Развитие и совершенствование судебной системы в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и совершенствование судебной системы в России



Развитие и совершенствование судебной системы в России

Основные этапы развития

1) Догосударственный 6-9 вв.

2) Феодальный 9-17 вв.

3) Абсолютистский 17- до судебной реформы 1864 г

4) Реформационный 1864-1917

5) Советский 1917-1991

6) Современный 1991 - по настоящее время

 

1)Догосударственный: древнейшей формы судебной власти был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Др. Руси, называют состязательным. Ему присущи такие характерные черты, как относительное равенство сторон и их активность в сборе и представлении доказательств.

2) Феодальный: начиная с 9-10 вв. Укрепляется процесс, где ведущая роль принадлежит князю и его администрации. Они возбуждали процесс, сами собирали доказательство и выносили решение. Поводами к судебному разбирательству служили жалобы исцов, задержание на месте преступления, либо факт его совершения. Основными процессуальными формами были: заклич, свод, гонения следом. Нормы русской правды, действующие в русских княжествах в 12-15 вв. Продолжали использовать в судебном процессе рассматриваемого периода. При сохранении состязательных начал, в судебном процессе усиливалась роль и активность государства и государственной администрации. Повсеместно выросло значение судебного поединка, при невозможности установления истины иным способом. Ордалии уходили в прошлое, поскольку противоречили христианскому понимаю выяснения истины, судные клятвы лишались языческой атрибутики. Одновременно усиливалась роль письменных документов, особенно в земельных спорах. Строй процесса по Русской правде является состязательным, что характерно для эпохи раннего феодализма.

3) Абсолютистский: Основной правовой памятник Соборное уложение 1649 г.. В нем содержалось впервые предание, что правосудие должно осуществляться справедливо, однако в условиях феодального государства это было скорее декларацией, чем нормой права. В развитии судопроизводства первой половины 17 века, характерно сосуществование состязательного и розыскного процессов и явном преобладании второго. Розыскной процесс господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный преобладал гражданский. Это в полной мере отражено С.У. 1649г вопросом судопроизводства и судоустройства посвящена в нем глава 10, которая называется "О суде". Она самая большая 287 статей. Нормы в 10 главе представлены не по отраслям права, а по объектам правонарушений, поэтому в одной и той же статье, а иногда в группе соседних статей, посвященных одному и тому же вопросу, были соединены нормы материального и процессуального права, как уголовного, так и гражданского. Другая важная особенность судопроизводства того времени, отсутствие отделения суда от административных органов. Более того судебная функция была важнейшей для администрации.

 

 

Реформационный

Основными идеями судебной реформы 1864 года были:

1. Отделение суда как ветви власти.

2. Гласность.

3. Несменяемость судей.

4. Отмена формальных доказательств.

5. Появление процедуры пересмотра судебных решений.

6. Учреждение мировой юстиции.

7. Появление суда присяжных, адвокатуры, нотариата, института судебных следователей и прокурорского надзора.

Назначение судебной власти

1) защита прав свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций и предприятий, независимо от их организационно-правовой формы.

2) защита конституционного строя РФ.

3) контроль за исполнительными и законодательными органами гос власти с тем, чтобы издаваемые ими акты соответствовали конституции РФ и федеральным законам.

Судебная власть обеспечивает законность, присущими только ей методами, в особом, установленном законом порядке.

Судебная власть в государстве представляет система судебных органов. Они отделены от органов исполнительной и законодательной власти, а также от органов местного самоуправления и им не подчиняются. При этом определенные законом способы воздействия на судебную власть, предусмотрены действующим законодательством. Это соответствует принципу разделения власти, согласно базовым положениям которого, каждая из ветвей гос власти должна быть независима, но должен существовать механизм сдержек и противовесов.

Суд власть осуществляется способами, указанными в Конституции в статье 118.

1.Конституционное судопроизводство: его осуществляет конституционный суд РФ, а также Конституционные уставные суды субъектов РФ. Они осуществляют контроль за соответствием законов и других нормативных актов Конституции РФ, либо Конституции или уставы субъектов РФ.

2. Гражданское судопроизводство: его осуществляют арбитражные суды и суды общ юрисдикции, а также мировые судьи. Они разрешают хозяйственные и гражданско-правовые споры, при этом надо отметить, что Конституция РФ не разделяет гражданское и арбитражное судопроизводство. ГПК

3. Уголовное судопроизводство: осуществляют суды общей юрисдикции и мировые судьи. Только они могут признать человека виновным в совершении преступления, применить к нему меры уголовной ответственности. УПК

4. Административное судопроизводство: осуществляют как суды общ юрисдикции, так и арбитражные суды. КоАП

Признаки суд власти:

1) суд власть - вид гос власти, осуществляется гос органами от имени гос ва; властные полномочия суда также представляет государство.

2) суд власть осуществляется судами, то есть специально созданными гос органами, формируемыми в соответствии с законом и наделенными Конституцией РФ и федеральным конституционным законом "О судебной системе" полномочиями осуществлять судебную власть и состоящими из особых должностных лиц, профессиональных судий, а также представителей народа (присяжные и арбитражные заседатели).

3) суд власть исключительна по своему характеру. Никакой иной гос орган не вправе принимать на себя функции и полномочия судебной власти.

4) суд власть независима и самостоятельна. Решение судов е требует чьего- либо утверждения и после вступления их в законную силу, они обязательны на всей территории РФ, для всех юр и физических лиц.

5) суд власть осуществляется способами, указанными Конституцией и в порядке, установленном процессуальным законом.

ГПК УПК АПК - арбитражный процессуальный кодекс, ФЗ «О конституционном суде», КоАП.

Функции судебной власти:

~ конституционный контроль- контроль за издание нормативных актов и действиями гос органов и должностных лиц, в целях соответствия их требованиям, закрепленным в Конституции.

~ правосудие- осуществляемая судом правоохранительная деятельность, по рассмотрению и разрешению различных категорий судебных дел, при обязательном соблюдении закона и установленного законом порядка, обеспечивающих законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

~ контроль за действиями и решениями гос органов и должностных лиц, в целях соответствия их закону и надлежащему обоснованию.

~ обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений. ~ разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практик(в форму постановлений пленума Верховного суда и Высшего Арбитражного суда).

~ формирование судейского корпуса, оказание содействия органам судейского сообщества.

 

Военные суды

Опыт мировой практики свидетельствует о том, что в мире организуются и действуют военные суды, как элемент судебной системы государства.

Военные суды организуются по одной из двух форм:

1) военные суды создаются военным командованием для рассмотрения дел в отношении подчинненных военнослужащих;

2) военные суды действуют на постоянной основе.

Система военных судов

В нее входят гарнизонные военные суды, в качестве судов основного звена; окружные (флотские) суды, в качестве судов среднего звена; высшее звено - Верховный суд РФ в лице Военной коллегией.

Гарнизонный военный суд

Является судом основного звена в системе военных судов и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. ГВС действует в составе председателя, его заместителей и других судей, а также аппарата суда.

Полномочия ГВС рассматривает гражданские уголовные административные суда, подсудные ему в первой инстанции. Принимает решения о заключении под стражу об ограничении права на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (электронные), на неприкосновенность жилища, а также жалобы на действие или бездействие лица, производящего дознание (офицеры, получившие высшее образование с военных кафедр и др.), следователя, прокурора, а также принятые ими решения, в порядке, установленном УПУ РФ.

Президиум ОФВС

1) рассматривает вопросы организации работы и осуществляет координацию работы судебных коллегий и судебных составов.

2) утверждает председателей судебных составов по представлению председателя суда.

3) определяет численность судебных коллегий и судебных составов.

4) рассматривает вопросы организации вопросов парата суда

5) утверждает структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате.

Областные и им равные суды

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции и занимают в системе федеральных судов положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов федерации.

В составе областных и им равных судов действует президиум суда, судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам, а так же могут быть сформированы посотояннодейсвтующие судебные составы.

Судебные коллегии образуются президиумом и подотчетны ему в организационном плане. Судебные коллегии в пределах своей компетенции рассматривают в качестве суда первой инстанции дела отнесенные к их подсудности, УПК, ГПК и КоАП. Так же рассматривают дела по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве первой и апелляционной инстанции; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых соответствующей судебной коллегией и вступивших в силу. В судебных коллегиях могут быть созданы составы суда по территориальному либо предметному признаку. Например, в большинстве областных и ему равных судов созданы составы для рассмотрения дел в первой и второй инстанциях.

В пределах своей компетенции и согласно правилам подсудности, областные и ему равные суды рассматривают в первой инстанции уголовные дела, указанные в ч.3 ст.31 УПК РФ; уголовные дела, переданныне в областной и ему равный суд в соответствии со ст.34, 35 УПК РФ; уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения составляющие государственную тайну.

По гражданским делам рассматриваются гражданские дела указанные в ст.26 ГПК РФ.

В качестве суда апелляционной инстанции областной и ему равный суд рассматривает жалобы и представления на решения приговора, определения и постановления районных судов принятых ими в папой инстанции и не вступивших в законную силу.

В качестве кассационной инстанции (президиум) рассматривает жалобы и представления на решения приговора определения и постановления мировых судей и районных судов, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях и вступивших в законную силу.

 

По статусу судьи.

Судьей областного и ему равного суда может быть гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, имеющий высшее юридическое образование и соответствующие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, имеющие опыт работы по юридической профессии не менее 7 лет, не совершившый порочащих его поступков, сдавший квалификационной экзамены, получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

По количественному составу судей и аппарата областные и ему равные суды различаются между собой. Это зависит от объма работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав устанавливается верховным судом РФ на основе данных, предоставляемых судебным департаментом при верховном суде РФ.

Судьи областных и ему равных судов назначаются на должность президентом РФ по представлению председателя верховного суда РФ основанному на положительном заключении квалификационной коллегией судей субъекта РФ.

Председатели, заместители председателя областных и ему равных судов назначаются на должность президентом РФ сроком на 6 летчи наличии положительного заключения высшей квалификационной коллегией судей.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя или заместителя председателя одного и того же суда неоднократно но не более 2 раз подряд.

Аппарат суда.

Аппарат областного и ему равного суда призван обеспечить работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства и выполнению других организационных функций. В аппарате областного и ему равного суда состоят помощники председателя суда, помощники судей, секретари судебных заседаний, секретари суда, консультанты и специалисты различных категорий. Сотрудники аппарата являются государственными служащими и подлежат аттестации один раз в 3 года. Деятельность областного и ему равного суда в соответствии в ФЗ "О судебном департаменте при верховном суде РФ" организационно обеспечивает администратор суда, находящийся под контролем председателя суда и соответствующих подразделений судебного департамента при верховном суде.

К функциям администратора суда относятся:

Подготовка и проведение судебных заседаний взаимо

Взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам организации деятельности суда.

Обеспечение судей и сотрудников аппарата нормативно-материальной, юридической литературой и справочно-информационными изданиями.

Информационно-правовое обеспечение деятельности суда.

Организация веления судебной статистики, делопроизводства и работы архива.

Администратор принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и сотрудников аппарата суда, а так же их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; организует охрану в здании суда, помещении и другого имущества суда в рабочее время; работу транспорта суда и средств связи; организует строительство зданий, ремонт и техническое обслуживание помещений суда; разрабатывает сметы по расходам суда, утверждаемые председателем суда и представляет ее в соответствующее подразделение судебного департамента при верховном суде РФ.

 

Развитие и совершенствование судебной системы в России

Основные этапы развития

1) Догосударственный 6-9 вв.

2) Феодальный 9-17 вв.

3) Абсолютистский 17- до судебной реформы 1864 г

4) Реформационный 1864-1917

5) Советский 1917-1991

6) Современный 1991 - по настоящее время

 

1)Догосударственный: древнейшей формы судебной власти был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Др. Руси, называют состязательным. Ему присущи такие характерные черты, как относительное равенство сторон и их активность в сборе и представлении доказательств.

2) Феодальный: начиная с 9-10 вв. Укрепляется процесс, где ведущая роль принадлежит князю и его администрации. Они возбуждали процесс, сами собирали доказательство и выносили решение. Поводами к судебному разбирательству служили жалобы исцов, задержание на месте преступления, либо факт его совершения. Основными процессуальными формами были: заклич, свод, гонения следом. Нормы русской правды, действующие в русских княжествах в 12-15 вв. Продолжали использовать в судебном процессе рассматриваемого периода. При сохранении состязательных начал, в судебном процессе усиливалась роль и активность государства и государственной администрации. Повсеместно выросло значение судебного поединка, при невозможности установления истины иным способом. Ордалии уходили в прошлое, поскольку противоречили христианскому понимаю выяснения истины, судные клятвы лишались языческой атрибутики. Одновременно усиливалась роль письменных документов, особенно в земельных спорах. Строй процесса по Русской правде является состязательным, что характерно для эпохи раннего феодализма.

3) Абсолютистский: Основной правовой памятник Соборное уложение 1649 г.. В нем содержалось впервые предание, что правосудие должно осуществляться справедливо, однако в условиях феодального государства это было скорее декларацией, чем нормой права. В развитии судопроизводства первой половины 17 века, характерно сосуществование состязательного и розыскного процессов и явном преобладании второго. Розыскной процесс господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный преобладал гражданский. Это в полной мере отражено С.У. 1649г вопросом судопроизводства и судоустройства посвящена в нем глава 10, которая называется "О суде". Она самая большая 287 статей. Нормы в 10 главе представлены не по отраслям права, а по объектам правонарушений, поэтому в одной и той же статье, а иногда в группе соседних статей, посвященных одному и тому же вопросу, были соединены нормы материального и процессуального права, как уголовного, так и гражданского. Другая важная особенность судопроизводства того времени, отсутствие отделения суда от административных органов. Более того судебная функция была важнейшей для администрации.

 

 

Реформационный

Основными идеями судебной реформы 1864 года были:

1. Отделение суда как ветви власти.

2. Гласность.

3. Несменяемость судей.

4. Отмена формальных доказательств.

5. Появление процедуры пересмотра судебных решений.

6. Учреждение мировой юстиции.

7. Появление суда присяжных, адвокатуры, нотариата, института судебных следователей и прокурорского надзора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.043 с.)