Принцип историзма. Парадигмы исторической науки. Общеисторическая периодизация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип историзма. Парадигмы исторической науки. Общеисторическая периодизация.



ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Каменный век:

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

I. Палеолит:

Ø Нижний палеолит — период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

Ø Средний палеолит — период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

Ø Верхний палеолит — период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

II. Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

III. Неолит — эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век:

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век:

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

I. Ранний бронзовый век

II. Средний бронзовый век

III. Поздний бронзовый век

Железный век:

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ІX-X ВВ. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ.

Образование Древнерусского государства IX-X вв.:

Образовавшееся Древнерусское государство (IX—XII вв.) было крупнейшим государством Европы того времени. Его территория простиралась от Балтийского до Черного моря, от Карпатских гор до верховьев Оки и Волги. По большим рекам возникали древнейшие русские города, сосредоточие ремесел и торговых факторий. Таковыми были: в землях ильменских словен — Ладога и Новгород на Волхове; Полоцк на Западной Двине у полочан; на территориях кривичей и полян — Смоленск и Киев на Днепре. По рекам плыли купеческие караваны с мехами, зерном, шел интенсивный обмен изделиями ремесленников. В Древней Руси в первую очередь обособилась от земледелия такая отрасль как металлообработка. Основными центрами добычи и обработки железа являлись регионы: Старая Ладога, Черниговское Полесье, Волынь, Белозерье, Устюжна, Владимирщина и другие. Образовавшееся Древнерусское государство включало свыше 20ти разноязычных народов. Оно сплотило вокруг себя многие соседние племена: на севере — карелов, коми; на западе — эстов; на востоке — мордву и др. Экономическое развитие страны остро поставило вопрос о выходе на торговые коммуникации. Помимо этого предстояло отстоять свою независимость от притязаний внешних противников. На южно-восточных рубежах государству угрожал Хазарский каганат. Он препятствовал выходу купеческим караванам по Оке и Волге в земли Багдадского халифата. Более того каганат стремился наложить дань на славянские племена полян в степях Приднестровья и вятичей, которые расселились в бассейне реки Ока. Византийская империя, имея в Крыму мощную крепость Херсонес, контролировала плавание по Днепру и Черному морю. Все это не могло не сказаться на взаимоотношениях Древней Руси с соседями. Русь имела в своем распоряжении такие магистральные пути как знаменитый водный путь из «варяг в греки» по Неве, озеру Ладоге, Волхову, Ловати и Днепру, соединявший Балтийское с Черным морями. По Западной Двине Русь поддерживала отношения с прибалтийскими землями и странами Западной Европы. Киев практически контролировал основные торговые пути Древней Руси и это определило тот факт, что он явился связующим центром объединенных славянских племен. Правители-князья прежде всего стремились занять престол в Киеве, который гарантировал им политическую и экономическую власть. Киевский князь, опираясь на дружины крупных славянских племен, мог успешно проводить военные мероприятия, обеспечивающие интересы населения Древней Руси. Ведущую роль в объединении и функционировании аппарата управления княжеством играла старшая дружина — приближенные великого князя бояре — крупные землевладельцы и князья подвластных племен. Все они считались советниками великого князя по военным и административным вопросам. С их помощью он осуществлял контроль за соблюдением правовых порядков — обычное право («Закон русский"). Оно было выработано в результате совместной трудовой и военной деятельности племен. На содержание постоянного контингента войск — дружину — князь собирал дань (полюдье). Дань взималась или с крестьянского двора (дым), или с количества земельной площади (рало-плуг) и строго фиксировалось. Первым князем на Руси являлся варяжский воевода Рюрик, призванный новгородцами на княжение в 862 г. Он в своей деятельности руководствовался новгородскими законами, что исключало какие-либо самовластные действия с его стороны. Князь Олег (правил в 882—912 гг.) освободил часть племени полян от дани хазарам, а затем с объединенным войском славян, в которое входили представители разных племен (чудь, варяги и др.) нанес удар по Константинополю. Князь Олег, появившийся на небосклоне русской истории после Рюрика и пришедший в Новгород из Ладоги, под видом купца прибыл в Киев, где утвердился как предводитель объединенных славянских и других племен вокруг Новгорода, Смоленска и Киева. Он посадил на княжение Игоря (правил с 912 по 945 гг.), якобы сына Рюрика. Но как Рюрик в Новгороде, так и Олег в Киеве столкнулись там с завершающимся этапом складывания государственного организма, в котором существовали законы, обязывавшие население к строгому их соблюдению. Олег объединил военные силы Киева и Новгорода, организовал походы на Византию в ответ на нарушение торговых договоров со стороны империи. В 945 г. погиб князь Игорь, возжелавший в нарушение закона вторично взять полюдье со славянского племени древлян. Вдова князя Игоря, княгиня Ольга сожгла столицу древлян Искоростень, а князь Мал и его дочь Малуша (будущая мать князя Владимира I) оказались в плену. Княгиня Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установили «уроки» — размер полюдья и его место сбора — «погосты». В правление Ольги к Киеву присоединились земли тиверцев по нижнему Днестру и уличей в Поднепровье. Дальнейшее укрепление не только внутреннего состояния, но и международного положения Древней Руси связаны с полководцем Святославом Игоревичем.

Походы киевского князя Святослава (правил в 964—972 гг.) сокрушили владычество хазар. Вятичи окончательно освободились от дани Хазарскому каганату, а волжский путь стал доступен русским торговцам. Затем все усилия Святослава были направлены на Балканы. В упорной трехлетней войне (968—971 гг.) с Византией Святослав не осуществил поставленной цели. Его походы основательно потрясли могучую империю, но силы были не равны. Кроме того, византийцы сумели привлечь на свою сторону кочевавших в причерноморских степях печенегов и добиться ухода русского войска с Балкан. Сам Святослав погиб в 972 г. в схватке с печенегами на днепровских порогах. Его преемник Владимир Святославович (правил в 980—1015 гг.) вынудил подписать Византию гарантированные договора с Русью, повел борьбу с печенегами. Для обеспечения безопасности рубежей государства со стороны степи он построил города по рекам Десна, Трубеж, Сула и заселил их воинам-славянами, вепсами, эстами и другими. При Владимире было принято христианство (988 г.), которое еще больше утвердило авторитет князя, окончательно укрепило государственную власть и территориальное единство Древней Руси. Православие заменило многочисленных языческих племенных славянских богов — Сварога, Хорса, Даждьбога и др. Оно стало единой идеологией для всех славянских племен Руси. Православная церковь способствовала развитию этических норм, поддерживала стремление к единству народа, поощряла тягу с просвещению. Введя христианство как государственную религию, Владимир Святославич оставил свое государство независимым от Византийской империи, которая обычно считала все крещенные при ее помощи народы вассалами. Наоборот, Византия была обязана самой Руси распространению христианства в славянской державе. Православная религия на Руси удачным образом слилась с народными обычаями и традициями, не вошла в противоречие с общепринятыми в славянском мире понятиями о добре и зле, о чести и справедливости. С распространением христианства на Руси завершился долгий процесс, начавшийся в VI в.н.э., зарождения и становления Древнерусского государства. На всей объединенной территории действовал общий для всего населения «закон русский», в который вошли и церковные уставы, регулировавшие взаимоотношения людей в обществе. Таким образом, в период правления Владимира Святого 1 июля 988 г. можно считать как дату окончательного формирования не только государства, но и государственности на Руси. Великий киевский князь Владимир большое внимание уделял укреплению государственного аппарата. Он ликвидировал призрачную независимость («автономию») племенных князей. Великий князь лично направлял своих ставленников в крупные центры Древней Руси. Чаще всего это было его сыновья (наместники), реже — старшие дружинники — бояре (посадники). Все они назывались наместниками или посадниками. Сыновья великого князя именовались князьями-наместниками. Так, в землях новгородских словен в Новгороде был посажен князьнаместник Вышеслав, позже Ярослав — будущий великий князь, в дальней Тмутаракани — Мстислав. Теперь великий князь в Киеве получал дань от наместников, которые управляли назначенной им в управление территорией. Кроме наместников великокняжеская власть создала аппарат должностных лиц из дружинной верхушки: сборщиков дани — данников, судебных лиц — мечников и вирников; управляющих княжеским владением — тиунов и непосредственно княжеским двором — ключников.

Норманская теория (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм (обе концепции как отдельные существуют только в России/СССР/постсоветских странах, за рубежом обе считаются политизированными, в той или иной степени отрицающими полиэтническое происхождение и взаимовлияние культур славян, тюрок, алан, финно-угров, скандинавов, других этносов времени становления Древнерусского государства и поэтому ненаучными, и работы зарубежных учёных только ошибочно называются «антинорманистскими», даже если они подтверждают отдельные тезисы антинорманистов.).

Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Экономическое развитие.

В XVIIв. фундамент экономики страны, как и раньше, со­ставляло сельское хозяйство, носившее натуральный характер. Рост сельскохозяйственного про­изводства достигался за счет освоения новых земель, то естьэк­стенсивным путем. К середине XVII в. разруха и разорение времен смуты были преодолены. А восстанавливать было что- в 14 уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Экономика восстанавливалась медленно в условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резкоконтинентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье наиболее развитой части страны.

Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Основными орудиями труда были соха, плуг, борона, серп. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны. Сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур лен и коноплю. Урожайность составляла сам-3, на юге — сам-4. Хозяйство по-прежнему имело натуральный характер. В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель. Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.

Вместе с тем рост территории, различия природных условий по­рождали хозяйственную специализацию районов страны.

Именно со специализацией был связан такой важнейший про­цесс в экономике рассматриваемого периода, как развитие то­варно-денежных отношений. Специализация наблюдалась не только в сельском хозяйстве, но и в ремесле. В XVIIв. распрос­траняется мелкотоварное производство, т. е. изготовление изде­лий не на заказ, а на рынок. Поморье специализировалось на создании деревянных изделий, Псков, Новгород, Смоленск из­готавливали льняные ткани, на Севере развивалось солеварение и т. д.

Таким образом, возросла роль купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская ярмарка в районе Брянска, Ирбитская в Сибири, ярмарка в Архангельске и т.д., где купцы вели крупную по тем масштабам оптовую и розничную торговлю.

Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и т.д. Достаточно сказать, что английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где находились индийский и персидский торговые дворы.

Русское правительство поддерживало усиливающееся купечество. В 1667 г. был издан Новый Торговый устав, развивавший положения Торгового устава 1653 г. Новый Торговый устав повышал пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных торговых центрах.

В XVII в. значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны.

На основе мелкотоварного производства формируются круп­ные предприятия, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике — мануфактуры. В отличие от Западной Европы, где становление мануфактурного производства происходило в частновладельчес­ком секторе, по мере накопления капиталов у собственников, в России инициатором создания мануфактур выступило государ­ство. В XVII в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Первые казенные мануфактуры возникли еще в XVI в.

(Пушкарский двор. Монетный двор). В XVII в. металлургические заводы были построены на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия — в Ярославле и Казани, Хамовный (текстильный) двор в Москве.

Обычно первой частновладельческой мануфактурой считают Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631 г.

Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721) разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили позднее название «посессионных» (от латинского слова «посессия» — владение).

Социальная развитие.

По мнению Вернадского для восстановления страны правительство нуждалось в очень большом количестве денег. Для этого пришлось восстановить старые налоги и ввести ряд новых.

Все сословия обязаны были служить государству и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Население делилось на служилых и тяглых людей.

Во главе служилого сословия стояло около сотни боярских фамилий — потомков бывших Великих и удельных князей. Они занимали высшие должности в военном и гражданском управлении, но в течение XVII века их постепенно теснили выходцы из средних служилых слоев. Шло слияние бояр и дворян в один класс «государственных служилых людей». По своим социальным и этническим корням он отличался заметной пестротой: первоначально доступ к государственной службе был открыт всем свободным людям. По мере складывания государственной организации класс служилых приобретал все более замкнутый характер.

Способность дворян исполнять свои военные обязанности зависела от обеспеченности их поместий рабочей силой, от переходов крестьян от одних владельцев к другим. Кроме того, стихийная массовая миграция крестьян на новые земли (Украина, Дикая степь, Сибирь) приводила к сбоям в налоговой системе. Стабилизацию ситуации правительство видело в прикреплении крестьян к земле, то есть в закрепощении2. Прикрепление к земле не означало порабощения крестьян, они по-прежнему считались свободными людьми и могли жаловаться на притеснения помещиков в суд. Однако власть помещиков над крестьянами постепенно возрастала. Более благоприятным было положение государственных и дворцовых крестьян, которые не подчинялись помещикам.

Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские.

Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины. Черносошные крестьяне не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. Они несли тягло в пользу государства. Их положение было легче, чем у частновладельческих. «Черные земли» можно было продавать, закладывать, передавать по наследству.

Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.

Прикрепление к тяглу коснулось и других сословий, закреплялись на местах отдельные категории посадского населения. Дворяне в России были не более свободными, чем крестьяне и горожане; они были связаны обязательством пожизненной службы. За каждой общественной группой в общегосударственной структуре за­креплялось определенное место. Применяя гибкую тактику, центральная власть сумела закрепить в структуре государства и казачество. Москва признала за казаками право на самоуправление, на владение землей, оказывала им помощь провиантом, деньгами и оружием. Казачество, со своей стороны, обязывалось нести службу на рубежах Московского царства.

Влиятельным сословием в XVII веке было духовенство, державшее монополию в сфере просвещения, культуры, идеологии. Православное понимание сословных обязанностей как формы религиозного служения приводило к тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне — лично, а крестьяне и горожане — через налоги на содержание войска. Создается своеобразная система российского государственного крепостного права.

В царствование Алексея Михайловича были внесены изменения в судебную систему. Земским собором 1649 года был выработан новый свод законов, получивший название «Соборное уложение». Важнейшими направлениями «Уложения» были защита интересов дворян и горожан на фоне некоторого ограничения привилегий боярства и духовенства, а также протекционизм в пользу русских купцов и промышленников. Крестьяне законодательно были прикреплены к земле.

Таким образом, происходит процесс консолидации сословий, более четко очерчиваются их социальные рамки. Господствующая роль принадлежала боярам и дворянам. Независимо от формы собственности на землю они должны были нести военную службу. Наблюдается сближение социально- политического положения дворян и боярства. Разница между поместьем и вотчиной сводиться к минимуму. Дворянин, даже продав или заложив землю монастырю или неслужилому человеку, мог дернуть ее обратно. Дворянам принадлежала большая часть крестьянских дворов (57% по переписи 1678 г.).

Положение стрельцов, пушкарей, казенных кузнецов (так на­зываемых «служилых по прибору») становилось более тяжелым. Уменьшалось их жалование, многие из служилых переводились в разряд посадских людей и теряли прежние привилегии (напри­мер, право на покупку земли).

Количество посадских людей — горожан — росло. Значитель­ная часть ремесленников работала на государство. Часть ремес­ленников обслуживали нужды землевладельцев (вотчинные ре­месленники). Согласно Соборному уложению 1649 г. занимать­ся ремеслом и торговлей в городе могли только посадские люди. Они входили в общины и несли различные повинности, платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. «Лучшие» люди посада — купцы — руководили посадскими общинами, ста­новились депутатами Земских соборов, ведали сбором налогов и пошлин.

Более замкнутым стало крестьянское сословие. Исчезли со­циальные слои холопов и «детей» монастырских. Правовое по­ложение частновладельческих крестьян сближалось с положе­нием государственных.черносошных, которые все чаще рассмат­ривались как крепостные.

В итоге к середине 17 века разорение времен смуты было преодолено.

Ко второй половине 17 века экономическая ситуация изменилась. Государству нужны были деньги. Повышались налоги. Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги. подняв в 1646 г., цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. н. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. Восстание в Москве, получившее название «соляного бунта», не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.

По мнению современного историка Торопцева А.П., у государства не было другого выхода, как выпустить медную монету в обращение. Этим государство хотело скопить серебро для выплаты жалования воинам. Это отрицательно сказалось на экономике. Медные деньги купцы старались за товар не брать. В итоге произошло обесценивание денег. Кроме того, в Москве появились фальшивомонетчики. Это привело в целой серии недовольств и восстаний. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд поднялся на восстание.

Таким образом, к середине 17 века государству удалось преодолеть последствия смуты, но уже во второй половине 17 века повышение налогов, изнурительные войны, которые вела Россия истощили казну. На что государство приняло ряд мер, которые вызвали серию народных недовольств.

«Бунташный век»

Бунташный век – это период времени в истории России, а именно в XVII веке, когда происходили различные восстания и войны, повлекшие за собой большие последствия и вошедшие в историю под разными названиями. «Соляной бунт», Селянский бунт, крестьянские войны Болотникова и Разина, а также восстания 1682 года.

Причины бунташного века

У любого бунта есть свои предпосылки, причины, которые заставили людей начать восстания или бунт. У бунташного века была одна главная причина – правитель Борис Морозов. Он имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, которого воспитывал с детства. Есть несколько главных причин восстаний народа:

· Большие налоги

· Помимо непосильных налогов иногда вводились чрезвычайные налоги

· Все новые категории жителей причислялись к тягловому населению

· Злоупотребление власти и нежелание слушать народ

· Появление посадского тяглового сословия.

Все это, было причинами народных бунтов. Люди не могли и дальше терпеть злоупотребление властью не только царя, но и его приближенных. Рано или поздно народ должен был взорваться это и произошло.

События бунташного века

На протяжении бунташного века произошло несколько восстаний и бунтов народа. В 1648 году начался «Соляной бунт», его причиной было увеличение налога на соль, что было непосильно для людей, алчность московской правящей верхушки привела к московскому восстанию. Горожане, крестьяне и стрельцы громили дома московской знати и требовали выдачи Морозова. В итоге по указанию народа было казнено большинство бояр. Но это было только начало.

В 1650 году резко подскочили цены на хлеб, из-за того, что он уходил в Швецию, как плата за перебежчиков из областей, которые захватила Россия. Ну и наконец, 25 июля 1662 год ознаменовался «медным бунтом», в знак неумеренного выпуска медных монет. Появились подделки, медные деньги резко обесценились, и народ начал голодать. Медные деньги перестали печатать в 1663г.

В 1661-1667 годах началось крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. Восстание было направлено против бояр и приближенных царя. Это было кровопролитное столкновение, в результате которого Степан Разин был пойман и казнён. Но это только укрепило желание народа сражаться за свои интересы.

Стрелецкий бунт 1682 года был венцом бунташного века. Его причины точно не выяснены, но предположительно это злоупотребление властью стрелецких военачальников. Результатом стрелецкого бунта стало фактическое правление Софьи Алексеевны на протяжении 7 лет.

Итоги бунташного века

Неправильное управление страной и игнорирование воли и желаний народа. Итогом бунташного века стала безрезультатность. Несмотря на все восстания и противостояния, голос селян не был услышан, продолжались обложения налогами и игнорирование людей. Злоупотребление властью только расширялось и усилилось, все жаждали расширения полномочий, никто не соблюдал закон, который им не угоден.

Церковные реформы 17 века

С самого начала 17 века, в церковной среде проходили реформы. В самом начале века, в 1619 – 1633 годах патриарх Филарет расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведения патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами. Патриарх Филарет своими реформами пытался повысить авторитет церкви, сделать её более самостоятельной.

В 40-ых годах 17 века, церковь начинает терять только, что было, обретенную самостоятельность. Духовенство ограничивается в экономических и политических правах, в жизни государства. Соборное Уложение несколько сократило привилегии церкви. Новые церковные реформы заключались в том, что церкви запрещалось приобретать новые земли, управление делами церкви же передавалось специальному монастырскому приказу.

В 1653 году в русской православной церкви произошел раскол. Патриарх Никон, желавший укрепить стремительно падавший авторитет церкви, начал проведение церковной реформы. Суть церковной реформы патриарха Никона, сводилась к унификации норм церковной жизни. Церковная реформа патриарха Никона повлекла за собой исправление обрядов богослужения, тем самым нарушим сложившиеся традиционные формы русских православных обрядов.

Церковная реформа патриарха Никона вызвала негодование части духовенства и светской знати. Противником церковных реформ Никона, стал протопоп Аввакум. Выступления Аввакума и его сторонников положило начало такому явлению как старообрядчество.

Конфликт между сторонниками реформ патриарха Никона (сторонники греческого обряда) и старообрядцами, обуславливал, прежде всего, разногласия в перстосложении. Великороссы (русские) крестились двумя пальцами, а греки тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте. Спор свелся к тому, что, является ли русский церковный обряд – двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение посолонь, то есть по солнцу, при совершении обрядов, результатом невежественных искажений в истории или нет.

Есть достоверные сведения, что при крещении Руси, князем Владимиром Красно Солнышко, русские крестились двумя перстами. Так делали и на Руси, до церковной реформы патриарха Никона. В эпоху христианизации Руси, в Византии использовались два устава Иерусалимский и Студийский. Дело в том, что в обрядовом отношении эти уставы противоречивы. Восточные славяне использовали первый, а у греков и малороссов (украинцев) возобладал второй.

На долгое время в русском православном обществе произошел конфликт. Раскол обернулся гонениями на старообрядцев и большими потерями для нашего общества. Среди старообрядцев было немало достойных людей, купцов, деятелей культуры и меценатов.


 

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО ПЕТРА І.

Петр I считал, что Россия сильно отставала в своем развитии от западно-европейских стран, царь открыто признавал это. Желая перенять европейский опыт, модернизировать страну и найти союзников в борьбе против Османской Империи, он снаряжает в Европу Великое посольство.

Во главе посольства стоял Франц Лефорт и опытные дипломаты Федор Головин и Прокопий Вознесенский. Проходило это событие в 1697 – 1698 годах. Весной 1697 года, посольство, состоящее из 250 человек, отправилось в Европу. Предстояло посетить Англию, Голландию, Австрию, Венецию, Ватикан и другие Европейские державы.

В составе Великого посольства было 35 молодых дворян, ехавших учиться морскому делу, среди них, под именем бомбардира Петра Михайлова, был сам царь Петр I Алексеевич. Первыми крупными городами, которые посетили русские, были Рига и Кенигсберг. Губернатор Риги не разрешил русскому царю осмотреть крепость и другие достопримечательности города. Петр в гневе назвал Ригу проклятым местом.

Дальше путь посольства лежал в Курляндию, где Петра I ждал радушный прием. Это был первый заграничный выезд русского монарха. Почти месяц гостил он у курляндского герцога Фридриха Казимира, который проявил максимальную любезность и предупредительность. Фридрих пытался склонить Петра к союзу против Швеции, однако царя из России, пока, интересовали лишь союзники в борьбе с Турцией. Дальше путь Великого посольства лежал через Германские государства.

Петр I отделился от посольства и отправился в Нидерланды, в Амстердам, где пробыл четыре месяца. Позже он тайно поступает на службу в корабельную верфь, где получает аттестат плотника–корабела. Великое посольство побывало и в Голландской Гааге, где ознакомилось с деятельностью высших органов власти страны – Генеральными штатами.

Петр I успешно совмещал деятельность дипломатической миссии с посещением театров, музеев, различных лабораторий и мануфактур, совершенствовал свои знания в корабельном деле. Немаловажной составляющей деятельности Петра в европейском турне, был наем западных специалистов в различных областях на русскую службу.

В январе 1698г Петр I прибывает с великим посольством в Англию. В Англии, он посещает верфи, ведет переговоры о заключение союза против Турции, а так же присутствует на заседаниях английского парламента. В конце апреля 1698 года он срочно отправляться в Австрию. Союз России, Польши, Австрии и Венеции против турков распался.

В Австрии русский царь должен был не допустить подписание мирного договора. В эти годы Европа жила проблемой «Испанского наследства» и никто не обращал толком внимания на идеи и предложения молодого русского царя.

Из Вены, Великое посольство должно было отправиться в Венецию, но в день отъезда 15 июля 1698 года, пришло сообщение об очередном стрелецком бунте. Петр I поспешил в Москву, по пути он встретился с Августом II. Август II неплохо обрисовал Петру перспективу войны против Швеции, изгнание их из Балтики, и утверждение Польши и России в этом регионе.

ЕКАТЕРИНА ІІ. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА».

Вплоть до конца 18в доминирующими тенденциями развития России оставались:

Усиление самовластия и деспотизма(оно отмечается правлением Анны Иоанновны, несмотря на то, что ее вступлению на престол предшествовало подписание кондиций, ограничивающих самодержавие в пользу аристократической верхушки, заседавшей в верховном тайном совете, но разорвала кондиции при поддержке гвардейцев и дворян и провозгласила себя самодержавной императрицей),

ужесточение крепостнических порядков(за счет податей расширилась крепостная зависимость, 1736 указ о прикреплении наемных работников к мануфактурам 1760 ПетрЗ получение права ссылать крестьян в Сибирь, 1765 -на каторжные работыЕк2, в 1767 Ек2 указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещика(уг. наказание), 1783 -крепостное право распростр на вольную Украину.),

усиление позиции дворянства(1727 -разрешение офицерам и рядовым из дворян увольняться из армии на 3 год, 1732 - корпус кадетов(дворяне-выпускники шли в армию уже офицерами), 1730 -приписка двор детей к полку, 1736 - отмена бессрочной службы дворян в армии(25лет), 1741 винокурение объявлено дворянской монополией, 62 - манифест вольности дворянства. Вывод: расширились и законодательно укрепилиь привилегии дворянства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.50.220 (0.072 с.)