Место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире



ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

­Б1. Б.4

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата

направления 080100.02 Экономика

профиля «Мировая экономика»

 

 

Чита

Издательство ЧИ БГУЭП


УДК 338(47)(09)

ББК63.3

М 44

 

Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВПО

«Байкальский государственный университет экономики и права»

(протокол № ___ от ___ ____________ 201 __ г.)

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Истории и политологии (протокол № 1 от 4 сентября 2013 г.)

 

Составитель к.и.н., доцент Мезенцева И.В.

 

Рецензент к.э.н., доцент Прокопьев В.Н.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зав.кафедрой « Мировая экономика» к.э.н., доцент С.А. Кравцова

«_____» ___________________ 2013 г. ____________________________

 

Декан экономического факультета к.э.н., доцент Саркисян Л.Ю.

«_____» ___________________ 2013 г. ____________________________

 

Начальник УМО Захарова О.А.

«_____» ___________________ 2013 г. ____________________________

 

Зам. директора по учебной работе, к.э.н., доцент Болтовская Л.А.

«_____» ___________________ 2013 г. ____________________________

 

 

М-44 История экономики: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентовбакалавриата направления 080100.02 Экономика профиля «Мировая экономика» / сост. И.В.Мезенцева. – Чита: Изд-во ЧИ БГУЭП, 2013. – 30 с.

 

Учебно-методический комплекспо дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 080100.02 Экономика утвержденного 21 декабря 2009 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.

 

Предназначен для студентов очной и заочной формы обучения.

 

ББК 63.3

© Издательство ЧИ БГУЭП, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка.. 3

1.1. Цели освоения дисциплины.. 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

2. Структура дисциплины.. 6

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 6

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения. 6

3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы.. 9

3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 9

3.2. Список рекомендуемой литературы.. 20

3.2.1. Основная литература. 20

3.2.2. Дополнительная литература. 20

3.2.3. Электронные ресурсы.. 20

4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 21

4.1. Организация текущего контроля. 21

4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена) 23

4.3. Перечень вопросов к зачету, экзамену. 23

4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий. 25

 

Пояснительная записка

УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.02 Экономика и в соответствии с учебным планом профиля Мировая экономика, утвержденного ученым советом вуза.

 

«Экономист, который прыгает на экономической ноге,

поджав историческую… отличается узким взглядом

на сегодняшние события, приверженностью к текущим,

мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать

сильные и слабые стороны экономических данных и

отсутствием умения прилагать экономический анализ

к крупным проблемам»

МакКлоски Д.

«Полезно ли прошлое для экономических наук», 1993.

1.1. Цели освоения дисциплины

главная цель изучения дисциплины «История экономики» - сформировать у студентов целостный и системный взгляд на экономическое развитие стран мира в историческом аспекте, выработать у них навыки исторического подхода к анализу экономической действительности:

выявить основные тенденции и типы хозяйственного развития стран мира на различных этапах истории, а также показать влияние различных факторов (географического, демографического, государственного и т.д.) на экономические процессы;

выявить особенности экономического развития России в сравнении с историей ведущих стран мира;

усвоить, что, исследуя то или иное явление в экономике, необходимо не только точно установить содержание, но и предвидеть его будущее развитие, а это можно сделать, лишь опираясь на прошлое.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

дисциплина «История экономики» является составной частью современного образования. Имеет большое значение для профессиональной и специальной подготовки бакалавров, так как предметом ее изучения является хозяйственная деятельность народов, стран, континентов в разные исторические эпохи, развитие экономики в комплексе, то есть во всех ее формах и структурных проявлениях. Дисциплина «История экономики» имеет важное дополняющее значение в изучении цикла дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Культурология», «Политология». В тесном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

 

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-3 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
ОК-4   способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможность их развития в будущем
ОК-6 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-11 (частично) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

 

Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины является ОК-3.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-3:

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

По очной форме обучения

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая Самостоятельную работу студентов и ее трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинары Самост. работа
  Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. Предистория развития экономики. Неолитическая революция – первый прогресс человечества. 1.3                
  РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение.
1.1 Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. 1.3       Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ II. Западноевропейский феодализм.8
  РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому.
3.1 Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). 1.3       Тестирование
  РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота.
4.1 Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы). 1.3       Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ V. Мировая экономика в период перехода к империализму.
5.1 Тема 4. Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма. 1.3       Тестирование
  РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке.
6.1 Тема 5. Экономическое развитие ведущих стран мира в ХХ веке (становление и последствия регулируемой экономики между двумя мировыми войнами). 1.3       Фронтальный опрос
  Итого:          

По заочной форме обучения

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая Самостоятельную работу студентов и ее трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинары Самост. работа
  Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. Предистория развития экономики. Неолитическая революция – первый прогресс человечества. 1.3                  
  РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение.
1.1 Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. 1.3         Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ II. Западноевропейский феодализм.9
  РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому.
3.1 Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). 1.3       Тестирование
  РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота.
4.1 Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы). 1.3       Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ V. Мировая экономика в период перехода к империализму.
5.1 Тема 4. Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма. 1.3       Тестирование
  РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке.
6.1 Тема 5. Экономическое развитие ведущих стран мира в ХХ веке (становление и последствия регулируемой экономики между двумя мировыми войнами). 1.3       Фронтальный опрос
  Итого:          

По заочной сокращенной

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая Самостоятельную работу студентов и ее трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинары Самост. работа
  Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. Предистория развития экономики. Неолитическая революция – первый прогресс человечества. 1.3                  
  РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение.
1.1 Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. 1.3         Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ II. Западноевропейский феодализм.9
  РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому.
3.1 Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). 1.3       Тестирование
  РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота.
4.1 Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы). 1.3         Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ V. Мировая экономика в период перехода к империализму.
5.1 Тема 4. Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма. 1.3       Тестирование
  РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке.
6.1 Тема 5. Экономическое развитие ведущих стран мира в ХХ веке (становление и последствия регулируемой экономики между двумя мировыми войнами). 1.3        
  Итого:          

3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы

Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению

Содержание лекционных занятий

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание
  Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. Экономическая история – основа истории человечества. Что такое «история экономики». Основные этапы экономической истории. Палеолит – открытие огня. Переход от первобытного стада к матриархальной родовой общине. Первое разделение труда. Мезолит и неолит – камень и глина. Переход к патриархату. Выделение человека из животного мира. «Неолитическая революция» - рождение земледелия и скотоводства. Переход от добывающего хозяйства к производящему. Бронзовый век – период рождения государства, классов, цивилизации. Открытие меди и бронзы. Овладение основами металлургии. «Железная революция» - появление железных орудий труда. Возникновение прибавочного продукта. Периодизация экономической истории и ее страноведческие особенности. Формационный и цивилизационный подходы. Предмет экономической истории – динамика изменения экономических условий существования общества и закономерности этих изменений. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: процесс развития человеческого общества; история экономики; предмет истории экономики; экономическое развитие; прибавочный продукт; товар и рыночные отношения; каменный век; бронзовый век, железный век; присваивающее хозяйство; производящее хозяйство; первое общественное разделение труда; второе общественное разделение труда, «неолитическая революция».
  РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение.
1.1 Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. Особенности экономического развития стран Древнего Востока. Первые государства, первые очаги цивилизации. Общинные отношения. Отличия государств Древнего Востока от античных рабовладельческих государств. Азиатский способ производства и его основные черты. Складывание централизованной государственной системы хозяйства. Древний Египет – классический пример государства азиатского типа. Античное рабовладение. Экономическое развитие Древней Греции. Полисы. «Военная демократия». Основные занятия – виноградорство и скотоводство. Применение труда рабов в ремесле. Торговля и колонии (Херсонес, Пантикапей и др.). Экономическое развитие Древнего Рима. Возникновение государства и период республики. Городское хозяйство, ремесло и торговля. Римская империя. Переход от крестьянских хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам (специализированные и товарные). Применение труда рабов – строительство и горное дело. Торговля в Древнем Риме. Кризис рабовладельческой системы. Зарождение феодальных отношений. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: прибавочный продукт; поливное (ирригационное) земледелие; азиатский способ производства; «восточная деспотия»; государственная собственность; государственные (общественные) работы; военная демократия; эксплуатация; раб; рабский труд; полис; автаркия; эргастерия; колонизация; вилла, латифундия; пекулий, колон.
  РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому.
3.1 Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). Переход от феодализма к капитализму в Западной Европе (XVI-XVII вв.). Эпоха первоначального накопления. Что такое первоначальное накопление? Характерные черты перехода от феодализма к капитализму. Первоначальное накопление в Англии. Мануфактура и ее составные части. Капиталистическая эксплуатация и разделение труда. Централизованная и рассеянная мануфактуры. Переход от индивидуального производства к массовому. Разорение крестьян и превращение их в рабочих. «Огораживание». Колониальная политика и монопольная торговля как важнейшие источники накопления капиталов. Эпоха буржуазных революций в Европе. Английская буржуазная революция 1648 г. и ее особенности. Особенности феодального хозяйства Японии и его разложение. Мануфактурный период в России (первая четверть XVIII в.). Экономические реформы Петра I. Российский протекционизм. Особенности первоначального накопления в России. Крепостная мануфактура. Виды мануфактур в России. Казенные, посессионные, вотчинные и купеческие мануфактуры и их особенности. Политика государства в области промышленности. Цикличность экономического развития в России. Политика Петра I в сельском хозяйстве. Финансы и торговля. Налоговая политика Петра I: подворная и подушная подати. Особенности периода первоначального накопления в России. Переплетение феодальных и капиталистических элементов в экономике. Кризис феодально-крепостнической системы в промышленности и сельском хозяйстве. Ликвидация крепостного права как проявление кризиса феодально-крепостнической системы. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: кризис феодально-крепостнической системы; огораживание; мануфактура; централизованная мануфактура; рассеянная мануфактура; разделение труда; капиталистическая эксплуатация; крепостная мануфактура; первоначальное накопление; первоначальное накопление капитала; наемный труд; банковский капитал; протекционизм; меркантилизм.
  РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота.
4.1 Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы) Промышленный переворот. Изменения в технологии производства и в общественных отношениях. Формирование классового общества как итог промышленного переворота. Изобретение Кэя в текстильной промышленности. Создание прядильной машины. Изобретение парового двигателя. Последствия промышленного переворота. Экономический подъем в Англии (XIX в.). Англия – «фабрика мира». Англия – крупнейшая колониальная держава мира. Развитие капитализма во Франции на протяжении XVIII в. Ростовщичество. Ростовщический характер первоначального накопления во Франции. Великая французская революция и ее экономические преобразования. Ликвидация феодальных отношений. Решение аграрного вопроса. Особенности промышленного переворота во Франции. Ростовщический характер французского капитализма. Франция – лидер процесса слияния банковского капитала с промышленным. Образование финансового капитала. Франция – международный банкир и «мировой ростовщик». Развитие капитализма в Германии. Причины экономической отсталости в XVII в. Запоздалый процесс первоначального накопления (XIX в.). Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота (индустриализации) в Германии. Грюндерство. Государство и экономика. Милитаризация экономики. Развитие капитализма в США. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота (конец XVIII в.). Развитие капитализма в России. Феодально-крепостнические пережитки в сельском хозяйстве. Общинная собственность на землю. Расслоение крестьянства – начало перехода к капиталистическим отношениям. Развитие капитализма в промышленности. Отмена крепостного права как толчок к вступлению России в стадию промышленного переворота. Промышленный подъем 1890-х гг. в России. Развитие капитализма в Японии. Революция Мейдзи. Аграрная реформа 1872-1837 гг. Ликвидация государственной собственности на землю. Ликвидация основы азиатского способа производства. Промышленный переворот в Японии (70-е гг. XIX в.). Создание фабрично-заводской промышленности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: промышленный капитализм; промышленный переворот (промышленная революция); индустриальный тип производства; свободная торговля; рынок рабочей силы; биржа труда; товарный рынок; акционерный банк; фондовая биржа; торгово-промышленный кризис; рентный банк; золотой стандарт; ипотечный кредит.
  РАЗДЕЛ V. Мировая экономика в период перехода к империализму.
5.1 Тема 4. Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма. Империализм. Особенности империалистической стадии капиталистического развития. Особенности империализма в ведущих странах мира. Английский «колониальный» империализм. Французский «ростовщический» империализм. Германский «юнкерско-буржуазный» империализм. Структурные изменения в американской промышленности. Первые американские монополии. Особенности колониальной политики США. Особенности японского империализма. Капитализм и империализм – одна стадия капиталистического развития в Японии. Особенности монополизации (дзайбацу). Колониальная экспансия. Экономика России в период империализма (1900-1917 гг.). Особенности империализма в России. «Государственно-феодальный» империализм. Промышленные монополии и их виды в России. Характерные черты российских монополий: синдикаты, тресты, концерны. Сращивание банковского и промышленного капитала в России. Особенности банковской системы. Аграрная политика государства. Столыпинская аграрная реформа. Промышленный подъем 1910-1913 гг. Экономические последствия Первой мировой войны (1914-1917 гг.). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вторая технологическая революция; империализм; монополия (картель, синдикат, трест, концерн); отраслевая структура промышленности; акционерное общество; концентрация производства; финансовый капитал; сращивание банковского капитала с промышленным; мобилизация промышленности; государственное регулирование.
  РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке.
6.1 Тема 5. Экономическое развитие ведущих стран мира в ХХ веке (становление и последствия регулируемой экономики между двумя мировыми войнами). Экономическое развитие США. Промышленный подъем 1920-х гг. и кризис 1929-1933 гг. Сокращение промышленного производства, безработица как проявление кризиса. Либерально-демократическая модель регулируемого капитализма. «Новый курс» президента США Ф.Рузвельта. Система мер оздоровления экономики. Усиление государственного регулирования экономики. Экономика США в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Ленд-лиз. Изменения в систем монополий. Переход к многоотраслевым корпорациям. Транснациональные корпорации. Особенности промышленного развития Англии. Монополии и государственное регулирование. Особенности английских корпораций. Послевоенное экономическое развитие (1946-1951 гг.). Приход лейбористов к власти. Национализация и ее основные результаты. Государственное регулирование экономики. Государственный сектор экономики. Хозяйство Франции в межвоенные периоды. Последствия Первой мировой войны. Мировой экономический кризис и его последствия. Депрессия. Последствия Второй мировой войны. Правительственный курс 1970-х гг. и его итоги. Стимулирование перспективных отраслей. Особенности корпоративной политики. Национализация и ее особенности. Государственное регулирование экономики. Индикативное планирование. Экономическое развитие Германии. Последствия Первой мировой войны. «План Дауэса». Укрепление монополий. Восстановление немецкой промышленности. Тоталитарная модель регулируемого капитализма. Приход к власти национал-социалистической партии во главе с Гитлером. Экономика в эпоху «третьего рейха». Государственное управление экономикой. Милитаризация промышленного производства. «Немецкое экономическое чудо». Экономическое развитие Японии. Участие Японии в Первой мировой войне и его последствия для развития экономики. Милитаризация хозяйства накануне и в период Второй мировой войны (1932-1945 гг.). Милитаризация экономики как выход из экономического кризиса. Государственное регулирование экономики. «Японское экономическое чудо» и его причины. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: транснациональные монополии; многоотраслевые корпорации; «Новый курс» Рузвельта; ленд-лиз; государственное регулирование экономики; милитаризация экономики; национализация промышленности; репарации; административные методы управления экономикой; научно-техническая революция (НТР); смешанная экономика; индикативное планирование; модель «догоняющего развития»; интеграция; глобализация; постиндустриальное общество.

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

По очной форме обучения

№ раздела и темы Содержание и формы проведения
Раздел 1. Тема 1. Семинарское занятие № 1. Две модели хозяйственного развития: «азиатский способ производства» и античное хозяйство (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц, Цель занятия: выявление особенностей «азиатского способа производства» и античного хозяйства как моделей хозяйственного развития 1. Общая характеристика азиатского способа производства и античного хозяйства. 2. Экономическое развитие Древнего Египта и других стран Древнего Востока. 3. Экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима. 4. Кризис рабовладельческой системы. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): составить таблицу «Сопоставление основных черт азиатского и античного способов производства»
Критерии сопоставления Азиатский способ производства Античный способ производства
1. Географический ареал (страны)    
2. Основы экономики    
3.Характер экономики    
4. Главные производительные силы (производители материальных благ)    
5. Характер рабства (место труда рабов в системе хозяйства)    

Основные выводы:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Назовите причины появления первых государств на Востоке.
  2. Что такое ирригационное земледелие?
  3. Какие виды собственности характерны для государств Востока?
  4. Назовите основные отличительные черты восточной модели хозяйственного развития.
  5. Какие основные варианты экономических моделей характерны для Древней Греции?
  6. Что такое «эргастерия»?
  7. Каковы причины колонизации, предпринятой греками?
  8. Что такое «вилла» и «латифундия»?
  9. Каковы особенности развития ремесла и торговли в Древнем Риме?
  10. Каковы причины кризиса античной модели хозяйственного развития?
Раздел 2. Тема 1. Семинарское занятие № 2. Становление и развитие феодальной экономики (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря. Тестирование. Цель занятия: сформировать понятие об основных чертах, особенностях становления и развития феодальной экономики 1. Генезис феодализма в Западной Европе. 2. Развитие феодальной экономики в Западной Европе (XI-XV вв.). 3. Экономика феодальной России (XI-XVI вв.). ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): тестирование на знание понятий - 1. Для феодальной экономики не характерно: а) преобладание аграрного сектора экономики б) господство крупной частной земельной собственности в) господство натурального хозяйства г) господство мелкой и средней частной земельной собственности   2. Различные формы земельной собственности – вотчина, бенефиций, поместье, лен, феод – отличались: а) правовым положением б) величиной земельной собственности в) формами хозяйствования   3. Аллод – это: а) частная собственность семьи на землю б) общинная форма землевладения в) леса, луга и т.д. г) земельная собственность вождя общины   4. Прекарий – это: а) передача земли крестьянам во временное пользование б) наследование земли крестьянами в) захват общинных земель г) пожалование земли за службу   5. Колоны – это: а) свободные общинники б) лично свободные крестьяне, находившиеся в поземельной зависимости в) лично и поземельно зависимые крестьяне г) наместники князя   6. Экономический смысл вассальных отношений во Франции заключался: а) в юридическом подчинении крестьян б) в перераспределении феодальной ренты в) в политическом подчинении граждан г) в развитии средней мелкой собственности   7. Баналитет – это: а) монополия сеньоров на землю б) монополия сеньоров на крестьян в) монополия сеньоров на созданный продукт г) монополия сеньоров на условия переработки сельскохозяйственной продукции   8. Ценз – это: а) денежная рента за пользование землей б) натуральный оброк в) отработочная рента г) государственный налог   9. Формирование феодальных отношений на основе иммунитета и баналитета было характерно: а) для Германии б) для Франции в) для России г) для Англии   10. Ранее всего феодальные города формировались: а) в Англии б) в Германии в) в Голландии г) на юге Франции   11. Коммунальное движение – это: а) борьба между городами и сеньорами б) борьба между крепостными и феодалами в) борьба между сеньорами г) борьба между городами   12. Цеховая организация ремесла не предполагала: а) регламентацию производственной деятельности ремесленников б) регламентацию условий труда в) свободу в определении объема и качества производимой продукции г) формирование собственного суда и кодекса поведения ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы. 2. Что такое «аллод», «бенефиций», «феод» и в чем состоит разница между ними? 3. Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в средние века? 4. Дайте определение натурального хозяйства. 5. Каковы были причины утверждения феодального поместья в качестве главной организующей основы общества? 6. Назовите основные отрасли аграрной экономики. 7. Каковы были причины роста средневековых городов в Европе? 8. Определите экономическую роль средневековых городов. 9. Назовите основные формы феодального землевладения в России? 10. Какие торгово-ремесленные центры существовали в Московской Руси? 11. Когда началось формирование всероссийского рынка? 12. Назовите причины и последствия «Великих географических открытий»?
Раздел 3. Тема 1. Семинарское занятие № 3. Предпосылки возникновения индустриальной экономики (2 часа). Проводится в форме проверки усвоения понятий и вопросов темы, заполнения таблиц и составления словаря. Тестирование. Цель занятия: выявить основные мотивы и черты процесса первоначального накопления как первого этапа становления капиталистических отношений в Европе 1. Причины и экономические последствия Великих географических открытий. 2. Первоначальное накопление в Западной Европе (конец XV- начало XVIII вв.) 3. Первоначальное накопление и мануфактурный период в Англии. Огораживание. 4. Развитие капитализма в Голландии. 5. Особенности первоначального накопления в России (XVII-XVIII вв.). Освоение Сибири. 6. Особенности феодального хозяйства Японии и его разложение. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения, проверяется в конце занятия): а) составить таблицу«Великие географические открытия: побудительные мотивы, условия, события, последствия»
Разделы таблицы: Содержание раздела:
Определение понятия «Великие географические открытия»  
Побудительные мотивы  
Условия (развитие науки, техники)  
События (даты, территории, открыватели)  
Последствия  

 

б) составить схему-конспект «Первоначальное накопление» по разделам: определение, экономические основы процесса, источники, временные границы процесса (по странам).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какую роль в экономическом развитии Европы сыграла «революция цен»?

2. Дайте оценку причинам и следствию процесса «огораживания» в Англии.

3. Где и когда появились первые мануфактуры?

4. Что такое «первоначальное накопление», назовите две стороны этого процесса?

5. Что такое меркантилизм?

6. Что такое протекционизм?

7. Какие виды мануфактур появились в XVII-XVIII вв.?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.043 с.)