Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание чингисханом монгольского государства, его устройствоСтр 1 из 3Следующая ⇒
В начале ХШ века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство, основатель которого Темучи н (1155-1227) объединил под своей властью почти все племена Монголии. Родился он "в середине лета "таха" - года кабана, в феврале, на берегу реки Онон в семье Есугэй-бахадура, в урочище Делигюн Болдок (Кочковатая местность), около 50° северной широты и 132° восточной долготы. В го время его отец Есугэй-бахадур, властелин 40 тыс. кибиток, воевал с татарами и захватил в плен главу племен и, татар Теш мижЕ В ознаменование этого успеха и был назван будущий Чингисхан 1ему-чином. Темучину исполнилось девять лет, когда умер его отец, и в течение многих лет он бедствовал, пока не пришел к власти и не создал могучее военизированное государство. Весной 1206 года у истоков реки Онон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чингисхан. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: "Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гур-ханом, и их области достались тебе, то пусть будет новое прозвище "Чингис". Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы название твое было: Чин-гис-хан, Царь царей и Государь государей" [61, с. 67]. Все одобрили и утвердили это имя. Впоследствии его титул был выражен формулой, вырезанной на яшмовой печати: "Бог - на Небе, Ха-хан -Могущество Божие на Земле. Печать Владыки Человечества". Важным является то, что на курултае 1206 года был обнародован Великим Джасак (ясак, ясы) Чингисхана - это кодифицированное монгольское обычное право, включающее народные обычаи и воззре- в период монгольского завоевания ния правителя. Великий Джасак делится на две части, первая часть "Билик" - сборник "Изречений Чингисхана", она содержит мысли, наставления и решения законодательного - как общего, теоретического характера, так и высказанные по поводу различных конкретных случаев. Вторая часть - собственно Джасак - это свод положительных законов, военных и гражданских, с установлением соответствующего наказания за их неисполнение. В "Бшшке" высказана мысль о том, что в годы, предшествовавшие правлению Чингисхана, дети не слушали отцов, младшие - старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа; свекры смотрели неблагожелательно на невесток, а невестки не уважали свекров; большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших и т. п. По этой причине были воры, лжецы, возмутители и разбойники. Людям в собственном их жилище не являлось Солнце... Таково было это племя без порядка, без смысла. Когда-явилось счастье Чингисхана, они пришли под его приказ, и он управлял ими посредством твердо укрепленного ясака. Тех, которые были умны и молодцы, сделал беками войска; тех, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками; глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой причине дело Чингисхана, словно молодой месяц, возрастает cojuih надень; от неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле, помощью его, явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки приходились приятные и соответственные. Джасак предписывал терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, милосердие к нищим, устанавливал строгий контроль над семейной, домашней жизнью.
Приведем некоторые фрагменты Джасака. ^^Д^^релюбодей предаете» смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет. . Кто повинен» содомии, тот тоже наказывается смертью. УКто лжет с намерением, иди вздхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступает между двух спорящих и помогает одному против другого, тоже предается смерти. А. Тот, кто мочится в воду или на пепел, тоже предается смерти. 5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза. Раздел 3
6 Кто даст пищу или одежду "полоненному без позволения поло 7 Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не воз
Ю Чтобы на... чтецов Корана, законодавцев, лекарей, мужей на-уки^п о святивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих?ела покойников, не были налагаемы подати и налоги. 11 Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтениями одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу, 28.J>t убийства (казни за преступление) можно отпуститься пе- нею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет, а за китайца - одного осла. 29-Трт, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее ^Ззяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана. Смертной казни предавались также за обращение правителей к третьим лицам помимо хана, за неоказание помощи в бою, за оставление своего поста без разрешения начальника, за небрежность воинов в исполнении служебных обязанностей. Джасак предписывал щадить страны и города, покоряющиеся добровольно. Эти нормы были одинаковыми как для правителей, так и для рядовых. Например, за жестокость по отношению к сдавшимся противникам Чингисхан разжаловал своего зятя Тогучара из темника в рядовые, и он погиб при взятии Нишапура. Государство монголов было устроено по принципу военной организации, вся территория и население делились на центр, правое и левое крыло; в основе лежала десятичная система, была установлена строжайшая дисциплина и четкая организация. У Чингисхана гвардия состояла из воинов аристократического происхождения. Высшей воинской единицей была тьма - 10 тыс. воинов, но был еще и туг Ю0 тыс. воинов. Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучники). Монголы применяли разнообразные приемы боя - притворное оегство, заманивание противника в засаду, воевали знаменитой "монгольской лавой" до пяти параллелей воинов. В атаку монголы шли с Диким криком> но воевали и молча - "внемую", то есть обмениваясь знаками - флагами, а ночью фонарями. Каждый монгольский воин Казахстан is период монгольского завоевания 55 имел с собой пилу, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около 2 литров, неприкосновенный запас, состояший из сухого молока, сушеного мяса и именного белья. Когда продуктов не хватало, «оин рассекал вену своей лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану. Хлеб пекли под мышкой у верблюда. Каждый воин имел от одного до четырех заводных коней. Кони монголов были "выдрессированы как собаки", благодаря чему они стремительно размыкались, то собирались в кучки, и монголы грозили атакой то в одном, то в другом месте, сами не принимая сомкнутой атаки противника. Такими действиями они изматывали врага физически и морально настолько, что он иногда сдавался еще до вступления в дело тяжелой кавалерии. 10-12 дней монголы могли ехать на конях без дневок и привалов, суточный переход составлял до 150 верст. По подсчетам специалистов, монголы могли выставить войско до 200 тыс. человек и до 1 млн лошадей, хотя встречаются неправдоподобные данные - до 400, 600 и даже 800 тыс. человек. У монголов было достаточно мощное вооружение - тяжелые боевые машины, огнеметы, горящая нефть, так называемый "греческий огонь", применялся порох, но поскольку не было огнестрельного оружия, он использовался в ракетах.
3.Z Завоевание монголами территории Казахстана Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и затем вторглись в Китай, фактически контролировали весь Восточный Туркестан и Китай к северу от Хуанхэ. Теперь на пути Чингисхана в Восточную Европу и Переднюю Азию лежали Казахстан и Средняя Азия. В своих отношениях с тюркскими народами Чингисхан активно использоввл дипломатию под лозунгом объединения всех кочевников Центральной Азии, их консолидации в единую империю. Нередко это приводило к заключению союзнических отношений, в том числе и сопровождавшихся династийными браками. В период возвышения Чингисхана его главными противниками были уйгуры, кереиты, най-маны, меркиты. Союзнические отношения монголы установили с уйгурами, а историк Рашид-ад-Дин писал о том, что, когда монголы вторглись ■ Семиречье, глава карлуков Арслан-хан добровольно им подчинился, принес дары Чингисхану и выразил желание стать его Присоединившиеся к монголам уйгуры, карлуки, часть най- кыпчаков и других тюркских племен воевали на их стороне, манов, ъ.** Яо прямого вооруженного вторжения и завоевания Казахстана монголы уже проникали на его территорию. Так, в 1211 году, преследуя пазбитых найманов во главе с Кучлуком, которые направились к катхытаям в Семиречье, здесь появилось монгольское войско во с с Хубилай-нойоном. Поскольку хан карлуков Арслан добровольно подчинился монголам, а они воевали с Китаем, в том же году Хубилай вернулся на восток. В 1216 году Чингисхан послал своего старшего сына Джучи до конца разбить меркитов, откочевавших в кыпчакские степи. Джучи вторгся в Тургайскую степь, но здесь произошла встреча монголов с войском хорезмшаха Мухаммада, который во главе 60-тысячной группировки выступил в поход против кыпчаков. Встреча закончилась сражением, продолжавшимся весь день, а ночью монголы, оставив зажженными костры, ушли. Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая "'Отрарская катастрофа". Чингисхан готовился к походу долго и тщательно. Вести о победах монголов, в свою очередь, волновали правителей Средней Азии. Хорезмшах Мухам-мад отправил в Монголию два посольства, а Чингисхан свое — в Хорезм. Весной 1218 года оно было принято хорезмшахом Мухамма-дом. Вслед за тем монголы направили в Среднюю Азию торговый караван, состоявший из 500 верблюдов, его сопровождало 450 человек; летом 1218 года он прибыл в Отрар. Правитель Отрара кыпчак Гай-ир-хан Иналчик заподозрил купцов в шпионаже и приказал убить их, а караван разграбил. Чингисхан через своих послов потребовал выдать ему Гайир-хана, но в ответ послы были убиты. Это и послужило поводом к войне.
Уже весной 1219 года монголы начали сгонять скот в долину Иртыша, где находились бескрайние пастбища сочных трав, полным ходом шла подготовка к войне, тем более, что для нее теперь был предлог. Поход начался в сентябре 1219 года с берегов Иртыша, когда, вероятнее всего, около 150 тысяч воинов Чингисхана (одних только инженеров, рабочих, мастеров осадочных машин было около 15 тыс. человек) со своими союзниками - семиреченскими карлуками и вос-точнотуркестанскими уйгурами двинулись через Семиречье до Сыр-дарьи. Осень и зима были любимыми временами года для монголов.
Т7^-------------------- ~_ ■_ ~____ _____^ ' ХСП1Н в период монгольскою:>:пюеЕ:1ния поскольку реки, болота и топи покрывались льдом и не представляли преграды для их конницы. Подойдя к Отрару, сыновья Чингисхана Чагатай и Угэдей остались, чтобы захватить его, а Джучи направился со своим отрядом к низовьям Сырдарьи - на Дженд и Янгикент. покорять эти города, сам же Чингисхан со своим сыном Тулуем двинулся на Бухару и Самарканд - столицу Мавераннахра, один из крупнейших торговых центров мира того времени. Правитель Отрара Гайир-хан защищался отчаянно с войском от 20 до 50 тыс. человек. Но на исходе пятого месяца осады хорезмский военачальник Караджа-хаджиб с десятитысячным войском слались монголам, впустив их в город, за что впоследствии ими же и были казнены как предатели. Отрар еще месяц оборонялся силами воинов Гайир-хана, укрепившихся в цитадели, которая все же в феврале 1220 года была взята. Гайир-хан был подвергнут.жестокой казни и умерщвлен. Героическое сопротивление оказал монголам и Сыгнак - центр государственного объединения присырдарьинеких кыпчаков. Осада его продолжалась семь дней и ночей, а после его взятия весной 1220 года все население было перебито монголами. Также мужественно оборонялся Ашнас, множество жителей которого тоже погибло. В марте 1220 года за несколько дней они взяли Бухару, в апреле -Самарканд, несмотря на то, что этот город оборонял гарнизон численностью 110 тыс. человек и 20 боевых слонов, а вся армия хорезм-шаха Мухаммада составляла не менее 400 тыс. воинов. В 1221 году Джучи, взяв Гургендж (Ургенч), во главе многочисленного отряда отправился в поход к северо-востоку от Арала в степи Казахстана, преодолевая сопротивление кыпчаков. Осенью 1224 года Чингисхан вернулся в Монголию. Таким образом, в результате нашествия 1219-1224 годов Казахстан и Средняя Азия вошли в состав Монгольской империи. Чингисхан умер в возрасте 72 лет в год "гаха", год кабана, и похоронен у истоков реки Онон на горе Бурхан-Калдан в месте, которое избрал еще при жизни. Покорил "сотрясатель Вселенной" четыре пятых территории Старого Света с населением свыше 1 млрд человек. И над всей обширной равниной Европы и Азии в XIII веке.установилось "единое геополитическое начало Монголосферы" [61, с. 233].
Монгольское нашествие внесло существенные изменения в этно-политическое развитие Казахстана, оно принесло с собой разруше- ния и опустошения, неисчислимые бедствия. Об этом свидетельствовал Плано Карпини, посол Папы Римского ко двору великого хана монголов, который в 1245-1247 годах побывал в Южном и Юго-Восточном Казахстане. Монголы полностью уничтожили южноказахстанские города Отрар, Сыгнак, Ашнас. Монгольское завоевание сопровождалось истреблением людей, обращением их в рабство, разрушением оазисов, производительных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей. Арабский историк Ибн аль-Асир писал об этом: "Если бы кто сказал, что с тех пор, как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека, по настоящее время мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав... Может быть, род людской и не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира... Монголы ни над кем не сжалились, а избивали жениши, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародыши"' [33, с. 182]. Немало представителей племен, населявших Казахстан, оказалось из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае. Жители Казахстана не прекращали освободительной борьбы против завоевателей. По данным арабского писателя Ибн-Васыля, в 1229-1230 годах в Западном Казахстане вспыхнуло восстание против монголов. В 1237 году оно разгорелось с новой силой, здесь выделялся отряд кыпчаков во главе с Бачманом. Об этом также сообщают китайские и персидские источники XIII—XIV веков. О масштабах восстания под руководством Бачмана из племени ольбурлик говорит тот факт, что для его поимки внуком Чингисхана Мункэ был снаряжен отряд из 20 тыс. воинов, а когда он укрылся на одном из островов на Волге, то была снаряжена флотилия из 200 судов. Плененного Бачмана перед казнью монголы хотели поставить на колени, на что тот ответил: "Я сам вождь и не боюсь смерти. Я не верблюд, чтобы становиться на колени'". Оказавшиеся на пределами своей Родины эмигранты, а также гулямы и мамлюки из Казахстана сыграли значительную роль в развитии соседних государств и целых регионов. Примером могут служить Делийский и Египетский султанаты. По сведениям мусульманского автора Ибн аль-Асира, в 1220-1221 годах 30 тыс. тюрков из государства Хорезмшахов, преследуемых монголами, с боями пришли в Индию. В их составе были не только но и поэты, ученые, религиозные деятели, вследствие чего в
К а ■;.! г. период монгольского завоевания ХШ веке Дели стал одним из значительных центров культурной жиз" ни Индии и всего Востока. Сюда стекалисыэмигранты из Самарканда, Бухары, Отрара, Герата и других городов - жертв нашествии Чингисхана, Основателем кыпчакекой правящей династии Шамсиия в Делийском султанате стал кыпчак Музаффар Ельтутмиш. Его дочь Разийя была единственной законной наследницей, коронованной в странах исламского мира. Она носила титул: "Опора женщин, владычица эпохи", "Любимица мира и веры". Сам Ельтутмиш, его предшественник Айбек и последователи Разийя, Балбан оказали заметное влияние на развитие Индии, защитили ее от монгольского пораоо-щения. Египет тоже испытал пришествие к власти выходцев из Казахстана, что было вызвано монгольскими завоеваниями ХШ века. Кыпча-ки Кутуз и Бейбарс сделали многое для того4, чтобы остановить продвижение монголов на мусульманский Восток. А кыпчак Калаун положил начало династии, которая правила в этой стране 103 года. Особенно выделялся его единственный сын от монгольской принцессы Аслун, Ан-Насир, который правил Египтом 43 года. Все эти правители оставили после себя не только боевую славу, спасли своим мужеством и героизмом арабскую мусульманскую цивилизацию от нашествия монголов, но и внесли огромный вклад в ее культуру, в развитие искусства» науки, литературы. Шедеврами архитектуры являются мечети, мавзолеи, медресе, муристаны, акведуки и другие грандиозные сооружения. Всего за время правления мамлюков только в Каире было построено 150 великолепных зданий - произведений архитектурного искусства. Влиятельными политическими деятелями в Китае после завоевания его монголами и создания империи Юань были также выходцы из Казахстана- кыпчаки Чжанур, Яньтимур, канглы Иналтото, Асан-бука и другие. 3.3. Государства на территории Казахстана в XIV-XV веках. Золотая Орда, Ак Орда, Моголистан, Ногайская Орда Следствием монгольского завоевания Казахстана стало то, что его территория оказалась разделенной между наследниками Чингисхана. который еще при жизни всю свою империю поделил на улусы между 60 Pllr>ACA 3 сыновьями. Территория Казахстана оказалась в составе трех улусов. Большая, степная часть его вошла в улус старшего сына - Джучи, который умер еще при жизни Чингисхана, поэтому здесь стал править его сы н Бату (1227-1256). Он занимал огромную территори ю от Ир_ -лъииа, Северное Семиречье, весь Восточный Дешт-и Кыпчак до Н ижнего Поволжья. Ставка находилась в долине Иртыша. mfficJ jararaa'j включал в себя Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр. Ставка располагалась в долине реки Или. В улусГУгэдэя^ошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия,~райоя-6ерхнёго-.Иртыша и Тарбагатая. Ставка нахрдила&У'врайоне-Нугучака. Сын Тулуй владел коренным юртом в Монголии. Улус^тааалшлявшегося великим ханом в 1228- 1241 годах, был ликвидирован в 1251 году, а его земли розданы сто Преемник Джучи - Бату предпринял завоевательные походы в Западный Дешт-и Кыпчак, в земли волжских булгар и на русские княжества, в Польшу, Венгрию, Чехию и дальше. В результате в 1236— 1242 годах под его властью оказались земли до низовьев Дуная, Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342), в 1312 году объявившего ислам государственной религией, а также при его сыне Жанибеке (1342-1357). Однако во второй половине XIV века она стала распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельное государство Ак Орда. Первоначально Восточный Дешт-и Кыпчак, северо-восточная часть Семиречья, Прииртышье были улусом старше-
в период монгольского амиосимния го сына Джучи Орда-Еджена и назывался он Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи - Шайбана и назывался он Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена Ак Ордой стало именоваться все государство. Таким образом, в XIV веке практически вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, которое входило в состав улуса Чагатаи-дов, называлась Ак Орда, ее центр находился в Сыгнаке. С конца XIV века земли Ак Орды назывались также Узбекским улусом. Фактически самостоятельной Ак Орда стала к середине XIV века при ханах Ерзене и Мубарак-ходже (1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1361-1380).. На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301) -внука Угэдэя в 1269 году оформилось самостоятельное государство Хайду, его территория простиралась от Алтая до Сырдарьи и Амуда-рьи. В середине XIV века оно распалось на две самостоятельные части. В восточной части, в которую входил северо-восток Средней Азии, Семиречье и Восточный Туркестан, образовалось государство Моголистан. Основателем династии его правителей стал чагатаид Тоглук-Тимур (1347-1362). В западной части - в Мавераннахре (Ма-вераннахр - междуречье Сырдарьи и Амударьи, известен на западе под названием Трансоксиана) возникло государство эмира Тимура (1336-1405), который в 1370 году установил здесь свою власть и правил 35 лет. Эмир Тимур - сын бека Тарагая из тюркизированного монгольского племени барлас - стремился объединить под своей властью Среднюю Азию и создать огромную империю, но этому препятствовала Золотая Орда. Для того чтобы сломить ее, Тимур вел захватнические походы против Ак Орды и Моголистана. В 70-80-х годах он совершил около десяти походов против этих государств, в результате которых их самостоятельности был нанесен удар. Степные территории формально не были присоединены к империи Тимура, но Южный Казахстан с городами Сыгнак, Отрар, Сауран, Ясы, Сайрам фактически был утерян. На престол в Сыгнаке был возведен ставленник Тимура Тохтамыш - сын казненного Урус-ханом удельного владетеля Мангышлака джучида Туй-Ходжа-оглана. Тохтамыш захватил столицу Золотой Орды Сарай и попытался освободиться от опеки Тимура, но в результате походов Тимура в 1395 году был разбит и низвергнут с престола. 62 ~ Р^ХеТ;; К концу жизни эмира его держава включала в себя Мавераннахр, Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, часть Индии. Зимой 1404/05 года он выступил с походом на Китай через Южный Казахстан, но в феврале 1405 года умер в Отраре. В 1428 году к власти в Ак Орде пришел шайбанид Абулхайр, который правил 40 лет в ханстве, носившем его имя и простиравшемся от Яика на западе до Балхаша на востоке, от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицей ханства был Сыгнак. После распада Золотой Орды к середине XV века возникло самостоятельное государство на территории Западного Казахстана - Ногайская Орда (первоначальное название Мангытский юрт). Обособление Ногайской Орды как полунезависимого владения началось при Едыге, который правил в Золотой Орде (1396-1411). Окончательно она обособилась при сыне Едыге Hyp ад-Дине (1426-1440). ГЪспод-ствующим племенем в Ногайской Орде были мангыты. Термины "но-гай", "ногайцы", "Ногайская Орда" появились в литературе в начале XVI века. Ногайцы имеют монголо-кыпчакское происхождение и связаны с племенами XIII века, входившими в состав войска Ногая, золотоордынского темника из рода Джучи. В Ногайской Орде политическая и экономическая власть находилась в руках мангытских эмиров - потомков Едыге. В состав Ногайской Орды входили наряду с мангытами также кунграты, найманы, аргыны, канглы, алчины, кыпчаки, карлуки, алаш, тама и другие племена, непосредственно участвовавшие в процессе формирования казахской народности. В 20-60-х годах XV века возникли Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское ханства. Таким образом, монголы оставили после себя на территории Казахстана правящую верхушку - "ак, суйек" ("белую кость"). Общество управлялось на основе строгого соблюдения закона, обязательного для всех, начиная от главы государства и кончая последним подданным. Власть монгольских правителей в покоренных странах осуществлялась через их наместников - беков, баскаков; система правления фактически оставалась прежней, но под контролем монголов. Действовали "Ясы Чингисхана". Взимание налогов производилось на основании строго определенной системы, вводились казенная почта, административное управление. Монголы опирались на тюрков, ^иахстан в период монгольского завоевания роль которых в конечном итоге в евразийской этнополитической истории возросла. В XIV-XV веках на территории Казахстана возрождались разрушенные монголами города, земледельческие оазисы, развивалось кочевое и полукочевое скотоводство, что привело к росту производительных сил, торговых отношений, культурных и хозяйственных взаимосвязей с соседними регионами. В области социально-экономических отношений получил развитие процесс феодализма. В силу специфики кочевого общества он имел на территории Казахстана свои особенности, но все же ряд признаков феодальных отношений присутствовал. Отличительной чертой явилось то, что они проявлялись не столько в социально-экономической сфере, сколько в социально-политической организации общества. В частности, существовала система феодов, как наследственных владений аристократии - вассалов правителя государства, а также уделов, полученных ее представителями за выполнение государственной службы. С вассально-ленной системой связаны иерархия, вассалитет, раздробленность государства на уделы, существование междоусобиц, превалирование власти, силы над законом - это все институты феодальных отношений. Социальная структура населения Казахстана в XIV-XV веках была сословно-классовая. Господствующую верхушку составляли прежде всего представители династии Чингисидов - ханы, а также нехан-ствующие Чингисиды - султаны, огланы. Они опирались на поддержку аристократии племен и родов, состоящей из эмиров, беков, биев, баев. Массы оседлого и кочевого населения обозначались термином "карачу" - "простолюдины", "чернь". В XIV-XV веках государства Ак Орда, Моголистан, ханство АбулхаЙра, Ногайская Орда по традиции назывались улусами - это были удельные владения членов правящей династии Чингисидов в рамках империи, но по мере роста их самостоятельности понятие "улус" приобрело значение "государство". Главой государства был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью, при этом соблюдался традиционный обряд провозглашения ханом. Реальная власть хана зависела от Чингисидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался по-разному- маджилис, диван. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, в случае войны выставляли ополчение, отдавали хану часть взимаемых с подвластного населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение-Государства на территории Казахстана a XIV-XV веках представ- / ляли собой устойчивые политические структуры, обеспечивающие са-, мостоятельное социально-экономическое развитие и возможность со-' хранения целостности, защиты территории от посягательств соседей. В начале XIV века образование государств в Казахстане в после-монгольское время на местной этнической основе привело к тому, что эти государства стремились возродить экономические связи кочевников и оседлого населения. Это способствовало восстановлению и подъему городской культуры и особенно таких городов, как Сыг-нак. Сауран, Отрар. В городах развивается ремесло - гончарное, кир-пичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное, стеклоделие, костерезное, камнерезное, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к середине XV века наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и других городах юга Казахстана. Памятниками архитектуры того времени являются Мавзолей Джучи-хана (XIV в.) в Центральном Казахстане, Мавзолей Дауд-бека (XIV в.) в Гаразе, Мавзолей Алаша-хана (XIV-XV вв.) в Центральном Казахстане, Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави (XIV-XV вв.) в Туркестане, Мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке, соборная мечеть и баня городища Отрар (X1V-XV вв.). В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнообразными мифами. Популярностью пользовались волшебно-героические сказки, например, "Ер-Тостж", "Аязби". В тот период циклизиро-вались и превратились в эпические повествования до того времени разрозненные сказания об Алпамысе, Кобланды, Саине, Козы Корпе-ше. Известны также имена жыршы, жырау Котана (XIV в.), Сыпыра (XIV-XV вв.). Из письменной литературы можно выделить "Кодекс Куманикус1' (XIV в.)- это образец научно-учебной, частично художественной литературы. Памятниками письменной литературы являются также 'Огуз-наме;\ произведение Хорезми "Мухаббат-наме", Кут-оа "Хосров и Ширин" и другие.
64 в период.монгольского завоевания Музыкальными произведениями того времени были кюи на исторические, богатырские и любовные темы "Ескенд|р'\ "Кдмбар батыр", "Крбланды батыр", "Шора батыр", а также кюи "Жошы ханныц жортуылы", "Аксак, кулан", "Эм1р Аксак." и другие. К XV веку мусульманское вероучение становится господствующим в среде постмонгольской кочевой элиты. Это связано с именем Берке-хана, который всячески способствовал распространению ислама в Золотой Орде, а также благодаря Узбек-хану. Вот как об этом писал Шакарим в "Шежире" ("Родословной...")1 "Хан Озбек потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "Вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским)" [60, с. 41, 43]. Однако в XIV-XV веках наряду с исламом в среде населения Казахстана важную роль играли доисламские верования и культы. Раздел 4 ЭПОХА КАЗАХСКОГО ХАНСТВА 4.1. Завершение процесса сложения казахской народности Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антропологический. С этих позиций древнюю историю Казахстана можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В 1U-I тысячелетиях до нашей эры насельники Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом и антропологическом отношении входили в древне-иранскую ветвь индоевропейской семьи. В эпоху бронзы на просторах Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии была распространена андроновская культура, имевшая свои региональные черты. Она стала основой номадизма. Преемниками этой культурно-исторической общности местных насельников стали номады евразийских степей раннего железного века. В период раннего железа здесь обитали сако-скифские племена, савроматы и их многочисленные подразделения. Этот племенной союз в Казахстане имел индоевропейскую общность и сохранил ее в своем этнокультурном развитии до рубежа нашей эры. Результаты исследований по археологии, этнологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития и лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность. Начало 1 тысячелетия нашей эры для большей части Евразии, в том числе для Казахстана и Средней Азии, ознаменовалось новым этапом в зтногенетическом развитии, вследствие чего произошел переход к прототюркской этнокультурной и языковой общности. В это
а Казахского ханства ' время многочисленные миграции кочевых племен с Востока на Запад привели к образованию разных кочевых объединений с тюркоязыч-ными наречиями. Территория Казахстана стала на долгие века мостом между Востоком и Западом, а ее насельники оказались в центре миграционных путей Евразии, Таким образом, истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности - эпохе разложения первобытного строя. В начальной стадии они были связаны с автохтонным населением, но в последующем здесь все большую роль играли этнические процессы на обширных пространствах Центральной Азии. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили -многочисленные племена саков, усуней, канглов. гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, кереитов, джалаиров и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них имели свои государства, многие тюркские родовые и племенные названия сохранились у казахов и в позднее время. В XIII веке поступательное развитие этнической консолидации населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды л племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана мангыты. барла-сы и другие. Численность монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой. Этнос - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка. психики, этническим самосознанием и самоназванием. Важнейшее значение для формирования н сохранения этноса имеет его территориально-социальное единство, необходимое для длительного, непрерывного общения представителей этноса друг с другом. В XV-XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV-XV веков на основе сложного взаимодействия двух рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый сплав антропологического состава казахского народа. 68 " ~ Раз*-4 4.2. Этноним "казах", казахские жузы
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.074 с.) |