Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Используемые полифонические жанры в клавирной музыке эпохи барроко.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Крупнейшими полифонистами этого времени являются немецкие композиторы - Г.Ф. Гендель, И.С.Бах. Творчество И.-С.Баха является вершиной полифонического искусства. Инвенция (лат. Inventio – выдумка, изобретение) небольшая инструментальная пьеса полифонического склада, главным образом двухголосная. Термин «инвенция» ввёл К. Жанекен. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике, хотя в них встречаются и более сложные приёмы, свойственные фуге. И.С.Бах написал для своих учеников двух- и трёхголосные инвенции (трёхголосные инвенции в оригинале носят название «симфоний»). По мысли композитора, эти пьесы можно рассматривать не только как средство добиться певучей манеры игры, но и как своего рода упражнения для развития полифонической изобретательности музыканта. Приём и жанр инвенций сохранился в музыке до наших дней. Прелюдия (лат. Praeludo– играть вступление) – инструментальная пьеса свободной формы, распространённая с XV в. и нередко служившая вступлением к следующей за ней пьесе. По всей вероятности, прелюдия возникла как предварительная импровизация (перебор струн, клавиш) с целью настройки инструмента или постепенной подготовки к исполнению. Прелюдия вначале вошла в практику лютнистов, затем клавесинистов и органистов. В XVI в. прелюдия уже существовала как самостоятельная пьеса и сочинялась главным образом в аккордово-гармоническом складе. В XVII в. она сближается с токкатой. Широкое распространение прелюдия получила в органной музыке XVII – XVIII вв. Здесь жанр прелюдии приобрёл чисто концертную яркость изложения (богатые фигурации, орнаментальные пассажи). Таковы прелюдии для органа И. С. Баха. Во многих инструментальных сюитах XVII – XVIII вв. прелюдия выполняла роль вступительной пьесы. Особое значение приобрела онав качестве своеобразного вступления к фуге. В творчестве И. С.Баха сложился всемирно известный цикл «Прелюдий и фуг» под названи ем «Хорошо темперированный клавир». С XIX в. прелюдиями называют небольшие самостоятельные пьесы, главным образом фортепианные. Нередко их объединяют в циклы – прелюдии Ф. Шопена, С. Рахманинова, А. Скрябина, Д.Шостаковича и др. Канон (греч. Kanon – правило, образец) – приём полифонического письма, основанный на имитации, а также один из самых распространённых жанров вокального многоголосия эпохи Средневековья. По композиционному строению представляет собой строго выдержанную имитацию, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему. Иногда вступление происходит с той же ноты, иногда с другой, но всегда последующие голоса выдерживаются строго по образцу начального голоса, который называется пропостой,а имитирующие голоса называются риспостами. Сочинением канонов музыканты увлекались ещё на зарепрофессионального творчества. В народной практике эта форма известна с древнейших времён.Огромное значение канон приобрёл в творчестве композиторов франко-фламандской школы XV – XVI вв. Виртуозно владевшие контрапунктическим мастерством, представители этой школы использовали самые разнообразные типы канона: •Бесконечный – где конец мелодии непосредственно переходил в начало; • Обращённый – с зеркальным строением темы; • Загадочный – где исполнителям предлагалось распознать момент вступления имитирующих голосов. Показательно, что написание канонов издавна считалось эталоном контрапунктического мастерства композитора. Так И.С.Бах специально для вступления в члены «Общества музыкальных наук (1747 г.) написал тройной шестиголосный канон (т.е. канон с тремя различными темами). Кроме того, в наследии Баха сохранилось несколько трёх-, четырёх, семиголосных канонов (в том числе и модные в ту эпоху загадочные каноны). В форме канона сочинялись как небольшие самостоятельные пьесы, так и отдельные эпизоды крупного музыкального произведения. Наиболее широко техника канона используется в сложных полифонических формах, например в фуге. Фуга (лат. Fuga– бег, бегство) – многоголосное полифоническое произведение, основанное на очередном изложении и развитии темы в разных голосах. Форма фуги имитационно-полифоническая.Большинство фуг имеет трёхчастное строение. Первая часть условноназывается экспозицией, вторая часть – разработкой, третья – репризой. Надо сказать, что реприза никогда не бывает точной. Она всегда отличается от экспозиции. Этим, и не только этим, она отличается от формы сонатного allegro, хотя и является его преддверием. Между основными разделами фуги, а также между проведениями тем внутри этих разделов часто помещаются связующие эпизоды, которые называются интермедиями и строятся на отдельных элементах темы. В виду сложности и многогранности, фуга редко используется в репертуаре детских школ искусств. Фугетта - небольшая, несложная фуга. По - итальянски, буквально fugetta- маленькая фуга. Фугеттами обычно называют произведения, написанные в форме фуг, но небольшие по размеру и незаключающие в себе значительного развития. Образцы её имеются в клавирных сочинениях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Шумана (семь фортепианных миниатюр ор. 126 Шуман озаглавил «фугетты»). Фугетта изредка встречается в творчестве композиторов XIX – XX вв.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.005 с.) |