Обеспечение безопасности производственных процессов на морском транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение безопасности производственных процессов на морском транспорте



Техника безопасностиизучает опасные факторы производственной среды и вероятностную возможность их проявления, исследует и разрабатывает организационные мероприятия и технические средства, исключающие опасные производственные факторы или предупреждающиеоб их появлении.

Важным условием безопасности является применение надежных способов защиты в составе средств механизации, автоматизации и дистанционного управления. Оборудование должно удовлетворять требованиям безопасности в течение всего срока службы.

Безопасность производственного оборудования - его свойство сохранять соответствие требованиям безопасности труда при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.3.002-75ССБТ «Процессы производственные. Общие требования безопасности»; ГОСТ 12.2.003 – 91ССБТ «Оборудование производственное. Общие требования безопасности»).

Безопасность производственного процесса обеспечивается безопасностью оборудования, нормальными санитарно-гигиеническими показателями производственной среды, учетом физических и психофизиологических возможностей работающих и их обученностью, а также культурой производства.

Условия труда определяются комплексом факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе его трудовой деятельности.

Трудовым законодательством предусмотрено, что администрация предприятий обязана обеспечить трудящимся здоровые и безопасные условия труда. Это одна из важнейших задач и обязанностей администрации.

Разработка организационных мер защиты от опасных производственных факторов начинается с создания нормативных документов (правил, инструкций), наличие которых на предприятиях предусмотрено законом. Основными нормативными документами по обучению вопросам охраны труда и обеспечению безопасности труда моряков являются:

· «Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда» (ДНАОП 0.00.4.12-99);

· «Правила техники безопасности на судах морского флота» (РД 31.81.10-75), (НАОП 5.1.21-1.01-76);

· «Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море. (International Convention for the Safety of Life at Sea. SOLAS-74)». Принята Украиной 25 мая 1980 года;

· «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. МКУБ International Safety Management ISM - Code). Принят на конференции ИМО, состоявшейся в мае 1994 года в Лондоне в качестве дополнения (гл. IX) к SOLAS-74;

· «Международная Конвенция по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. ПДНВ-78/95» (STCW - Code 95);

Однако само наличие инструкций и другой нормативной документации по технике безопасности без тщательного изучения и организации контроля знаний работающих не может обеспечить безопасность труда на производстве. Поэтому вышеперечисленные документы обязывают администрацию судоходных компаний проводить инструктаж и регулярное обучение работающих судоходных компаний безопасным приемам работы. Все морские учебные заведения должны пройти сертификацию на соответствие Конвенции ПДНВ-78/95. Комитет по безопасности мореплавания после анализа поступившей информации от аудиторов ИМО создает так называемый «Белый список» стран, которые полностью отвечают требованиям Конвенции ПДНВ-78/95. Украина в 2001 году вошла в этот «Белый список». Это означает, что все моряки государства, состоящего в этом списке, должны обучаться по программам, соответствующим новым стандартам (ПДНВ-78/95).

Таким образом, следующим этапом организации безопасности труда на судах является обучение членов экипажей безопасным приемам работы и проверка их знаний в соответствии с требованиям Международныхконвенций. Ответственность за своевременное и качественное проведение инструктажей, обучение членов судовых команд и допуск их к самостоятельному производству работ возлагается на капитанов, старших помощников капитанов и старших механиков судов.

Инструктаж и обучение безопасным приемам работы обязательны для всех работающих и вновь поступающих на суда.

Организационное обеспечение безопасности складывается из комплекса мероприятий, связанных с предварительной подготовкой к проведению работ, с надзором за их выполнением, а также с пропагандой безопасных и безаварийных методов труда. Предварительная подготовка судовых работ включает в себя обеспечение членов судовых команд четким заданием и соответствующим инструментом, защитными средствами, технической документацией и спецодеждой. Руководитель работ должен проверять исправность оборудования и инструмента, организациюрабочего места, обеспечить правильную расстановку работающих.

Рабочее место оснащается необходимыми техническими средствами для выполнения судовых работ. Безопасность временного рабочего места предусматривает обеспечение работающих исправными приспособлениями, такелажем и защитными индивидуальными средствами. Кроме того, следует позаботиться о наличии необходимых ограждений, защитных устройств и предупредительных надписей. При организации временного рабочего места необходимо отработать подаваемые во время работы сигналы, команды и распоряжения, а также обеспечить доступ к рабочему месту и возможность быстрой эвакуации.

Несчастные случаи на флоте часто происходят вследствие нарушений правил и инструкций по технике безопасности и слабой дисциплины отдельных членов судовых команд. Причиной этого является недостаточно высокая организация службынаэтих судах и недостаточный надзорза безопасным проведением работ со стороны командного состава судов.

Руководитель работ должен быть сам хорошо подготовлен в вопросах техники безопасности, знать все инструкции по безопасности труда в своем заведовании и требовать от подчиненных их неукоснительного выполнения.

К работе на морских судах допускаются лица, окончившие морские учебные заведения и знакомые с требованиями международных конвенций по безопасности труда, а также с действующими инструкциями по технике безопасности проведения работ по своей специальности. Поэтому нарушения работающими требований инструкций необходимо расценивать как нарушение трудовой дисциплины.

К таким лицам сначала применяются меры воспитательного, а затем дисциплинарноговоздействия.

Надзор за безопасностью труда на морских судах осуществляется непрерывно в течение всего времени проведения работ. Он включает в себя надзор за соблюдением указаний технической документации и выполнением правил техники безопасности, применением безопасных приемов работы и использованием защитных средств, соблюдением порядка на рабочих местах и установленного режима труда. Правильное чередование труда и отдыха необходимо особенно строго соблюдать при вредных и тяжелых работах. Особо тщательный надзор должен быть установленза членами экипажей судов, недавно зачисленными на флот, в целях предотвращения несчастных случаев из-за ошибочных действий новичка. Не разрешается поручать людям, которые ещё не могут правильно ориентироваться в морских условиях, выполнение аварийных работ на открытых палубах и в закрытых объемах (цистернах, танках и т.д.), во время шторма и при значительном волнении моря.

Важное значение в улучшении охраны труда имеет обеспечение постоянного надзора за состоянием и содержанием путей сообщения, устройство временных проходов и ограждений, надзор за выполнением правил движения по судну, особенно в условиях плохой погоды. Морская практика показывает: там, где хорошо налажены трудовая дисциплина и техническая учёба, ведется систематический надзор за правильным выполнением требований техники безопасности членами экипажей, коллективы судов добиваются высоких производственных показателей в безаварийных плаваниях.

За состояние техники безопасности на судне отвечает капитан. Он обязан лично и через своих помощников, и начальников служб проводить мероприятия по оздоровлению условий труда экипажа, учитывая конкретные условия, принимать все необходимые меры для предупреждения случаев травматизма.

Контроль и ответственность за соблюдением правил техники безопасности во время выполнения работ возлагаются на командира, непосредственно возглавляющего эту работу или дающего распоряжение членам судовой команды о ее выполнении.

Командный состав приходит на флот обученным технике безопасности в объеме планов и программ морских учебных заведений.

В процессе работы на судах он совершенствует свои знания в области охраны труда применительно к занимаемой должности и выполняемой работе. Кроме того, через определенные промежутки времени командный состав, проходя аттестацию, сдает экзамен по охране труда.

Проверка знаний осуществляется постоянно действующими квалификационными комиссиями в пароходствах, судоходных компаниях и на судах.

В последние годы в мировом торговом флоте произошли значительные перемены. Появились высокоавтоматизированные, скоростные, специализированные суда, требующие специальных знаний и навыков обслуживания. Сократилась численность экипажей судов. Кроме того, ускорение рейсооборотов, формирование многонациональных экипажей с разным уровнем квалификации моряков, потребовали изменения традиционного распределения обязанностей и ответственности на судах.

В связи с этим возникает необходимость обучения командного состава общим принципам обеспечения безопасности труда при производстве любых видов работ. Плавсостав обучается технике безопасности в мореходных школах применительно к своей профессии. Независимо от этого при поступлении на работу члены судовых команд проходят в пароходствах и судоходных компаниях вводный инструктаж по технике безопасности. После обучения на рабочих местах безопасным приемам работы проводится проверка знаний по специальностям.

Лицам, прошедшим обучение, должна выдаваться письменная рабочаяинструкция по технике безопасности в соответствии с выполняемой работой как по основной, так и по совмещаемой профессиональной должности.

Для снижения травматизма на флоте важное значение должны приобреть вопросы, связанные с пропагандой безопасных и безаварийных методов труда: общественные смотры, плакаты, фотовитрины, технические кабинеты с уголками по технике безопасности.

Организация и проведение общественных смотров должны быть одним из эффективных средств пропаганды и популяризации передовых методов труда, важным средством привлечения внимания моряков и берегового состава к вопросам охраны труда. Во время проведения общественных смотров администрация должна всячески поощрять массовый сбор предложений, направленных на дальнейшее улучшение условий и обеспечение безопасности труда. Такие смотры помогают вскрывать и своевременно устранять имеющиеся недостатки в организации труда. Одним из популярных на флоте средств наглядной пропаганды безопасных методов труда являются плакаты агитационно-инструктивного и учебно-методического назначения. Плакаты, а также учебные кинофильмы помогают усваивать общие положения и требования техники безопасности применительно к конкретным профессиям. Хорошим методом пропаганды являются фотовитрины, создаваемые для популяризации безопасных приемов работы и технических усовершенствований, предложенных рационализаторами.

Создание на судах технических кабинетов с уголками по технике безопасности позволит сосредоточить в них массово-воспитательную работу, проводить там беседы и инструктажи по охране труда, комплектовать новейшую литературу, организовывать тематические выставки, викторины, фотовитрины, сатирические листы. Проведение таких мероприятий способствует расширению технической эрудиции моряков и повышению культуры их труда.

Электробезопасность

Действие электрического тока на организм человека

Технический прогресс в судостроении характеризуется увеличением энерговооруженности судов и насыщением их современными видами электрооборудования. Дальнейшее развитие средств автоматизации судовождения и управления энергетическими установками, рост уровня механизации палубных и ремонтных работ привели к увеличению суммарной протяжённости судовых энергетических коммуникаций, которая достигает сотен километров. Всеэто требует повышенного внимания к вопросам электробезопасности на флоте.

На современных судах весь судовой экипаж, а не только специалисты-электромеханики,связанс обслуживанием электрооборудования и различных электрических приборов. Поэтому в условиях плавания на морском судне электротравма возможна как в процессе эксплуатации электротехнического оборудования, так и при выполнении других судовых работ: в танке, котле или цистерне, на камбузе, в прачечной, при глажении белья и т.д. Для повышения безопасности труда на морских судах важно, чтобы каждый член экипажа, независимо от его специальности, хорошо ориентировался в вопросах электробезопасности.

Анализ травматизма на флоте позволил определить следующие основные причины несчастных случаев от воздействия электрического тока: прикосновение к неизолированным токоведущим частям электрооборудования; появление напряжения на нетоковедущих металлических частях электрооборудования (на корпусах электромашин, станков и пр.) в результатепробоя изоляции, повреждениязаземляющих и отключающих устройств; ошибочное включение сети, с токоведущими частями которой работали люди; снижение сопротивления изоляции токоведущих частей, своевременно не обнаруженное вследствие неудовлетворительного контроля технического состояния; низкая трудовая дисциплина и нарушение правил техники безопасности и т.д.

Действие электрического тока на организм человека может вызвать электрические травмы и электрические удары. Электрические травмы, возникающие в результате прямого воздействия электротока, характеризуются внешними повреждениями тканей: ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения, ослепления электрической дугой.

Электрический удар, представляющий наибольшую опасность из всех видов электротравм, может возникнуть в результате рефлекторного (т. е. через нервную систему) воздействия как малых, так и высоких параметров тока,характеризуется поражением центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения, судорожными сокращениями мышц, фибрилляцией сердца и может привести к смерти человека.

Характер и последствия поражения человека электрическим током зависят от ряда факторов: силы тока, продолжительности его действия, пути тока через тела человека, рода, частоты и напряжения тока, сопротивления тела человека, состояния окружающей среды и изоляции токоведущих частей электрооборудования. Рассмотрим характер влияния на организм человека электрического тока с различными параметрами.

1 Сила тока, проходящего через человека, является определяющим фактором при исходе поражения. Электрические токи можно условно классифицировать в зависимости от их величины и характера физиологического воздействия на человека.

Токи, вызывающие лишь покалывание в пальцах и легкое жжение, т.е. незначительные раздражения нервных окончаний в коже, называют пороговыми (ощутимыми). Величина их колеблется в пределах 0,6…1,5 мА, (переменные токи частотой 50…60 Гц ) и 5…7 мА (постоянные).

При действии переменных токов, не превышающих 8…10 мА, человек ощущает сильную боль в пальцах и кистях рук, кроме того, могут возникнуть судороги мышц. При такой величине переменныхтоков, называемых отпускающими, у человека, вошедшего в контакт с токоведущей частью оборудования, сохраняется возможность самостоятельно освободиться от нее.

Наибольшей величиной отпускающего постоянного тока условно считается ток силой 50…70 мА, переменного ‹ 10 мА. При постоянном токе неотпускающих токов, в принципе, нет, т.е. человек при значительных величинах тока может самостоятельно освободиться от токоведущей цепи. Но при этом человек испытывает серьезные болезненные ощущения, аналогичные тем, которые наблюдаются примерно при таком же значении переменного тока.

Наибольший постоянный ток, при котором человек еще в состоянии выдержать боль, составляет, приблизительно 50…80 мА. Условно эта величина и принята за порог неотпускающих токов.

Следует, однако отметить, что значение пороговых токов у разных людей различны и зависят от индивидуальных особенностей и физического состояния человека.

Переменный ток промышленной частоты, сила которого превышает 10…15 мА, вызывает сильные и болезненные судороги мышц, не позволяющие человеку разжать руку, отбросить провод, т.е. самостоятельно освободиться от токоведущей части оборудования. Ток такой величины, называемый пороговым неотпускающим, может вызвать потерю сознания и смерть человека.

Ток силой 100 мА и более является безусловно смертельным для человека, вызывая остановку сердца или возникновение фибрилляции. Фибрилляция характеризуется беспорядочными хаотическими сокращениями волокон сердечной мышцы (фибрилл), что приводит к нарушению функций сердца и его остановке. Необходимо, также отметить, что прекращение дыхания является более частой причиной смерти от электротока, чем остановка сердца. Человек испытывает затруднение дыхания, вызванное судорожным сокращением мышц грудной клетки при токе 20…25 мА частотой 50 Гц. Прекращение дыхания может быть вызвано током от 20 до 100 мА при длительном воздействии.

2. Исход поражения электрическим током во многом зависит отвремени его протекания через организм человека. Чем дольше человек подвержен воздействию тока, тем выше вероятность поражения. Это объясняется следующим. С увеличением времени воздействия тока резко повышается температура участка тела в месте контакта,что приводит к снижению сопротивления верхнего защитного слоя кожи и, соответственно, к возрастанию силы тока до опасной величины, способной вызвать поражение организма. Воздействие переменного тока промышленной частоты в течение 0,01 с считается безопасным для человека. Время безопасного воздействия постоянного тока равно 0,05 с.

3 Чем выше напряжение тока в сети, тем меньше потребуется времени для поражения человека. Для здоровья человека представляет опасность воздействие как переменного, так и постоянного тока, хотя практикой установлено, что постоянный ток напряжением до 500 В действует слабее на организм человека, чем переменный. При напряжении 500 В опасен как переменный, так и постоянный токи. При увеличении напряжения свыше 500 В опасность поражения от воздействия переменным током преобладает. Постоянный ток до определенного уровня напряжения ощущается только в моменты включения и выключения. Физиологическое действие его на организм человека в основном тепловое.

4 Частота переменного тока существенно влияет на исход поражения. Наиболее опасным является ток промышленной частоты 40…60 Гц. При повышении частоты до 450…500 Гц даже с ростом силы тока опасность поражения несколько снижается. Токи высокой частоты (выше 200 кГц) с точки зрения возможности электрического удара опасности не представляют, хотя и могут вызывать тяжелые ожоги. Токи сверхвысоких частот также не опасны для жизни человека, но создаваемые ими электромагнитные поля могут оказать вредное воздействие на человека и вызвать патологические изменения в его организме.

5 Степень поражения человека электрическим током зависит и от пути тока через его организм, т.е.от положения точек входа и выхода тока. Исход поражения при этом будет определяться силой тока, прошедшего, через жизненно важные органы человека (сердце, легкие, мозг). Наиболее опасен путь тока по линии от рук к ногам. В этом случае электроток поражает центральную нервную систему, органы кровообращения и, дыхания. Однако человек может быть поражен электротоком и в случае наименее опасного его пути через организм - от ноги к ноге, хотя через сердце при этом пройдет лишь около 0,4 % общей величины тока.

6. Исход воздействия тока на человека зависит от электрического сопротивления его тела. Это сопротивление изменяется в широком диапазоне примерно от 3000 до 10000 Ом а иногда и более, в зависимости от ряда факторов: психофизического состояния, изоляции человека относительно Земли, состояния окружающей среды и т.д.

Электрическое сопротивление организма человека складывается из сопротивлений его кожных покровов и внутренних тканей. Сопротивление тканей внутренних органов человека невелико и находится в пределах от 600 до 1000 Ом. Сопротивление верхнего ороговевшего слоя чистой сухой кожи (эпидермиса) достигает значительной величины. Этот слой и выполняет основные биологические защитные функции организма человека при воздействии на него электрического потенциала. Однако при увлажнении и повреждении кожи ее электрическое сопротивление значительно уменьшается. Увеличение параметров тока и времени его воздействия на человека снижают защитную роль кожи. В этом случае снижение сопротивления кожи и последующий электрический пробой ее обуславливаются потоотделением в месте контакта с электрическим проводником, котороевызвано тепловым воздействием тока. Таким образом, общее сопротивление тела становится равным сопротивлению внутренних тканей. В связи с этим за расчетную среднюю величину электрического сопротивления организма человека условились принимать 1000 Ом.

Сложный механизм электротравмы и исход поражения человека электротоком зависятот многих факторов, основные из которых рассмотрены выше.

7. Как же установить критерии безопасности электротока для практического его использования? Из-за постоянно меняющегося сопротивления человеческого тела нельзя заранее установить величину проходящего через него тока при электропоражении. Известно также, что при равных сопротивлениях электрических цепей напряжение является основным фактором, порождающим в каждой из них ток определенной силы.

Поэтому для установления безопасных условий эксплуатации электрического оборудования исходят обычно не из силы поражающего тока, аиз величины безопасного напряжения.

Разумеется, напряжение не является основным критерием опасности поражения электротоком, но так как его легче фиксировать, на практике оперируют величинами допустимых напряжений. В зависимости от окружающих условий и качества изоляции человека относительно земли условно безопасными считаются напряжения 12 В переменного и постоянного тока. Правилами Регистра предусмотрена величина допустимого напряжения для переносных судовых инструментов – 24 В при постоянном токе и 42 В при переменном. Однако полностью безопасными даже эти, сравнительно низкие, величины напряженийсчитать нельзя, так как на исход поражения влияет соотношение электрического сопротивления человека и приложенного напряжения.

Определим уровень длительно допустимого «безопасного» напряжения прикосновения[6] при работе c переменным током силой, равной силе безопасного порогового отпускающего тока Iпорог = 10 мА; т.е. длительно допустимое напряжение прикосновения можно определить как произведение величины длительно допустимого тока на сопротивление тела человека, которое наблюдается при данной величине тока:

 

Uдоп = Iпорог R ч = 0,010*1000 = 10 В,

 

где Rч = 1000 Ом - принимаемое для расчетов среднее электрическое сопротивление тела человека при токе 10 мА.

Таким образом, даже незначительные напряжения (не выше 42 В) при неблагоприятных условиях могут быть смертельно опасными для человека. Поэтому разделение напряжений на низкие и высокие ни в какой мере не отражает технических условий безопасности а, следовательно, и не может свидетельствовать о безопасности низкого напряжения и об опасности высокого.

Применение пониженного напряжения (не выше 42 В) для питания ручных электроинструментов и 12, 24 В переносных ламп лишь снижает вероятность поражения электротоком, но не устраняет его опасности. Анализом электротравматизма установлено, что опасность поражения человека электротоком возрастает при увеличении напряжения до 200 В, не повышается при напряжениях от 200 до 800 В и снова резко увеличивается с ростом напряжения свыше 800 В.

В практике эксплуатации судового электрооборудования при определении защитных мер пользуются рекомендованной классификацией электроустановок: напряжением до 1000 В и свыше 1000 В. Безопасность обслуживания судового электрооборудования во многом зависит от морального и физического состояния людей, а также от уровня их профессиональной подготовленности.

Поражение человека электротоком возможно в том случае, если он прикоснется не менее чем к двум точкам цепи, между которыми существует электрический потенциал. В этом случае говорят, что электрическая цепь замкнута через тело человека.

Сила тока, проходящего через тело человека, и напряжение прикосновения будут определяться рядом факторов: схемой включения человека в цепь, характеристикой электрической цепи, степенью изоляции человека относительно Земли и т.д.

Возможны различные схемы включения человека в электрическую цепь. Наиболее характерные из них: двухфазное включение (между двумя проводами или фазами) и однофазное (между одним проводом и корпусом судна при наличии электрической связи между ними).

Двухфазное включение, т.е. прикосновение человека одновременно к двум фазам трехфазной цепи более опасно, чем однофазное. Это объясняется тем, что в таком случае тело человека будет находиться под наибольшим в этой цепи линейным напряжением и, соответственно, через человека пройдет наибольш ий ток

Iч = 3 Uф /R ч = Uл /R ч,

 

где Iч - ток, проходящий через человека, А

 
 


Uл = 3 * Uф – линейное напряжение, напряжение между двумя проводами трехфазной линии, В;

Uф - фазное напряжение, т.е. разность потенциалов между обмоткой фазы и нулевым проводом в четырехпроводной цепи или между началом и концом одной обмотки и трехфазной, трехпроводной цепи, В;

Rч - полное сопротивление тела человека, Ом.

Однофазное прикосновение человека к цепи отмечается гораздо чаще, чем двухфазное. При этом тяжесть поражения током несколько уменьшается по сравнению с двухфазным подключением и будет определяться режимом нейтрали источника тока (заземлена нейтраль или изолирована).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.05 с.)