Экономика и сферы экономической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и сферы экономической деятельности.



Общие

1. Метод “Научной абстракции”. В явлении фиксируется его сущностные, наиболее важные черты, а второстепенные и случайные – исключаются из анализа.

2. Метод “Анализа и синтеза” – анализ – мысленное разделение явления на составляющие простые компоненты и их изучение. Синтез – мысленное соединение отдельных частей явления в единое целое.

3. Метод “Индукции и дедукции”. Индукция – построение общих умозаключений на основе частных.

Дедукция – построение частных на основе общих.

4. Диалектические методы – рассматривают любое явление в процессе постоянного изменения развития и взаимодействия с другими явлениями.

Специальные

1. Функциональный анализ – выявление четкой математически-определенной зависимости, между одним явлением(аргументом) и др. явлением(функцией).

2. Позитивный и нормативный анализ.

Позитивный – построение теоретических моделей для выявления причин и механизма процесса

Нормативный – определение оптимального состояния явления причин отклонений и пути корректировки

3. Экономико-математическое моделирование

4. Экономически эксперимент – выявление поведения объекта под воздействием контролируемого фактора, при неизменности прочих условий.

№2. Экономические потребности и экономические блага.

Дуговая эластичность

на практике кривые спроса и предложения являются вогнутыми, т.е. имеют разный угловой наклон к осям координат

изменение коэффициента эластичности по одной точке – по изначальному значению спроса (предложения) и первоначальному значению цены не дает точного результата. В этом случае применяем формулу дуговой эластичности:

(использование данной формулы позволяет найти единственное значение цены и соответствующее значение спроса гарантирующее фирме получение максимального дохода)

№ 16 Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.

эластичность спроса по доходу – это степень изменения спроса на товар при определенном изменении дохода потребителей. (R - доход)

измеряется коэффициентом эластичности:

этот коэффициент может принимать любые значения и показывает ответную реакцию спроса на изменение дохода потребителя на 1%:

1) – эластичный спрос по доходу

2) - неэластичный спрос по доходу

3) - спрос совершенно неэластичен

Закон Энгеля-Швабеля:

при увеличении доходов потребителей доля расходов на пищевые продукты и оплату жилья сокращается

Перекрестная эластичность спроса – это степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара.

понятие перекрестной эластичности спроса применяется к товарам-заменителям (субститутам)

коэффициент перекрестной эластичности спроса определяется по формуле:

данный коэффициент показывает на сколько процентов изменится спрос на один из товаров субститутов при изменении цены другого товара на 1%

№17. Эластичность предложения. Коэффициэнт эластичности предложения.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

-для мгновенного периода предложение неэластично;

-для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

-для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной продукции;

4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

№18. Практическое применение концепции ценовой эластичности на микро- и макроэкономическом уровнях. Влияние изменения цены на изменение дохода фирмы в условиях эластичного и неэластичного спроса.

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда.

Практическое применение теории ценовой эластичности спроса:

1) На микроэкономическом уровне,эту теорию используют,чтобы прогназировать изменение дохода фирмы при изменении цены товара. Существуют две закономерности:

а) если спрос на продукцию фирмы эластичен,то её цена и доход фирмы изменяются в противоположном направлении. Вывод: если спрос на товар эластичен, фирме выгодно снижать цену т.к. при росте цены доход уменьшается,а при снижении цены -доход возрастает.

б) если спрос на продукцию фирмы неэластичен,то её цена и доход фирмы изменяются в одинаковом направлении. Фирме выгодно повышать цену,следовательно с ростом цены доход растёт, понижение цены -доход снижается.

2) На макроэкономическом уровне теория применяется в налоговой политике и при регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

1) Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

2)Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

3)Консерватизм покупателей во вкусах;

4)Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

5) Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Эластичность спроса по доходу- это степень изменения спроса на товар при определённом изменении дохода потребителей.

Условие равновесия фирмы.

Равновесие фирмы, ее устойчивое положение в отрасли достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек.

При этом следует иметь в виду, что сам предельный доход равен цене товара. Так получается потому, что увеличение предложения товара на единицу дает прирост дохода, и это прибавит к общей выручке цену одного товара. Значит, предельный доход приравнивается к цене товара.

Итак, равновесие фирмы, в условиях которого она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее равенство: Р=МС-МК, где Р — цена товара; МС — его предельные издержки; MR — его предельный доход.

№ 27. Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции – графическая модель.

Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).
Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат – совокупные доходы и издержки (рис.6.2). Максимальная прибыль получается, когда разрыв между TR и TC наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход, такое производство убыточно. Именно в интервале производства от точки К до точки N фирма получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном 0М. Задача – закрепиться в ближайшей окрестности точки В.
В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода и предельных издержек равны (MR = MC). Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам

.

№ 28 Равновесие фирмы в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции: механизм устранения экономической прибыли и убытков. Графическая модель.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
В отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются неизменными, долгосрочный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все используемые ресурсы. Поскольку все факторы производства становятся переменными, то фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому применительно к долгосрочному периоду используется только одно понятие – средние издержки.
Рассмотрим соотношения между кривыми средних издержек (АС) в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Каждая фирма в тот или иной момент имеет определенные мас-штабы производства (объем выпуска продукции), которым соответствует та или иная кривая издержек краткосрочного периода. Таких кривых существует столько, сколько масштабов производства исследуется. Меняя эти масштабы, фирма переходит от одной кривой средних издержек краткосрочного периода к другой. При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться (при переходе от АС1 к АС3), а затем начнут постепенно возрастать (при переходе от АС3 к АС5) (рис. 5.7).
Рис. 5.7. Средние издержки в долгосрочном периоде
Соединив точки минимума АС1, АС2, АС3, АС4, получим издержки в долгосрочном периоде АСL. При условии, что цены на используемые ресурсы остаются неизменными, уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде до объема Q3 объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на используемые факторы производства. Это происходит в силу действия эффекта экономии от масштаба. Суть его заключается в том, что на начальном этапе увеличение количества используемых факторов производства позволяет углубить специализацию производства, использовать более производительную технику и технологию, снизить число занятых, сэкономить на строительстве зданий, коммуникаций, уменьшить издержки на дизайн, обучение, рекламу, маркетинг и т.д. Так, например, производство пищи в одном ресторане “Макдональдс” явно неэффективно. Поэтому рестораны объединяются в систему, где имеется централизованная кухня, из которой обеды доставляются во все рестораны, единый центр подготовки персонала (“Университет гамбургеров”).
Однако дальнейшее расширение производства приведет к тому, что на фирмах возрастут так называемые издержки бюрократического контроля (потребуются дополнительные структуры управления – отделы, смены, цехи, участки, возрастут расходы на административный аппарат, снизится эффективность управления, участятся сбои в организации). Все это, в конечном счете, вызовет увеличение издержек производства, и кривая АСL станет возрастать. Эффективным масштабом производства считаются такие размеры производства, когда при росте объема выпуска (Q1, Q2, Q3) АСL снижаются.
Неэффективным масштабом – такие размеры, когда фирма несет потери от увеличения выпуска продукции (Q4, Q5).
Оптимальным масштабом считается тот, при котором достигается минимум издержек Q3. При этом объеме средние издержки (АС) и предельные издержки (МС) достигают своих наименьших значений. Любая попытка фирмы добиться одновременного расширения производства и сокращения средних издержек будет безуспешной. Возможности экономии от масштаба производства исчерпают себя, и та фирма, которая пойдет на риск расширения выпуска, потерпит неудачу. Значит, при объеме Q3 фирма оптимизирует свою деятельность в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде, когда фирма может изменять все факторы производства, в том числе и размеры предприятия, решение о выборе фирмой оптимального объема продукции принимается иначе, чем в краткосрочном периоде.
Если при существующей рыночной цене на конкурентном рынке несколько фирм терпят убытки и прекращают производство (покидают отрасль), то предложение на рынке сокращается, что при неизменном спросе на товар приводит к росту цены. Возросшая цена позволяет фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, это приведет к появлению новых фирм, привлеченных возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится. Такие колебания на конкурентном рынке носят постоянный характер.
Равновесие фирмы на рынке в долгосрочном периоде будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена устанавливается на уровне минимума средних валовых издержек (Р = min ATCL) и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет (Prе = 0)

№ 29. Отдача от масштаба производства. Положительный и отрицательный эффект роста масштабов и их причины. Оптимальный размер предприятий в различных отраслях.

Изменение масштабов деятельности фирмы приводит к изменению долгосрочных средних валовых издержек LATC, которые называют эффект роста.

Критерием деления на положительные и отрицательные является динамика издержек:

  • Если LATC снижаются – действуютположительные эффекты роста.
  • Если LATC повышаются – действуют отрицательные эффекты.
  • Если LATC неизменны– положит. и отрицат. эффекты уравновешивают друг друга.

Причины положительных эффектов роста:

    1. Технические – более глубокая специализация труда позволяет применять высокоточное и производительное оборудование
    2. Коммерческие – экономия на издержках обращения, т.к. затраты на сбыт, рекламу и содержание снижаются.
    3. Финансовые причины – крупная фирма более устойчива и менее зависима от привлекаемых средств.
    4. Технологические и научно-информационные – крупные фирмы сами занимаются разработками и сотрудничают с институтами, могут приобретать патенты.

Действие отрицательных эффектов роста вызывает повышение LATC по следующим причинам:

  1. Нерациональные транспортные перевозки
  2. Сложная структура управления, потеря гибкости и мобильности в принятии решений
  3. Бюрократизация управления приводит к росту накладных управленческих расходов

Оптимальный размер фирмы в отрасли.

ATTENTION!!!

Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:

§ кол-во произведенной продукции

§ цена

§ ассортимент

§ качество

Посредническая фукнция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

 

№ 35. Правило использования ресурсов. Выбор фирмой эффективной комбинации ресурсов. Правило наименьших издержек, правило максимизации прибыли.

Правило использования ресурсов — принцип, в соответствии с которым фирма при использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов максимизирует прибыль или минимизирует убытки. Для достижения указанных целей предприятие должно использовать такое количество ресурсов, чтобы величина получаемого от него предельного продукта в денежной форме (MRP)была равна предельным денежным издержкам на данный ресурс (MRC) (MRP = MRC).

Если же MRP>MRC, то потребление фирмой еще одной единицы ресурса увеличит доход в большей степени, чем издержки, и, следовательно, повысит прибыль. Иное соотношение этих величин(MRC > MRP) означает, что увеличить прибыль можно только сокращением применения данного фактора производства. В ситуации же равновесия денежных величин предельного продукта и издержек ресурса увеличить доход или уменьшить убытки, изменив потребление фактора производства, невозможно. Это правило носит универсальный характер, действительно для фирм, функционирующих на рынках как совершенной, так и несовершенной конкуренции.

Использование принципа «MRP=MRC»имеет то же логическое обоснование и результат, что и правило равенства предельного дохода и издержек (MR = MC). Однако в данном случае максимизация прибыли оценивается не с точки зрения результата — соответствующего объема производства, а с позиций затрат — определенного количества используемого ресурса.

Выбор фирмой эффективной комбинации ресурсов

. Эффективное распределение ресурсов в производстве. Речь идет о распределении факторов производства между фирмами. Оно должно быть таким, чтобы страна находилась на границе своих производственных возможностей.
2. Эффективное распределение ресурсов в потреблении. Имеется в виду распределение произведенных товаров и услуг между потребителями. Заложенную в товарах и услугах потенциальную полезность люди должны получить в полном объеме.
3. Эффективное сочетание объемов производства. Фирмы должны выпускать такую комбинацию товаров и услуг, которая приносит максимальную пользу потребителям.
Обратим внимание на то, что второе условие относится к распределению выпущенных товаров и услуг, а третье — к тому, какая комбинация товаров и услуг должна быть выпущена.

Правило наименьших издержек – это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу (одинаковый предельный продукт):

где MRPi - предельный продукт i-того фактора в денежном выражении;

Рi - цена i-того фактора.

Это правило обеспечивает равновесие положения производителя. Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, т.к. уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими.

Предельная производительность ресурса является мерой его вклада в производство благ. Этот вклад зависит не только от его свойств, но и от тех пропорций, которые существуют между ним и другими ресурсами.

Факторы спроса

1) разработка новых технологий и их внедрение в процесс производства и на рынок;

2) поиск новых способов добычи природных ресурсов.

Предложение капитала напрямую зависит от условия альтернативности. Собственник капитала несет определенные расходы – издержки упущенных возможностей. В них включена денежная сумма, доход, который мог бы получить предприниматель при более качественном использовании имеющегося у него ресурса.

Дисконтироание

Дисконтирование — это приведение будущих денежных потоков к текущему периоду с учетом изменения стоимости денег с течением времени.

Дисконтирование выполняется путём умножения будущих денежных потоков (потоков платежей) на коэффициент дисконтирования kd:

kd= _____1____,

(1+i)n

где i — процентная ставка или ставка дисконтирования

n — количество периодов

№42. Спрос и предложение на ссудном рынке

Под спросом на ссудный капитал понимается то количество денег, которое готовы взять субъекты, испытывающие временную потребность в дополнительных денежных средствах, на данном рынке ссудного капитала на определенный срок на условиях возврата и уплаты процента. Различие сроков, на которые те или иные субъекты экономики готовы взять ссуду, дает основание выделять спрос на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды. Соответственно можно говорить о рынках краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссудных капиталов. Как и спрос на любой товар, спрос на ссудный капитал находится в обратной зависимости от процента как цены капитала при высокой норме процента меньше спрос, чем при низкой.

Факторы спроса:

1. Экономическая конъюнктура. Спрос на ссудный капитал обычно низок в периоды экономических кризисов, когда падают доходы населения, снижается спрос на товарных рынках и у предприятий возникают проблемы со сбытом произведенной продукции, так что они не видят необходимости во вложениях дополнительных капиталов в производство.

2. Спрос на рынках товаров, производимых с помощью факторов производства, которые приобретаются за счет ссуд. Высокий спрос на товары предполагает рост их производства, который при недостатке собственных средств можно осуществлять за счет заемных.

3. Эффективность капитала как фактора производства, который можно приобрести за счет взятых ссуд. Эффективность капитала отражается на величине «естественного» процента, часть которого приходится отдавать в качестве ссудного процента. Очевидно, что возможность приобретения капитала, обещающего принести высокий процент, увеличивает спрос на ссудный капитал.

4. Конкуренция между предприятиями как товаропроизводителями. Конкуренция заставляет предприятия внедрять новейшие достижения науки и техники. При этом она ведет к тому, что собственные средства не высвобождаются, обеспечивая текущие расходы. Для осуществления капитальных затрат приходится прибегать к займам. Расчет на быструю окупаемость новой техники создает у предприятий уверенность в возврате взятых ссуд.

5. Уровень инфляции. Инфляция оказывает противоречивое влияние. С одной стороны, инфляция ведет к тому, что брать деньги в долг становится выгодным. Если темпы инфляции опережают рост нормы ссудного процента, то ссудополучателям надо возвращать суммы в реальном содержании меньшие, чем те, что брались в долг. С другой стороны, инфляция не стимулирует развитие производства, так как обычное повышение цены на производимую продукцию делает более выгодным и простым способом увеличивать прибыль.

6. Динамизм экономической и социальной структуры общества. Вследствие такого динамизма в экономике возникают новые сферы предпринимательской деятельности, требующие притока капитала, который не могут обеспечить уже существующие компании за счет собственных средств. Возникает необходимость в возникновении новых компаний и появлении новых предпринимателей. Последние могут быть выходцами из небуржуазных слоев, не имеющих собственного капитала для занятия предпринимательской деятельностью. Если рынок ссудного капитала удовлетворит их спрос, они могут обеспечить развитие новых сфер предпринимательской деятельности.

Под предложением ссудного капитала понимается то количество денежных средств, которое их владельцы готовы предоставить в качестве ссуд на соответствующем рынке ссудного капитала на определенный период времени при условии их возврата и уплаты процента. Предложение ссудного капитала, так как и спрос на него, может различаться по срокам, на которые капитал предоставляется. Поэтому есть предложение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных капиталов.

Факторы предложения

1. Экономическая конъюнктура. При благоприятной конъюнктуре наблюдается рост доходов предприятий и населения, часть которых превращается во временно свободные денежные средства. В это же время предприятия имеют возможность развивать производство за счет собственных средств, но наиболее дальновидные их собственники начинают откладывать средства на случай ухудшения экономической конъюнктуры, которые оседают в банках и предлагаются ими в качестве заемных средств. То же делает и население, откладывая часть денег «на черный день». В период кризиса также могут делаться сбережения в ожидании еще худших дней, но возможности для этого значительно уже, так что общее предложение ссудного капитала в этот период снижается.

2. Общий уровень доходов субъектов экономики, прежде всего населения. Высокий уровень доходов обусловливает большую склонность к сбережениям, чем невысокий. Бедное население полученные доходы обычно тратит полностью на приобретение необходимых товаров, тогда как богатое имеет возможность не только приобретать разнообразные товары, включая предметы роскоши, но и откладывать на будущее значительную часть доходов, демонстрируя тем самым высокую склонность к сбережению.

3. Состояние государственного бюджета. Когда это состояние характеризуется превышением доходов над расходами, тогда у государства появляется возможность превращать временно свободные денежные средства в заемный капитал. Здесь государство предстает как обычный собственник свободных денежных средств.

4. Уровень инфляции. При высокой инфляции у населения возникает стремление тратить деньги, а не откладывать на будущее, чтобы не допустить их обесценивания, поэтому предложение на рынке ссудного капитала падает. Иная ситуация возникает при стабильном уровне цен: деньги можно откладывать, не боясь их обесценения.

5. Развитость системы сбережения денежных средств. Речь идет о банках, сберегательных кассах, страховых компаниях, пенсионных, инвестиционных и прочих фондах, так или иначе занимающихся аккумуляцией свободных денежных средств и их размещением в виде ссудного капитала. Если эта система развита и надежна, то она притягивает к себе подавляющую часть денежных средств населения, предприятий, общественных объединений и даже иностранных вкладчиков, увеличивая за счет этого предложение на рынках ссудного капитала. В ином случае сбережения не находят подобного отражения в предложении ссудного капитала, например, когда отложенные деньги хранятся дома.

Курс акций

Курс акции - продажная цена акции, которая в условиях свободного рынка не является величиной постоянной; устанавливается на фондовой бирже. Акция продается за такую сумму, которая при ее помещении в банк принесет доход не ниже дивиденда. Курс акций зависит от спроса и предложения на данный вид акций. Документ, по которому акционерное общество производит выплату дивиденда, называется купонным листом.

Виды стоимости акций:

-Номинальная стоимость;

-Бухгалтерская (балансовая) стоимость;

Курс акции (КА) прямо пропорционален выплачиваемому на акцию доходу (дивиденду) и обратно пропорционален ставке безопасного вложения денег:

КА = Ѕ 100%.

Виды дохода на акции:

1. Дивиденды по результатам закончившегося хозяйственного года.

2. Акционерный капитал на начало следующего года.

3. По результатам следующего хозяйственного года при прочих равных условиях будет получена чистая прибыль в размере 10% от акционерного капитала.

Виды акций:

Акции бывают именными и на предъявителя.

На лицевой стороне именных акций вписываются атрибуты их первых владельцев, а в случае перехода акций к новым владельцам на оборотной стороне акции покупателем и продавцом делается передаточная надпись, именуемая цессией. Кроме того, владельцы именных акций регистрируются в реестре акционеров. Реестр акционеров в самом общем плане представляет собой список акционеров с указанием количества и типа принадлежащих им акций. В реестре акционеров каждому акционеру открывается лицевой счет, на котором фиксируется количество и тип принадлежащих ему акций. При переходе именной акции к другому лицу в реестр акционеров вносятся соответствующие изменения: проданные акции с лицевого счета продавца переписываются на лицевой счет покупателя. С момента внесения этой записи фиксируется право нового владельца на акции. Гораздо проще работать с акциями на предъявителя. Ни на лицевой, ни на оборотной стороне акции никаких записей не делается. Реестра акционеров не ведется. У кого акции на руках, тот и является их собственником. Переход же акций из рук в руки означает переход прав собственности на них. Благодаря видимой простоте обращения исторически акции на предъявителя получили более широкое распространение, но со временем, по ряду причин, стали все более вытесняться именными акциями.

№44 Факторы неопределенности в экономике. Теория рисков. Страхование: сущность и формы.

1. Страхование и объединение рисков.

2. Различают симметрическое и несимметрическое распределение информации в экономике.

Симметрическим называют такое распределение информации, когда она доступна всем участникам деятельности, что позволяет им принимать взвешенные экономические решения и исключает риски.

Несимметрическим называют распределение информации, когда доступ к ней имеет лишь часть участников деятельности. В этих условиях возникает состояние неопределенности, порождающее риски.

Неопределенность-это недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Риск-это отсутствие точной информации о будущих событиях, не исключающее расчет вероятности каждого из возможных исходов.

Результаты рискованных экономических операций оценивают с помощью понятия «математическое ожидание»

Оно рассчитывается путём умножения значения каждого исхода события на его вероятность и сложением полученных данных.

Если математическое ожидание положительно – риск считается оправданным, если отрицательно или равно нулю – риск не оправдан.

Смягчить последствия отрицательных исходов деятельности, связанной с риском помогает страхование или объединение рисков.

Страхование – это распределение риска между несколькими людьми так, чтобы последствия нежелательных исходов для каждого из участников были значительно меньше, т.е. объединение риска его не уничтожает полностью, но позволяет сильно сократить для каждого из участников страховой системы.

Объединение риска осуществляется в 2-ух формах:

1) создание инвестиционных фондов – взаимных фондов мелких вкладчиков

2) страхование от несчастных случаев – на основе взаимного страхования

Объектом страхования выступает жизнь, здоровье, имущество, а так же результаты различных деловых сделок. Субъектом страхования могут выступать специализированные страховые компании или добровольные объединения граждан, участников взаимного страхования.

№45 Недостатки рыночного механизма. «Фиаско рынка»

1. Монополизация экономики, ограничение конкуренции. Негативные последствия.

а) искусственное ограничение объема выпуска продукции

б) неэффективное использование экономических ресурсов

в) искусственное завышение цен становится одной из причин хронической инфляции

2. Экономическая нестабильность, цикличность развития экономики

3. Чрезмерная дифференциация доходов и поляризация общества

Показатели социальной дифференции служит децильный коэффициент: отношение доходов 10% самых богатых людей к доходам 10% самой бедной части населения (норма 5-6 раз).

№46. Положительный и отрицательный внешние эффекты. Компенсация государством внешних эффектов в экономике. Теорема Коуза.

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Отрицательные внешние эффекты – негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в необходимости дополнительного использования ресурсов. Для потребителя – это неудобства, которые никем не компенсируются.

Основные черты отрицательных внешних эффектов:

· Рыночное предложение блага формируется в соответствии с частными издержками.

· Частные издержки меньше общественных.

· Цена занижена, т.к. не все издержки включены в цену.

· Заниженная цена означает что благо частично потребляется бесплатно.

· Благо производится в избытке.

При положительном внешнем эффекте:

· Общественные выгоды превышают частные.

· Производитель создаёт внешние выгоды для третьего лица.

· Третье лицо потребляет выгоду без оплаты.

· Так как внешние выгоды не включаются в цену – цена является заниженной.

· Спрос завышен.

Как положительный, так и отрицательный внешний эффект оказывают воздействие на экономику, возникают не зависимо от воли тех, кто их создаёт, являются объективной причиной необходимости вмешательства государства в рыночную экономику.

Компенсация внешних эффектов — важная функция государства в рыночной экономике.

С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений). Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.

Теорема Коуза: при наличии трех условий, а именно, четкой спецификации прав собственности, нулевых трансакционных издержках и отсутствии эффекта богатства, первоначальное распределение прав собственности будет нейтрально по отношению к конечному размещению ресурсов.

 

Общие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.101 с.)