ТОП 10:

Роберт Р. Апдеграфф. «ОЧЕВИДНЫЙ АДАМС»



Роберт Р. Апдеграфф. «ОЧЕВИДНЫЙ АДАМС»

История успешного бизнесмена,
рассказанная Робертом Р.Апдеграффом

С комментариями о том, как делать очевидные вещи,
написанными автором много лет спустя
после выпуска самой книги

Издательство «Апдеграфф Пресс»
(The Updegraff Press,
2564 Cherosen Rd.
Louisville, KY 40205)

Копирайт 1916
Копирайт 1929
Копирайт 1953

THE UPDEGRAFF PRESS.

Все права сохранены, перепечатка запрещена

Издание шестое,
В честь восьмидесятилетия со дня выхода первого издания

ИСТОРИЯ «ОЧЕВИДНОГО АДАМСА»

Книга «Очевидный Адамс» была впервые опубликована как рассказ в Saturday Evening Post в апреле 1916 года. Хотя это была история человека, занимавшегося рекламой, ее быстро признали началом общей идеи, ставшей залогом необычайного успеха в профессиональном и бизнес-мире в целом.
В сентябре того же года, когда вышла публикация в Saturday Evening Post, издательство Harper & Brothers выпустило этот рассказ уже в виде книги.
Тираж был раскуплен сразу после выхода книги. New York Times писала в своей рецензии: «Молодому человеку, который собирается попытать счастья в рекламном бизнесе, следовало бы иметь «Очевидный Адамс» в качестве настольной книги. Более того, любой молодой человек, пытающийся добиться успеха в чем бы то ни было, может поучиться здравому смыслу и деловой хватке, о которых идет речь в этой небольшой по объему книге».
«Очевидный Адамс» вскоре стал легендарным персонажем. Его высказывания цитировали на бизнес-конференциях и заседаниях советов директоров. Руководители компаний писали автору, спрашивая, был ли герой новеллы реальным человеком, и если да, то нельзя ли воспользоваться его услугами. Его «очевидность» оказала влияние на мышление некоторых выдающихся лидеров промышленности того времени — людей уровня Элберта Х. Гэри (Elbert H.Gary), главы компании U.S.Steel, который написал благодарное письмо автору после прочтения этой книги.
Это было почти полвека назад. За прошедшие десятилетия два других издателя выпускали «Очевидного Адамса». Книга прочно заняла свое место среди классики и вошла в антологии бизнес-литературы.
В течении нескольких лет все переиздания книги расходились без остатка. Спрос на нее, в особенности со стороны руководителей компаний, желавших посеять ростки идеи этой истории в умах своих молодых директоров и креативного менеджмента, был настолько стабилен, что было подготовлено популярное издание.
Рассказ может показаться современному читателю слегка старомодным, и поначалу читатель может воспринять его просто как историю о рекламном агенте. Но в этой простой истории есть основная идея, одновременно универсальная и вневременная.

Исходя из собственного большого опыта, автор добавил к оригиналу рассказа пять способов тестирования очевидности и ясности идей и планов, и пять креативных предложений о том, как увидеть и как делать «очевидное».

* * *

То, что Вы прочитали выше, было написано в 1953 году автором, моим покойным отцом Робертом Р.Апдеграффом (Robert R.Updegraff) (1889-1977), когда он опубликовал «популярную» редакцию своей книги. В это время он планировал закончить свою работу в качестве бизнес-консультанта и основал издательство The Updegraff Press, LTD. Of Scarsdale, New York с целью публикации некоторых своих работ.
Однако он вскоре обнаружил, что его клиенты были против его ухода на пенсию и по-прежнему не оставляли ему достаточно времени для публикации своих книг. В результате он передал права на издание нескольких книг издательству Executive Development Press, Inc., Littleton, New Hampshire. Однако в 1974 году эта компания решила закрыть свой издательский бизнес и вернула права на издание книг моему отцу. К моменту своей смерти в 1977 году он еще не нашел нового издателя для «Очевидного Адамса».
Разбирая бумаги в его офисе, я понял из его корреспондеции, что интерес к «Очевидному Адамсу» сохранился, но я не сразу осознал тогда, насколько сильным был этот интерес. Наконец, в начале 1980 года я получил достаточно заказов для того, чтобы сделать новый тираж коммерчески привлекательным. Нам удалось получить некоторую рекламную поддержку, и в тот год мы напечатали 5000 экземпляров. Спрос на книгу в равной степени исходил от тех, кто был рад увидеть ее новое издание, и от тех, кто только недавно узнал о ней.
История на этом не заканчивается. Мы выпускаем «Очевидный Адамс» в течение 15 лет и продали 22 000 экземпляров. Думаю, мой отец был бы рад узнать об этом. Ему также было бы приятно узнать, что мы подписали соглашение на издание книги в Бразилии, на португальском языке! Редактор этого издания указал нам на совершенно очевидный недостаток наших предидущих изданий. Мы не давали читателям какую-либо информацию об авторе. Для исправления этого промаха мы добавили его краткую биографию в конце этой книги.
Мы надеемся, что вы получите удовольствие от чтения и найдете полезной для себя эту маленькую историю, которой исполняется в этом году 80 лет, но которая по-прежнему не утратила своей силы.

Норман С. Апдеграфф (Norman C.Updegraff),
Издатель

Луисвилл, Кентукки
Апрель 1995 г.

ОЧЕВИДНЫЙ АДАМС

Одинокий человек сидел за столиком у окна в Комнате Диккенса отеля «Тип Топ Инн» в Чикаго. Он только что закончил обед и теперь ждал, пока принесут заказанный им черный кофе.
В комнату вошли два мужчины и заняли соседний с ним столик. Немного погодя один из них взглянул на человека у окна.

— Видишь того мужчину? — прошептал он своему спутнику.

— Да, — ответил тот, равнодушно глядя в указанном направлении.

— Так вот, это Очевидный Адамс.

— Да что ты? — на этот раз он резко развернулся в своем кресле чтобы как следует рассмотреть наиболее часто упоминаемого человека во всем рекламном бизнесе. — С виду обычный человек, правда?

— Да, если судить по внешнему виду, я бы никогда не подумал, что это знаменитый Очевидный Адамс из крупнейшего рекламного агентства в Нью-Йорке. И, по правде говоря, я не вижу причин, почему из него делают этакого божка мира бизнеса.

— Я слышал пару-тройку раз, как он выступал на собраниях Лиги Рекламы (AdLeague), но он ни разу не сказал ничего такого, чего бы мы не знали и без него. Хотя, похоже, он запугал немало людей. Признаюсь, что он меня разочаровал.

Забавно, но именно так большинство непрофессионалов и говорят об Адамсе. И, тем не менее, этот самый Адамс продолжает оставаться важным фактором успеха большего числа хорошо известных бизнесов, чем какой-либо другой профессионал-одиночка.

Даже в тот момент, когда двое мужчин обсуждали его, он творил историю бизнеса. Перевернув меню лицевой стороной вниз, он рисовал линии и делал пометки на обратной стороне. Если бы кто-то заглянул ему через плечо, результат этой работы показался бы бессмысленным, но Адамс, по-видимому, был доволен: он решительно кивнул головой, как бы соглашаясь с самим собой, и спрятал меню в карман, когда подобострастный официант подбежал к нему, чтобы помочь надеть пальто.

Полчаса спустя в библиотеке великолепного дома в Айове раздался телефонный звонок. Мужчина, сидевший перед камином в большом кресле красного дерева, поднялся и снял трубку только после второго звонка.

— Алло? — раздраженно бросил он, недовольный этим вторжением в свои мысли. — Алло! Алло! О, это вы, мистер Адамс. Я не ожидал услышать вас так скоро. Вы сейчас где? В Чикаго? Вы придумали план? Да что вы? Да, я только что сидел здесь и обдумывал его сам, изжевал три сигары в труху, пока пытался придумать, что нам делать с этим.

Затем в роскошной библиотеке воцарилась тишина, которую вскоре нарушили звуки, похожие на одобрительное ворчание.

— Я понял вашу идею. Да, я думаю они с этим справятся! Я уверен, что справятся — у них нет выбора. Это превосходная идея и я думаю, что это поможет добиться цели! Замечательно, приезжайте ночным поездом, я пошлю машину на станцию, чтобы вас встретили утром. Спокойной ночи.

Долгую минуту человек в библиотеке стоял и задумчиво смотрел в камин. «Почему, черт побери, никто из нас не мог додуматься до этого? Это ведь самое естественное решение в мире, но нам нужно было пригласить человека из Нью-Йорка чтобы ткнуть нас в него носом. В любом случае, этот Адамс — просто чудо!» И, адресовав эти слова к железной подставке в камине, он вытащил четвертую сигару, которую, наконец, выкурил с удовольствием».

Теперь вы послушали и другую сторону. Так говорят об Адамсе профессионалы.
Но мы начали рассказывать историю с конца. Для того, чтобы познакомить вас с Очевидным Адамсом, и для понимания секрета его успеха мы должны начать с начала его жизни.
Она очень интересная, эта история бедного мальчика, который начал свою жизнь как Оливер Б. Адамс (Oliver B.Adams) в маленьком бакалейном магазине в небольшом городке Новой Англии, а потом вырос до «Очевидного Адамса», которого знает теперь любой человек в мире бизнеса.

По-видимому, Адамс родился в семье очень бедных, много и тяжело работающих родителей. Образование он получил в обычной провинциальной школе. Когда Оливеру было двенадцать лет, его отец умер, и мальчик начал работать в магазине. Он был совершенно обычным ребенком, не особенно активным и редко высказывавшим какие-нибудь яркие и необычные идеи, но, тем не менее, каким-то загадочным образом дела в магазине, где он работал, шли очень хорошо, и бизнес продолжал расти из года в год. Каждый, кто знал старого Неда Сноу (Ned Snow) — бакалейщика и владельца магазина — сказал бы вам, что дела шли хорошо вовсе не потому, что Нед хорошо управлял бизнесом, поскольку он не принадлежал к числу тех, кто умеет выращивать что бы то ни было — он мог разве что врастать в обратном направлении. Так жизнь и шла своим чередом, пока старый Сноу не заболел и умер. Магазин был продан, Оливер остался без работы.
Никто точно не знает, что происходило в следующие шесть лет жизни Адамса, и он не особенно много рассказывает об этом времени. Когда бакалейный магазин, где он работал, был продан, он взял небольшую сумму денег, которую ему удалось скопить, и уехал в Нью-Йорк, где днем работал на рынке, а после работы посещал вечернюю школу.
Однажды произошло особенное событие. В конце последнего года обучения в вечерней школе директор школы организовал серию встреч по профессиональной ориентации для старших учеников. На первую из встреч был приглашен для выступления Джеймс Б.Освальд (James B.Oswald), президент знаменитого «Рекламного Агентства Освальда» (Oswald Advertising Agency). В те дни Освальд был в расцвете лет и сил, будучи при этом блестящим, интересным и умным оратором, умевшим приспосабливать темы, о которых он говорил, к нуждам и интересам своих слушателей — что, возможно, и принесло ему успех в сфере рекламы.
В течение всего его выступления молодой Оливер Адамс сидел, как зачарованный. Это была его первая встреча с миром большого бизнеса, и ему казалось, что Освальд — это самый выдающийся человек, которого он когда-либо встречал. После лекции Оливер подошел, чтобы пожать ему руку.

 

По дороге домой он обдумывал то, что мистер Освальд говорил о рекламном бизнесе.

Готовясь ко сну в своей маленькой комнате на треьем этаже, он все еще думал о человеке по имени Освальд и пришел к выводу, что это, должно быть, прекрасный человек. Натянув на себя одеяло и зарывшись лицом в подушку, он решил, что хотел бы работать в рекламном бизнесе. И, уже проваливаясь в сон, он понял, что хотел бы работать у такого человека, как Освальд.
Проснувшись на следующее утро, он понял, что две последние мысли слились воедино: он хотел бы работать в рекламном бизнесе — и работать у Джеймса Б.Освальда. Теперь естественным — по крайней мере естественным для Оливера Адамса — шагом было пойти и поговорить с этим джентельменом. Хотя эта идея немного пугала Оливера, он ни на минуту не усомнился в том, что это нужно сделать. И в два часа дня, поскольку в это время поток посетителей рынка был небольшим, он отпросился с работы на пару часов. Тщательно вычистив обувь и почистив одежду, он отправился в большое офисное здание, в котором находилось «Рекламное Агенство Освальда».
Девушка в приемной сообщила его имя по телефону мистеру Освальду, после чего сказала ему, что мистер Освальд занят. Оливер на минуту задумался.

— Скажите ему, что я смогу ждать час и десять минут, — сказал он ей.

Девушка удивленно посмотрела на него: обычно люди не просили передать подобные сообщения большому начальнику. Но было что-то в простой прямоте этого парня, что делало его просьбу совершенно естественной.
К своему собственному удивлению она передала это сообщение шефу слово в слово.

— Он встретится с вами через двадцать минут,— сообщила она, вернувшись в приемную.

Джеймс Освальд любит рассказывать сегодня о состоявшемся тогда интервью:

— Вошел молодой Адамс, серьезный как дьякон. Я не узнал в нем одного из тех молодых ребят, с которыми я встречался накануне вечером, пока он не представился и не напомнил о нашей встрече. Потом он продолжил говорить, сказав, что все обдумал и решил, что хочет начать работать в рекламном бизнесе, и при этом работать у меня. Поэтому он здесь.

Я внимательно посмотрел на него. Мне он показался совершенно обычным юношей, довольно вялым, лишенным особой привлекательности. Затем я задал ему несколько вопросов, чтобы посмотреть, насколько он находчив и остроумен. Он отвечал на вопросы с готовностью, но ответы его не были особенно интересными. Пожалуй, он мне нравился, но ему не хватало живости — той способности схватывать на лету, которая необходима в рекламном деле. Наконец, я сказал ему — максимально мягко — что я думаю, что он не создан быть рекламщиком, и что мне очень жаль, но я не могу взять его на работу и по-отечески советую отказаться от этой идеи. Это была в самом деле тщательно продуманная маленькая речь, доброжелательная, но твердая.
Он достаточно спокойно принял мой ответ. Но вместо того, чтобы начать уговаривать меня дать ему шанс, он поблагодарил меня за интервью и сказал, поднимаясь, чтобы уйти:

— Понимаете, мистер Освальд, я решил, что хочу получить работу в сфере рекламного бизнеса, и хочу работать именно у вас, поэтому я подумал, что очевидная вещь, которую я должен был сделать, это прийти и сказать вам об этом. Вы, похоже, не думаете, что я справился бы с этой работой, поэтому мне нужно будет обдумать, каким образом я смогу доказать вам обратное. Я пока не знаю, как я смогу это сделать, но я позвоню вам снова, как только найду решение. Спасибо за уделенное мне время. До свидания.

Ну знаете, я почувствовал, что меня осадили! Вся моя маленькая речь пропала даром. Он даже не принял в расчет мой вердикт! Минут пять я сидел и размышлял об этом. Я был раздражен тем, что меня посадил в лужу мальчишка, причем сделал это так учтиво, но вместе с тем определенно. Весь остаток дня я чувствовал себя ужасно раздосадованным.
Вечером, по дороге домой, я снова обдумал произошедшее. В моей памяти засело одно предложение: » Я хочу получить работу в сфере рекламного бизнеса, и хочу работать именно у вас, поэтому я подумал, что очевидная вещь, которую я должен был сделать, это прийти и сказать вам об этом».


Это задело меня за живое: многие ли из нас имеют достаточно здравого смысла, чтобы видеть очевидные вещи? И у скольких из нас есть достаточно настойчивости в следовании нашим представлениями об очевидных вещах? Чем больше я об этом думал, тем больше я убеждался в том, что в нашей организации должно найтись место для парня, у которого было достаточно мудрости увидеть очевидное, а затем просто пойти и сделать это, без суеты и шума!
И, честное слово, на следующее утро я послал за парнем и дал ему работу в архиве, где хранились периодические издания».

Это было двадцать лет назад. Сегодня Оливер Б. Адамс — вице-президент и директор «Рекламного Агенства Освальда». Старый Освальд появляется в офисе один или два раза в неделю чтобы поболтать с Адамсом, и, конечно, он всегда посещает собрания совета директоров, но во всех остальных случаях руководит бизнесом Адамс.

Все это произошло достаточно естественно, и стало возможным благодаря той самой «проклятой очевидности», как ее добродушно охарактеризовал старина Освальд.

Не проработав на своей должности в архиве и месяца, Адамс пришел к своему шефу и предложил измененить метод работы. Шеф выслушал его и спросил, что они выигрывают при этом. Адамс сказал, что изменение сэкономило бы около четверти времени и снизило бы затраты труда по обработке, а ошибки стали бы почти невозможны. Изменение было простым, и он получил согласие на это нововведение. После того, как работа по новой схеме продолжалась три месяца, Адамс снова пришел к своему шефу и сказал, что новый план работает так хорошо, что его работу могла бы выполнять девушка, получающая две трети его оклада. Не найдется ли чего-нибудь получше для него? Он сказал, что заметил, что сотрудники службы рекламных текстов вынуждены работать в ночные смены, и поинтересовался, не могли бы они в будущем начать обучение нового сотрудника, чтобы разгрузить остальных. Его шеф улыбнулся и велел ему возвращаться к работе. «Ты не Джон-на-все-руки мастер». Оливер ушел, но все же начал писать тексты в свободное от основной работы время.

Аврал в отделе рекламных текстов был связан с большой рекламной кампанией калифорнийской «Ассоциации Производителей Консервов из Персиков». Адамс принялся изучать все, хоть как-то связанное с персиками. Он думал, изучал, мечтал и ел персики — свежие, консервированные и маринованные. Он запросил правительственные бюллетени. Он проводил свои вечера за изучением технологии консервирования.

В один из рабочих дней он сидел за своим маленьким столом в архиве периодики, добавляя последние штрихи к рекламному объявлению, к которому он уже написал текст и сделал эскиз. К нему зашел начальник отдела рекламных текстов и попросил найти старый номер одной из газет, хранившихся в его подшивках. Адамс пошел за ней, оставив свое рекламное объявление на столе. Оно попалось на глаза шефу, стоявшему рядом в ожидании.
В заголовке было написано: «Шесть минут от сада до консервной банки». Ниже были расположены эскизы рисунков, иллюстрирующих шесть операций, необходимых при консервировании персиков, при этом каждый из рисунков сопровождался отдельным заголовком и кратким описанием процесса:

Горы Голландии

«В Голландии нет гор».

Вот и ответ, решил я. Никакого секрета нет — это очевидно!

ПЯТЬ ТЕСТОВ НА ОЧЕВИДНОСТЬ

* * *

Возвращаясь в 1916 год, когда «Очевидный Адамс» был опубликован впервые, я думал, что будет достаточно просто помочь деловым людям делать «очевидное»: что будет достаточно просто указать на очевидное решение или курс действий.
Но я сильно ошибался. Я обнаружил, что в большинстве ситуаций почти все мы будем, выражаясь фигурально, ездить из Нью-Йорка в Миннеаполис через Нью-Орлеан, вместо того, чтобы выбрать прямой — и очевидный — маршрут.
Проблема в том, что очевидное имеет склонность быть таким простым и обычным, что никак не притягивает воображение. Нам всем нравятся гениальные идеи и остроумные планы, которые могут служить предметом интересного разговора за ланчем в клубе. А очевидное же, увы — так очевидно!
И тем не менее, во всех наших делах очевидность обычно срабатывает очень хорошо, и в бизнесе обеспечивает надежность и доходность.
Потом я сделал второе открытие: мы все склонны прилагать слишком много усилий, чтобы найти очевидное. Мы пытаемся делать это одной только силой логики.
Логическое мышление — самый коварный из умственных процессов. То, что мы со всей убежденностью считаем очевидным решением или планом действий, часто оказывается совершенно неочевидным, а всего лишь рационалистически обоснованным.
Как же тогда мы узнаем очевидное?
За долгие годы я разработал пять тестов на очевидность. Они не являются точным рецептом. В этом сложном и быстро меняющемся мире вообще нет ничего, что можно получить, просто следуя рецепту. Но эти тесты — хорошие эмпирические правила.

* * *

ПЕРВЫЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ я позаимствовал у Кеттеринга (Kettering) из «Дженерал Моторс», который повесил его на стену в исследовательском корпусе «Дженерал Моторс» в Дейтоне: «Как только мы решим эту проблему, она станет простой».

Очевидное почти всегда просто — так просто, что иногда целое поколение мужчин и женщин смотрит на него и не замечает. Каждый раз, когда идея затейлива, оригинальна или сложна, мы должны предполагать это. Предполагать, что, возможно, она не очевидна.

История науки, искусств и больших открытий в мире бизнеса — это история людей, идущих, спотыкаясь, от простых решений к сложным проблемам. Мудрое высказывание мистера Кеттеринга можно перефразировать так: «Как только мы найдем решение, оно будет очевидным».

* * *

ВТОРОЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ заключен в вопросе: «Близко ли это человеческой натуре?»

Если вы не чувствуете себя уверенным, что ваша идея или план будут поняты — и приняты — вашей матерью, женой, братьями, сестрами и прочими родственниками, соседом по дому, человеком, который работает за соседним столом или на соседнем станке, механиком, ремонтирующем вашу машину, вашим священником, парикмахером, директором продуктового магазина, где делает закупки ваша жена, цветным мальчишкой, чистящим вашу обувь, вашей тетушкой Мэри, вашей секретаршей, вашим соседом в пригородном поезде, отходящем в 5:29, вашими близкими друзьями — если вы чувствуете себя неуютно, объясняя вашу «очевидную» идею этим людям — возможно, она не очевидна.

Эти люди увидят самую сущность идеи, незамутненную профессиональными или техническими знаниями, и свободную от ограничений, которые приходят с опытом. Все вместе они представляют собой человеческую натуру в разрезе, а натура человека выполняет или разрушает любой план, а также аннулирует решение любой проблемы. Это контролирующий фактор в жизни и бизнесе, науке и искусстве.

Идет ли речь о продажах людям товаров, получении их поддержки, ведении их определенным курсом действий или убеждении их в необходимости отказаться от многолетней привычки — если метод, которым вы делаете это, не соответствует человеческой натуре, вы зря потратите время, деньги и усилия, пытаясь достичь своей цели.

Любопытно, что общество очень очевидно в своих реакциях — потому что общественное сознание просто, ясно и бесхитростно.

* * *

ТРЕТИЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ: «Запишите все на бумаге».

Опишите свою идею, проект или план одно— или двусложными словами, как если бы вы объясняли это ребенку.

Можете ли Вы сделать это в двух или трех коротких абзацах так, чтобы текст имел смысл? Если нет, и объяснение получается длинным, сложным и многословным — тогда, скорее всего, идея не очевидна. Потому что, повторюсь, «Как только мы решим эту проблему, она станет простой».

Ни одна идея или план, программа или проект не являются очевидными, если не могут быть поняты и выполнены людьми среднего интеллектуального уровня.

Часто попытка выразить идею или написать план на бумаге автоматически выявит их слабые места или сложности в выполнении. Иногда процесс изложения на бумаге покажет вам, что неправильно в вашем мышлении, и подскажет простое и очевидное решение. Определенно, записать все на бумаге — это быстрый способ увидеть, что у вас есть, или чего у вас нет!

* * *

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ: «Зажигает ли это умы людей?»

Если после того, как вы рассказали о своей идее, изложили ваше решение проблемы или объяснили ваши план, проект или программу, люди говорят: «Почему же мы не подумали об этом раньше?», вы можете считать себя обнадеженным. Поскольку очевидные идеи очень часто вызывают именно такую реакцию в умах людей.

Во многих отношениях именно с этого момента дело можно считать решенным без дальнейших объяснений или дискуссий. Это просто слишком очевидно для того, чтобы имелась необходимость продолжать рассмотрение вопроса. Однако, даже при такой реакции будет мудро отложить окончательное решение на день или два.

Потому что иногда существуют скрытые изъяны, которые можно обнаружить только наутро, предварительно хорошо выспавшись ночью.

Если идея не «зажигает» умы, если она требует длинных объяснений и многочасовых обсуждений, то она либо неочевидна, либо вы сами еще не продумали все как следует и не сократили до очевидной простоты.

Ментальные «вспышки» можно узнать по тому, что люди говорят, по свету, который начинают излучать их лица, по одобрению, которое появляется в их глазах, когда они улавливают очевидную идею. Это один из безошибочных тестов на очевидность.

* * *

ПЯТЫЙ ТЕСТ НА ОЧЕВИДНОСТЬ: «Настало ли время?»

Многие идеи и планы, очевидные сами по себе, совершенно очевидно появляются «несвовременно». Проверка своевременности идеи так же важна, как и проверка самих идеи или плана.

Бывает, что время уже безвозвратно упущено. В таком случае очевидной вещью будет забыть об этой идее. В других случаях может случиться, что время для реализации идеи еще не пришло, тогда вам придется набраться терпения, но не терять бдительности, чтобы не пропустить подходящий момент.

Президент одной из крупнейших компаний по производству резины показал мне однажды свой «Шкаф будущего», где хранилось множество необычных предметов, опередивших свое время, полностью или частично сделанных из резины. Эти вещи были созданы в исследовательских лабораториях компании, но в то время их производство было слишком дорого, чтобы конкурировать с такими же предметами, изготовленными из других материалов. Поэтому они хранились «на полке» до тех пор, пока цена не становилась конкурентоспособной благодаря развитию более дешевых методов производства или повышению цен на продукцию конкурентов (некоторые из вещей из этого шкафа с того времени получили признание и успех на рынке и сегодня считаются вполне обыденными).

Вслед за первым тестом — требованием простоты — тест на своевременность является, возможно, самой важной проверкой очевидности плана или программы.
«Одна из главных добродетелей», — писал Эмерсон (Emerson) в своем «Журнале» (Journal) — «это своевременность. Мой сосед, каретный мастер, все лето делает сани, а всю зиму — легкие блестящие кабриолеты и фаэтоны для июня-августа: таким образом, в первый день открытия нового сезона у него все готово…»
Быть готовым означает быть своевременным, а быть своевременным — очевидное требование.

* * *

Обычно нет необходимости применять к появившейся идее, плану, проекту или программе все пять тестов очевидности. Но прежде чем пропустить какой-то из тестов, будет разумно вспомнить каждый из них и быть совершенно уверенным, что они не относятся к данному случаю. Это разумно, так как очевидно, и это очевидно, так как разумно защитить себя от нашей склонности слишком легко убеждать себя в том, что наши идеи хороши.

* * *

Даже когда мы совершенно уверены, что наша идея очевидна, наши проблемы на этом не заканчивается. Если только это не тот случай, который пройдет четвертый тест («Зажигает ли это умы людей?» ), то нам еще предстоит провести работу по продаже идеи. И продажа может быть немного более сложным делом, поскольку идея совершенно очевидна — для нас. И еще потому, что у нас есть тенденция быть нетерпеливыми с другими людьми, если они не «покупают» нашу идею с готовностью. Как объясняет Роберт Роулз (Robert Rawls) в своей работе «Тайм-аут для умственного пищеварения» («Time Out for Mental Digestion»), мы можем проводить дни, недели или месяцы, развивая нашу идею, и выучить наизусть все «за» и «против». Поэтому мы ожидаем, что другие примут идею немедленно — просто поверив нашему простому и ничем не подкрепленному авторитетному мнению. Но они почти никогда этого не делают. Им нужно время обдумать идею самостоятельно — «переварить» ее в уме — и это их право.
Поэтому нам надлежит объяснять наши идеи ясно и просто, предоставив другим возможность задавать все вопросы, которые они хотят задать.

Если мы мудры, мы будем поощрять их рассматривать нашу идею критически. Если она очевидна, она выдержит их вопросы и критику. Если нет, то это подозрительно. Тогда нам лучше самим еще раз взглянуть на нашу идею свежим и критическим взглядом.

* * *

ЭТИ ПЯТЬ ТЕСТОВ НА ОЧЕВИДНОСТЬ являются только наводящими на размышления. Каждый конкретный руководитель должен разработать свои собственные тесты. Задача заключается в том, чтобы быть уверенными, что мы не разрешаем себе быть уведенными в сторону нашим собственным энтузиазмом в отношении идеи или плана, с легкостью предполагая, что они очевидны. Делать очевидное не так просто, как кажется.

ОБ АВТОРЕ

Роберт Р. Апдеграфф. «ОЧЕВИДНЫЙ АДАМС»

История успешного бизнесмена,
рассказанная Робертом Р.Апдеграффом

С комментариями о том, как делать очевидные вещи,
написанными автором много лет спустя
после выпуска самой книги

Издательство «Апдеграфф Пресс»
(The Updegraff Press,
2564 Cherosen Rd.
Louisville, KY 40205)

Копирайт 1916
Копирайт 1929
Копирайт 1953

THE UPDEGRAFF PRESS.

Все права сохранены, перепечатка запрещена

Издание шестое,
В честь восьмидесятилетия со дня выхода первого издания

ИСТОРИЯ «ОЧЕВИДНОГО АДАМСА»

Книга «Очевидный Адамс» была впервые опубликована как рассказ в Saturday Evening Post в апреле 1916 года. Хотя это была история человека, занимавшегося рекламой, ее быстро признали началом общей идеи, ставшей залогом необычайного успеха в профессиональном и бизнес-мире в целом.
В сентябре того же года, когда вышла публикация в Saturday Evening Post, издательство Harper & Brothers выпустило этот рассказ уже в виде книги.
Тираж был раскуплен сразу после выхода книги. New York Times писала в своей рецензии: «Молодому человеку, который собирается попытать счастья в рекламном бизнесе, следовало бы иметь «Очевидный Адамс» в качестве настольной книги. Более того, любой молодой человек, пытающийся добиться успеха в чем бы то ни было, может поучиться здравому смыслу и деловой хватке, о которых идет речь в этой небольшой по объему книге».
«Очевидный Адамс» вскоре стал легендарным персонажем. Его высказывания цитировали на бизнес-конференциях и заседаниях советов директоров. Руководители компаний писали автору, спрашивая, был ли герой новеллы реальным человеком, и если да, то нельзя ли воспользоваться его услугами. Его «очевидность» оказала влияние на мышление некоторых выдающихся лидеров промышленности того времени — людей уровня Элберта Х. Гэри (Elbert H.Gary), главы компании U.S.Steel, который написал благодарное письмо автору после прочтения этой книги.
Это было почти полвека назад. За прошедшие десятилетия два других издателя выпускали «Очевидного Адамса». Книга прочно заняла свое место среди классики и вошла в антологии бизнес-литературы.
В течении нескольких лет все переиздания книги расходились без остатка. Спрос на нее, в особенности со стороны руководителей компаний, желавших посеять ростки идеи этой истории в умах своих молодых директоров и креативного менеджмента, был настолько стабилен, что было подготовлено популярное издание.
Рассказ может показаться современному читателю слегка старомодным, и поначалу читатель может воспринять его просто как историю о рекламном агенте. Но в этой простой истории есть основная идея, одновременно универсальная и вневременная.

Исходя из собственного большого опыта, автор добавил к оригиналу рассказа пять способов тестирования очевидности и ясности идей и планов, и пять креативных предложений о том, как увидеть и как делать «очевидное».

* * *

То, что Вы прочитали выше, было написано в 1953 году автором, моим покойным отцом Робертом Р.Апдеграффом (Robert R.Updegraff) (1889-1977), когда он опубликовал «популярную» редакцию своей книги. В это время он планировал закончить свою работу в качестве бизнес-консультанта и основал издательство The Updegraff Press, LTD. Of Scarsdale, New York с целью публикации некоторых своих работ.
Однако он вскоре обнаружил, что его клиенты были против его ухода на пенсию и по-прежнему не оставляли ему достаточно времени для публикации своих книг. В результате он передал права на издание нескольких книг издательству Executive Development Press, Inc., Littleton, New Hampshire. Однако в 1974 году эта компания решила закрыть свой издательский бизнес и вернула права на издание книг моему отцу. К моменту своей смерти в 1977 году он еще не нашел нового издателя для «Очевидного Адамса».
Разбирая бумаги в его офисе, я понял из его корреспондеции, что интерес к «Очевидному Адамсу» сохранился, но я не сразу осознал тогда, насколько сильным был этот интерес. Наконец, в начале 1980 года я получил достаточно заказов для того, чтобы сделать новый тираж коммерчески привлекательным. Нам удалось получить некоторую рекламную поддержку, и в тот год мы напечатали 5000 экземпляров. Спрос на книгу в равной степени исходил от тех, кто был рад увидеть ее новое издание, и от тех, кто только недавно узнал о ней.
История на этом не заканчивается. Мы выпускаем «Очевидный Адамс» в течение 15 лет и продали 22 000 экземпляров. Думаю, мой отец был бы рад узнать об этом. Ему также было бы приятно узнать, что мы подписали соглашение на издание книги в Бразилии, на португальском языке! Редактор этого издания указал нам на совершенно очевидный недостаток наших предидущих изданий. Мы не давали читателям какую-либо информацию об авторе. Для исправления этого промаха мы добавили его краткую биографию в конце этой книги.
Мы надеемся, что вы получите удовольствие от чтения и найдете полезной для себя эту маленькую историю, которой исполняется в этом году 80 лет, но которая по-прежнему не утратила своей силы.

Норман С. Апдеграфф (Norman C.Updegraff),
Издатель

Луисвилл, Кентукки
Апрель 1995 г.

ОЧЕВИДНЫЙ АДАМС

Одинокий человек сидел за столиком у окна в Комнате Диккенса отеля «Тип Топ Инн» в Чикаго. Он только что закончил обед и теперь ждал, пока принесут заказанный им черный кофе.
В комнату вошли два мужчины и заняли соседний с ним столик. Немного погодя один из них взглянул на человека у окна.

— Видишь того мужчину? — прошептал он своему спутнику.

— Да, — ответил тот, равнодушно глядя в указанном направлении.

— Так вот, это Очевидный Адамс.

— Да что ты? — на этот раз он резко развернулся в своем кресле чтобы как следует рассмотреть наиболее часто упоминаемого человека во всем рекламном бизнесе. — С виду обычный человек, правда?

— Да, если судить по внешнему виду, я бы никогда не подумал, что это знаменитый Очевидный Адамс из крупнейшего рекламного агентства в Нью-Йорке. И, по правде говоря, я не вижу причин, почему из него делают этакого божка мира бизнеса.

— Я слышал пару-тройку раз, как он выступал на собраниях Лиги Рекламы (AdLeague), но он ни разу не сказал ничего такого, чего бы мы не знали и без него. Хотя, похоже, он запугал немало людей. Признаюсь, что он меня разочаровал.

Забавно, но именно так большинство непрофессионалов и говорят об Адамсе. И, тем не менее, этот самый Адамс продолжает оставаться важным фактором успеха большего числа хорошо известных бизнесов, чем какой-либо другой профессионал-одиночка.

Даже в тот момент, когда двое мужчин обсуждали его, он творил историю бизнеса. Перевернув меню лицевой стороной вниз, он рисовал линии и делал пометки на обратной стороне. Если бы кто-то заглянул ему через плечо, результат этой работы показался бы бессмысленным, но Адамс, по-видимому, был доволен: он решительно кивнул головой, как бы соглашаясь с самим собой, и спрятал меню в карман, когда подобострастный официант подбежал к нему, чтобы помочь надеть пальто.

Полчаса спустя в библиотеке великолепного дома в Айове раздался телефонный звонок. Мужчина, сидевший перед камином в большом кресле красного дерева, поднялся и снял трубку только после второго звонка.

— Алло? — раздраженно бросил он, недовольный этим вторжением в свои мысли. — Алло! Алло! О, это вы, мистер Адамс. Я не ожидал услышать вас так скоро. Вы сейчас где? В Чикаго? Вы придумали план? Да что вы? Да, я только что сидел здесь и обдумывал его сам, изжевал три сигары в труху, пока пытался придумать, что нам делать с этим.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.99.169 (0.039 с.)