Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшими видами мыслей, в которых отражается действительность в процессе абстрактного мышления, являются понятия. По этой причине абстрактное мышление называют также понятийным мышлением. В логике исследуются понятия как мысли особого вида, способы выявления логических форм понятий и установления отношений между понятиями и т.д. В понятиях на основе определенных признаков выделяются предметы классов. Когда мы можем сказать, что человек имеет понятие о предметах какого-либо класса? В том случае, если этот человек может указать систему признаков, общую для предметов данного класса и в то же время не принадлежащую предметам, которые не входят в этот класс. Примеры понятий:
А: общественно опасное действие или бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого. В: плоская замкнутая прямоугольная геометрическая фигура с равными сторонами.
П о н я т и е — это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества. Слово “предмет” употребляется здесь в самом широком смысле. Предметом называется то, что может быть мыслимо. Множество, из которого выделяется класс предметов, обобщаемых в понятии, называется родом понятия, или универсумом рассуждения. Областью, из которой выделяется класс преступлений (родом этого понятия), является класс общественно опасных деяний. Областью, из которой выделяются квадраты, является класс геометрических фигур. Выделяемыми и обобщающими предметами могут быть не только отдельные объекты, но и совокупности или упорядоченные множества объектов. Пример понятия о совокупностях объектов: дети, одновременно рожденные одной матерью. Пример понятия об упорядоченных множествах объектов: пара чисел таких, что первое число больше второго. Языковой формой выражения понятий являются общие описательные имена. Неописательные имена не всегда выражают понятия, а лишь в тех случаях, когда они введены в качестве сокращений для общих описательных имен. Поэтому неописательные имена можно считать знаками понятий лишь в тех случаях, когда известно, что они имеют приданный смысл, являющийся понятием, и известно, какой это смысл. Иначе может произойти подмена понятий именами, не выражающими таковых. Особенно неприемлемо это в процессе обучения.
При определении понятия не говорилось о том, по каким признакам происходит обобщение и выделение предметов в понятии — по существенным или несущественным. Часто важно иметь не любое понятие о предметах, а научное, т.е. такое, в котором предметы обобщаются и выделяются по системе существенных признаков. Упражнение 1
Сравните определение понятия, данное в этом параграфе, со следующими определениями. 1. “Понятие — это мысль, посредством которой в суждении отражается предмет суждения, его свойства, а также отношения между предметами.” (Логика. М., 1956) 2. “Понятие — это высшая форма мысли, в которой отображается сущность предмета или класса предметов.” (Кондаков Н.И. Логика. М., 1954) 3. “Понятие есть мысленное отражение в форме непосредственного единства общих существенных признаков предметов.” (Формальная логика. Л., 1977) 4. “Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.” (Гетманова А.Д. Логика. М., 1986) 5. “Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.” (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987) Упражнение 2
Охарактеризуйте следующие понятия. 1. Тайное похищение государственного имущества. 2. Реальность, познаваемая человеком и существующая независимо от познания. 3. Число, которое делится на 2 или на 3, но не делится на 6. 4. Пара натуральных чисел, таких, что первое число больше второго. 5. Человек, знающий некоторые современные европейские языки и не знающий ни одного древнего языка. 6. Лица, совместно совершившие данное преступление.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.10.134 (0.009 с.) |