ТОП 10:

Тема 8. Политические и правовые учения в XX в.



Развитие реформистских и центристских направлений в марксизме. Проблемы государства и права в произведениях Э. Бернштейна. Политико-правовая теория К. Каутского. Идеи парламентаризма, политического плюрализма, социального законодательства.

Большевизм и его политико-правовые идеи. Учение В.И. Ленина о социалистической революции и диктатуре пролетариата. В.И. Ленин о сущности государства и права, форме государства и демократии, роли государства и строительстве социализма и коммунизма.

Н. Бухарин, И. Сталин о государстве, политике, праве. Советская теория права.

Современные теории государства. Неолиберализм. Неоконсерватизм. Солидаризм. Л. Дюги о социализации права, собственности и "синдикалистском федерализме" как новой политической системе. Учение об институционализме М. Ориу.

Нормативизм «Чистая теория права» Г. Кельзена. Социологическая юриспруденция. Е. Эрлих, Р. Паунд. Правовой "реализм" К. Ллевеллина и Д. Фрэнка.

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Психологизм и социологическая юриспруденция. Теория естественного права и ее разновидности. Неотомизм, феноменологизм, экзистенционализм, герменевтика.

Теория "государства всеобщего благоденствия" и ее основа - идея государственно - монополистического регулирования. "Плюралистическая демократия" Г. Ласки. Неокорпоративизм.

Фашизм как крайнее проявление реакционных тенденций в политико-правовой идеологии. Критика тоталитаризма Арендт, Восленский, Джилас, Желев, Хайек.

Радикализм, его политические и правовые теории Г. Маркузе. "Новые левые". Программные требования "зеленых".

Политические и правовые идеи национально- освободительного движения в Китае (Сунь- Ятсен) и Индии (М. Ганди). Политико-правовые идеи национально - освободительного движения в Азии, Африке, Латинской Америке.

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

 

Форма обучения - очная

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа
7 семестр
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений   -
Тема 2. Политические и правовые учения — в Древнем мире.  
Тема 3. Политическая и правовая мысль средневековья   -
Тема 4. Политические и правовые учения Европы в эпоху Возрождения и Реформации.  
Тема 5. Политические и правовые учения Европейского Просвещения.  
Тема 6. Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII вв. – 1-ой половине XIX в.  
Тема 7. Политические и правовые учения в Европе и США 2-я половина XIX в.  
Тема 8. Политические и правовые учения в XX в.  
Экзамен - - - -
Итого за семестр
Итого по дисциплине

 

 

Тематический план учебной дисциплины

 

Форма обучения – заочная

 

 

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа
9 семестр
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений   - -
Тема 2. Политические и правовые учения — в Древнем мире.  
Тема 3. Политическая и правовая мысль средневековья   - -
Тема 4. Политические и правовые учения Европы в эпоху Возрождения и Реформации.   -
Тема 5. Политические и правовые учения Европейского Просвещения.  
Тема 6. Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII вв. – 1-ой половине XIX в.   - -
Тема 7. Политические и правовые учения в Европе и США 2-я половина XIX в.   -
Тема 8. Политические и правовые учения в XX в.   -
Экзамен - - - -
Итого за семестр
Итого по дисциплине

 

 

Тематический план учебной дисциплины

 

Форма обучения - заочная

на базе среднего профессионального образования

 

 

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Всего Лекции Практические занятия (семинары) Самостоятельная работа
5 семестр
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений   - -
Тема 2. Политические и правовые учения — в Древнем мире.  
Тема 3. Политическая и правовая мысль средневековья   - -
Тема 4. Политические и правовые учения Европы в эпоху Возрождения и Реформации.   -
Тема 5. Политические и правовые учения Европейского Просвещения.  
Тема 6. Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII вв. – 1-ой половине XIX в.   - -
Тема 7. Политические и правовые учения в Европе и США 2-я половина XIX в.   -
Тема 8. Политические и правовые учения в XX в.   -
Экзамен - - - -
Итого за семестр
Итого по дисциплине

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

История политических и правовых учений является одним из важнейших элементов всей системы знаний юриста-профессионала и играет заметную роль в качестве одного из необходимых условий развития современного государственно-правового знания.

Методика ее преподавания не имеет каких-либо методических особенностей, принципиально отличающих ее от преподавания других правовых дисциплин.Она преподается студентам всех форм обучения, как не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, так и получающим второе высшее образование. Поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь одним студентам учиться в новых для них условиях, другим – углубить имеющиеся знания, полученные на предшествующих этапах образования в области гуманитарных и социальных наук, и сформировать необходимую базу знаний в области истории политических и правовых знаний.

Формы учебного процесса по дисциплине «История политических и правовых учений» достаточно традиционны и не имеют каких-либо специфических особенностей по сравнению с другими учебными дисциплинами.

Основными видами аудиторной работы студента являются лекции и семинарские занятия.

Перед проведениемлекций преподавателю необходимо тщательно продумать вопросы методики чтения лекции, степень доступности информационного материала, последовательность и темпы его изложения. Следует довести до слушателей рекомендации по конспектированию лекционного материала, организации самостоятельной работы, направленной на его закрепление.

В начале проведения каждого семинарского занятия преподаватель должен четко сформулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания и обсуждения докладов студентов необходимо отметить положительные моменты в их работе, обратить внимание на неточности (ошибки), подвести итоги обсуждения намеченных вопросов, сообщить тему следующего занятия и дать рекомендации по его подготовке.

Рефераты, предполагающие анализ имеющихся публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ход семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости следует помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению отдельных проблем истории политических и правовых учений.

Особое внимание необходимо уделить организации творческих дискуссий по изучаемой проблематике.

Студентов следует обучать убедительно и доказательно излагать собственную точку зрения, корректно полемизировать с оппонентами, убеждать их в неоспоримости и силе своей аргументации.

При изложении материала дисциплины «История политических и правовых учений» преподаватель должен обратить внимание:

- на полноту и доходчивость изложения дисциплины;

- на необходимость наиболее подробного раскрытия основных политико-правовых доктрин;

- на доведение до сведения студентов и слушателей не только материалов, изложенных в учебной литературе, но и новейших научно-теоретических разработок и публикаций по данной проблеме, т.е. на своевременную актуализацию учебного материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Одной из важнейших дисциплин в системе юридического образования является история политических и правовых учений. Она рассматривает закономерности развития политико-правовой идеологии на конкретном историческом материале, знакомит студентов с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых лет. Изучение этих теорий, их связи с современными проблемами права и государства очень важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, так же, как для философов, например, большое значение имеет изучение истории философии, а для искусствоведов – истории эстетики. Опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние не только на современные политические и правовые воззрения, но и на практику наших дней. Изучать современность и предсказывать будущее возможно только, зная все то, что накопила мировая политико-правовая мысль. Поэтому нельзя не согласиться с В. С. Нерсесянцем, назвавшем эту дисциплину «методологической лабораторией политической теории».

Задачей данного учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студентов-юристов, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. К тому же, ряд современных политико-правовых проблем неоднократно обсуждались в предшествующие эпохи. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства, сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, политики и морали, реформы и революции. Знание различных вариантов решений этих проблем является необходимой составляющей современного политического и правового сознания.

Предлагаемые методические рекомендации по истории политических и правовых учений подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. По окончании курса студенты сдают экзамен. Работа на семинарских занятиях предполагает знание первоисточников, поэтому в пособии содержатся вопросы для их самостоятельного осмысления и понимания. Задачи и упражнения помогут провести сравнительный анализ политических и правовых доктрин прошлого. Для более углубленного изучения научной дисциплины предлагается тематика докладов и сообщений на семинарских занятиях. Пособие содержит так же список тем рефератов и примерный перечень вопросов к экзамену.

 

Планы семинарских занятий







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.006 с.)