Россия и развитие международных транспортных коридоров (мтк) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия и развитие международных транспортных коридоров (мтк)



Глобализация международной торговли и наращивание транспортных перевозок настоятельно ставят вопрос о развитии и повышении эффективности международных транспортных коридоров (МТК).

Таковые, по определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, являются «частью национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок». 
Географическое положение России предопределяет ее роль в обеспечении транспортных потоков между европейскими и азиатскими странами. Тем не менее, наращивание объемов такого транзита (сейчас через транспортную систему России проходит не более В последние десятилетия в условиях глобализации международной торговли и транспортных перевозок страны и частные структуры стремятся к созданию МТК и маршрутов. При этом большой интерес с их стороны проявляется к развитию наземных и наземно-морских связей с регионами Центральной Азии, Кавказа и Китая. Насчитывается несколько крупных проектов МТК с участием России. Система МТК на территории России включает в себя два евроазиатских коридора ("Север - Юг" и "Транссиб"), Северный морской путь, панъевропейские транспортные коридоры №№ 1, 2 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона. 
Каждому из коридоров присвоено собственное обозначение: 
- коридор "Север-Юг" (Индия, Пакистан, Иран, страны Персидского залива- Каспийское море - европейская часть Российской Федерации - страны Восточной, Центральной и Западной Европы); 
- коридор "Транссиб" (Центральная Европа - Москва - Екатеринбург - Красноярск - Хабаровск - Владивосток/Находка и система его ответвлений (на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею); на территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами №№ 2, 3 и 9) - TS; 
- коридор "Северный морской путь" (Мурманск - Архангельск - Кандалакша - Дудинка); 
-коридор "Приморье-1" (Харбин - Гродеково - Владивосток/Находка/Восточный - порты АТР); 
- коридор "Приморье-2" (Хуньчунь - Краскино - Посьет/Зарубино - порты АТР); 
- панъевропейский транспортный коридор № 1 (ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от Риги) - Калининград - граница с Польшей (на Гданьск)); 
- панъевропейский транспортный коридор №2 (Берлин - Варшава - Минск – Смоленска - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург); 
- панъевропейский транспортный коридор № 9 (граница с Финляндией (от Хельсинки) - Санкт-Петербург - Москва - граница с Украиной (на Киев) и ответвления коридора Санкт-Петербург - граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой (от Вильнюса) - Калининград). 
В системе МТК на территории России панъевропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора "Транссиб", участок панъевропейского транспортного коридора № 9 граница Финляндии – С.-Петербург - Москва включен в состав коридора "Север - Юг". 
Дополняющими евроазиатскими международными транспортными соединениями являются: 
- направление Санкт-Петербург - Пермь - Екатеринбург, обеспечивающее кратчайшую связь Транссиба с морскими портами и пограничными переходами на Северо-Западе России; 
- направление граница Украины (от Харькова) - Самара - Уфа, являющееся продолжением третьего панъевропейского транспортного коридора и обеспечивающее связи Украины с Казахстаном и странами Средней Азии и далее по Транссибу, по которому осуществляются перевозки в сообщениях с Китаем, Монголией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона; 
- Единая глубоководная система европейской части России (включая Волго-Донской канал и Волго-Балтийский водный путь), по которой осуществляются перевозки внутренним водным транспортом между Балтийским и Азово-Черноморским бассейнами, с одной стороны, и Каспийским бассейном, с другой стороны; 
-Северный морской путь, имеющий значительный нереализованный потенциал в обеспечении зоны российского Севера и международного транзита.

40. Понятие и сущность страхования. Основные виды страхования и их характеристики, функции перестрахования.

Страхование - особый вид хоз. деятельности, при котором благодаря взносам участникам страхования, создаются страховые фонды для выплата определённой суммы, которые выплачивают участники страхования в случае наступления страхового случая.

Страховой случай - происшествие с застрахованным имуществом или здоровьем и т.д., которое влечёт выплату.

Страхователь - лицо, страхующее свой материальный интерес.

Страховщик - лицо, берущее на себе ответственность по выплате определённых средств при наступлении страхового случая.

Франшиза - определённая часть, которую не выплачивает страховщик при наступлении страхового случая.

Условная франшиза - иногда ущерб выплачивается полностью, если ущерб превышает франшизу, а иногда не выплачивается вовсе (если ущерб меньше франшизы).

Безусловная франшиза - выплачивается сумма, если ущерб превышающая франшизу (если франшиза 100 долларов, а ущерб 120, то выплачивается 20 долларов).

Страховая премия - плата, самим страхователем определённой суммы для того, чтобы страховщик взял на себя ответственность по выплате денежных средств в случая наступления страхового случая.

Перестрахование - когда страховщик передаёт часть ответственности другому страховщику, а также часть выплат и часть премии. Страховщик страхует сам себя. Это называется фронтирование.

Перестрахование - передача части риском и части премии.

Фронтирование - полная передача рисков другой компании с передачей большей части стоимости.

 

41. Мировой рынок страховых услуг и тенденции его развития. Виды страховых компаний и особенность их деятельности на современном этапе.

Мировое страховой рынок помимо экономических включает отношения, связанные с учреждением, организацией, функционированием, управлением, функционально-организационным устройством страховых компаний. Эти отношения реализуются через систему государственного и надгосударственного регулирования страховой деятельности и саморегулирования страховой отрасли в отдельных национальных хозяйствах, в региональных интеграционных комплексах и мировом хозяйстве в целом. Предмет изучения – закономерности взаимодействия национальных страховых рынков и движение потоков страховых продуктов, услуг, платежей через национальные границы, а также соответствующая экономическая политика отдельных национальных, региональных и международных институтов[1]. Начиная со второй половины ХХ века рынки страхования различных стран стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Эта тенденция интеграции национальных страховых рынков затронула все сферы страхового бизнеса. Размер этого рынка оценивается в 2,5 трлн долл. На ми­ровом рынке страховых услуг действуют фирмы разных размеров, но многие из них являются транснациональными (россий­ский “Ингосстрах”) Некоторые страховые компании вообще созданы для обслужива­ния родительских ТНК.

В 2010 году объём собранной страховой премии всеми страховыми компаниями мира превысил 4,3 трлн долларов США, увеличившись на 2,7 % по сравнению с предшествующим годом.

Регион Объем страховой премии, млн долл. США Темп роста за последний год, % Доля мирового рынка Премия на одного жителя, долл. США Доля страхования в ВВП, %
Северная Америка   0,0 29,54   7,90
Южная Америка   8,2 2,95   2,68
Западная Европа   1,9 35,32   8,44
Центральная и Восточная Европа   -0,4 2,02   2,62
Азия, всего   7,2 26,76   6,16
В том числе Япония и новые индустриальные страны Азии   2,8 18,24   10,64
Океания   2,3 1,87   5,82
Африка   -1,1 1,54 64,7 5,82
Всего в мире   2,3 100,00   6,89

Мировыми лидерами по развитию страхования являются высокоразвитые страны.

Страна Объем собираемой премии на одного жителя, долл. США В том числе страхование жизни, долл. США Общий объем собранной премии, млн долл. США
Швейцария      
Нидерланды      
Дания      
Великобритания      
Ирландия      
Франция      
Финляндия      
Бельгия      
Япония      
США      

Тенденции развития:

- активизируется процесс слияний и поглощений страховых компаний;
- страховщики будут предлагать новые продукты для узких категорий потребителей, которые раньше не пользовались данным видом услуг;
- облегчение процедуры оформления страхового полиса и выплат по нему - полностью уйдёт в электронный формат, что в разы сэкономит время клиентов;
- страховщики сделают акцент на консультировании широких слоёв населения о возможностях страховой защиты;
- высока вероятность законодательного расширения числа сфер обязательного страхования граждан и юридических лиц.

Глобализация мировой экономики в полной мере затрагивает и мировой рынок страхования, который является важнейшим элементом системы современных экономических отношений. Глобализация мирового рынка страховых услуг проявляется главным образом в процессе стирания законодательных и экономических барьеров национальными страховыми хозяйствами и имеет в качестве конечной цели формирование единого страхового пространства. Основными направлениями реализации данной цели являются:

1) слияние и поглощение субъектов страхового рынка в лице страховых и перестраховочных компаний и, как следствие, формирование крупнейших транснациональных страховых обществ;

2) формирование крупнейших международных страховых брокеров путем слияния и приобретения мелких и средних посредников;

3) переплетение страхового, банковского и ссудного капиталов с формированием транснациональных финансовых групп (ТНФГ), что дает возможность потребителю получать целый комплекс финансовых услуг в рамках одной группы;

4) появление новых форм и видов страховых услуг вследствие изменяющегося спроса на традиционные страховые услуги;

5) либерализация торговли страховыми услугами и расширение доступа иностранных операторов страхового рынка на ранее недоступные национальные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Азии;

6) изменение рыночной среды в условиях возможности использования Интернета для предоставления страховых услуг;

7) увеличение масштабов страховых убытков в результате развития урбанизации, технического прогресса, удорожания частной и корпоративной собственности, влияния глобальных климатических изменений.

Глобализация и интеграция на рынке страховых услуг проявляются в изменении экономической мощи субъектов страхового рынка. Этому способствуют крупные слияния и поглощения, особенно активно проявившиеся на мировом рынке страховых услуг во второй половине 90-х гг.

Первичным звеном страхового рынка является страховая компания (страховое общество). Именно здесь осуществляется процесс образования и использования страхового фонда, формируются перераспределительные экономические отношения по возмещению ущерба и удовлетворяются имущественные, личные, финансовые интересы страхователей.

 

Страховая организация (компания) представляет собой обособленную в экономическом, правовом и организационном отношении структуру, осуществляющую страховую деятельность в рамках действующего законодательства: заключение договоров страхования, формирование страхового фонда, возмещение ущерба, инвестирование свободных денежных средств и т. п.

Страховые компании делятся на различные виды по следующим критериям:

1. По принадлежности.

2. По характеру осуществляемой деятельности.

3. По характеру заключаемых договоров.

4. По зоне обслуживания.

 

По принадлежности страховые компании делятся на:

1. Частные страховые компании (компании, созданные физическим или юридическим лицом).

2. Акционерные страховые компании (это компании, созданные несколькими юридическими или физическими лицами, доля собственности которых зависит от доли принадлежащих им акций компании; существуют акционерные страховые компании открытого и закрытого типа).

3. Государственные страховые компании (копании, созданные государством).

 

По характеру осуществляемой деятельности страховые компании делятся на:

1. Специализированные страховые компании (занимаются каким-либо определенным видом стрхования).

2. Универсальные страховые компании (компании, занимающиеся всеми видами страхования).

3. Негосударственные пенсионные фонды.

 

По характеру заключаемых договоров страховые компании делятся на:

1. Страховые компании прямого страхования (компании, работающие напрямую со страхователями).

2. Компании — перестраховщики (компании, работающие с другими страховщиками).

 

По зоне обслуживания страховые компании делятся на:

1. Международные страховые компании.

2. Национальные страховые компании.

3. Региональные страховые компании.

4. Местные страховые компании.

 

Помимо вышеприведенной классификации, существуют также следующие виды страховых компаний:

1. Многоотраслевые страховые компании (страховые компании, занимающиеся, прежде всего, страхованием жизни и страхованием опасных видов риска).

2. Общества страхования жизни (страховые компании, специализирующиеся на личном страховании. Во многих государствах такого рода общества занимаются, прежде всего, медицинским страхованием).

3. Прямые офисы (страховые компании, занимающиеся первичным размещением риска).

4. Страховщики (юридические лица, осуществляющие страховую деятельность на основании полученной лицензии).

5. Универсальные страховщики (это страховые компании, занимающиеся всеми видами страхования и перестрахования).

6. Фронтирующие компании (это страховые компании, заключающие со страхователями договора страхования от своего лица по просьбе другой страховой компании. При этом всю ответственность по данным договорам несет та компания, по чьей просьбе был заключен договор страхования. Фронтирующие компании получают вознаграждение).

 

Страховые организации подразделяются:

по форме собственности и правовому статусу: на акционерные компании, общества взаимного страхования, государственные, частные и публично-правовые организации;

по характеру выполняемых операций: на специализированные, универсальные и перестраховочные;

по зоне обслуживания: на местные, региональные, национальные и транснациональные (международные);

по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей: на крупные, средние и мелкие.

Частные и публично-правовые организации получили распространение в развитых странах.

Страховая компания — исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную экономическую структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.

В отличие от банков и других кредитно-финансовых институтов страховые компании имеют более широкие организационные формы, которых в настоящее время насчитывается четыре.

Первая форма организаций страховых компаний совпадает с организационными формами других кредитно-финансовых институтов в том, что построена на акционерной основе. В этом случае страховые компании выпускают акции и являются акционерными обществами. Данная форма организации характерна как для компаний страхования жизни, так и для компаний страхования имущества и от несчастных случаев.

Вторая форма организации страховых компаний носит название на «взаимной основе» (mutual): каждый полисодержатель является совладельцем, т.е. акционером компании, но на базе не акции, а страхового полиса. Компания в этом случае не выпускает акции. Такая форма организации наиболее типична для компании страхования жизни и широко распространена в США (2/3 объема премии и свыше 70% активов), Канаде, Англии, Австралии.

Третьей формой организации страховых компаний является взаимный обмен (reciprocal). При этом компания, сформированная, по существу, на кооперативных началах, действует от имени отдельных лиц или компании. Через центральную контору компании ее участники обмениваются страховыми рисками, страхуя самих себя, и не продают страхование на сторону. Такие компании называют компаниями внутреннего страхования, или взаимного обмена. Они занимают незначительное место в страховых операциях и действуют в основном в сфере страхования автомобилей и от огня.

И, наконец, четвертая форма организации — система Ллойд, состоящая из синдикатов» в которые, как правило, входят на паях страховые компании и брокерские страховые фирмы. Ответственность по страховому риску распределяется среди членов синдиката или между всеми участниками Ллойда. Дела принимают брокеры и получают за посредничество брокерские (комиссионные). Систему Ллойда возглавляет специальный комитет, осуществляющий контроль за деятельностью синдикатов и принимающий новых членов. Эта форма характерна для Англии и Германии.

Типы страховых компаний в РФ:

На сегодняшний день можно назвать пять основных типов страховых компаний:

2. Государственная страховая компания.

3. Негосударственный пенсионный фонд.

4. Общество взаимного страхования.

5. Акционерная страховая компания.

6. Кэптив.

Главным отличием государственных страховых компаний является то, что государство здесь выступает в роли страховщика

 

 

42. Значение страхования для развития международной торговли. Особенности страхования в международной торговой практике. Страховые операции в международной торговле. Отдельные виды страхования в международной торговле.

43. Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности. Цели, задачи и условия транспортного страхования грузов при исполнении внешнеторговых контрактов. Морское страхование. Страхование в туристической деятельности.

44. Развитие страхового бизнеса в РФ. Состояние страхового рынка России. Влияние вступления России в ВТО на развитие отечественного страхового рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.038 с.)