Вопрос 1/1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1/1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран.



Вопрос 2/2. Древневосточная деспотия как форма государства стран Древнего Востока.

 

Становление государственности на древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути. Его итогом стало формирование у всех народов единоличной неограниченной власти в централизованно-управляемом государстве. Что определило особенности ранней древневосточной монархии или древневосточной деспотии.

Культ единоличной власти, деспотизм, порождались самой сущностью азиатской сельской общины, её замкнутостью, приоритетом общества над человеком.

Бесконтрольность администрации управляющей всем обществом являлось основой деспотизма, как социально-политического явления. Необходимыми условиями существования такой власти являлись:

1. Господство государственной и общественной собственности, прежде всего на землю, а также зависимое население, при котором отношение человека к человеку определяется не им самим, а стоящей над ним властью.

2. Преобладание государства над обществом; государство как сила стоящая над человеком, оно формирует общественные идеалы, вкусы, регулирует все общественные отношения. Здесь не было четкого разделения между духовной и светской властью, управление религия и право находились в одних руках.

3. Отсутствие гражданского общества, которое основывается на индивидуализме. Оно не может существовать без признания личных прав и свобод человека, право самостоятельно распоряжаться собой, своей деятельностью и ее результатом. Свобода неотделима от права частной собственности. На востоке общество занимало по отношению к государству подчиненное положение.

4. Регулирующую роль в обществе вместо основных законов играет религия и совокупность идеологических и морально-нравственных принципов. Поэтому все восточные деспотии были теократическими государствами. Т.е. в личности правителя совмещалась духовная и светская власть.

5. Политика принуждения и даже террора. Его основной задачей было не только наказание преступника, но и нагнетание страха перед властью.

6. В социальной структуре была крайне незначительна роль сословных различий. Здесь не было классов. По крайней мере в марксистском понимании этого слова.

7. Существование на низовом уровне автономных и самоуправляемых коллективов. Руководители этих коллективов были связующим звеном между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в этих коллективах определялись место и возможности каждого человека. Вне их жизнь человека была невозможна.

8. Неограниченные полномочия наследственного монарха.

9. Наличие разветвленного жестко централизованного административного аппарата. Четкое выделение в структуре этого аппарата трех основных ведомств его управления:

· Общественных работ (от деятельности которого зависело само существование древневосточных обществ)

· Военное (поставка рабочей силы виде пленных)

· Финансовое (содержание государственного аппарата и средства для организации общественных работ)

10. Тотальный контроль государства над подданными, подавление личности.

 

Судебный процесс.

 

Судебный процесс носит обвинительный характер. Эта древнейшая форма судебного процесса характеризуется относительной пассивностью суда. Суд ограничивается подготовкой дела к слушанью и руководством судебным заседанием. Активная роль принадлежит сторонам, прежде всего истцу потерпевшего, который предоставляет доказательства, вызывает ответчика в суд и доказывает его виновность. Ответчик опровергает обвинения и доказывает невиновность. Судебное разбирательство проходило гласно и публично. Широко применялись ордалии или «Суд божий». Процесс мог быть прекращен по соглашению сторон, приведение приговора к высшей мере наказания и членовредительству организовывалось незамедлительно и публично.

 

Судебный процесс.

Доминирующей формой судебного процессав Древней Индии на первых этапах становления государства являлось состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик.

Состязательный процесс отличался формализмом: наличие определенных моментов могло привести к проигрышу дела (изменение показаний, разговор со свидетелем в не установленном месте, приглашение свидетелей, которые не владеют правдивой информацией по существу дела и т.д.). Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной.

Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.

 

Вопрос 17/23. Право Спарты.

 

В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественная собственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговля приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.

 

Обязательственное право.

Обязательственное право в силу особенностей общественного строя отличалось неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения возникали в среде периэков. Особенностью было также непризнание правоспособности иностранцев, которым даже не разрешалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В то же время спартиатам под страхом смерти запрещалось жить за пределами Спарты.

 

Брачно-семейные отношения.

Главной целью семьи было непрерывное воспроизводство здорового мужского населения, то есть будущих воинов и граждан. Больных детей убивали. Существовал парный брак, который был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак.

Например, несколько братьев могли иметь общую жену. Считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Женщина была политически неравноправна.

 

Преступление и наказание.

Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний, а определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и преступления против личности. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы.

Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применяли внесудебную расправу.

Обязательственное право.

 

Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.

Брачно-семейные отношения.

 

Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение. Различалось 2 формы заключения брака:

Обычный договор жениха с отцом.

Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).

Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время. Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей не требовалось.

Женщина должна была обратиться к архонту, где излагались основания для развода. Женщина была ограничена не только в политических, но и гражданских правах: она не могла быть субъектом договорных обязательств, полноправной наследницей недвижимого имущества.

 

Преступление и наказание.

 

В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного. Наиболее тяжкими преступлениями считались:

Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.

Преступления против личности и имущества.

При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.

 

Судебный процесс.

 

Судебный процесс носил состязательный характер. На судебные решения можно было апеллировать к гелиэи (суд присяжных). Решения гелиэи были окончательными.

Вопрос 21/28. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

 

Древний Рим был самым крупным государством античного мира. В период расцвета территория Рима простиралась от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке и от Британских островов на севере до Северной Африки на юге. Сейчас на этой территории располагается около 30 государств. Древний Рим образовался в виде античного полиса. История государства делится на следующие периоды:

1. Царский период. Этот период длился от основания Рима в середине 8 века до нашей эры (753 год до.н.э.) по 509 год до.н.э.

2. Республиканский период, который длился с 509 по 27 год до.н.э.

3. Имперский период (27 год до.н.э – 476 год), который делится на 2 подпериода: Принципат (с 27 года до.н.э по 284 год) и Доминат (с 284 по 476 год до падения западной Римской Империи).

Реформы царя Сервия Туллия.

 

1. Были созданы 21 территориальная триба. Внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин – патриции и плебеи. Это привело к ослаблению роли родовой знати.

2. Каждые 4 года проводилась перепись граждан и их имущества. На основании переписи население делилось на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий (сотен):

Первый разряд формировал 80 центурий тяжеловооруженной пехоты.

Второй и третий разряды – по 20 центурий с облегченным вооружением.

Четвертый разряд – 20 центурий.

Пятый разряд – 30 центурий легковооруженной пехоты.

Шестой разряд формировал 5 центурий ремесленников, музыкантов.

Наиболее богатые жители формировали 18 центурий всадников.

3. Появляются новые виды народных собраний:

Трибутные комиции. К их ведению относились взимание податей и набор войска.

Центуриатные комиции. Они становятся основным видом народных собраний после провозглашения республики. На них избирались все должностные лица, утверждались законы и объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнения совпадали, то вопрос считался решенным.

Реформы Сервия Туллия нанесли серьезный удар по родовому строю Рима и способствовали дальнейшему формированию государства.

 

Судебное устройство

Высшую судебную власть осуществлял монарх совместно с представителями знати. Наиболее опасные правонарушения находились в компетенции королевского совета. Основными судебными учреждениями страны были местные суды - "суды сотни". Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни - мальберг - выбирало из своей среды судей - рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. На судебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни. При Каролингах общие судебные собрания были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху: посланцы короля - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда - скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена. Со временем судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Сначала граф, центенарии или викарий лишь созывали мальберг и следили за правильностью судопроизводства. Постепенно уполномоченные короля становятся председателями судов вместо тунгинов. Из подчинения графам и маркграфам изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Вотчинники-иммунисты (сеньоры, а также высшие иерархи церкви) обладали полной властью в области суда над крестьянами, жившими на их землях.

Армия

В ходе феодализации изменилась структура войска. Общефранкские военные сборы народного ополчения свободных крестьян-франков были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального рыцарского ополчения. Было также ограничено участие в ополчении рядовых

свободных людей. Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями.

 

Духовенство.

 

Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.

 

Дворянство.

Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания.

Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.

 

Третье сословие.

Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.

 

Признаки абсолютизма.

 

1. Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.

2. Королевская власть контролирует все провинции государства.

3. Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.

4. Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.

5. Ликвидация городской автономии.

6. Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.

7. Наемная армия.

В период абсолютизма прекращается деятельность генеральных штатов. В центральном аппарате основную роль начали играть государственные секретари – министры. Усилился бюрократический аппарат. Проводником решений правительства на места становятся интенданты, которые назначались центральной властью. Большую роль в управлении играл генеральный контролер финансов, который руководил не только экономической политикой, но и часто контролировал деятельность администрации.

 

Право собственности

К XI в. наиболее характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла. Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян - для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется – серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

 

Обязательственное право

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно.

При куплепродаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. В X - XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания. Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи возникал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать вещи, которые еще не были изготовлены. В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряжение сеньора.

Реформы Генриха II.

1. Судебная реформа. Судебная реформа проводилась путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачей их в королевские суды. Король издавал ассизы, то есть королевский приказ о рассмотрении иска. Ассизами из сеньориальной юрисдикции были изъяты все уголовные дела и часть исков о земельной собственности. Этим был нанесен сильный удар по иммунитетным правам феодалов. Королевская курия стала постоянно действующим судебным органом. Она занималась делами кассационного характера и частью исками о собственности. Из королевской курии в начале 13 века выделяются:

Суд королевской скамьи, рассматривающий уголовные дела.

Суд общих тяжб, рассматривающий гражданские дела.

Суд казначейства, который рассматривал иски, где одной из сторон было государство.

Был введен институт присяжных обвинителей. В каждой сотне назначались 12 человек, а в деревне – 4 человека, которые были обязаны давать шерифу или королевскому судье указ на лиц, уличенных в преступлении. На таком основании правонарушителя арестовывали и предавали суду. В дальнейшем, присяжные обвинители превращаются в присяжных заседателей, которые выносили обвинительный или оправдательный приговор.

В 14 веке возникает институт мировых судей. Эта должность замещалась рыцарским сословием без вознаграждения.

2. Военная реформа. Генрих II делает попытку создать постоянное войско. Для этого он стал освобождать рыцарей от военной службы. За это они платили военный или щитовой налог. За эти деньги король нанимал рыцарей на постоянную военную службу. Это приводит к тому, что английское рыцарство стало рано освобождаться от военно-феодальной службы и превращаться в мирных сельских хозяев.

Последние годы царствования Генриха II прошли в обстановке борьбы с баронской и церковной оппозицией.

 

Право личного статута.

 

Право личного статута представляет собой наиболее развитую отрасль, поскольку в личном и семейном праве содержаться нормы ритуального и религиозного поведения, считающиеся самыми важными в мусульманском праве. Основным субъектом мусульманского права является семья. Власть главы семьи – неограниченная и все члены семьи были обязаны ему подчиняться. В Коране официально закреплено второстепенное положение женщины в обществе. В качестве основных субъектов брачного договора признаются мужчина (жених) и родители невесты. Главным условием заключения брака являлось согласие сторон, которые договорились о размере выкупа. Разновидностью мусульманского права являлся принудительный брак, при котором достаточно согласие только родителей. Другим необходимым условием при заключении брака признается социальное равенство сторон мусульманского вероисповедания, личная свобода, физическое здоровье, наличие источников существования у супруга. Возраст вступления в брак – достижение половой зрелости. В мусульманском праве запрещается женщинам мусульманкам выходить замуж за неверного (не мусульманина). Брак заключался в мечети муллой в присутствии 2-х свидетелей мужчин. Вместо 1 мужчины могли свидетельствовать 2 женщины. Регистрация брака в письменной форме была необязательной.

Коран допускает возможность мужчине иметь одновременно 4-х жен, а также неограниченное количество рабынь-наложниц. В случае рождения ребенка у рабыни, она перестает быть объектом купли-продажи, а после смерти хозяина отпускалась на волю.

Главной обязанностью мужа было содержание жен (жены) и детей. Помимо этого, муж был обязан постоянно проживать с женами (женой) и равномерно распределять с женами брачные ночи. Жена была обязано беспрекословно подчиняться мужу, в общественных местах носить паранджу, а в случае ослушания могла быть подвергнута закону побоям со стороны супруга, который санкционирован в Кораном.

Достаточно подробно в мусульманском праве регламентируется процедура расторжения брака. Основаниями для этого были:

1. Обнаружение существовавших до брака недостатков сторон, которые они скрывали.

2. Смерть или отступничество от ислама одного из супругов.

3. Клятва мужа именем Аллаха, в которой он отказывается от дальнейшего проживания с женой на срок более 4-х месяцев или навечно.

4. Объявление мужем проклятия по причине действительного или мнимого прелюбодеяния жены или по причине рождения ребенка, которого муж не признает своим.

5. Развод по инициативе мужа без особых причин.

6. Развод по обоюдному согласию.

Особенностью брачно-семейных отношений является то, что муж может в срок от 3-х до 7 дней после рождения ребенка отказаться от него. Мусульманское право не признает усыновления (удочерения), хотя в жизни эти явления распространены. В обязанности родителей входит воспитание и обеспечение детей на протяжении 2-х условных периодов. Первый период основную роль в воспитании играла мать. Второй период (с 6-9 лет до достижения материальной самостоятельности юношей и вступления в брак девушек). Основную роль в воспитании играет отец. Он является в это время духовным наставником и материально содержит детей.

Коран признает наследование по завещанию и по закону. Однако завещание признается в качестве вторичного основания для получения наследства. Наследуемое имущество распределялось по 4 обязательным направлениям:

· На погребение умершего.

· На уплату его долгов.

· Наследование по завещанию.

· На разделение имущества между законными наследниками.

Каждый из наследников по нисходящей линии имел право на определенную долю в наследстве.

 

Муамалат.

 

Мусульманское право различает движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество разделяется на 5 категорий:

1. Государственные земли.

2. Икта – это земли, пожалованные знати за службу.

3. Мульк – это частновладельческие земли.

4. Земли на правах общей собственности.

5. Вакор – это земли или имущество, переданное исламским учреждениям, с которых не взимался налог.

Признавались следующие основные формы собственности:

· В результате гражданской сделки.

· В процессе наследования.

· В ходе захвата.

Главная особенность мусульманского обязательственного права – это то, что первостепенными обязанностями человека признавались обязательства перед Аллахом: необходимые молитвы, правила чистоты, уплата налогов, соблюдение поста и паломничество в Мекку (Хадж), а гражданские обязательства считались второстепенными.

Договор мог иметь как устную, так и письменную форму. Необходимыми условиями для заключения договоров были:

1. Совершеннолетие сторон (с 15 лет).

2. Личная свобода сторон и согласие при заключении сделки.

3. Вменяемость сторон.

4. Доказанность факта, что стороны не являются должниками и банкротами.

Наиболее распространены были договоры купли-продажи, найма, займа, поклажи, поставки, товарищества, дарения, пожертвования.

 

Судебный процесс.

 

Судебный процесс имел состязательный характер. Судебное разбирательство осуществлялось в мечети, имело публичный характер. Главным лицом мусульманского суда являлся кади (судья). Приговор, как правило, сразу приводился в исполнение. Апелляционная инстанция отсутствовала. Отменить приговор мог только халиф или эмир.

Индивидуальная.

Государственная.

Общинно-коммунальная.

Однако главное внимание уделялось частной собственности, но оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только государственными (порты, крепости) или только в коммунальной собственности.

Все вещи делились на 4 группы:

1. Недвижимая собственность (земля, дом).

2. Принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения, например мебель в доме или скот для обработки земли.

3. Прочие движимые вещи.

4. Особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, коллекции).

Такое деление вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения и различных операций с ними.

Особое место в Кодексе принадлежало договорному праву. Основным принципом договорного права являлась свобода договора, что означало:

· Никто не может быть принужден к заключению соглашения, не соответствующего его намерениям.

· Содержание соглашения определяется только по воле сторон.

Другим принципом договорного права являлось положение об обязательной силе соглашений, что означало: соглашение не может быть расторгнуто односторонними действиями. Эти принципы способствовали развитию частной капиталистической инициативы и предпринимательства.

В Кодексе предусматривались распространенные виды договоров: продажа, мена, найм вещей, работы или услуг, товарищества, ссуда, хранение, залог.

Вторым источником обязательств являлось причинение ущерба.

В области семейного права важным новшеством было закрепление института только гражданского брака, который заключался государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брачный возраст для мужчин был 18 лет, для женщин – 15. Но до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступить в брак только при согласии родителей или семейного совета. Кодекс признавал право на развод, который допускался в случае супружеской измены, грубого обращения. Однако в брачно-семейном праве сохранились некоторые пережитки феодального права. Закреплялась власть отца и мужа в семье. Мужчина мог пользоваться имуществом жены или доходами с него. За непослушание члены семьи могли быть помещены в тюрьму или исправительный дом, а жену, уличенную в супружеской измене муж мог по личному усмотрению поместить на несколько дней в тюрьму.

Вопрос 1/1. Предмет, метод и периодизация истории государства и права зарубежных стран.

 

История Государства и Права Зарубежных Стран является историко-правовой наукой, потому что изучает историю государства и права на познание, какого социального объекта направлено ее внимание, она может считаться преимущественно юридической наукой. Но потому какими методами изучается объект истории государства и права дисциплина преимущественно историческая. В отличии от истории, истории как правовые науки не исследуют общество в целом, а изучают процессы развития системы государственных и юридических учреждений и правовых институтов.

Предметом истории государства и права являются закономерности образования и развития государств и правовых систем отдельных стран со времени их возникновения и до наших дней.

Такое последовательное систематизирование истории вполне допустимо в границах одного государства, одной правовой традиции.

В масштабах мировой истории государства и права сделать это сложнее если вообще возможно, т.к. 1) значительный период мировой истории государственная организация и правовые системы разных народов развивались в разном темпе. И если даже они проходили сходные стадии развития, то были разделены веками и несколько не соприкасались друг с другом. Например: Западная Европа и Китай. 2) Многие государства закончили самостоятельную историю тогда, когда история других только зарождалась. Например: Древний Египет и Германия.

Поэтому многие современные исследователи рассматривают историю, как совокупность отдельных цивилизаций, каждая из которых существует в своем пространстве и времени. Причем активное соприкосновение отдельных цивилизаций начинается 2-3- века назад.

Учитывая эти обстоятельства, обобщенность и жесткая периодизация мировой истории будет маловажной для понимания исторических явлений. К примерам такого обобщения была периодизация основанная на Марксистском учении о социально-экономической формации. Согласно ее принципам история государства и права делилась на периоды: 1) Рабовладельческий; 2) Феодальный; 3) Буржуазный; 4) Период общего кризиса капитализма; 5) Социалистический общественный строй.

В основу изменений государственного устройства и права был положен критерий социально-экономического строя общества, а также упрощенное деление общества на антагонистическое. Данная периодизация не учитывала тот факт, что не все перемены в государстве и праве связаны с глобальными сдвигами в социальном и экономическом строе.

Поэтому в последние годы велся поиск новых подходов, которые основаны на анализе не только объективных, независимых от воли людей производственных отношений, но и связей субъективных личностных. Что привело к появлению в нашей науке понятия «цивилизация».

Сторонники цивилизационного подхода к истории ставят на первое место человека поскольку исторические процессы во многом обусловлены личностью. Что выражается в мировоззрении и образе жизни человека в его деятельности.

Цивилизационный подход также стал признаваться в результате невозможности уложить в формационную схему историю ряда обществ и государств, в первую очередь древневосточных.

Историю государства и права древнего мира можно разделить на две основные государственно-правовые модели: 1) Древневосточная (Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия и Китай); 2) Античная (Древняя Греция, Древний Рим).

В отечественной науке понятие Древний Восток территориально охватывал Северную Африку и Переднюю Азию, которая в IV веке до нашей эры были завоеваны Македонским, поэтому считалось, что древний восток и античность, это два этапа в развитии рабовладельческого общества. Однако признание социально-экономической и политической специфике древневосточных и античных государств привело к пониманию что это два варианта развития человечества, двух цивилизаций – западной и восточной.

В настоящее время наиболее признанной считается следующая периодизация истории государства и права:

1 период: история древневосточного государства и права IV-I тысячелетие до н.э.

2 период: история античного государства и права 2 половина I тыс. до н.э. - 1 половина I тыс. н.э.

3 период: история средневекового государства и права середина I тыс. н.э. – 17 век

4 период: история государства и права нового времени 17 – 20 век

5 период: история государства и права новейшего времени начало 20 века – наши дни

Некоторые ученые объединяют 4 и 5 периоды в период истории государства и права новейшего времени 17 век – наши дни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.129 с.)