Значение энергосбережения и энергетического аудита в повышении конкурентоспособности и экономической эффективности промышленных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение энергосбережения и энергетического аудита в повышении конкурентоспособности и экономической эффективности промышленных предприятий



Одним из условий обеспечения социально-экономического развития страны является повышение конкурентоспособности продукции различных отраслей, промышленных комплексов и отдельных предприятий. Конкурентоспособность промышленных предприятий в значительной мере определяется энергоемкостью производимой продукции и степенью эффективности использования энергоресурсов. Управление энергосбережением и рациональное энергопользование является основой снижения энергоемкости конечной продукции, фактором повышения ее конкурентоспособности.

Под энергосбережением понимается совокупность организационной, правовой, технической, технологической, экономической, научно-исследовательской, образовательной, социальной деятельности и других мер, направленных на сокращение объема используемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при сохранении соответствующих полезных результатов от их потребления (в т.ч. объема производства готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг) [1].

Сокращение объема использования ТЭР и их непроизводительных потерь в различных отраслях промышленности требует применения комплексного и системного подходов к научно обоснованному выбору стратегии, тактики и конкретных мероприятий в области энергосбережения. Необходимость такого подхода к управлению энергосбережением обусловлена также тем, что Россия обладает одними из самых крупных в мире запасами ТЭР и энергетическим потенциалом, которые нуждаются в эффективном распределении [84, 89].

На территории России находится более 23% запасов природного газа и около 6% мировых разведанных запасов нефти. Также в России сосредоточено большое количество возобновляемых ресурсов. Однако использование ТЭР в стране осуществляется нерационально, со значительными потерями их в процессе производства, передачи и потребления, что обусловливает высокую энергоемкость ВВП (примерно в 2,5 раза превышающую среднюю по странам, входящим в организацию экономического сотрудничества и развития, энергоемкости) [92]. Превышение энергоемкости российской экономики над показателями энергоемкости других стран, вызывает следующие экономические и экологические проблемы [62, 75].

1. Снижение конкурентоспособности отечественной промышленности. Высокая доля затрат на оплату электрической и тепловой энергии, а также других видов энергоресурсов определяет высокую себестоимость производимой продукции и низкую конкурентоспособность российских промышленных предприятий.

2. Энергообеспечение страны требует значительных финансовых затрат (высокие затраты на компенсацию потерь энергоресурсов при их производстве и транспортировке ввиду значительного износа основных фондов предприятий топливно-энергетического комплекса; необходимость масштабного производства на изношенном оборудовании), что снижает эффективность экономики в целом. Использование физически и морально устаревших производственных и передаточных мощностей приводит к тому, что резервы энергосбережения в России составляют 45% от уровня энергопотребления [2].

3. Неразвитость механизмов и инструментов энергосбережения не способствует стимулированию использования экологически чистых возобновляемых источников энергии, что обусловливает проблему значительного объема выбросов вредных веществ (в т.ч. парниковых газов) в окружающую природную среду [34, 85].

Необходимо отметить, что во многом высокая энергоемкость российской экономики определяется природно-климатическими условиями страны, характеризующимися низкими среднегодовыми температурами. Это требует значительных затрат ТЭР для надежного и непрерывного энергообеспечения потребителей. Объективной причиной высокой энергоемкости российской экономики является также большая доля энергоемких производств в структуре промышленности (более 60%) и малая доля в структуре ВВП непроизводственной сферы, характеризующейся низкой энергоемкостью [16, 30]. При этом к 2030 году прогнозируется увеличение в структуре промышленного производства отраслей с малой энергоемкостью (машиностроительная, пищевая и легкая промышленность) до 50% и более (в настоящее время доля этих отраслей составляет 33%) [31]. По оценкам аналитиков, в результате таких структурных изменений в экономике наряду с проведением энергосберегающей политики энергоемкость российской экономики к 2030 году существенно снизится, чем будет обусловлено и снижение внутреннего спроса на первичные энергоресурсы [13, 45].

Энергосберегающая политика государства предполагает осуществление комплекса взаимосвязанных организационных и технологических мер по сокращению объемов использования всех видов ТЭР на этапах их добычи (производства), транспортировки и потребления. Целесообразность проведения анализа энергоемкости и энергоэффективности цепей поставок ТЭР в целом обусловлена взаимосвязанностью процессов создания добавленной стоимости производителей, потребителей ТЭР и организаций, осуществляющих их транспортировку [10, 11]. Поэтому можно рассматривать возможности комплексного повышения энергоэффективности производства ТЭР и промышленной продукции, основанного на снижении объемов потребления и затрат на все виды ТЭР в структуре затрат на их производство и передачу в региональных цепях поставок, а также производство и конечное потребление готовой продукции. Однако, попытки внедрения комплексного подхода к управлению энергосбережением в региональных цепях поставок ТЭР и потребления промышленной продукции не всегда дают положительные результаты, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, в регионах обычно складываются устойчивые энергосистемы, промышленные кластеры, обусловливающие взаимосвязи по поставкам ТЭР, структуру производства и потребления ТЭР и товаров промышленного производства. В этой связи могут возникать сложности при организации процессов энергосбережения на отдельных предприятиях, выделенных, например, по отраслевому признаку [32].

Во-вторых, система управления энергосбережением на региональном и местном уровнях недостаточно эффективна. Функции надзора в области энергосбережения должны осуществляться не только на уровне федерального управления, но и на уровнях регионального и местного самоуправления [71].

В-третьих, отсутствуют действенные механизмы стимулирования инвестиционной, инновационной и организационной деятельности по энергосбережению. Поэтому руководством большинства промышленных предприятий энергосберегающие мероприятия не рассматриваются как способ существенного повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий. Не выработано унифицированных процедур и четких критериев оценки экономической эффективности мероприятий в области энергосбережения. Это ослабляет интерес частных инвесторов к финансированию различных энергосберегающих программ [33].

В-четвертых, недостаточно развита инновационная инфраструктура в сфере энергосбережения. В регионах РФ функционируют инновационные центры, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, центры трансфера технологий, малые инновационные предприятия и другие элементы инновационной инфраструктуры. Однако перечисленные организационные формы практически не взаимодействуют между собой и с другими субъектами процессов энергосбережения по вопросам распространения энергосберегающих инноваций [50, 51].

В пятых, энергоаудит как основной источник информации об энергопотреблении и потенциале экономии ТЭР, не является обязательным для большинства предприятий и организаций, что не способствует стимулированию процессов энергосбережения и получению достоверных данных об эффективности энерго- и ресурсопользования со стороны промышленных предприятий.

Нерешенность перечисленных проблем снижает роль и значение энергосбережения в повышении экономической эффективности промышленных предприятий. Поэтому, несмотря на большое количество исследований и разработанных организационно-экономических механизмов и инструментов реализации стратегий энергосбережения в промышленности остается актуальной проблема формирования методического инструментария, позволяющего осуществлять комплексное управление энергосбережением на всех этапах процесса энергосбережения: от оценки резервов энергосбережения и разработки предложений по повышению энергоэффективности исследуемых предприятий до практической реализации предложенных мероприятий [56].

Необходимо отметить, что сформулированные выше проблемы, затрудняющие достижение конечной цели реализации политики энергосбережения на федеральном и региональном уровнях – повышения энергетической эффективности всех отраслей промышленности, ЖКХ и непроизводственной сферы, были частично учтены при разработке действующей в настоящее время Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р [2,101]. Энергетическая стратегия представляет собой реализуемые на практике направления развития ТЭК, которые должны обеспечить достижение целевых темпов экономического роста страны и регионов, увеличение ВВП и ВРП, снижение их энергоемкости и повышение энергетической эффективности всех отраслей и сфер экономики, а также обеспечение ее энергетической и экологической безопасности. В Энергетической стратегии России обозначены следующие основные направления реализации энергосберегающей политики.

1. Стимулирование потребителей ТЭР к уменьшению объемов их потребления в целях снижения затрат. Это может быть достигнуто путем информационной поддержки: пропаганды энергосбережения и обученияспособам экономии энергоресурсов, т.е. без совершенствования техники и технологий, с минимальными финансовыми затратами. По оценкам экспертов, энергосбережение со стороны потребителей позволит обеспечить реализацию 2-10% от общего потенциала энергосбережения [4].

2. Энергосбережение в зданиях и сооружениях путем улучшения их конструкций для экономии тепловой и электрической энергии, используемой для отопления и освещения.

3. Внедрение инновационных энергосберегающих технологий, материалов и техники в производящих, передающих и потребляющих ТЭР промышленных установках [14]. Для этого необходимо формирование инфраструктуры распространения инноваций, а также систем нормативного, методологического и программного обеспечения энергосбережения [83].

Эффективное стимулирование энергосбережения представляется возможным, если будет обеспечена заинтересованность промышленных предприятий всех отраслей в экономном расходовании энергоресурсов, как способе сокращения расходов. Также необходимо обеспечить заинтересованность инвесторов и организаций, оказывающих услуги в сфере энергосбережения. Это означает, что деятельность по разработке и реализации энергосберегающих мероприятий должна иметь необходимое информационное обеспечение. Существующая система информационного обеспечения энергосбережения включает в себя программы, стандарты, регламенты, методическую документацию и правила, разрабатываемые для управления энергосбережением на различных этапах и стимулирования повышения энергоэффективности в промышленности.

В связи с повышением значимости всестороннего информационного обеспечения принятия решений в области энергосбережения, возникает потребность в получении более полной и точной информации по оценкам объемов энергопотребления и резервов энергосбережения в разрезе отраслей промышленности и отдельных предприятий. Основным источником информации о максимальных потерях ТЭР и соответствующем потенциале энергосбережения являются результаты энергетических обследований (энергоаудита) [97].

Под энергоаудитом понимается взаимосвязанный комплекс технических, управленческих, организационных, экономических и других мероприятий, включающий сбор и обработку информации об использовании ТЭР в целях получения достоверных данных об объеме используемых ТЭР, показателях энергоэффективности; выявления потенциала энергосбережения и возможностей повышения показателей энергетической эффективности с представлением полученных результатов в энергетическом паспорте [46].

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими процессы энергосбережения и энергоаудита являются:

- Инструкция по составлению статистической отчетности об использовании топлива, тепловой и электрической энергии, а также об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов, утвержденная Госкомстатом РФ 05.09.94 г. № 154;

- «Рекомендации по стандартизации. Энергосбережение. Порядок установления показателей энергопотребления и энергосбережения в документации на продукцию и процессы» Р 50-605-89-94;

- Правила проведения энергетических обследований организаций, утвержденные Минтопэнерго РФ 25.03.98 г.;

- «Энергосбережение. Методика определения полной энергоемкости продукции, работ, услуг» ГОСТ 30583-98;

- «Рекомендации по стандартизации. Энергосбережение. Порядок установления показателей энергопотребления и энергосбережения в документации на продукцию и процессы» Р 50-605-89-94;

- «Энергобаланс промышленного предприятия. Общие положения» ГОСТ 27322-87.

Кроме перечисленных основных нормативно-методических документов существует также ряд стандартов, рекомендаций и правил, в которых рассматриваются специальные вопросы в области, учета потребления энергоресурсов и повышения эффективности использования ТЭР в различных отраслях промышленности и сферах экономики [80, 91].

Результатом проведения энергоаудита является заполнение энергетического паспорта обследуемого предприятия, под которым понимается документ, содержащий информацию об объемах и структуре производства и потребления ТЭР на предприятии, объемах и структуре их потерь, сведения об эффективности использования ТЭР, а также предлагаемые направления повышения энергоэффективности предприятия. Энергетический паспорт можно рассматривать в качестве инструмента поддержки принятия управленческих решений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий промышленности, коммунального хозяйства и ТЭК [20].

Составление полного энергетического паспорта предприятия возможно только на основе результатов комплексного энергетического обследования всех его участков (в частности по видам деятельности). Однако в настоящее время с организацией и проведением энергоаудита промышленных предприятий связаны некоторые проблемы. Согласно ФЗ РФ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» энергетическое обследование не является обязательным для предприятий за исключением следующих организаций:

1) органы государственной власти и местного самоуправления, обладающие правами юридических лиц;

2) организации, в уставном капитале которых участвует государство или муниципальное образование;

3) организации, в отношении видов деятельности которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);

4) организации, занимающиеся; производством и (или) передачей теплоэнергии, электроэнергии, природного газа, воды; добычей природного газа, нефти, угля; производством нефтепродуктов, переработкой природного газа и нефти; передачей нефти и нефтепродуктов;

5) организации, общие годовые затраты которых на потреблениеприродного газа, дизельного или другого топлива, мазута, теплоэнергии, угля, электроэнергии составляют более 10 млн. рублей;

6) организации, осуществляющие мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично из бюджетных средств.

Таким образом, в перечень организаций, которые обязаны проводить энергетические обследования, попадает довольно много предприятий различных отраслей экономики, что можно рассматривать как положительный фактор. Однако, необходимо отметить следующие недостатки существующей практики проведения энергетических обследований.

- Проведение энергоаудита предприятия является дорогостоящей процедурой, на реализацию которой многим предприятиям не хватает финансовых ресурсов. При этом без проведения энергетического обследования предприятия не могут рассчитывать даже на частичное бюджетное финансирование энергосберегающих мероприятий.

- Профессиональную деятельность в области энергетических обследований в настоящее время могут осуществлять только те лица, которые являются членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (СРО). При этом членство в СРО предполагает внесение значительных вступительных и целевых взносов.

- Существующая практика проведения энергетических обследований энергоаудиторскими фирмами, входящими в СРО, является длительной и затратной для промышленных предприятий;

- Многие рекомендации энергоаудиторов не реализуются на практике по причинам отсутствия у предприятий финансовых, материальных, кадровых ресурсов.

Перечисленные условия, связанные с проведением энергоаудита, негативно воспринимаются руководителями предприятий и в итоге не способствуют энергосбережению и повышению энергоэффективности экономики. Таким образом, рассмотрев значение энергосбережения и энергоаудита в повышении конкурентоспособности и экономической эффективности промышленных предприятий, можно сделать вывод, что задача повышения энергоэффективности предприятий напрямую связана с задачей сокращения потерь и уменьшения объемов потребления ТЭР, затраты на которые занимают существенную долю в структуре всех затрат промышленных предприятий.

Особую актуальность энергосбережение приобретает в условиях роста стоимости топлива и конкуренции. Низкая эффективность потребления энергоресурсов приводит к увеличению издержек производства и себестоимости готовой продукции [102]. В этой связи энергосбережение как фактор повышения энергоэффективности и снижения издержек, должно стать основной задачей промышленных предприятий. Кроме того энергосбережение позволяет промышленным предприятиям внести свой вклад в улучшение состояния окружающей среды. Значительная доля выбросов вредных веществ обусловлена работой энергоисточников, использующих ископаемое топливо, поэтому уменьшение объемов потребления топлива способствует уменьшению выбросов и улучшению состояния окружающей природной среды.

Для стимулирования процессов энергосбережения и гарантированного повышения энергоэффективности промышленных предприятий необходимо создание действенных инструментов и методов не только разработки, но и практической реализации мероприятий в области энергосбережения. Это представляется возможным, если весь процесс – от проведения энергетических обследований и выявления резервов энергосбережения на предприятии до помощи во внедрении нового энерго- и ресурсосберегающего оборудования и материалов будет осуществляться при участии и контроле специально создаваемых для этого структур на федеральном и региональном уровнях управления.

Совершенствование существующей практики проведения энергоаудита позволит повысить эффективность использования энергоресурсов в долгосрочной перспективе и обеспечить баланс интересов всех участников цепи поставок ТЭР в регионе.

1.2 Организационно-экономический анализ современного состояния и тенденций развития нефтегазового комплекса РФ

Нефтегазовый комплекс во многом определяет темпы и качество социально-экономического развития России, а также положение страны в системе мировых энергетических рыночных отношений. Нефть и газ являются одними из основных экспортируемых Россией товаров, поэтому их производство обеспечивает стране наибольшую конкурентоспособность в процессе ее интеграции в систему мировых экономических связей [66]. В настоящее время результаты деятельности нефтегазового комплекса составляют основу для формирования платежного баланса России и поддержания курса рубля. Рост масштабов добычи нефти и значительные объемы ее экспорта долгое время обеспечивали поддержку и развитие менее доходных секторов национальной экономики. Нефтегазовый комплекс формирует спрос на продукцию связанных с ним отраслей [7]. Степень развития этих отраслей характеризуется величиной мультипликатора, который в России составляет 1,9, что соответствует уровню развитых в промышленном отношении нефтедобывающих государств. Для сравнения: в Норвегии мультипликатор составляет 1,6–1,7; в США – 2,1; в Австралии – 1,8–2,4 [94].

Наибольшее влияние развитие нефтегазового комплекса оказывает на добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности, машиностроение, электроэнергетику, строительную отрасль. Дополнительный эффект достигается путем увеличения базы налогообложения, создания новых рабочих мест, роста платежеспособности населения. Кроме того, в современных условиях нефтегазовый комплекс в значительной мере формирует спрос на наукоемкую и высокотехнологичную продукцию [24, 65].

Рассмотрим подробнее значение нефтегазового сектора для российской экономики.

В 2010 году 42% в структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ приходилось на налог на добычу нефти, газа и конденсата, который составил в сумме 1,36 трлн. руб. [74].

В 2011 году деятельность нефтегазового комплекса сформировала 20,7% ВВП, что составило 54% доходной части федерального бюджета и свыше 70% от общего объема экспорта [74].

Предприятиями нефтегазового сектора за 2011 год было добыто 511,4 млн. т нефти и газового конденсата и 670,5 млрд. куб. м газа. Внутреннее потребление газа составило 363,9 млрд. куб. м, объем нефти, поступающей на переработку внутри страны составил 192,5 млн. т, на экспорт было отправлено 242 млн. т сырой нефти, 204 млрд. куб. м газа и 125 млн. т нефтепродуктов.

Доходы от экспорта нефти и газа составили около 322 млрд. долларов [49].

В таблице 1.1 представлены доли некоторых стран в мировом потреблении нефти и газа в 2006 году по данным Института экономических стратегий (ИНЭС).

 

Таблица 1.1 – Мировое потребление нефти и газа Показатели Доля в мировом потреблении, %
нефть газ
Энергоизбыточные страны
Россия 3,4 15,0
Канада 2,6 3,3
Энергодефицитные страны
Великобритания 2,1 7,6
США 24,9 24,0
Германия 3,3 3,1
Франция 2,5 1,7
Италия 2,4 7,7
Япония 0,4 2,7
Евросоюз 18,3 16,0
       

 

Как видно из таблицы 1.1, Россия занимает третье место в мире после США и стран Евросоюза по объемам потребления нефти и газа.

Для выполненного диссертационного исследования с участием автора проведен энергоаудит объектов теплоэнергетических систем ООО «Газпромэнерго» и ОАО «АК «Транснефть» – крупнейших российских предприятий нефтегазового комплекса. В результате выявлена целесообразность осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности данных предприятий по следующим направлениям: режимная наладка котлов; загрузка котлов с учетом их фактического КПД; наладка тепловых сетей; ремонт и замена теплоизоляции трубопроводов тепловых сетей с использованием современных материалов и др. Выявленные в результате энергоаудита потенциалы энергосбережения показаны в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Потенциалы энергосбережения для теплоэнергетических систем российских предприятий нефтегазового комплекса

Предприятие Виды энергоресурсов Годовой потенциал энергосбережения в натуральном выражении Годовой потенциал энергосбережения в денежном выражении, тыс. руб.
ООО «Газпромэнерго» Природный газ 2091,821 тыс.м3 3156,689
Газовый конденсат 42,848 т 539,243
Тепловая энергия 1955,088 Гкал 2015,031
Электрическая энергия 1703,749 тыс.кВт·ч 2158,604
Итого: - 7869,567
ОАО «АК «Транснефть» Тепловая энергия 557,4 Гкал 243,100
Электрическая энергия 556,32 тыс.кВт·ч 1317,420
Итого: - 1560,520
           

 

В структуре национальной экономики России высока доля энерго- и ресурсоемких отраслей, а государственная политика в сфере ресурсосбережения недостаточно эффективна. Так, на долю России приходится от 1/4 до 1/3 мирового объема сжигания попутного нефтяного газа, в результате чего из бюджета страны ежегодно теряется около 20 млрд. долларов дополнительного дохода [68, 87]. Все это относится к источникам огромных перерасходов топливно-энергетических ресурсов, что выражается в завышенных по сравнению со странами Европы и Японией показателями электроемкости и энергоемкости ВВП России – в 3,5 и 8,8 раза соответственно. Затраты на энергоносители в России составляют от 25 до 30% ВВП, в то время как в США – 6-7%, в странах Европы и в Японии – менее 6% [17].

В целом по итогам последних лет в России сложились следующие тенденции развития нефтегазодобывающего сектора: рост цен на углеводородное сырье; наращивание объемов добычи нефти и газа и объемов бурения с целью разведки и эксплуатации месторождений; развития транспортной инфраструктуры; перераспределение экспортных потоков в пользу дальнего зарубежья; расширение присутствия России на перспективном рынке сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

На фоне данных тенденций и огромного углеводородного потенциала Российской Федерации состояние минерально-сырьевой базы нефтегазового комплекса характеризуется сокращением существующих разведанных запасов нефти и малыми темпами их воспроизводства. Большинство нефтедобывающих регионов России не имеют промышленных запасов нефти, необходимых для поддержания требуемых объемов ее добычи на ближайшие 10-15 лет. Как видно из рисунка 1.1, по прогнозам, составленным в 2010 году, запасов нефти в России хватает приблизительно еще на 21 год [49, 93].

 

 

Для удержания добычи нефти к 2030 году на уровне выше 420 млн. т в год необходимо обеспечить прирост новых запасов нефти в размере не менее 12,5 млрд. т, из которых 4,0 млрд. т – на уже открытых месторождениях за счет повышения коэффициента извлечения нефти. Требуется перевод значительной части нефтегазового потенциал РФ в активные запасы нефти и газа, которые в дальнейшем будут последовательно вводиться в разработку. Объем инвестиций в развитие нефтегазового комплекса, необходимых для решения данной задачи составляет по данным Энергетической стратегии России до 2020 года – от 400 до 440 млрд. долл. [12]. Однако, объемы инвестирования в нефтегазовый комплекс России до 2006 года были в 3-4 раза ниже целевых. В 2006 году они возросли до 310 млрд. руб. Недостаток инвестиций ведет к сокращению объемов поисково-разведочного бурения и уменьшению темпов ввода новых месторождений в разработку. В случае, если для устранения недостатка инвестиций не будет принято эффективных мер, то ставится под сомнение и выполнение Энергетической стратегии России до 2030 года [2,3].

Что касается промышленных запасов природного газа в России, то по прогнозам аналитиков компании «British Petrolium 2», сделанным в 2010 году, Россия будет обеспечена запасами природного газа в течение ближайших 76 лет, что показано на рисунке 1.2 [49]. В настоящее время в РФ насчитывается 837 месторождений природного газа, в 134 из которых (более 30 млрд. куб. м) сосредоточено 96,4% всех запасов. За счет этих месторождений обеспечивается 98,6% всего объема добычи газа в России [27].

 

 

Нефтегазовая отрасль России представлена вертикально-интегрированными компаниями, а также средними и малыми независимыми нефтяными компаниями. К началу 2011 года добычу нефти в России осуществляли 325 предприятий, 145 из которых входят в число вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний, а также 177 независимых нефтедобывающих организаций. Более 90% всего объема добычи нефти и конденсата в России приходится на восемь вертикально-интегрированных компаний [48].

Сырьевую базу нефтегазового комплекса России представляют 1500 нефтяных, нефтегазоконденсатных и нефтегазовых месторождений, 800 из которых находятся на стадии разработки [76]. В сфере нефтепереработки функционируют 27 заводов, суммарная мощность которых по первичной обработке нефти составляет 253 млн. т в год, 200 мини-заводов и 6 заводов, специализирующихся на выпуске масел и смазок [61, 76]. В настоящее время многие стратегические цели и задачи страны связаны с развитием Севера, т.к. на северной территории России, занимающей более 60% площади страны, сосредоточено около 80% промышленных запасов нефти и почти 100% добываемого газа [25, 47]. Однако развитие Севера предполагает привлечение значительных финансовых и материальных ресурсов для обеспечения приемлемого уровня жизни населения в тяжелых природно-климатических условиях.

В настоящее время состояние и перспективы развития нефтегазового комплекса Российской Федерации характеризуются следующими основными проблемами.

1. Массовое выбытие из эксплуатации основных фондов, средний износ которых в 2013 году составил 60% – в нефтедобывающей отрасли и более 57% – в газовой отрасли [43]. По многим нефтеперерабатывающим заводам степень износа основных фондов достигает 80%, что отчасти обусловливает нахождение России на одном из последних мест в мире по уровню нефтепереработки. Объем реализации вторичных процессов, углубляющих переработку нефти, на отечественных нефтеперерабатывающих заводах очень мал и составляет 10% от объема реализации первичных процессов. Как следствие, возникают большие отходы производства и низкий выход светлых продуктов [78]. Основной причиной возникновения этой проблемы является длительная ориентация нефтеперерабатывающей отрасли на первичные процессы переработки и максимизацию объемов производства мазута [95, 98].

В других странах складывается противоположная структура производства нефтепродуктов. Так, в России из 1 тонны нефти производится 420 литров бензина, в США из 1 т нефти получают 420 литров бензина. В структуре производства 75-80% приходится на долю светлых продуктов. Интегральный коэффициент, характеризующий эффективность нефтепереработки, в России равен 4,2–4,3, в США – 11, в европейских странах – более 9 [17]. В большинстве нефтедобывающих стран мира нефтепереработка выбирается в качестве основного стратегического ориентира развития нефтегазового комплекса [58]. В настоящее время объемы нефтепереработки в США в два раза превышают объемы добычи нефти, в стране работает 147 нефтеперерабатывающих заводов. В Китае функционирует 98 нефтеперерабатывающих заводов, которые полностью обеспечивают переработку 180 млн. т ежегодно добываемой в стране нефти и еще 130 млн. т нефти закупаемой у других государств. В странах Евросоюза функционирует 140 нефтеперерабатывающих заводов [27].

В России средняя загрузка нефтеперерабатывающих заводов по переработке первичного сырья составляет в среднем 73%. Такое положение нефтепереработки в России обусловлено высокими ценами на сырую нефть, в результате чего нефтяным компаниям более выгодно экспортировать первичное сырье ввиду высокой себестоимости нефтепереработки. Из общего объема произведенных нефтепродуктов на экспорт направляется: 80% мазута, 60% дизельного топлива, 15-20% бензина, 20-25% авиатоплива [82]. Стоимость одного нефтеперерабатывающего завода составляет от 500 млн. до 1,5 млрд. долларов, а сроки окупаемости инвестиционного проекта строительства такого завода – около 10-12 лет [28, 42, 81].

2. Снижение коэффициента нефтеизвлечения, который является основным показателем рационального использования сырьевой базы добычи нефти и газа (с 1960 по 2000 гг. коэффициент снизился с 0,45 до 0,29, в результате чего в недрах остается более 70% запасов) [43].

Основная проблема связана с тем, что запасы нефти в традиционных районах ее добычи (Западной Сибири, Волго-Уральском и Северо-Кавказском регионах) находятся в низкопродуктивных слоях, доля которых – более 35-40%. Поэтому показатели производственной деятельности нефтяных компаний находятся на низком уровне: средний дебит рабочих скважин составляет 10-11 тонн в сутки. Сейчас доля трудноизвлекаемых запасов превышает 60%, а в некоторых районах достигает 90% и более, степень обводненности многих крупных месторождений более 80%. Приведенные показатели свидетельствуют об экономической неэффективности разрабатываемых месторождений, т.к. эксплуатация скважин с коэффициентом обводненности 92% и более, как показывает практика, оказывается убыточной [88]. В целом рентабельность освоения большей части потенциальных запасов нефти и газа невысока, т.к. эти запасы находятся в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой.

3. Неэффективная политика налогообложения, не стимулирующая развитие нефтегазового сектора (процент изъятия выручки российских нефтяных компаний составляет 65-70%, а зарубежных компаний «Шеврон корпорейшн» и «Эксон Мобил» – 28% и 32%, соответственно) [74]. Неэффективная система налогообложения и экспортные таможенные пошлины представляют собой одну из проблем развития нефтегазового комплекса.

4. Ввиду недофинансирования геологоразведочных работ отношение прироста запасов нефти и газа к добыче составляет 60% [90]. Представляются трудно реализуемыми как оптимистичный, так и умеренный сценарии объемов добычи нефти, приведенные в Энергетической стратегии России до 2030 года, поскольку предполагают приращение только за счет геологоразведочных работ 8,6 млрд. тонн новых промышленных запасов нефти к 2030 году. Обеспечение таких приростов запасов нефти возможно при доведении годовых объемов глубокого бурения до 2,5 млн. м в год. Ежегодные затраты на организацию такого объема геологоразведочных работ составляют порядка 3,7 млрд. долларов. Осуществление геологоразведочных работ затрудняется не только дороговозной их проведения, но и тем, что практически весь российский фонд недропользования принадлежит добывающим компаниям. Соответственно, деятельность по добыче нефти и газа в значительной мере монополизирована. При этом крупные вертикально-интегрированные нефтегазовые компании, в достаточной мере обеспеченные текущими объемами добычи и запасами нефти и газа не заинтересованы в масштабном финансировании геологоразведочных работ ввиду значительных экономических и геологических рисков. Основной объем инвестиционных ресурсов российских нефтегазовых компаний направляется на приобретение активов нефтегазодобывающих, транспортных, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий, в т.ч. и иностранных [86].

5. Отставание России от развитых нефтедобывающих государств по основным показателям инновационной деятельности в связи с отсутствием системы управления инновационной деятельностью и механизмов стимулирования применения новых энергосберегающих технологий [96].

6. Доля ТЭР, потребляемых нефтегазовым комплексом в России существенно выше, чем в мире (более 2/3 первичного потребления ТЭР) [67].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.049 с.)