А. Казахское ханство 15-18 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Казахское ханство 15-18 века



Предмет Истории, пер-ция.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм.

В целом ИК состоит из 4 больших периодов:

Древнейший и древний период (2,5 млн. – появление 1ых орудий труда)

А. Эпоха камня

Б. Эпоха бронзы

В. скифо-сакская эпоха

Средневековый период (великое переселение народов)

А. Эпоха гуннов

Б. Древнетюркская эпоха

В. Золотая Орда

Новое время (Образование Казахского Ханства)

А. Казахское ханство 15-18 века

Б. Казахстан в 19 веке

В. Казахстан в 20 веке

Новейшая история(Каз на совр.этапе)

Казахстан в эпоху каменного века.

Главную информацию о материальной стороне и духовной культуре древнейшего человечества дает каменное орудие труда. Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Каменный век время становления человечества и его хозяйства. Все это характеризуется с низкой производительности труда. Хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первый человек собирал дикорастущие злаки, плоды, ягоды и охотился на животных.

Ранний палеолит (2,6 млн. – 35-30 тыс. лет) В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудия труда принадлежала камню. Человек знал свойства камня.Выбор камня зависел от предназначения орудия труда. В зависимости от формы и от типа орудия труда: остроконечники, рубила итд

Поздний палеолит (до 12-10 тыс.) Это время широкого расселения человека, началось формирование рас и расовых групп. Возникновение рода – первая специфическая форма общественной организации человеческого коллектива. Мировоззрение человека позднего палеолита усложнилось. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверл-х раковин и клыков хищников, ноги украшали браслетами из бивней мамонтов.

Неолит (5 тыс.) Это время рассвета техники обработки камня. Происходит все большая специализация в изготовлении орудий труда. Появились новые технологии обработки камня: сверление, шлифование. Освоение труднообрабатываемой породы камня. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия. Возникли зачатки горного дела, ткачества, керамики. Эпоха неолита – время родовых общин, образование племен, племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

Бронзовый век на тер. Каз-на

Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинском в Южной Сибири. (Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана). В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо - земледельческое хозяйство.

Андр. культура делится на 3 периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н. э., средняя - XV - XII вв. до н. э.,

Поздняя - XII - начало VIII вв. до н. э.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап – нуринский. Средний - атасуский,

Поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений.

Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.

Важную роль -металлургия. Основным сырьем - бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались.

Европеоидной расы - широколицы, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

Государство саков.

Освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах в сочетании с земледелием. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба.

Кочевое скотоводство (зимние пастбища), Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики – в повозках, покрытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер в местах, которые не продувал ветер и где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд, наиболее приспособленными для кочевок. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища (землянки, полуземлянки).

Высокого уровня у саков достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой, в частности, с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, серебра, золота. Для отливки изделий использовались формы из камня и глины.

звериный стиль, сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран. образы льва, льва-грифона. Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями. Саки вкладывали в них определенное содержание. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грозе, грому, которые представились им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евроазиатских степей.

Государство усуней. унаследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. гуньмо. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. Чигучен (Иссык-Куль). Скотоводство в жизни усуней сыграло определяющую роль. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, посуду изготовляли в большом количестве, ее лепили из глины. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, умели плавить железо, из которого изготовляли ножи, мечи, наконечники стрел, кинжалы. Из цветного камня и благородных металлов – бусы для женщин и украшения на одежду. письменные источники, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

Государство Кангюй. Впервые канглы упоминаются в китайских источниках во 2 веке до н.э. Канглы умели выплавлять железо, делать из нее предметы обихода, из кости изготавливали накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Ювелирные изделия и украшения из золота, бронзы, бусы из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла. Среди украшений – каменные, металлические, стеклянные бусы, серьги и подвески со вставками из цветных камней.

На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке поля и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок, кувшинов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Использовались и костяные земледельческие орудия.

Таким образом, на рубеже н.э. и в 1 тыс. н.э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное могущественное государственное объединение – канглы, которое играло важную роль в истории Востока. Население занималось ремеслами, торговлей, скотоводством, земледелием. Канглы связаны политически, экономически, культурно с Китаем, Римом, Куманской Империей.

6. Госудаство Хунну. В IV - 111 веках до н. э. у северных границ Китая сложилась консолидация племен сюнну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства, О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма Цянь. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тысяч воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Сюнну разгромили духну, часть усуней, Саяно-Алтайские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в I веке до н. э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.

В 47 году до н.э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китай и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была мерная волна переселения сюнну па территорию Казахстана н Средней Азии.

Вторая волна началась в I н.э. когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну было «Великое переселение народов»

Длился более 300 лет со II по V века, из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

Тюргешский каганат.

Карлукское государство.

Государство Карлуков (756-940 гг.). Впервые о карлуках упоминается под именем Булак, которое относится к 5 веку. Название уч-карлук – распространенный носильный союз кочевых племен, занимавший территорию между Алтаем и Восточным побережьем оз. Балхаш. В середине 7 века в составе карлукского объединения входили 3 племени булак, чигирь, ташлык. Вожди карлуков носили титул Ель-Тебер. В 742 году политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен: карлуков, уйгуров, басмылов, на короткое время возвысились басмылы, их вождем стал каган, глава карлуков и предводитель уйгуров. В Центральной Азии возникло новое государство уйгурский каганат (744-840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого ягбу. Стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они отошли от уйгурского каганата. В середине 8 века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами. В 766 году в руки Карлукского Джагбу перешли Семиречье с двумя ставками тюргешских каганов – Тараз и Суяб.

Огузская конфедерация.

Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в 9-10 вв. огузского союза племён. В состав огузов вошел как древний этнический компонент долины Сырдарьи и аралокаспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры и др.

В конце 9 – начале 11 вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и восточном Прикаспии.

В 10 в. столицей огузского гос-ва стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Ср. Азию, Восточную Европу, и Центральную Азию. Главой огузского гос-ва был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов производились на советах. Предводитель огузского войска, носил титул «сюбаши».В степи и осёдло-земледельческой зоне особое распространение получила работорговля. На рубеже 10-11 вв. огузское гос-во испытало кризис вследствие восстания среди огузских племён, недовольных хищническим сбором налогов. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нём гос-во настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик был казнён сельджуками.

Кимекский каганат.

Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, В состав кимекской федерации входили: эймур, имек, кыпчак, макак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племён носил титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка тюркоязычных народов – карлуков, огузов, уйгуров и др. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времён сложения у кимеков каганата в конце 9 нач. 10 вв. их царь стал носить высший титул кагана. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати.

В 9 - нач. 11 в. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звёздам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Возможно, ислам получил определённое распространение среди кимакской знати.

В начале 11в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению и миграцией кочевых племён Центральной Азии, переселение которых относится к началу 11в.

Караханидское государство.

Родоначальником Сатук Богра-хан (915-955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака, и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос-ва караханидов. Владения караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на Востоке.

После разгрома караханидов от сельджукского войска в 1141 г. власть перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов. История могущественного гос-ва Караханидов на этом завершилась.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в 11-12вв. в Семиречье и Юж. Каз – не часть тюркских племён переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. Проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой письменности на арабской графике.

Гос-во Каракитаев (1128-1213).

Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (цидань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с 4 в. н.э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 году обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Киданьского государства. В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков. Предводитель кракитаев Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал гос-во в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан и в 1137 и 1141 г. разгромили войска Мавераннахра и сельджуков. Особый отряд был послан для завоевания Хорезма. Глава каракитайского государства носил титул гурхана, что означает «хан ханов». Центром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обложения – с каждого дома взимали по одному динару. Первый гурхан умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, а с 1169 – сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории гос-ва каракитаев, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями и власть гурхана стала по существу номинальной. В Жетысу началось широкое мусульманское движение, направленное против каракитаев. Гурхану сачало удалось одержать победу над восставшими, но с появлением в 1209 г. в Жетысу найманов обстановка резко изменилась. Жетысу стал ареной кровопролитных междуусобных войн, мятежей и мусульманских восстаний. Так продолжалось до 1218 г., до появления Чингисхана.

Государства найманов.

В 12 в. конфедерация найманов наряду с кереитами и меркитами представляла крупное центрально-азиатское гос. объединение. Термин «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. После образования гос-ва каракитаев найманы входили в его состав, но после смерти Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-бильге-Буку хана. Гос-во найманов занимало земли к западу от кереитов, в Зап. Монголии и Вост. К-не.

Государство кереитов. Этнический состав кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере – меркиты, на востоке татары, В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство нестоианского толка. Кереиты. Кереиты подерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглами, уйгурами и т.д. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, имели свою территорию, в них функционировал аппарат управления, Документы скреплялись печатью. К концу 12 в. произошло политическое возвышение Темучина, к-ый разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов.

16. Кипчакское ханство. В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки, которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кьпчакское ханство (начало XI пека - 1219 год), В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). Ставка правителей была в г. Сыгнаке. На Руси их называли половцы, в Европе команы, на Востоке кыпчаки. Кыпчаки сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украинского, монгольского, китайского, индийских и арабских народов.

В тяжелые для Византийской империи кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему неоценимую помощь разгромив печенегов. Многие кыпчаки породнились с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметна была их роль в Хорезме. Государство хорезмшахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчакской династии хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

Монгольская империя.

В конце 12 – начале 13 веков на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство. Тимучина (1155 д.р.). Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Архона. в 1203 году им были разгромлены Кирийтские затем соседнее Найманское ханства. 1207-1211 годах были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215 году был взят Пекин. В 1217 году монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В 1206 году Тимучин был провозглашен всемонгольским ханом и получил титул Чингисхана. его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетису.

17. Развитие культуры в Каз XI – XII государства базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земледельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи. Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки. Кулан и другие. В городах жили ремесленники, торговцы, землед-цы, имелись базары, чеканились деньги. Наиболее ранним памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI века) в окрестностях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби

Известным представителем тюркоязычной литературы X-XII веков является Юсуф Баласагунский, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070 годах поэма «Кутадгу билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым». «Благодатное знание».

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 - 1101 годы), его книга «Дании лушт ат-турк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах.

Образование Золотой Орды.

Преемником Джучи, умершего в 1227 году, стал его сын Бату. Им были предприняты завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и-Кипчака, к землям волжских Булгар и далее на Запад. Были разгромлены крупнейшие русские княжества, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и другие страны. В итоге семилетнего похода 1236-1242 под властью Бату оказались земли к западу от Волги до низовьев Дуная, включая Крым, северный Кавказ и западно-кипчакские (половецкие) степи. Вернувшись в низовья Волги, Бату основал новое монгольское государство, получившее в последствии название Золотая Орда. В него вошли территории улуса Джучи, Восточный Дешт-и-Кипчак, степные районы Казахстана к западу от верховьев Оби и Иртыша, до низовьев Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на Западе.

В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Бату княжества Руси. Основанное Бату-ханом государство называлось в восточных источниках Улус Джучи, а также по именам ханов Джучидов улус Бату, улус Берке и т.д. Столица был Сарай-Бату. Позднее Сарай-Берке. Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями.

К рубежу 13-14 веков и тем более в 14 веке монголы практически тюркизировались. Население Золотой Орды стало называться этнонимом "татары".

Для решения важных государственных дел созывался Курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии). Во главе дивана – центральный орган исполнительной власти стоял визирь. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами.

20. Образование Ак Орды, Во второй половине XIV века Золотая Орда стала распадаться на сам. улусы. На территории Восточного Дешт-и-кипчака выделилось сам. государство Ак-орда. Столицей стал город Сыгнак. Фактически самостоятельной Ак-орда стала к середине XIV в. при ханах Ердене и Мубарак-ходже(1320-1344). Значительно укрепилась она при хане Урусе (1362-1380).В 1336-1405 году в западной части – в Маверенахре возникло государство. Эмира Тимура, который в 1370 году установил свою власть и правил 35 лет. Он стремился объединить под своей властью Среднюю Азию и создать огромную империю, но этому препятствовала Золотая орда. Для того чтобы сломить ее Тимур вел захватнические походы против Ак-орды и Могулистана. В 1428г. к власти в Ак-орде пришел шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет.

Образование Ног-ой орды.

После распада Золотой орды к середине XV в. возникло самостоятельное государство на территории зап. Каз-на – Ногайская орда. Обособление Ногайской орды как полунезависимого началось при Едыге, который правил в Золотой орде (1396-1411). Окончательно государство обособилось при сыне Едыге Нур-ад-дине (1426-14400). Господствующим племенем в Ногайской орде были момгыты. В Ногайской орде полит и экон власть находилась в руках монгытских – потомков Едыге. В состав Ногайской орды входили наряду с момгытами: кунграты, найманы, аргыны, канглы, алчины, кипчаки, карлуки, алаш, тама и др. племена, непосредственно участвовавшие в процессе формирования казахской народности.

Образование Могулистана.

Историко-географический термин Могулистан происходит от слова могул – искаженного монгол. После распада государства Хайду в начале 15 века в Могулистане при поддержке эмира племени дуглат паладчи пришел к власти Тоглук-Тимур (1347-1348 гг.). В состав Могулистана вошли собственно Могулистан (юго-восток К-на, северная часть Восточного Туркестана, северная часть Киргизстана и часть Кашкарии). Населяя Могулистан племена: дуглат, барлас, кереиты, канглы, уйсуни, аркенут и др. Верховным собственником и политической главой государства был хан. Здесь, как и в Ак Орде были известны такие формы условного землевладения знати как икта, инджу, сойургал. пОлитическая история Мог заполнена феодальными войнами, усобицами и отражением внешней агрессии. Первые могульские ханы Тоглук-Тимур(1347-1362) и Ильяс Ходжа в 60-х годах делали попытки восстановить власть чагатаидов в Махеранахре. Но уже в 70 – 80-х гг правителям Мог Хызр-ходже (1387-1389), эмиру Камар-ат-Дин-Дуглату, Енге торе и другим пришлось вести войну с Тимуром. В результате изнурительной борьбы Могулистан распался на уделы, а Хызр-ходжа стал вассалом Тимура. После смерти Вайс-хана в Могулистане началась новая междоусобная война, с которой победителем вышел сын Вайс-хана Есен-буга (1433-1462), несколько укрепился Момулистан при Юнус-хане (1462 – 1487) но в 1472 году он был разгромлен ойратами и бежал на Сырдарью, но потерпел поражение и погиб. Последний из правителей Могулистана султан Саид-хан в 1514 г. основал в Восточном Туркестане новое государство Могулия.

Государство Абулхаира.

В 1428 году в Ак Орде правил Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое ханство, простиравшееся от Яика до Балхаша, от низовий Сырдарьи и Аральского моря до среднего течения Тобола и Иртыша. Столицей был Сыгнак. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества.

Джанибек и Керей откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Таласа. В лице Джанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье.

Основание в соседнем Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шаих-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулхаира бежали. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи.

23. Образование каз.народности. Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение К. и Дж. в Узбекский улус и захват там верховной власти.

В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV - XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологической о состава казахского народа.

Сложившаяся народность со второй половины XV века стала известна среди соседей и в письменных источниках под именем «казахи». Казах - тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключения, то есть - это вольный, свободный, независимый человек. Когда Джанибек и Керей откочевали от Абулхайра их сторонники стали называться узбек-казахи. С укреплением ханства Джанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним.

Казахские жузы.

Особенностью Казахстана является то, что на ею территории возникли жузы - племенные объединения, принадл-ие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV - XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения - номадизмом.

Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берег а Аральского моря, северную часть Прикаспийской иизмсшюсш. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и другие.

25. Образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение К. и Дж. в Узбекский улус и захват там верховной власти.

26. культура Казахстана 13-15 в. Основным занятием оставалась кочевое скот-во: кочевого, полукоч. и оседлого. Оно менялось не только в зависимости от экологических событий, миграций племен и народов. С постоянными войнами были связаны длительные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV в уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье. Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли сами древние города Баласагун, Алмалык, Тараз, Ики-Огуз и др. определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV-XV вв. происходили на землях южного Казахстана. Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания. Восстановилась и продолжала развиваться жизнь в земледельческом округе Сыгнака, Ясы, Сау рапа, Сайрама и др. городах. На посевных землях выращивали зерновые культуры, огородные и бахчевые, распространенно виноградство и садоводство. Ремесленников служила предметом обмена. Регион южного Казахстана был традиционным поилитческим и экономическим центром всех государств. на территории Казахстана имелись следующие формы землевладения: Янджу (ханские земли), мульк - частновлад. Земли, вакф - земли духовенства. Интенсивно развивался в XIV-XV вв. процесс образования, объединения, становления тюркских литературных языков трех диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской. На кыпчакском языке в XII-XIV вв. было создано большое количество литерат. Памятников, развивалось устное народное творчество. Образцы фольклора сохранились в памятнике кыпчакского языка №кодекс куманикус". В XIV-XV вв. язык кыпчакско-иогайской подгруппы выд-ся казахский язык.

Касым-хан. Возвышение ханства. Наибольшего могущества при Касыме, он положил начало правления потомков Джанибека. Касым официально стал править в 1511 году, после тою как потерявший авторитет Бурундук-хан с кучкой своих приближенных удалился в Маверенахр. Сам Бурундук подался к одной из дочерей в Самарканд, где и дожил свой век.

Касым-хан(1511-1521г.), воспользов-сь разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Казахстане, в 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касым-хан поддерживал дружеские отношения с ханом Могулисгана чагатаидом Султан Саидом, который весной 1514 года покинул Семиречье и вторгся в Кашгарию, в Восточном Туркестане он основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть Казахского хана в Семиречье. После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш, который вскоре умер в сражении.

Хакназар-хан. (1538-1580).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.068 с.)