Раздел VI. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VI. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел



Тема 28. Производство по уголовным делам

в отношении несовершеннолетних.

Порядок производства.

Обстоятельства, подлежащие установлению по делам в отношении несовершеннолетних.

Особенности избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних. Отдача несовершеннолетних под присмотр. Выделение в отдельное производство дел о несовершеннолетних. Порядок вызова подозреваемого, обвиняемого.

Участие защитника несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии и в судебном разбирательстве, его права и обязанности. Участие законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии и в судебном заседании. Права и обязанности законных представителей. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого. Права и обязанности педагога, цель его участия. Прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия, порядок принятия такого решения. Удаление несовершеннолетнего из зала судебного заседания.

Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия или с направлением в специальное изолированное учреждение для несовершеннолетних.

Тема 29. Производство о применении принудительных мер

медицинского характера.

Круг лиц, к которым возможно применение принудительных мер медицинского характера. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера. Правила применения таких мер в отношении совершивших преступления лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией либо психическими расстройствами, не исключающими вменяемость.

Порядок предварительного следствия по делам об общественно опасных деяниях невменяемых, а также преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления. Особенности предмета доказывания. Обязательное участие защитника. Участие законного представителя. Окончание предварительного следствия с прекращением дела или с направлением его в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Назначение судебного заседания. Порядок судебного разбирательства. Вопросы, подлежащие исследованию и разрешению в судебном разбирательстве. Характер решений, принимаемых судом по делам этой категории. Порядок обжалования судебного постановления. Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры медицинского характера. Возобновление уголовного дела.

 

Раздел VII. Особенности производства по уголовным делам

В отношении отдельных категорий лиц

Тема 30. Особенности производства по уголовным делам

В отношении отдельных категорий лиц.

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Возбуждение уголовного дела. Задержание. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий. Направление уголовного дела в суд. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда.

 

Раздел VIII. Международное сотрудничество в сфере

Уголовного судопроизводства

Тема 31. Международное сотрудничество в сфере

уголовного судопроизводства.

Основные положения о порядке взаимодействия судей, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

Направление запроса о правовой помощи. Содержание и форма запроса. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранных государств. Вызов участников процесса, находящихся за пределами России. Исполнение запроса о правовой помощи. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования. Исполнение запросов об уголовном преследовании и возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации.

Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации. Обжалование решения о выдачи лица и судебная проверка его законности и обоснованности. Отказ в выдаче лица, отсрочка, выдача на время, передача выдаваемого лица. Передача предметов.

Распределение часов дисциплины по разделам,

Темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

для очной формы обучения

Разделы и темы дисциплины Количество часов  
всего лекции семинары (практические занятия) самостоятельная работа  
5-й семестр  
Раздел I. Общая часть  
  Тема 1. Понятие и назначение уголовного процесса. Типы уголовного процесса.        
  Тема 2. Принципы уголовного судопроизводства        
  Тема 3. Уголовно-процессуальные функции. Участники уголовного судопроизводства        
  Тема 4. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве        
  Тема 5. Меры уголовно-процессуального принуждения        
  Тема 6. Реабилитация. Основания возникновения и признание права на реабилитацию        
  Раздел II. Досудебное производство  
  Тема 7. Возбуждение уголовного дела        
  Тема 8. Предварительное расследование как стадия производства по уголовному делу. Форма предварительного расследования.        
  Тема 9. Общие условия предварительного расследования        
Тема 10. Следственные действия 14 6 2 6
Тема 11. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявления обвинения 7 2 2 3
Тема 12. Приостановление и возобновление предварительного следствия 5 1 0 4
Тема 13. Прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования 6 2 2 2
Тема 14. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору 5 1 2 2
Тема 15. Дознание 9 1 0 8
Зачет        
Итого в семестре        
6-й семестр  
  Раздел III. Производство в суде первой инстанции
  Тема 16. Подготовка к судебному заседанию. Предварительное слушание.        
  Тема 17. Общие условия судебного разбирательства.        
  Тема 18. Судебное разбирательство.        
  Тема 19. Постановление приговора.        
  Тема 20. Особый порядок судебного разбирательства.        
  Тема 21. Особенности производства у мирового судьи.        
  Тема 22. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.        
                           

 

Раздел IV. Производство в суде второй инстанции
Тема 23. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу.        
Тема 24. Особенности производства в судах апелляционной и кассационной инстанций.        
Тема 25. Исполнение приговора.        
Раздел V. Пересмотр приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу
Тема 26. Производство в надзорной инстанции.        
Тема 27. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.        
Раздел VI. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категории лиц
Тема 28. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.        
Тема 29. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.        
Раздел VII. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
Тема 30. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.        
Тема 31. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.        
Экзамен        
Итого в семестре:        
Всего по дисциплине:        

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателей

Процессуальная процедура осуществления правосудия по уголовным делам в правовом демократическом государстве представляет особую значимость и ценность, поскольку затрагивает наиболее значимые для человеческой личности права и свободы, закрепленные на конституционном уровне. Отсюда вытекает, что во время обучения настоящего курса необходимо уделять особое внимание разъяснению демократических принципов, лежащих в основе отправления правосудия по уголовным делам, направленным на то, чтобы раскрыть преступление, наказать виновных и не допустить судебной ошибки. Необходимо увязать новую процессуальную процедуру, воплощенную в УПК РФ с общей тенденцией, направленной на повышение способности государства защищать права и интересы граждан. Необходимо концентрировать внимание студентов на недопустимости нарушения процессуальной процедуры, направленной на установление истины по делу и обеспечивающей защиту граждан от необоснованного обвинения и осуждения.

В процессе изучения процессуальной процедуры по уголовным делам необходимо широко использовать решения как Конституционного Суда РФ, так Европейского Суда по правам человека, принятых по вопросам уголовно-процессуального права. В решениях этих судебных инстанций содержится толкование конституционного смысла ряда основополагающих элементов процессуальной процедуры, входящих в систему общепризнанных принципов и международных правовых норм в области прав человека. Это будет способствовать пониманию значимости и формированию у студентов уважения к процессуальной процедуре, в рамках которой решаются не только жизненно важные вопросы, но, зачастую, и судьба человека. Студенты должны быть ознакомлены с судебной практикой, содержащейся в решениях Верховного Суда РФ, в том числе в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовно-процессуального закона. Поскольку судебная реформа продолжается, и в УПК РФ постоянно вносятся изменения и дополнения, преподаватель должен своевременно информировать об этом студентов и объяснять причины изменения законодательства.

В процессе изучения дисциплины используются лекционные и семинарские занятия, проводятся дискуссии по актуальным проблемам правосудия в правовом государстве, ведению процесса в условиях состязательности и соблюдения принципа презумпции невиновности. Для развития творческой активности студентов рекомендуется привлекать их к подготовке рефератов, докладов по актуальным проблемам уголовно-процессуального права. Примерная тематика курсовых и дипломных работ содержится в настоящем пособии.

При проведении семинаров преподаватель вначале должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания студенческих докладов необходимо подчеркнуть положительные моменты работы их авторов. Обратить внимание на имеющиеся неточности и ошибки. После обсуждения намеченных вопросов необходимо оценить деятельность каждого выступающего студента, выделяя наиболее активных.

 

Методические указания для студентов

Организующим началом для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Уголовный процесс» являются лекции.

На лекциях студентам даются основные теоретические знания по изучаемой дисциплине и раскрываются наиболее сложные вопросы учебного материала, определяется круг вопросов, которые необходимо изучить по конкретной теме, называются основные нормативные правовые акты и учебная литература, раскрывается основной понятийный аппарат изучаемого раздела. В лекции обращается внимание на последние изменения в законодательстве, научные дискуссии правоведов по рассматриваемой проблеме. Поэтому посещение лекций, конспектирование ее основных положений является для студентов обязательным.

Для детального изучения студентами теоретических и решения практических вопросов, возникающих при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, проводятся семинарские занятия. На них студенты приобретают дополнительные знания, участвуют в дискуссиях, выступают с рефератами, докладами по проблемным вопросам. На семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы и рубежная аттестация студентов. Планы семинарских занятий и задания к ним содержаться в настоящем пособии.

При подготовке прежде всего необходимо ознакомиться с планом семинара, подобрать рекомендованную литературу, а затем приступить к изучению нормативных правовых актов, учебной и тематической литературы. В процессе самостоятельной работы студенту рекомендуется дорабатывать конспекты лекций, законспектировать отдельные положения изучаемых источников, основные понятия, определения. После изучения рекомендованной литературы студенту необходимо предварительно ответить на вопросы предстоящего семинара – это позволит определить степень усвоения изучаемой темы.

В случаях, когда студент пропустил семинарское занятие, он должен отработать тему семинара индивидуально. Форма отчетности пропущенной темы согласовывается с преподавателем. Это может быть собеседование с преподавателем в часы индивидуальных консультаций, подготовка тематического конспекта, написание реферата по конкретному вопросу, выполнение письменной контрольной работы и т.п.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать групповые и индивидуальные консультации преподавателя. Консультации по отдельным вопросам программы курса, подготовке к семинару, к текущему контролю или аттестации можно получить в часы, предусмотренные кафедрой, а также по согласованию с преподавателем.

Важнейшее место в системе изучения учебной дисциплины занимает самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа студента - это целенаправленная деятельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков своей будущей специальности.

Самостоятельная работа включает: конспектирование лекций, изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, руководящих разъяснений высших судебных органов, решений Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, учебной литературы, подготовку к семинарским (практическим) занятиям, написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

Для глубокого изучения учебной дисциплины студент должен уметь работать на лекции: внимательно слушать преподавателя, размышлять вместе с ним, не отвлекаться, уяснить главное в содержании лекции и разумно законспектировать её.

Записывать всю лекцию дословно не рекомендуется – лишь то, что осмыслено и понятно. При конспектировании необходимо сначала подумать, потом записать, а не наоборот. Одно из важнейших достоинств записи лекции – ее краткость. Хороший конспект получается тогда, когда все внимание студента сосредоточено на лекции. Конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала только в том случае, когда он ведется своими словами. При механической записи студент не напрягает память, не мобилизует ум на понимание сущности излагаемого материала.

Самостоятельную подготовку к семинару следует начинать с чтения конспекта лекции, чтобы вспомнить вопросы, которые предстоит отработать. Затем необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, учебных пособий, нормативными правовыми актами.

Результатом самоподготовки к занятиям должно быть, как правило, письменное изложение итогов. Формы могут быть различны: конспект первоисточника, письменные ответы на вопросы, обозначенные в плане семинара, подготовка реферата или фиксированного выступления и т.п.

Подготовка к экзамену должна проводиться систематически в течение всего семестра. В отведенный учебным расписанием предэкзаменационный период студент должен лишь повторить, глубже осмыслить пройденный материал, продумать ответы на вопросы, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине.

Требования, предъявляемые при проведении промежуточной аттестации, определяются учебной программой, именно она и должна быть положена в основу подготовки.

Планы семинарских занятий

Общая часть

Семинар 1.

Тема № 1. Понятие и назначение уголовного процесса.

1. Понятие уголовного процесса и его назначение.

2. Стадии уголовного процесса. Критерии разграничения. Стадии как система судопроизводства по уголовным делам.

3. Типы уголовного процесса.

 

Семинар 2.

Тема № 2. Принципы уголовного судопроизводства.

1. Понятие и система принципов уголовного судопроизводства.

2. Законность при производстве по уголовному делу.

3. Осуществление правосудия только судом.

4. Неприкосновенность личности и жилища. Уважение чести и достоинства личности.

5. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

6. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

7. Состязательность сторон.

8. Презумпция невиновности.

9. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

10. Свобода оценки доказательств.

11. Язык уголовного судопроизводства.

12. Право на обжалование процессуальных действий и решений.

13.

Семинар 3.

Тема 3. Уголовно-процессуальные функции.

Участники уголовного судопроизводства.

1. Понятие уголовно-процессуальных функций и их виды.

2. Принцип состязательности и соотношение функций обвинения, защиты и разрешения дела.

3. Сущность функции обвинения и осуществляющие ее участники судопроизводства.

· Уголовное преследование и его виды. Обязанность осуществления уголовного преследования и основания отказа от него.

· Особенности реализации функции обвинения государственными органами, частными лицами и их представителями.

4. Функция защиты: понятие и сущность.

· Участники судопроизводства со стороны защиты и их полномочия.

· Приглашение, назначение и замена защитника.

5. Функция разрешения дела. Сущность функции и участники ее осуществления. Особенности полномочий носителей функции разрешения дела. Состав суда.

6. Иные участники уголовного судопроизводства.

Семинар 4.

Тема № 4. Доказательства и доказывание

в уголовном судопроизводстве.

1. Доказывание по уголовным делам в условиях состязательности. Проблемы истины в доказывании.

2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

3. Понятие доказательств. Средства доказывания.

4. Свойства доказательств. Критерии признания доказательств недопустимыми.

5. Классификация доказательств.

6. Собирание, проверка и оценка доказательств сторонами и судом.

7. Характеристика видов доказательств.

 

Семинар 5.

Тема № 5. Меры уголовно-процессуального принуждения.

1. Понятие и виды мер процессуального принуждения.

2. Основание и порядок применения мер принуждения.

3. Меры пресечения: их виды и общая характеристика.

4. Содержание под стражей как мера пресечения: основания и сроки применения.

5. Обжалование избранных мер пресечения. Условия их отмены и изменения.

 

Особенная часть

Семинар 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.052 с.)