ТОП 10:

Способы проведения турнира-викторины.



1. «Цепочка» (или «по кругу»).

Проводится, когда участвует пять и больше команд (например, звездочки одной октябрятской группы). 1-я команда задает 2-й (по кругу) вопрос или несколько вопросов (их количество определяется организаторами заранее), 2-я – 3-й, 3-я – 4-й и т. д. Последняя атакует первую.

Варианты:

а) вопросы задаются на одну, общую тему, выбираемую сообща всеми командами путем конкурса на лучшие предложения (окончательное решение выносит совет капитанов и ведущих);

б) каждая команда выбирает свою тему; приняв эстафету атаки, называет эту тему, а потом уже атакует.

2. «Змейка» (на общую тему или на свои темы).

Проводится так же, как в предыдущем варианте, только эстафета атаки передается не по кругу, а в произвольном порядке.

3. «Атака веером».

Каждая команда по очереди становится атакующей и задает по одному вопросу всем остальным. Этот способ целесообразно использовать, когда участвуют три или четыре команды.

4. «Оборона веером».

Каждая команда по очереди занимает оборону, и ей задают по одному вопросу все остальные. Этот способ также применяется в турнире-викторине из трех или четырех команд.

5. Перекрестный поединок.

Проводится между двумя командами, которые готовят но нескольку вопросов и задают их поочередно друг другу. Варианты:

а) поединок на общую тему, выбранную сообща;

б) поединок на разные темы, задуманные каждой командой.

Круг тем, которые могут быть взяты для турнира-викторины, очень широк: «Времена года», «Растения», «Животные», «Лес», «Родной край», «Путешествия», «Народы мира», «Страны и континенты», «Арктика и Антарктика», «Космос», «Занимательная математика», «Химия вокруг нас», «Профессии», «Транспорт», «Море и моряки», «Спорт», «Сказки», «Писатели и книги», «Музыка», «Живопись», «Кино», «Культура поведения», «Правила, уличного движения», «Суеверия и приметы» и т. д.

Подготовка.

Участники проводят общий сбор-старт, определяются команды, выбирается способ проведения турнира-викторины, затем на коротких совещаниях (15–20 минут) каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и подготавливает предложение о теме (если решено провести турнир-викторину на общую тему или на общие темы – в два-три тура). В заключение общего сбора команды объявляют свои названия, представляют своих капитанов (которые вместе с ведущими составляют совет дела – штаб турнира-викторины) и выдвигают предложения о теме. На короткой летучке (несколько минут) совет дела отбирает самую удачную тему.

После общего сбора-старта сразу же проводится турнир-викторина («молнией») или дается время (день или несколько дней) для подготовки по командам. В первом случае команды тут же, в течение 10–15 минут, придумывают вопросы для противников (и свою тему, если решено проводить турнир-викторину не по общей теме). Во втором случае ребята думают дольше, знакомятся с литературой, советуются со старшими и т. д.

Советы организаторам.

Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше вместе с кем-либо из старших ребят.

Ориентируйте участников на интересные вопросы, требующие работы мысли, особенно типа «почему?».

Главное в турнире-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных задач, обмен опытом – мыслями, впечатлениями, предположениями. Ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.

Строго придерживайтесь правила: после того как задан вопрос, никто не должен «выскакивать» с ответом, а вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например полминуты.

Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить любой другой команде: «Идите на выручку!» Если никто не сможет внести ясности, слово предоставляется самой атакующей команде.

Если и ответ атакующей команды не удовлетворил участников, то ведущие объявляют продолжение поиска. Пусть ребята поищут ответ в последующие дни, поспорят, пороются в литературе.

Можно оценивать ответы в баллах (например, за правильный и полный – 2 балла, за неполный – 1 балл), премируя также и наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружную работу команды и т. д. Можно и не делать этого, чтобы азарт «набирания баллов» не отвлекал внимания от главного, не снижал интереса к процессу поиска истины.

По вопросам, которые вызвали наибольший интерес во время турнира-викторины, стоит продолжить коллективную работу и использовать другие познавательные дела, например вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защиту фантастических проектов, пресс-конференцию.

Как это было

Из коммунарского дневника Людмилы Матвеевой и Валентины Свешниковой: «Мы решили провести вместе с ребятами нашего класса турнир-викторину. Сначала мы собрали ребят и рассказали, что это такое. Договорились, что каждая звездочка подумает и решит, на какую тему она будет составлять вопросы..

Всего в нашем классе 6 звездочек. Когда мы с ребятами проводили беседу, то сказали, что тему можно взять любую. 1-я звездочка составила вопросы о футболе, но когда октябрята показали нам вопросы, то ни на один из них мы сами не могли ответить. Вот эти вопросы:

Кто победил в киевском матче: «Динамо» – Киев или «Торпедо» – Москва?

Что случилось с футболистом в мимической сценке «Штрафной удар»?

Кто лучший футбольный бомбардир Советского Союза?

Все были недовольны такими вопросами, особенно девочки. Октябрята 1-й звездочки потом сказали, что они не могли выбрать другую тему. Ведь их звездочка называется «Спартак», а футбол должны любить все. Звездочка «Орленок» решила проверить знания одноклассников о ягодах и фруктах. Их вопросы:

Какой фрукт имеет такую форму? (Нарисован ананас, но ребята ответить на этот вопрос не смогли, и пришлось рассказывать об ананасе самим «орлятам».)

Какую ягоду можно собирать, когда выпадет снег? (На этот вопрос ребята быстро ответили, добавив, где растет клюква, как она растет.)

Какая ягода бывает разных цветов? (На этот вопрос ответили ребята 4-й звездочки.)

Больше всего всем понравилась тема 3-й звездочки – «Знаешь ли ты свой город?». И вопросы по этой теме были интересны:

В воде родился, три раза крестился, четырежды награжден, ни разу не побежден (загадка).

На скольких островах расположен Ленинград?

Что это за здание? (На фотографии изображен новый телецентр.)

И т. д.

Когда ответили на все вопросы, получился неплохой рассказ о Ленинграде.

Звездочка «Огонек» тоже выбрала тему «Ленинград». Но ее вопросы были уже другими:

Где находится Исаакиевский собор?

Где находится памятник Петру I? (5-я звездочка ответила, что в Ленинграде два памятника Петру I, и рассказала, где они установлены.)

Почему площадь Искусств так называется?

Звездочка «Юпитер» спрашивала о животных:

Кто выпускает защитную жидкость?

Кто тяжелее: слон или новорожденный китенок?

(По этому поводу было очень много споров, пока 5-я звездочка не доказала, что китенок тяжелее.)

Сколько всего пород воробьев? (На этот вопрос тоже пришлось отвечать октябрятам 5-й звездочки.)

6-я звездочка выбрала историческую тему. Ее вопросы такие:

Когда родился Карл Маркс?

В каком году Наполеон напал па Вену?

Когда родился В. И. Ленин? (На этот вопрос ответили очень быстро и точно, а на предыдущие отвечали все, общими усилиями.)

Вопросы задавали «цепочкой»: 1-я звездочка – 2-й; 2-я – 3-й; 3-я – 4-й; 4-я – 5-й; 5-я – 6-й; 6-я – 1-й. Если звездочка не могла ответить на вопрос, спрашивали следующую. За полный ответ начисляли одно очко, за неполный – половину очка».

ТУРНИР ЗНАТОКОВ– познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших.

Количество туров равно числу коллективов, участвующих в турнире (3–5, не более). Каждый коллектив является организатором одного из туров (проводит состязание между всеми другими коллективами), а в остальных турах выступает как рядовой участник соревнований.

Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль. Например, турнир знатоков с участием четырех коллективов может состоять из таких туров-состязаний: 1) знатоков математики, 2) знатоков музыки, 3) знатоков родного края, 3) знатоков медицины.

В состязаниях каждый коллектив может участвовать или целиком, или выдвигая из своего состава команду знатоков. Главными ведущими могут быть двое-трое взрослых или взрослый вместе с одним-двумя старшими школьниками.

Подготовка к турниру знатоков.

Главные ведущие созывают общий сбор-старт коллективов, желающих участвовать в турнире. Участники рассаживаются по кругу. Избирается совет дела – штаб турнира, куда входят представители каждого коллектива (командиры, штурманы, застрельщики и т. п.) и главные ведущие.

Затем общий сбор решает, каким способом будут выбраны профили (а при однопрофильном турнире – виды) творческих состязаний: каждый коллектив одновременно с другим посовещается (5–7 минут) и придумает тот профиль (вид), по которому будет проводить свой тур состязаний между остальными коллективами, или сначала все коллективы посоветуются и предложат возможные профили (виды) состязаний. Далее сообща (или на летучке штаба) будут отобраны (по числу коллективов) самые удачные и по желанию или по жребию распределены между участниками.

После того как профили (виды) придуманы и объявлены (или распределены), каждый коллектив снова совещается (15–20 минут) и решает, как он будет вести свой тур состязаний: какие творческие задания сообщит всем заранее для предварительной подготовки, какие объявит только на самом турнире, кто и как будет давать задание и оценивать выполнение. Для того чтобы сделать организацию состязаний интереснее, коллектив может придумать себе общую организаторскую роль соответственно профилю (виду) состязания («приемная комиссия», «ученый совет», «жюри фестиваля» и т. п.), а каждый член этого коллектива выбирает для себя и свою личную роль, может придумать псевдоним, профессию, звание, и т. п.

В заключение общего сбора, после того как будут объявлены задания и дата проведения турнира, создаются команды знатоков для тех туров, в которых коллективы будут состязаться не целиком, а представителями.

После общего сбора-старта каждый коллектив готовится (целиком и по командам) к выполнению тех заданий, которые объявлены предварительно, к проведению своего тура состязаний, придумывает и подготавливает призы для победителей.

Возможные профили состязаний:

конкурс знатоков науки, например математики или физики, химии или биологии;

состязание знатоков родного края, города, села (между командами туристов, краеведов или экскурсоводов и т. п.);

соревнование журналистов (например, между командами выпускников журналистского факультета сдающих экзамены государственной комиссии);

конкурс знатоков искусства: музыки или живописи, поэзии или театра (например, между командами абитуриентов, поступающих в консерваторию или литературный институт);

состязание знатоков техники (например, между командами кандидатов на Всемирную техническую выставку);

конкурс знатоков атеизма;

соревнование знатоков медицины;

состязание знатоков танца (например, между делегациями на фестивале) и т. д.

 

Турнир эрудитов из кантаты Отрядные песни Н.Добронравов, А. Пахмутова (1972)
Что за крики, что за шум? Это мы взялись за ум. Надрывается эфир – Всех скликаем на турнир. Кто сидит, задравши нос, Зададим ему вопрос, На такой не даст ответ Сам великий Архимед. Как пульсирует пульсар? Когда открыт был мю-мезон? В чем сила антивещества? И кто такой был Резерфорд? Как укрощают термояд? И что такое квант? Генка – главный эрудит. На турнире победит. На турнире победит Генка – главный эрудит. Он, по прозвищу Сократ, Выручает наш отряд. Выручает наш отряд Генка – главный наш Сократ.   (Он-то знает) Как пульсирует пульсар, Когда открыт был мю-мезон, В чем сила антивещества, И сколько может весить свет, Как укрощают термояд, И что такое квант? Мы с приятелем вдвоём Строим синхрофазотрон, Строим синхрофазотрон, Мы с приятелем вдвоём. Здесь в расчете всех систем Мы поспорим с ЭВМ. Мы поспорим с ЭВМ В разработке всех систем. А это что? И для чего? Ещё о чем? Зачем ещё? А что? Про что? А что прошло? О чём? Зачем? При чём? А что? Необычный наш турнир Удивит научный мир. Удивит научный мир Наш невиданный турнир. Эрудитов ждет успех, Встретит радостно физтех всех!  

Советы организаторам.

Задания должны носить творческий характер (например, написать короткий рассказ или очерк, исполнить сценку, провести репортаж и т. п.).

Чтобы турнир не затянулся, можно заранее установить максимальное время для проведения каждого тура, скажем не более 15–20 минут.

После того как проведены все туры состязания, нужно дать время (15–20 минут), чтобы каждый коллектив мог подвести итоги своего тура, т. е. того соревнования, которое было организовано этим коллективом, и подготовить оценки в соответствии с принятой ролью. Например, «государственная комиссия» вручает командам диплом об окончании института, «жюри фестиваля» – призы или грамоты и т. п.

В заключение турнира главные ведущие предоставляют по очереди слово каждому из коллективов, которые и объявляют итоги своего тура состязаний.

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ(альманах) – познавательное дело-обозрение, представляет собой серию коротких выступлений (страничек) на различные темы окружающей и внутриколлективной жизни. Устный журнал может выпускаться систематически (например, раз в две недели или ежемесячно) и эпизодически. Во втором случае устный журнал лучше именовать альманахом.

Устный журнал дает возможность каждому члену коллектива делиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями, интересами; позволяет в живой, образной форме знакомить всех с политическими событиями, новостями общественной жизни (политическая информация); способствует решению задач идейно-политического, нравственного, умственного, эстетического воспитания в их единстве.

Варианты работы с устным журналом (альманахом).

1. Каждый микроколлектив (октябрятская звездочка, пионерское звено и т. д.) вместе со своими старшими друзьями выпускает по очереди (например, раз в две недели) номер устного журнала для своего класса, отряда.

2. Каждый старший классный коллектив или – лучше – союз старшего и младшего классов по очереди выпускает номер устного журнала для школы.

3. Классный коллектив или союз классных коллективов подготавливает устный альманах (например, к празднику) и выступает с ним перед другими классами (младшими, параллельными) и вне школы.

4. Устный альманах выпускается сводным отрядом («творческим объединением») любителей из одного или разных классов – для школы, пионерского лагеря, для участников слета, для окружающих людей, например, во время турпохода, рейда или десанта.

Возможные темы и жанры страничек (и частей) устного журнала:

«Сказочная»;

«Почему?», «Что? Где? Когда?»;

«Новости»;

«Что такое хорошо и что такое плохо?»;

«Сатирическая» (с использованием сценок, частушек, шуточной анкеты, интервью, энциклопедии и т. п.);

«По страницам пионерских газет и журналов»;

«Так поступают советские люди»;

«Наши мамы, наши папы, наши старшие друзья»;

«Героическая» или «Герои и подвиги» (рассказы, стихотворения, песни, воспоминания и т. п.);

«Наш край» или «На машине времени» (прошлое – настоящее – будущее);

«По родной стране» или «Вокруг света»;

«Удивительное – рядом» или «Тайны природы» (маленькие рассказы об интересных явлениях природы с использованием картинок, фотографий, диапозитивов, гербария и т. д.);

«Чудеса без чудес» или «Наука против суеверий» (с использованием опытов);

«Внимание – интересная книжка!»;

«Спортивная» (например, в виде репортажа);

«В мире искусства» или отдельные странички: «Поэтическая», «Музыкальная», «Живописная» и т. п.

Советы организаторам.

Название устного журнала может быть традиционным или меняться, но в любом случае оно выбирается сообща, в результате открытого или закрытого (под девизами) конкурса на лучшее предложение между всеми участниками; если устный журнал выпускается поочередно несколькими авторскими коллективами, то каждый может назвать свой журнал по-своему.

Содержание номера (темы частей, страничек) обсуждается на общем сборе-старте участников; части или странички для подготовки и выступления распределяются по желанию, причем желающие могут участвовать, конечно, и в нескольких частях (страничках). Каждую часть (страничку) готовит небольшая бригада. На этом же сборе выбирается совет дела (редколлегия номера), которая помогает бригадам готовить выступления, составляет план номера, придумывает обложку устного журнала, т. е. вступление (с названием журнала, оглавлением номера и т. д.) и заключение, например речевку-пожелание, песню-призыв.

На общей репетиции создается обложка, в исполнении которой участвуют все члены коллектива, и показываются подготовленные бригадами странички. Затем общий сбор обсуждает выступления, дает советы авторам-исполнителям. После необходимой доработки устный журнал (альманах) «выходит в свет». Желательно после каждого выступления с устным журналом проводить короткий общий сбор-«огонек», чтобы сообща извлекать уроки из собственного опыта.

Название очередной части (странички) может объявляться или всеми участниками, или ведущими (1–2 человека), или той бригадой, которая выступает с этой частью (страничкой).

Взрослые (педагоги, родители и т. п.) могут быть прямыми организаторами работы (возглавлять совет дела, редколлегию), консультантами при подготовке наиболее ответственных и сложных частей журнала, а также авторами-исполнителями отдельных страниц, подготовленных вместе с ребятами или как сюрприз для них. Помните, что устный журнал – это общее творческое дело ребят и их старших друзей на пользу и радость своему коллективу и другим людям!

ДЕРЗАЙТЕ:
ВЫ ТАЛАНТЛИВЫ

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕЛА Кольцовка песен Концерт–“молния” Кукольный театр Литературно-художественные конкурсы Турнир знатоков поэзии Эстафета любимых занятий Эстафета–“ромашка”  

Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.

Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы, школьники применяют (и закрепляют, расширяют, углубляют) знания, умения и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и внешкольных занятиях – коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание художественных обозрений), трудовым (предметно-художественное творчество), познавательным, творческим.

КОЛЬЦОВКА ПЕСЕН– массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему.

Правила игры.

Каждая команда поет только один куплет (и припев) и должна исполнять его сразу же после предыдущей Команды.

Если команда допустила паузу более 3–5 секунд или исполнила песню не на выбранную тему, то по решению ведущих она выбывает из игры; побеждает та команда, которая последней исполнила песню на условленную тему.

Совещания команд по выбору очередной песни должны идти так, чтобы не мешать поющим; ведущие имеют право отстранить от игры команду за шум «сверх нормы».

Возможные темы кольцовки:«Песни боевые, солдатские», «Море и моряки», «О пионерах», «Туристские песни», «Москва-столица», «Любимый город – Ленинград», «О людях разных профессий», «Дружба», «Русские народные песни» и др.

Советы организаторам.

Тему кольцовки могут предложить ведущие или выбрать сами участники – путем конкурса между командами на лучшие предложения (окончательное решение выносит совет капитанов и ведущих).

Не стоит проводить больше одного-двух туров кольцовки, чтобы не утомить участников.

Команды можно составлять по-разному, по первичным коллективам (звездочкам, звеньям и т. д.), по классам и их союзам, по желанию (кто с каким капитаном хочет), по жребию и т. д. Количество участников в каждой команде не должно превышать 40–50 человек, ибо в противном случае трудно совещаться и дружно петь.

Кольцовка песен, посвященных совместно выбранной теме, оказывает сильное эмоциональное воздействие, сплачивает участников в воодушевляющем, увлекательном действе. Поэтому ее можно использовать на пионерском сборе, классном и школьном вечере (например, в начале – для быстрого идейно-эмоционального ввода в тему и сближения участников или в конце – как коллективное завершение и своеобразная разрядка энергии), а также в перерыве или по окончании любого познавательного, спортивного, трудового дела.

Как это было

Из коммунарского дневника Инны Аванесян, Людмилы Мартыновой-Ткачевой, Серафимы Махлиной-Макаренко: «Надо было закончить школьный праздник каким-то ярким финалом. Решили устроить кольцовку песен. Быстро разбились на 5 команд. В каждую команду вошли октябрята, пионеры, старшеклассники, учителя и мы, кимовцы. Учитывая столь широкий состав, кольцовку сделали свободной: можно было спеть куплет любой песни.

Итак, слово дается первой команде, которая звонко поет начало песни «Главное, ребята, сердцем не стареть...». И сразу же по окончании припева следующая по кругу команда запевает «Смело, товарищи, в ногу...». И пошла кольцовка!

Трудность в том, что каждая команда за короткий срок должна найти для исполнения песню, знакомую всем – и старшим, и младшим. Так как участниками были пионеры, октябрята, комсомольцы и «старая гвардия», то чередовались песни всех этих поколений.

Некоторые команды успевали даже инсценировать свою песню, что очень оживляло кольцовку. Так, под аккомпанемент песни «Светит месяц» октябрята, к восторгу всех участников, пустились в пляс. Эта затея была подхвачена и другими командами.

Всего за 30 минут в зале прозвучали куплеты из 40 песен разного характера, многие сопровождались танцами и пантомимой. Песни лились одна за другой, и не было им конца...

Получилось не просто хоровое пение, а настоящее творческое коллективное дело!»

КОНЦЕРТ- «МОЛНИЯ» – игра-обозрение, участники которой (несколько команд) готовят за короткое время (не более 30 минут) импровизированные коллективные выступления по общей программе.

Программа концерта-«молнии» составляется также экспромтом, лучше всего советом капитанов команд по предложению участников.

В программу включаются несколько (3–5) обязательных для каждой команды жанров, например: хоровое пение, танец, декламация, сценка, оригинальный жанр.

Программа может быть усложнена таким заданием: объединить все обязательные номера единой темой или сюжетом. В результате каждая команда покажет небольшую концертную сюиту или даже спектакль. При этом возможны два варианта:

а) тема (сюжет) таких сюит-спектаклей для всех команд общая (выбирается также сообща – советом капитанов по предложениям команд);

б) каждая команда, начиная подготовку, придумывает свою тему (сюжет).

Примеры тем (сюжетов):«День в пионерском лагере», «В туристском походе», «Встреча Нового года», «Проводы зимы», «Праздник на корабле», «Лесной карнавал», «Бойцы на привале», «На всемирном фестивале молодежи», «Встреча друзей с Кубы (другой страны)», «В Антарктиде» и др.

Порядок игры-обозрения.

1. Создание команд (если решено участвовать сводными коллективами), выборы капитанов, составление программ (перечня обязательных жанров и т. д.);

2. Подготовка концерта по командам (время – 15–20 минут, в любом случае не больше получаса);

3. Поочередные выступления команд (каждой дается 5–7 минут).

Советы организаторам.

Завершить концерт хорошо общей песней, например самой удачной из тех, которые были исполнены во время командных выступлений.

Проводить концерт-«молнию» можно во время праздничных утренников, вечеров на привале в походе, в перерыве для отдыха между трудом, во время ожидания начала какого-либо дела (особенно когда это ожидание неожиданно затягивается) и т. д.

Соревнования между командами устраивать не стоит. Пусть каждое выступление имеет одну цель – удовольствие, радость товарищей, а весь концерт будет своеобразным обменом сюрпризами.

Участниками концерта-молнии могут быть и постоянные коллективы (например, октябрятские звездочки со своими старшими друзьями, пионерские звенья, классные коллективы), и сводные объединения. Сводные команды можно создавать различными способами: по жребию, по именам участников (объединения тезок – «Вали, Али, Оли и Коли»; «Тани, Ани, Вани, Мани»; «Сережи и Людмилы» и т. п.), по времени их рождения (например, «Зима», «Лето», «Весна», «Осень») и т. д.

Помните, что главное в игре – проявление творческих способностей, находчивости, остроумия, фантазии каждого участника, сплочение коллектива, утверждение мажорного тона его жизни.

Как это было

Из коммунарского дневника Ларисы Волковой: «Нам довелось устроить концерт-«молнию» на сборе дружины. Собрали желающих из разных классов – от четвертых до седьмых. Разбились на команды. Условились подготовить по 5 номеров: сценку, песню, танец, стихотворение и оригинальный жанр. Команды разбежались в разные помещения, и начались муки творчества.

Кимовцам пришлось потрудиться. Все «горели», и даже очень ярко. Уже потом, в пионерской комнате, Галя Асанова копировала меня, как я призывала творить: «Ну, давайте, думайте, давайте!»

Как представим команду? Как ее назовем? Расшифруем слово. Какое? Музыкальное. Перебрали все инструменты. Остановились на гитаре. Итак, «Гитара» – Группа Исключительно Талантливых Активных Ребят Актеров. Сделали эмблему (гитару). При объяснении правил было сказано, что поощряться будет выступление, связанное единым сюжетом. Долго думать не пришлось. Вспомнили, что сегодня день здоровья, и тут же нашлась песня: «Ни мороз нам не страшен, ни жара», а за ней – сценка о том, как летом укрепляли здоровье, делали зарядку. Стихотворение и оригинальный жанр долго придумать не могли. Но кто ищет, тот всегда найдет. Нам помог... Пушкин, решили, что он будет сидеть под зеленым дубом у лукоморья и размышлять о пользе свежего воздуха и физкультуры.

Иногда зарядку может
Заменить веселый, танец.
Ногу поднимай повыше –
Будешь прыгать крыши выше.
Будешь «еньку» танцевать –
Сильным, ловким можешь стать!

Истекли полчаса, данные на подготовку. И вот в сборе. У всех вид заговорщиков. Каждый старается отгадать: «А что у вас?» Выбрали жюри (в него вошли учители и кимовцы). Первая команда – «Топотушки» – выступила в стиле ансамбля русской народной песни и танца. Все четко, интересно. За ними – наша «Гитара». Мы сидели в стороне, а у «Топотушек» кимовцы старались больше ребят. И надо подумать, как лучше. Ведь потом ребята будут действовать сами, без нас!

Третья команда выступила безымянной. Ребята здесь подготовились слабо. «Выехали» на 2–3 мальчиках. Но хорошие выступления они видели и вывод для себя сделали».

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР– ролевая игра, заключающаяся в подготовке и показе спектаклей для своего коллектива и окружающих людей.

Участниками этого дела могут быть учащиеся одного класса – октябрятской группы, пионерского отряда и их взрослые друзья, но лучше, если будут действовать в содружестве старшие и младшие, например пионеры и октябрята.

«Строительство» театра начинается на общем сборе. Все участники игры сообща решают, какие цехи (отделы) будут в составе театра, затем создаются сводные бригады по цехам, выбираются командиры бригад (начальники цехов) и совет дела – дирекция театра, в которую входят начальники цехов и главные руководители (директор, художественный руководитель) – взрослые и старшие ребята.

Так же сообща выясняется «репертуарный вопрос». Если решено поставить готовую пьесу, то проводится конкурс между сводными бригадами на лучшее предложение о том, какую именно пьесу взять. Если решено играть свою пьесу (например, инсценировать известную сказку, рассказ и др.), то создается литературная бригада (литературный цех), которой и поручается написать текст представления, или проводится конкурс между первичными коллективами (октябрятскими звездочками, пионерскими звеньями), сводными бригадами (цехами) на лучшую тему (сюжет) спектакля. На следующем общем сборе все предложения обсуждаются, а затем уже выбирается специальная литературная бригада, которая пишет сценарий (его также можно создать приемом эстафеты от одного первичного коллектива к другому, как рассказ-эстафету). После создания пьесы дирекция распределяет работу между цехами (бригадами) и руководит подготовкой спектакля.

Примерная структура кукольного театра:1) дирекция – главные руководители и начальники цехов (командиры бригад); 2) литературный цех; 3) кукольный цех (изготовление кукол); 4) актерский цех (бригада кукловодов); 5) бутафорский цех (изготовление реквизита); 6) декорационный цех (работа над декорациями); 7) световой цех (сценические звуки, шумы, музыкальное сопровождение).

После каждого представления общий сбор-«огонек» обсуждает: что было хорошо? Что не получилось? Что предлагается? Каждый цех высказывает свои мнения и предложения.

Как это было

Из коммунарского дневника Юрия Афанасьева: «Любой школе не трудно купить куклы, сделать ширму и показать «Репку». Другое дело – самим сделать куклы, самим написать сказку. Тогда будут заняты не 5–6 человек, а 20–30 и более. В этом гораздо больший воспитательный смысл. Трудно ли это? Да, трудно, но и доступно любой школе.

Я задумал построить работу кукольного театра по цехам: дирекция, актерский цех, бутафорский, шумовой, осветительный, цех оформителей.

А все началось с того, что при кукольном театре появились «сказители», сначала 3, затем 6, 10 и наконец 15. Вскоре стали приходить любители послушать сказку, у народности ханты много сказок, и они все ни в коей степени не повторяются. Любой хант – сказитель. Я заметил, что и ребята у них обладают удивительной памятью и рассказывают самым подробнейшим образом. Они и сочиняют сами. Так, например, Валера Е. рассказал мне две сказки. Я посчитал, что это старые сказки, но он сказал, что «вчера сочинил», и даже обиделся, когда я посмотрел на него с недоверием. Трудно объяснить такой «сказочный талант», но причина, возможно, кроется в том, что ханты месяцами, годами живут в тайге. При встрече с новыми людьми у них появляется потребность рассказать о своих мыслях, впечатлениях. Очевидно, лучше всего сделать это иносказательно – в форме притчи, сказки, опираясь на многовековой опыт народной мудрости.

Интересен своеобразный обряд перед рассказыванием сказок. Зашедшему «на огонек» говорят: «Ты без головы, с одной ногой и никуда не уйдешь». И гость обязан рассказать две сказки, т. е. «восстановить» свою голову и «отпавшую» ногу. Тот, кто съел в гостях налимью голову, обязан рассказать 7 сказок.

Итак, я прослушал 40 сказок, рассказанных ребятами. По мотивам этих сказок была написана одна: «Бабушкин внук и ведьма-людоед». Ее и решили инсценировать. Долго думали, как будет выглядеть ведьма. Однако и с этой задачей мы успешно справились. В дословном переводе с хантыйского ведьма – это «женщина, делающая жилы». У нее не такие руки и не такое тело, как у человека. Но как же ее изобразить? И тут Наташе Куртямовой пришло в голову: «У нее глухариные лапы!» Вместо рук мы вставили волосатые глухариные лапы, и кукла действительно приобрела «людоедский» вид.

Сцена была оформлена так: ширма, на ней с одного угла – чум и береза, с другого – котел людоеда и лиственница. Задник: на простыне изображены масляными красками темный лес, река, таинственные горы.

... Наступил долгожданный день первого спектакля. Большой класс не вмещает ребят. Пришли женщины-ханты в своих национальных костюмах. Они приехали из тундры за детьми, чтобы увезти их домой на каникулы. Оживление, радость встреч...

Вдруг свет в классе выключается, луч проекционного фонаря выхватывает из темноты верхнюю часть ширмы и задник. Впечатление такое, что это происходит в действительности.

Когда появился менгк-иги (людоед), малыши ахнули, раздались голоса:

– Я его не боюсь, он не настоящий.

– А Нина Васильевна говорила, что Юрий Николаевич в лесу его поймал, в своем кабинете кормит мясом.

Поначалу это походило на правду, потому что менгк-иги (а его водил я) так рявкнул, так зарычал, что малыши от страха схватились друг за друга. Через минуту уже все весело смеялись над тем, как маленький мальчик обманывает такого большого и глупого людоеда...»


ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНКУРСЫ– коллективные дела, развивающие творческие способности каждого участника. Основаны на обмене знаниями, впечатлениями, интересами.

Литературно-художественные конкурсы лучше всего строить как совместную деятельность друзей в октябрятских звездочках, пионерских звеньях, творческих бригадах, как заботу каждого о своих товарищах, о своем коллективе и его успехе в соревнованиях. Вместе с тем творческие работы (сказки, рассказы, рисунки и др.), созданные в ходе конкурса, должны рассматриваться всеми участниками как общее достояние, интересное и поучительное для других людей (родителей, малышей, шефов, далеких друзей).

Примерные виды литературно-художественных конкурсов:

  • на лучшую сказку (на одну и ту же тему, выбранную сообща всеми участниками, или на различные темы);
  • на лучший рассказ или сказку в картинках с подписями (на общую или свободную тему);
  • на лучший коллективный рисунок (на общую или свободную тему);
  • на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков;
  • на лучшее письмо далеким друзьям;
  • на лучшую подпись под фотоснимком или серией фотоснимков.

Советы организаторам.

Конкурсы можно проводить «молнией», т. е. в течение короткого времени (час-полтора), или предоставить участникам несколько дней (неделю) на подготовку.

Темы и содержание литературно-художественных работ могут быть самыми различными (определяются познавательными интересами участников, событиями общественно-политической жизни и т. д.).

Взрослые (учителя, родители) выступают как друзья-советчики ребят, помогают им готовить сюрпризы для детальных участников конкурса и т. д.

Работу на конкурс можно делать сразу всем вместе или эстафетой – передавая друг другу сказку, рассказ, рисунок для продолжения. При этом важно позаботиться, чтобы никто не остался в стороне.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.043 с.)