Последовательность выполнения дипломного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность выполнения дипломного проекта



Методические указания

По написанию и защите

Дипломного проекта

 

 

 
по специальности: 080504.65 Государственное и муниципальное управление

Калининград


Методические указания по написанию и защите дипломных проектов студентами-выпускниками образовательных программ высшего профессионального образования специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление / авт.- сост. Ковалев-Кривоносов П.А., Веревкина Н.Н., Кочин М.С. Калининград: АНО ВПО «КИУ», 2012 – ____ с.

 

 

Утверждены и рекомендованы к печати Учебно-методическим советом института, протокол от «___» _______________ 2012 года № ___

 

Одобрены на заседании кафедры ГМУиРЭ, протокол от «___» _______________ 2012 года № ___

 

Авторы: проректор по научной работе Ковалев-Кривоносов П.А., к.т.н.; зав. кафедрой ГМУиРЭ Веревкина Н.Н., к.п.н.; зам. зав. кафедры менеджмента Кочин М.С., к.э.н.

 

 

Рецензенты:

Шиянова Л.А., директор КФ. СПбГУСЭ, к.э.н.;

Кафидов В.В., доц. кафедры ГМУ и РЭ, к.э.н.;

Берберян В.П., доц. кафедры ГМУ и РЭ, к.э.н.;

 

 

ã АНО ВПО «КИУ», 2012

 

 

Компьютерный набор: Чиликина О.О.

Ответственный за выпуск: Чиликина О.О.

 

 

АНО ВПО «КИУ»

г. Калининград, ул. Литовский вал, 38

Подписано к печати_________

Тираж_______


Введение

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения им образовательной программы в полном объеме Государственной аттестационной комиссией (ГАК) в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации»[1]. Для ступени высшего профессионального образования «дипломированный специалист» она состоит из итогового междисциплинарного экзамена по специальности и защиты подготовленного дипломного проекта.

Дипломный проект рассматривается, как конечный результат профессиональной подготовки. Он представляет собой самостоятельно выполненную и законченную работу по избранной теме, должен иметь теоретическое и практическое значение.

В дипломном проекте проявляются уровень фундаментальной и специальной подготовки выпускника, его способность к анализу и обобщению информации о деятельности предприятия, организации, учреждения и т.п., полученные навыки по решению актуальных практических задач в конкретной области управления и экономики. С этой целью необходимо показать знание действующих законодательных, нормативных, методических и инструктивных материалов, важнейших литературных источников, компьютерной техники, а также умение отбирать и использовать необходимую информацию. Полученные компетенции должны быть использованы для решения конкретных задач дипломной работы. Тема дипломного проекта выбирается по месту прохождения преддипломной практики или месту трудовой деятельности выпускника. Общий уровень подготовки оценивается рецензией на выполненный дипломный проект и окончательно в процессе защиты дипломного проекта перед Государственной аттестационной комиссией.

Дипломный проект представляет собой результат самостоятельной творческой работы студента-выпускника. При этом работа научного руководителя заключается в оказании профессиональной помощи при подборе, систематизации и обработке теоретического и практического материала по теме дипломного проекта.

Выпускнику следует иметь в виду, что руководитель дипломного проекта не является ни соавтором, ни редактором проекта и поэтому руководитель не должен поправлять все имеющиеся в выпускной квалификационной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки, а только указывать на их наличие.

Дипломный проект выполняется студентом самостоятельно, а не совместно с руководителем дипломного проекта. Научный руководитель ответственен за соблюдение графика консультаций и за объективность оценки, которую он дает работе и студенту в отзыве.

Настоящие методические указания разработаны в целях оказания помощи в подготовке дипломных и успешной их защите перед Государственной аттестационной комиссией студентам-выпускникам специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление.


Рисунок 1 - Структурно-логическая схема процесса дипломного проектирования

 

Преддипломная практика

 

Преддипломная практика является важным этапом обучения и организуется после прохождения теоретического курса и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных учебным планом по специальности.

Целью проведения преддипломной практики является систематизация знаний и совершенствование умений студентов по специальности, оценка готовности к самостоятельной работе и возможностей адаптации на будущем рабочем месте, а также сбор материалов для выполнения дипломного проекта Программа преддипломной практики разрабатывается выпускающей кафедрой совместно с организациями, предоставляющими студентам рабочие места для прохождения практики.

Программа утверждается заведующим кафедрой ГМУ и РЭ.

В ходе преддипломной практики студент ведет дневник практики, в котором фиксирует краткое содержание выполненных им работ и операций в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом (графиком) практики. В дневник также заносится оценка работы студента непосредственными руководителями практики. Кроме того, студент во время практики собирает материалы к дипломному проекту и выполняет черновой вариант этой работы. Редактирование и оформление дипломного проекта осуществляется после окончания практики.

По окончании преддипломной практики студент составляет отчет о прохождении практики, который должен содержать характеристику подразделения, где проходила практика (структура, задачи, виды выполняемых сотрудниками операций, оснащение рабочих мест и т.д.), и приложение, состоящее из дневника и материалов для выполнения дипломного проекта.

Итогом преддипломной практики является оценка, которые выставляется руководителем практики от института на основе представленных студентом отчета и отзыва-характеристики руководителя практики от организации.

Студенты, не выполнившие программу преддипломной практики или получившие по итогам практики отрицательную оценку, к выполнению дипломного проекта не допускаются.

 

1.4. Подбор, изучение и систематизация материалов в соответствии с полученным заданием

 

Успешное выполнение дипломного проекта предполагает обстоятельное и творческое изучение литературных источников, в том числе нормативных документов, по теме дипломного исследования. В процессе дипломного проектирования студент должен собрать необходимую информацию и одновременно изучить научную и специальную литературу, зарубежный опыт организации управления в организации.

При подборе литературных источников следует обращаться к алфавитным и предметным каталогам библиотек, специальным библиографическим справочникам, тематическим сборникам литературы, указателям журнальных статей, подборкам газет, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы. Список литературы должен быть согласован с руководителем дипломного проекта.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов и нормативных документов, учебников, учебных пособий, монографий, справочников. Затем изучаются статьи в журналах и газетах, материалы статистических сборников и бюллетеней.

Изучение литературных источников сопровождается выписками и конспектированием.

Конспектируемый материал и выписки рекомендуется группировать по разделам и подразделам проекта и систематизировать по существу излагаемой информации. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой дипломного проекта было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.

Важным этапом самостоятельной работы по выполнению дипломного исследования является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала. Сбор фактического материала проводится студентами во время преддипломной практики.

Собранный фактический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизируется и оформляется в виде финансовых расчетов, заполненных бланков учетных документов, таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.

При сборе информации для дипломного проекта не следует забывать о возможностях сети Интернет. В отличие от печатной информации данные, опубликованные в Интернете, постоянно обновляются, что позволяет оперативно получать информацию по интересующей тематике.

При этом следует учитывать, что ни одна из баз данных Интернета не является всеобъемлющей, и качество предоставляемой информации нуждается в критической оценке. Исключение составляют официальные сайты государственных и крупных корпоративных структур, правовые базы, содержащие законодательные и нормативные акты.

 

Подготовка к защите дипломного проекта

 

Заведующий кафедрой осуществляет отбор для допуска дипломного проекта к защите на основании следующих материалов:

1. Дипломный проект.

2. Отзыв научного руководителя проекта.

3. Внешняя рецензия на дипломный проект.

4. Отчет о проверке дипломного проекта на антиплагиат (подготавливается заместителем заведующего кафедрой по результатам проверки).

5. Реферат дипломного проекта.

При положительном результате экспертизы вышеуказанных документов заведующий кафедрой включает студента-выпускника в проект приказа ректора института о допуске к защите дипломных проектов. В противном случае, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием научного руководителя и автора дипломного проекта. Протокол заседания кафедры передается ректору.

Защита дипломного проекта

Расписание защит дипломных проектов заранее доводится до сведения всех дипломников.

Перед защитами дипломных проектов председатель государственной аттестационной комиссии (ГАК) знакомится с дипломными проектами, отзывами руководителей и рецензентов. По своему усмотрению он принимает решение о допуске дипломника к защите и необходимости оглашения на той или иной защите полного текста отзыва или рецензии.

Защита дипломного проекта происходит на открытом заседании ГАК.

Зачитывается фамилия студента-выпускника и тема дипломного проекта. Затем заслушивается доклад. Задачей ГАК является выявление подготовленности студента-выпускника к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли ему присвоить квалификацию дипломированного специалиста и выдать диплом менеджера. Поэтому при защите студенту важно показать не только то, как работали отрасль или предприятие (организация, учреждение), но и то, что сделано им самим при изучении проблемы.

По окончании доклада зачитываются замечания и рекомендуемая оценка руководителя, в котором отмечаются актуальность и особенности данной работы, ее положительные и отрицательные стороны, отношение студента к своим обязанностям. Дипломнику предоставляется слово для ответа на замечания руководителя.

В дальнейшем студенту-выпускнику задают вопросы председатель и члены комиссии, присутствующие. Вопросы могут относиться к темам дипломного проекта или специальных курсов по управлению, поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломного проекта. Вопросы руководителя и рецензента в случае необходимости можно записать и подготовить на них ответы, при этом разрешается пользоваться дипломным проектом. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Общая продолжительность защиты не должна превышать 30-35мин, в том числе не более 10 мин предоставляется студенту-выпускнику для сообщения содержания дипломного проекта.

После окончания всех защит дипломных проектов, запланированных на данное заседание ГАК, проводится закрытое заседание ГАК, на котором определяется общая оценка работы каждого прослушанного дипломника с учетом его теоретической подготовки, качества выполнения и оформления проекта. ГАК отмечает новизну и актуальность темы, степень научного качества выполнения дипломного проекта, оригинальность и новизна решений, степень применения ЭВМ, практическую значимость результатов дипломного проекта. Открытым голосованием, простым большинством голосов выставляется общая оценка. Дипломный проект оценивается по 4-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). При равном числе голосов, голос председателя – решающий. В конце заседания ГАК даются рекомендации по внедрению результатов дипломного проектирования в практику.

В день защиты дипломного проекта после оформления протокола заседания ГАК студентам объявляются результаты защиты дипломного проекта.

После защиты дипломный проект со всеми материалами должен быть сдан в архив.

Студенту-выпускнику, не защитившему дипломный проект в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на один год.

Для этого студент должен сдать в деканат факультета личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Общие сведения

 

Дипломная работа в целом выполняется по схеме «задача – метод – решение».

В качестве задачи дипломной работы рекомендуется выбирать анализ, разработку или совершенствование видов обеспечения системы государствен

 

ного и муниципального управления. В определенных случаях задача может быть поставлена шире и включать синтез структуры системы управления, технологических, функциональных и обеспечивающих подсистем; совершенствование и оценку эффективности методов исследования систем управления, обработки данных. Например, синтез процедуры выполнения управленческих работ, положений об организации и ее структурных подразделений, планов работ.

Дипломная работа, как один из видов практической деятельности и как квалификационная работа, должна базироваться на воспроизводимых, т.е. многократно используемых и обеспечивающих получение положительного результата методах и средствах решения задачи; другими словами, на максимально возможном использовании известных решений-прототипов или решений - аналогов.

При использовании систем-прототипов и известных, зарекомендовавших себя, методов удается сравнительно просто и убедительно обосновать новизну, ожидаемое качество и эффективность предлагаемых решений.

Практика использования решений-аналогов или прототипов относится к типовым решениям. Типовыми называются решения по видам обеспечения, рекомендуемые к использованию для определенного комплекса условий. Типовое решение обладает нормативной «силой» на уровне стандарта.

В ряде случаев может оказаться необходимым и полезным скорректировать известный метод или типовое решение, усовершенствовать, развить его с учетом конкретных особенностей решаемой задачи. Следует иметь в виду, что при наличии типового отличающееся от него решение необходимо доказательно аргументировать.

Помимо существенной экономии времени и средств, применение типовых решений обеспечивает воспроизводимость результата. Проект можно тиражировать, «подхватить» на любой стадии разработки, быть относительно уверенным в обеспеченности проекта документацией.

Для того, чтобы подчеркнуть новизну выбранных задач проекта, оригинальность применяемых методов для решения уже известных задач, их актуальность и эффективность, необходимо четко фиксировать при постановке конкретной задачи, что «дано» и что «требуется получить»; набор возможных методов ее решения и ограничения их применения; требования и ограничения практической реализации (технического, экономического, правового, организационного характера и т.д.).

Следует также иметь в виду, что факторы, определяющие актуальность и эффективность задачи или методов ее решения, не обязательно должны иметь экономический характер. Основанием для выбора приложений могут служить социальные, эргономические, экологические факторы, факторы безопасности и т.п., требующие затрат, напрямую не связанных с улучшением технико-экономических показателей деятельности государственного или муниципального органа и предприятия. Одновременно следует помнить о необходимости проработки дипломного проекта с позиций системного подхода, то есть, все решения в проекте должны быть взаимно «увязаны» и согласованы.

Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломного проекта:

- титульный лист;

- аннотация;

- содержание;

- ключевые слова;

- определения;

- обозначения и сокращения;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в дипломный проект по усмотрению исполнителя.

Титульный лист оформляется по образцу, приведенному в приложении 6.

Аннотация дипломного проектапредставляет собой краткое содержание доклада и размещается непосредственно за заданием на дипломное проектирование. По объему аннотация не превышает одной страницы.

Содержание оформляется по образцу, приведенному в приложении 7. Раздел «Содержание» дипломного проекта имеет номер страницы 3.

Структурный элемент «Ключевые слова» должен включать не менее 7 слов или словосочетаний из текста дипломного проекта, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые. Страница перечня ключевых слов нумеруется. Образец оформления структурного элемента «Ключевые слова» приводится в приложении 8.

Структурный элемент «Определения» содержит определения, используемые в дипломном проекте.

Обозначения и сокращения содержат перечень обозначений и сокращений, применяемых в данном дипломном проекте. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте дипломного проекта с необходимой расшифровкой и пояснениями. Допускается определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения».

Во введении рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются цели и задачи проекта, определяется объект и предмет исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте изложения.

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Объем введения составляет обычно не более 5-7 страниц.

Следует иметь в виду, что выбранная студентом специализация обязательно оказывает влияние на содержание не только введения, но и всех последующих глав и заключения дипломного проекта.

Основная часть состоит минимум из трех разделов:

Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы.

Раздел 2. Технико-экономическая характеристика предприятия (организации, учреждения и т.п.), анализ изучаемой проблемы на предприятии.

Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии (организации, учреждении и т.п.).

Первый раздел дипломного проекта – теоретический. В нем целесообразно оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

В разделе рекомендуется дать обзор литературы по проблеме, обосновывать методику анализа проблемы в организации (предприятии, учреждении и т.п.).

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Примерный объем раздела – 20-25 страниц.

Во втором разделе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на конкретном предприятии (в организации, учреждении и т.п.), дается технико-экономическая характеристика объекта исследования с оценкой перспектив его развития.

Для установления объективных тенденций и закономерностей процессов, происходящих на предприятии (организации, учреждении и т.п.) все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.

Материалами для анализа могут быть планы работы организации (предприятия, учреждения и т.п.), финансовая и статистическая отчетность, а также другая служебная документация, изученная студентом-выпускником во время прохождения преддипломной практики.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы изучить динамику исследуемых процессов, дать им объективную оценку, выявить причины сложившегося положения, наметить пути устранения недостатков. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.

Для получения более достоверных результатов и формулирования обоснованных выводов, анализ состояния дел в организации рекомендуется проводить на временном интервале не менее 3-5 последних лет. Обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.

В случае необходимости необходимо проводить опросы, анкетирование и другие методы исследования исходных данных для анализа.

Материалы анализа в главе должен быть представлен иллюстративным материалом в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц.

Примерный объем раздела - 20-25 страниц.

В третьем разделе, опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются конкретные рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии (организации, предприятии и т.п.). Они касаются путей использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе.

Обосновываются типовые решения по видам обеспечения, реализующие цели и задачи проекта. Прописываются соответствующие планы реализации мероприятий.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные новые и оригинальные предложения и рекомендации.

Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления предприятия (организации, учреждения и т.п.): структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.

Примерный объем раздела – 20-25 страниц.

Основная часть дипломного проекта должна содержать результаты количественной оценки эффективности предложений дипломного проекта, а также отдельный подраздел связанный со специализацией «Муниципальное управление» специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

По окончании каждой главы дипломного проекта рекомендуется кратко формулировать основные выводы и предложения, сделанные в главе.

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации дипломного проекта, предложения по их практическому использованию вытекающие из результатов проведенного исследования.

Примерный объем заключения - 5-7 страниц.

Объем списка использованных источников должен соответствовать глубине раскрытия темы дипломного проекта при этом минимальное количество использованных источников в дипломном проекте должно быть не менее 30, объем приложений – не менее 7 страниц.

Следует отметить, что при обосновании рекомендаций, разработке мероприятий, составлению правовой документации студенту-выпускнику необходимо постоянно использовать имеющуюся законодательную базу по теме дипломного проекта.

Текст дипломного проекта должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Общие требования

 

Рекомендуемый объем дипломного проекта без приложений должен составлять 70-80 страниц. Объем приложений не ограничивается.

Дипломный проект брошюруется в последовательности:

- титульный лист;

- задание на дипломное проектирование;

- аннотация;

- содержание;

- ключевые слова;

- определения;

- обозначения и сокращения;

- введение;

- основная часть в соответствии с утвержденным заданием;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения;

- последний лист дипломного проекта.

Задание на выполнение дипломного проекта брошюруется в папке текстовых документов после титульного листа, не нумеруется и не включается в количество листов.

Аннотация не нумеруется, но включается в количество листов дипломного проекта (приложение 9).

Слова «Содержание», «Ключевые слова», «Определения», «Обозначения и сокращения», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» печатают симметрично тексту полужирным шрифтом и включают в содержание дипломного проекта. Данные заголовки не нумеруют.

По окончании работы необходимо тщательно отредактировать рукопись, поскольку наличие орфографических, стилистических, оформительских ошибок может отрицательно сказаться на оценке дипломного проекта.

Все листы дипломного проекта следует сброшюровать в папку с жестким переплетом. Студентам-выпускникам одной группы рекомендуется выбрать одинаковый цвет папки дипломного проекта.

 

Оформление текстового материала

 

Текст дипломного проекта должен быть отпечатан на белой бумаге формата А4 (210 x 297 мм) на одной стороне листа на принтере через полуторный межстрочный интервал с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 14. Большие таблицы, иллюстрации и распечатки с ЭВМ допускается выполнять в виде приложений на листах чертежной бумаги формата A3 (297 х 420 мм).

Текст дипломного проекта следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм в соответствии с приведенными ниже требованиями.

Вне зависимости от способа выполнения дипломного проекта качество напечатанного текста и оформление иллюстраций (таблиц, графиков и т.п.) должно удовлетворять требованиям удобочитаемости: равномерная плотность, контрастность и четкость букв, цифр, знаков и изображения по всей работе.

Вписывать в текст работы отдельные буквы, слова, формулы, знаки допускается только черной пастой или черными чернилами, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности рекомендуется исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения.

Каждый раздел дипломного проекта должен начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Раздел рекомендуется разбивать на подразделы, пункты и подпункты. Наименования разделов и подразделов должны соответствовать наименованиям, приведенным в содержании.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов следует располагать по середине строки, печатать прописными буквами без точки в конце, например:

 

Таблицы

 

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что…», «из таблицы видно, что...», «таблица позволяет заключить, что…» т.п. Такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются необработанные статистические материалы, необходимые лишь для информации или констатации.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

Таблицу следует располагать в работе как можно ближе к абзацам, содержащим первую ссылку на нее.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Основные элементы таблицы и пример ее оформления приведен на рис.2 и 3.

 

Таблица ________ - _________________________________________________

(номер) (название таблицы)

Головка         Заголовки граф Подзаголовки граф
       
            Строки
            (горизонтальные
            ряды)
  Боковик (графа для заголовков) Графы (колонки)  

Рисунок 2 - Основные элементы таблицы

 

 

Таблица 2.1 - Динамика изменения величины основных средств ООО «Восход» за 2009 – 2011 гг., тыс. руб.

Состав основных средств 2009 год 2010 год 2011 год Отклонение
Здания       +1302
Техника и оборудование       +1675
Транспортные средства       +323
Производственный и хозяйственный инвентарь       +894
Итого       +4192

 

Рисунок 3 - Пример оформления таблицы

 

Текст материала в таблице печатается с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 12.

Основные требования к содержанию и оформлению таблиц - существенность, полнота показателей, характеризирующих процесс, предмет или явление, четкость и ясность представления, экономичность, единообразие.

Таблицы могут нумероваться арабскими цифрами двумя способами:

- сквозная нумерация по всему дипломному проекту;

- в пределах разделов работы.

Во втором случае номер состоит из двух цифр: первая обозначает раздел, а вторая - порядковый номер таблицы в пределах данного раздела. Например:

Таблица 1 - при сквозной нумерации таблиц.

Таблица 2.1 - при привязке таблицы к разделу.

При нумерации таблиц в дипломном проекте более предпочтительным является второй способ нумерации - в пределах разделов работы.

Если в документе одна таблица, то она не нумеруется и нумерационный заголовок не указывается.

Тематические заголовки, заголовки и подзаголовки граф таблиц должны быть в единственном числе, без произвольного сокращения. Множественное число употребляется только тогда, когда среди текстовых показателей графы есть показатели, стоящие во множительном числе.

В конце заголовка точка не ставится, внутри текста - знаки препинания по правилам пунктуации.

При двух- и многоярусном подлежащем заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы, заголовки последующих ярусов - с прописнойбуквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку верхнего яруса, и со строчной,если они грамматически подчинены стоящему над ними заголовку.

При расположении заголовков по горизонтали они форматируются по середине, при вертикальном расположении (не рекомендуется) - от нижнего края графы.

Диагональные линейки в подлежащем таблицы с разноской заголовков вертикальных граф по обе стороны диагонали не допускаются.

Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф или строк, нумеруя арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. При делении таблицы над таблицей делается запись по образцу: Продолжение табл. 2 (Продолжение таблицы 2) или Продолжение, если таблица одна. Тематический и нумерационный заголовки следует писать только в начале таблицы.

При печатании текста таблиц и текста, разбитого на графы, их текст не должен сливаться с вертикальными и горизонтальными линейками.

Графы «Номер по порядку» и «Единицы измерения» в таблицы не включаются. Если необходима нумерация параметров в строке, то порядковые номера через точку присоединяют к заголовкам боковика, например: 1. Последовательность выполнения операций.

При необходимости ссылки на строки, вводят графу «Номер строки».

Начальные слова приводимого в графах таблицы текстового материала всегда писать с прописной буквы. В конце текста в графах точку не ставить.

Записи, размещаемые в графах справа, следует начинать печатать на уровне последней строки текста в основной графе, если эти записи размещаются на одной строке, и на уровне верхней строки, если записи размещаются на двух и более строках.

При отсутствии данных в графе ставится прочерк, если отсутствуют сведения об их размере - многоточие.

Повторяющийся в графе текст, если он состоит из одного слова, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его следует заменить словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, математических знаков и химических символов не допускается.

Заголовок «Итого» употребляют для частых, промежуточных итогов (суммирующих часть слагаемых суммы), заголовок «Всего» - для общих итогов, суммирующих все слагаемые.

На все таблицы в тексте должны быть ссылки, при этом слово «Таблица» в тексте писать полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если имеет номер. Например: см. таблицу, в табл. 1, см. табл. 7 и 8.

 

Иллюстрации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.292 с.)