ТОП 10:

Иностранные капиталовложения в России в конце 19-нач 20 в.



 

Первый внешний заем 1769: Екатерина II – внешний долг перед Голландией.

По существу первый опыт в этой области относится еще к правлению Петра I. Вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым. Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства в 1905 —1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог. В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. С одной стороны, в дореволюционный (до 1917 г.) период иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой — в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства .

К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный капитал. Главной формой иностранных капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 — 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза. После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний аннулированы. Практически иностранные капиталовложения стали поступать народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (новой (экономической политике). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20—30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны.

В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второй половины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т. п., а также кредитов в рамках компенсацион. соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, кой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.

 

65. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

Офицальная точка зрения: следует активно привлекать иностанные инвестиции создавая благоприятный инвестиционный климат. Мировое хозяйство в целом и отдельные страны не могут эффективно функционировать без перелива капитала и его эффективного использования это является необходимостью и одной из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.
Привлечение иностранного капитала в Россию относиться к стратегическим задачам развития российской экономики.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:
1. Ускорение экономического и технического прогресса;
2. Обновление и модернизация производственного аппарата;
3. Овладение передовыми методами организации производства;
4. Обеспечение занятости, подготовки кадров отвечающих требованиям рыночной экономики;

Факторы, которые играют положительную роль в привлечении иностранного капитала:
1. Богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы;
2. Огромный внутренний рынок;
3. Достаточно высокий уровень базового образования кадров;
4. Относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
5. Отсутствие сильной конкуренции со стороны российских производителей;
6. Осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;
7. Возможность получения сверхприбыли;

Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех мировых рынков доля России составляет более 25%. Несмотря на это удельный вес России в международных инвестициях в мировые рынки составляет всего 0.5%.

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
В современных условиях, многонациональные корпорации, осуществляющие прямые инвестиции, имеют выбор. Они оценивают условия инвестирования за рубежом по ряду критериев и только на основании всесторонней оценки инвестиционного климата в стране принимают решение.
Важнейшими критериями являются: оценка местного рынка с точки зрения его емкости, наличия ресурсов, местоположения и т. д., политическая стабильность в стране, правовые условия иностранных инвестиций, система налогообложения, характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защита интеллектуальной собственности, государственное регулирование экономики, дешевизна рабочей силы и уровень ее квалификации, стабильность национальной валюты, возможность репатриации прибылей.
По большинству из перечисленных критериев выбор следует не в пользу России.

факторы, сдерживающие приход иностранного капитала в Россию:

• Неразвитость транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;

• Устаревший производственный аппарат во многих отрасялх экономики страны

• Утяжеленнность структуры экономики, где высок удельный вес отраслей

добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости

современных отраслей перерабатывающей промышленности

• Сохраняющийся со времен СССР высокий удельный вес Объединенных промышленных корпораций в структуре экономики страны

• Низкий уровень развития сельскохозяйственного производства

• Высокий уровень коррупции и криминализации экономики страны

К сожалению, приходится констатировать, что страна до сих пор не пользуется доверием частных инвесторов и ныне не способна нормальным, цивилизованным образом привлечь необходимый ей предпринимательский капитал.

Зарубежные фирмы, пытаясь вложить капитал в российскую экономику, на практике сталкиваются с громадными трудностями. Среди наиболее важных для предпринимателей и инвесторов негативных изменений по вмешательству государства в экономику выделяется рост административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности. В результате более жесткого регулирования режима заключения внешнеторговых сделок и валютного контроля снизился отток капитала из российской экономики в форме внешнеторговых кредитов, но значительно выросло число неучтенных операций, что привело к увеличению количества попусков и ошибок в платежном балансе, а в конечном счете к усилению оттока капитала. И без подчинения правоохранительных органов закону, а не чьему-либо заказу и отмены особых условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в рамках однородной группы компаний устойчивого роста предпринимательской активности не будет.

Даже при наличии превосходных инвестиционных перспектив частный капитал нередко вынужден отказываться от инвестирования из-за чрезмерного риска.

 

Инвестиционный климат в РФ.

У современной России имеется целый ряд факторов, способствующих приходу в страну

иностранного капитала:

• Огромные запасы природных ресурсов;

• Еще сохранившийся научно-технический и производственный потенциал

• Кадровый потенциал

• Потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны

• Отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса

• Перспективы экономического роста, связанные с реформирование экономики

страны

Однако есть и факторы, сдерживающие приход иностранного капитала в Россию:

• Неразвитость транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;

• Устаревший производственный аппарат во многих отрасялх экономики страны

• Утяжеленнность структуры экономики, где высок удельный вес отраслей

добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости

современных отраслей перерабатывающей промышленности

• Сохраняющийся со времен СССр высокий удельный вес ОПК в структуре экономики

страны

• Низкий уровень развития сельскохозяйственного производства

• Высокий уровень коррупции и криминализации экономики страны

Необходимость инвестиций

1. Кооперация интересов иностранных инвесторов и российской экономики

2. Низкая доля накоплений (15 % от ВВП)

3. Передача технологий, управленческого опыта.

Инвестиционный климат – совокупность сложившихся в какой-либо стране социально-экономических, политических, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской среды, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Необходимо учитывать 2 основных фактора:

- риск

- рентабельность инвестиционных проектов

Объем иностранных инвестиций к ВВП:

Россия – 18%

Эстония – 80%

Китай – 27%

Польша – 31%

Привлечение иностранных инвестиций в Россию осуществляется из-за:

· - объемов российского рынка

· - стабильных темпов роста экономики

· - макроэкономической стабильности

· - стоимости сырья

Доля России в общем притоке прямых иностранных инвестиций – 2%, а в мировом экспорте 2,8% (12 место в мире)

Законы, регулирующие иностранные инвестиции:

- 1987 – закон о создании совместных предприятий

- 1991 – ФЗ «Об иностранных инвестициях» - утратил силу

- 1999 – «Об иностранных инвестициях» (в законы даны основные понятия, в том числе и «инвестиционный проект» и «приоритетный инвестиционный проект», а также отражены права и обязанности субъектов + «Стабилизационная оговорка», т.е. если государство вводит законы, ухудшающие инвестиционный климат, то иностранным инвесторам гарантируется работа по прежним условиям в течение всего срока действия инвестиционного проекта) и т. д.

В экономике по-прежнему сохранялось большинство рисков, связанных с несовершенством властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями. Продолжались стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала. Все это свидетельствует о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике правительства РФ и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику.

Поскольку улучшение инвестиционного климата происходит постепенно, необходимо уже сейчас создавать условия для повышения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала. Решение этой задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, эффективную защиту прав собственников и обеспечение равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.

Среди наиболее важных для предпринимателей и инвесторов негативных изменений по вмешательству государства в экономику выделяется рост административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности. В результате более жесткого регулирования режима заключения внешнеторговых сделок и валютного контроля снизился отток капитала из российской экономики в форме внешнеторговых кредитов, но значительно выросло число неучтенных операций, что привело к увеличению количества попусков и ошибок в платежном балансе, а в конечном счете к усилению оттока капитала. И без подчинения правоохранительных органов закону, а не чьему-либо заказу и отмены особых условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в рамках однородной группы компаний устойчивого роста предпринимательской активности не будет.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.007 с.)