее от монгольского пораоо-щения.

Египет тоже испытал пришествие к власти выходцев из Казахста­на, что было вызвано монгольскими завоеваниями ХШ века. Кыпча-ки Кутуз и Бейбарс сделали многое для того4, чтобы остановить про­движение монголов на мусульманский Восток. А кыпчак Калаун по­ложил начало династии, которая правила в этой стране 103 года. Осо­бенно выделялся его единственный сын от монгольской принцессы Аслун, Ан-Насир, который правил Египтом 43 года. Все эти правите­ли оставили после себя не только боевую славу, спасли своим муже­ством и героизмом арабскую мусульманскую цивилизацию от наше­ствия монголов, но и внесли огромный вклад в ее культуру, в разви­тие искусства» науки, литературы. Шедеврами архитектуры являются мечети, мавзолеи, медресе, муристаны, акведуки и другие грандиоз­ные сооружения. Всего за время правления мамлюков только в Каире было построено 150 великолепных зданий - произведений архитек­турного искусства.

Влиятельными политическими деятелями в Китае после завоева­ния его монголами и создания империи Юань были также выходцы из Казахстана- кыпчаки Чжанур, Яньтимур, канглы Иналтото, Асан-бука и другие.

3.3. Государства на территории Казахстана

в XIV-XV веках. Золотая Орда, Ак Орда,

Моголистан, Ногайская Орда

Следствием монгольского завоевания Казахстана стало то, что его территория оказалась разделенной между наследниками Чингисхана. который еще при жизни всю свою империю поделил на улусы между

60 Pllr>ACA 3


сыновьями. Территория Казахстана оказалась в составе трех улусов. Большая, степная часть его вошла в улус старшего сына - Джучи, ко­торый умер еще при жизни Чингисхана, поэтому здесь стал править его сы н Бату (1227-1256). Он занимал огромную территори ю от Ир_ -лъииа, Северное Семиречье, весь Восточный Дешт-и Кыпчак до Н ижнего Поволжья. Ставка находилась в долине Иртыша.

mfficJ jararaa'j включал в себя Южный и Юго-Восточный Казах­стан, Восточный Туркестан и Мавераннахр. Ставка располагалась в долине реки Или. В улусГУгэдэя^ошли северо-восточная часть Семи­речья, Западная Монголия,~райоя-6ерхнёго-.Иртыша и Тарбагатая. Ставка нахрдила&У'врайоне-Нугучака. Сын Тулуй владел коренным юртом в Монголии. Улус^тааалшлявшегося великим ханом в 1228-

1241 годах, был ликвидирован в 1251 году, а его земли розданы сто­
ронникам великого х ана ДУ зшкэ-j a-ma Т ^туя, который был великим
ханом в 1251-1259 годах, до него таковым являлся старший сын Угэ-
дэяГуюк (1246-1248).

Преемник Джучи - Бату предпринял завоевательные походы в За­падный Дешт-и Кыпчак, в земли волжских булгар и на русские кня­жества, в Польшу, Венгрию, Чехию и дальше. В результате в 1236—

1242 годах под его властью оказались земли до низовьев Дуная,
включая Крым. На всей этой огромной территории от аерховьев Оби
и Иртыша до низовьев Волги и Амударьи Бату-ханом было основано
государство Золотая Орда со столицей в СараЙ-Бату (близ Астраха­
ни), позднее - в Сарай-Берке (близ Волгограда), во время правления
брата Бату - Берке-хана (1257-1266). Окончательный удар по един­
ству Монгольской империи был нанесен в ТЗбСГгбИу, когда после
смерти Мункэ сразу два его брата - Ариг-Буга и Хубилай одновре­
менно были провозглашены великими ханами. Но западные правите­
ли Берке в улусе Джучи и Хайду в улусе Чагатая не признали их и, по
сути дела, стали независимыми правителями.

Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой поло­вине XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342), в 1312 году объявившего ислам государственной религией, а также при его сыне Жанибеке (1342-1357). Однако во второй половине XIV века она ста­ла распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточно­го Дешт-и Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельное государство Ак Орда. Первоначально Восточный Дешт-и Кыпчак, се­веро-восточная часть Семиречья, Прииртышье были улусом старше-

азздет
 

в период монгольского амиосимния


го сына Джучи Орда-Еджена и назывался он Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи - Шайбана и назывался он Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена Ак Ордой стало именоваться все государство. Та­ким образом, в XIV веке практически вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, которое входило в состав улуса Чагатаи-дов, называлась Ак Орда, ее центр находился в Сыгнаке. С конца XIV века земли Ак Орды назывались также Узбекским улусом. Фак­тически самостоятельной Ак Орда стала к середине XIV века при ха­нах Ерзене и Мубарак-ходже (1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1361-1380)..

На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301) -внука Угэдэя в 1269 году оформилось самостоятельное государство Хайду, его территория простиралась от Алтая до Сырдарьи и Амуда-рьи. В середине XIV века оно распалось на две самостоятельные ча­сти. В восточной части, в которую входил северо-восток Средней Азии, Семиречье и Восточный Туркестан, образовалось государство Моголистан. Основателем династии его правителей стал чагатаид Тоглук-Тимур (1347-1362). В западной части - в Мавераннахре (Ма-вераннахр - междуречье Сырдарьи и Амударьи, известен на западе под названием Трансоксиана) возникло государство эмира Тимура (1336-1405), который в 1370 году установил здесь свою власть и пра­вил 35 лет. Эмир Тимур - сын бека Тарагая из тюркизированного монгольского племени барлас - стремился объединить под своей вла­стью Среднюю Азию и создать огромную империю, но этому препят­ствовала Золотая Орда. Для того чтобы сломить ее, Тимур вел захват­нические походы против Ак Орды и Моголистана. В 70-80-х годах он совершил около десяти походов против этих государств, в резуль­тате которых их самостоятельности был нанесен удар. Степные тер­ритории формально не были присоединены к империи Тимура, но Южный Казахстан с городами Сыгнак, Отрар, Сауран, Ясы, Сайрам фактически был утерян. На престол в Сыгнаке был возведен ставлен­ник Тимура Тохтамыш - сын казненного Урус-ханом удельного вла­детеля Мангышлака джучида Туй-Ходжа-оглана. Тохтамыш захватил столицу Золотой Орды Сарай и попытался освободиться от опеки Ти­мура, но в результате походов Тимура в 1395 году был разбит и низ­вергнут с престола.

62 ~ Р^ХеТ;;


К концу жизни эмира его держава включала в себя Мавераннахр, Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, часть Ин­дии. Зимой 1404/05 года он выступил с походом на Китай через Юж­ный Казахстан, но в феврале 1405 года умер в Отраре.

В 1428 году к власти в Ак Орде пришел шайбанид Абулхайр, кото­рый правил 40 лет в ханстве, носившем его имя и простиравшемся от Яика на западе до Балхаша на востоке, от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицей ханства был Сыгнак.

После распада Золотой Орды к середине XV века возникло само­стоятельное государство на территории Западного Казахстана - Но­гайская Орда (первоначальное название Мангытский юрт). Обособ­ление Ногайской Орды как полунезависимого владения началось при Едыге, который правил в Золотой Орде (1396-1411). Окончательно она обособилась при сыне Едыге Hyp ад-Дине (1426-1440). ГЪспод-ствующим племенем в Ногайской Орде были мангыты. Термины "но-гай", "ногайцы", "Ногайская Орда" появились в литературе в начале XVI века. Ногайцы имеют монголо-кыпчакское происхождение и связаны с племенами XIII века, входившими в состав войска Ногая, золотоордынского темника из рода Джучи. В Ногайской Орде поли­тическая и экономическая власть находилась в руках мангытских эмиров - потомков Едыге. В состав Ногайской Орды входили наряду с мангытами также кунграты, найманы, аргыны, канглы, алчины, кыпчаки, карлуки, алаш, тама и другие племена, непосредственно участвовавшие в процессе формирования казахской народности.

В 20-60-х годах XV века возникли Сибирское, Казанское, Крым­ское, Астраханское ханства.

Таким образом, монголы оставили после себя на территории Ка­захстана правящую верхушку - "ак, суйек" ("белую кость"). Обще­ство управлялось на основе строгого соблюдения закона, обязатель­ного для всех, начиная от главы государства и кончая последним под­данным. Власть монгольских правителей в покоренных странах осу­ществлялась через их наместников - беков, баскаков; система прав­ления фактически оставалась прежней, но под контролем монголов. Действовали "Ясы Чингисхана". Взимание налогов производилось на основании строго определенной системы, вводились казенная по­чта, административное управление. Монголы опирались на тюрков,

 

^иахстан в период монгольского завоевания


роль которых в конечном итоге в евразийской этнополитической ис­тории возросла.

В XIV-XV веках на территории Казахстана возрождались разру­шенные монголами города, земледельческие оазисы, развивалось ко­чевое и полукочевое скотоводство, что привело к росту производи­тельных сил, торговых отношений, культурных и хозяйственных вза­имосвязей с соседними регионами. В области социально-экономичес­ких отношений получил развитие процесс феодализма. В силу специ­фики кочевого общества он имел на территории Казахстана свои осо­бенности, но все же ряд признаков феодальных отношений присут­ствовал. Отличительной чертой явилось то, что они проявлялись не столько в социально-экономической сфере, сколько в социально-по­литической организации общества. В частности, существовала систе­ма феодов, как наследственных владений аристократии - вассалов правителя государства, а также уделов, полученных ее представителя­ми за выполнение государственной службы. С вассально-ленной сис­темой связаны иерархия, вассалитет, раздробленность государства на уделы, существование междоусобиц, превалирование власти, силы над законом - это все институты феодальных отношений.

Социальная структура населения Казахстана в XIV-XV веках бы­ла сословно-классовая. Господствующую верхушку составляли преж­де всего представители династии Чингисидов - ханы, а также нехан-ствующие Чингисиды - султаны, огланы. Они опирались на поддерж­ку аристократии племен и родов, состоящей из эмиров, беков, биев, баев. Массы оседлого и кочевого населения обозначались термином "карачу" - "простолюдины", "чернь".

В XIV-XV веках государства Ак Орда, Моголистан, ханство АбулхаЙра, Ногайская Орда по традиции назывались улусами - это были удельные владения членов правящей династии Чингисидов в рамках империи, но по мере роста их самостоятельности понятие "улус" приобрело значение "государство". Главой государства был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью, при этом соблюдался традиционный обряд провозглашения ханом. Реаль­ная власть хана зависела от Чингисидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался по-разному- маджилис, диван.


Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, в случае войны выставляли ополчение, отдавали хану часть взимаемых с подвластного населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение-Государства на территории Казахстана a XIV-XV веках представ- / ляли собой устойчивые политические структуры, обеспечивающие са-, мостоятельное социально-экономическое развитие и возможность со-' хранения целостности, защиты территории от посягательств соседей. В начале XIV века образование государств в Казахстане в после-монгольское время на местной этнической основе привело к тому, что эти государства стремились возродить экономические связи ко­чевников и оседлого населения. Это способствовало восстановлению и подъему городской культуры и особенно таких городов, как Сыг-нак. Сауран, Отрар. В городах развивается ремесло - гончарное, кир-пичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное, стекло­делие, костерезное, камнерезное, ткачество и ковроделие. Восстанав­ливается торговля, к середине XV века наблюдается развитие товар­но-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и других горо­дах юга Казахстана.

Памятниками архитектуры того времени являются Мавзолей Джучи-хана (XIV в.) в Центральном Казахстане, Мавзолей Дауд-бека (XIV в.) в Гаразе, Мавзолей Алаша-хана (XIV-XV вв.) в Централь­ном Казахстане, Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави (XIV-XV вв.) в Тур­кестане, Мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке, соборная мечеть и баня го­родища Отрар (X1V-XV вв.).

В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнооб­разными мифами. Популярностью пользовались волшебно-героичес­кие сказки, например, "Ер-Тостж", "Аязби". В тот период циклизиро-вались и превратились в эпические повествования до того времени разрозненные сказания об Алпамысе, Кобланды, Саине, Козы Корпе-ше. Известны также имена жыршы, жырау Котана (XIV в.), Сыпыра (XIV-XV вв.). Из письменной литературы можно выделить "Кодекс Куманикус1' (XIV в.)- это образец научно-учебной, частично художе­ственной литературы. Памятниками письменной литературы являют­ся также 'Огуз-наме;\ произведение Хорезми "Мухаббат-наме", Кут-оа "Хосров и Ширин" и другие.


 


64


в период.монгольского завоевания


Музыкальными произведениями того времени были кюи на исто­рические, богатырские и любовные темы "Ескенд|р'\ "Кдмбар ба­тыр", "Крбланды батыр", "Шора батыр", а также кюи "Жошы ханныц жортуылы", "Аксак, кулан", "Эм1р Аксак." и другие.

К XV веку мусульманское вероучение становится господствую­щим в среде постмонгольской кочевой элиты. Это связано с именем Берке-хана, который всячески способствовал распространению исла­ма в Золотой Орде, а также благодаря Узбек-хану. Вот как об этом пи­сал Шакарим в "Шежире" ("Родословной...")1 "Хан Озбек потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками. Хан Озбек был мусульманином и весь свой на­род обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры сво­ей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "Вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским)" [60, с. 41, 43]. Однако в XIV-XV веках наряду с исламом в среде населения Казах­стана важную роль играли доисламские верования и культы.


Раздел 4

ЭПОХА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

4.1. Завершение процесса сложения казахской народности

Основными аспектами изучения происхождения казахского наро­да являются лингвистический и антропологический. С этих позиций древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В 1U-I тысячелетиях до нашей эры насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в линг­вистическом и антропологическом отношении входили в древне-иранскую ветвь индоевропейской семьи.

В эпоху бронзы на просторах Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии была распространена андроновская культура, имевшая свои региональные черты. Она стала основой номадизма. Преемни­ками этой культурно-исторической общности местных насельников стали номады евразийских степей раннего железного века.

В период раннего железа здесь обитали сако-скифские племена, савроматы и их многочисленные подразделения. Этот племенной союз в Казахстане имел индоевропейскую общность и сохранил ее в своем этнокультурном развитии до рубежа нашей эры. Результаты ис­следований по археологии, этнологии, этнографии, топонимике, па­леоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего же­леза на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития и лингвистической близости возникла предковая база про­цесса формирования культурно-исторической общности последую­щих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность.

Начало 1 тысячелетия нашей эры для большей части Евразии, в том числе для Казахстана и Средней Азии, ознаменовалось новым этапом в зтногенетическом развитии, вследствие чего произошел пе­реход к прототюркской этнокультурной и языковой общности. В это


 


а Казахского ханства



'


время многочисленные миграции кочевых племен с Востока на Запад привели к образованию разных кочевых объединений с тюркоязыч-ными наречиями. Территория Казахстана стала на долгие века мос­том между Востоком и Западом, а ее насельники оказались в центре миграционных путей Евразии,

Таким образом, истоки этногенетических процессов, определив­ших образование казахской народности, восходят к глубокой древно­сти - эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных про­странствах Центральной Азии. Этническую основу казахской народ­ности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, со­ставили -многочисленные племена саков, усуней, канглов. гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, кереитов, джалаиров и других, обитавших в разное время на террито­рии Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов и в позднее время.

В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды л пле­мена, передвинувшиеся на территорию Казахстана мангыты. барла-сы и другие. Численность монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладаю­щей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой.

Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка. психики, этническим самосознанием и самоназванием. Важнейшее значение для формирования н сохранения этноса имеет его террито­риально-социальное единство, необходимое для длительного, непре­рывного общения представителей этноса друг с другом.

В XV-XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сфор­мировался не позднее XIV-XV веков на основе сложного взаимодей­ствия двух рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монго­лоидной. Все это теперь составляет единый сплав антропологическо­го состава казахского народа.

68 " ~ Раз*-4


4.2. Этноним "казах", казахские жузы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.074 с.)