Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профили : гражданско-правовой

Поиск

Форма обучения очная

Минск 2011


 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» подготовлена доцентом Степанчуком Ю.А. кафедры теории и истории государства и права.

 

Рецензенты:

1. Мицкевич Н.И., д.п.н., профессор.

2. Дода И.Г., к.фил.н.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права

(Протокол № __ от «__» ________ 2011г.).


1. Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности являютсяформирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Расположен в цикле профессиональных дисциплин (Б1,Б5). Данный предмет является основой для дальнейшего изучения дисциплин связанных с обеспечением безопасности в быту и на производстве.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ* теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;
УМЕТЬ* идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
ВЛАДЕТЬ* законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов; - способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; - методами обеспечения безопасности среды обитания;  
Быть компетентным*   В понимании проблем устойчивого развития и путей снижения рисков для обеспечения безопасности личности, общества и государства    

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 72 часа

Аудиторные занятия 32 часа, в том числе интерактивных занятий 16 часов

Самостоятельная работа 40 часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
  Р1                                            
                                             
  Р2                                            
                                             
                                           
  Р3                          
                             
                                1кт
  Р4                          
                                 
                             
Общая трудоемкость часы                                 *       1 кт  
з.е.   Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
                               

 

5. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1.Основы безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
Тема 1 Уроки истории и современные взгляды на проблемы безопасности. Стратегические риски.   Роль СССР в войне. Уроки истории для безопасности потомков. Безопасность. Риск. Концепция приемлемого риска. Пути снижения риска. Система независимой оценки рисков. Роль безопасности в концепции устойчивого развития. Содержание и современное состояние стратегических рисков России. Управление стратегическими рисками. Пути снижения. Научный прогноз стратегических рисков России и Беларуси.
Раздел 2.Чрезвычайные ситуации мирного времени
Тема 2 Характеристика и оценка чрезвычайных ситуаций техногенного характера.   Актуальность проблемы для страны и регионов. Авария. Катастрофа. Чрезвычайная ситуация. Классификация чрезвычайных ситуаций. Основные причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Мировые тенденции. Российские особенности. Чрезвычайные ситуации радиационные, химические, пожары, взрывы на транспорте, на гидротехнических сооружениях, на объектах ЖКХ, на электроэнергетических сетях. Поражающие факторы. Зоны заражения. Зоны поражения. Состояние опасных объектов в стране и в регионах. Прогнозирование и оценка обстановки.
Тема 3 Характеристика и оценка чрезвычайных ситуаций природного характера.   Стихийное бедствие. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Землетрясения. Ураганы, бури, смерчи. Лесные и торфяные пожары. Наводнения. Оползни. Просадки. Актуальность проблемы для страны и регионов. Поражающие факторы. Зоны поражения. Прогнозирование и оценка обстановки. Районирование территорий.
РАЗДЕЛ 3.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Тема 4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона.   Цели и принципы создания. Нормативно-правовая база. Основные задачи. Организационная структура. Система управления. Принципы построения. Органы управления. Система связи и оповещения. Информационное обеспечение. Силы и средства. Финансовые и материальные ресурсы. Режимы функционирования. Планирование.
Тема 5 Основные способы защиты населения.   Содержание, цели, организация подготовки населения. Классификация и свойства, пути создания, использование защитных сооружений. Варианты и способы эвакуации. Планирование и организация проведения. Классификация и свойства средств индивидуальной защиты. Хранение, поддержание в готовности и выдача населению. Порядок применения. Радиационная, химическая, медико-биологическая защита. Основные направления повышения устойчивости объектов и сетей в чрезвычайных ситуациях.
РАЗДЕЛ 4.Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Действия населения в ЧС.  
Тема 6 Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Действия населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.   Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы. Привлекаемые силы. Медицинская помощь пострадавшим. Особенности работ при радиоактивном и химическом заражении, при землетрясении, наводнении, урагане. Жизнеобеспечение населения. Действия населения при эвакуации, при радиоактивном заражении, при химическом заражении, при пожаре, при чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Тема 7 Действия населения при чрезвычайных ситуациях природного характера. Терроризм. Толпа. Преступник   Действия руководителей и населения при землетрясении, при лесном и торфяном пожаре, при наводнении, в грозу, в ураган бурю, смерч. Понятие и состояние современного терроризма. Действия заложников. Как избежать криминальной ситуации. Наедине с преступником. Самозащита. Толпа. Безопасность в толпе. Паника. Причины. Борьба с паникой. Формирование безопасного человека. Выводы и уроки из прочитанного курса.

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Семинар 1. Тема: Уроки истории и современные взгляды на проблемы безопасности. Стратегические риски.

Цель: Понимание необходимости делать выводы из уроков истории и внедрения теории риска для выживания в современном мире.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины увеличения опасности техногенных и природных ЧС.

2. Концепция приемлемого риска.

3. Управление и пути снижения стратегических рисков России и Беларуси.

Темы докладов/рефератов:

1. Вероятность нулевого риска.

2. Влияние граждан, общества и государства на величину приемлемого риска.

3. Концепция устойчивого развития.

4. Прогноз стратегических рисков России и Беларуси.

Образовательные технологии

некоторого представления планируемых результатов обучения,
средств диагностики текущего состояния обучаемых,
набора моделей обучения,

критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Значение Москвы (Минска, Брестской крепости) в Великой Отечественной войне.

2. Возможные риски чрезвычайных ситуаций в жизни студента.

3. Экономический и политический стратегические риски.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов.

Выборочный письменный или устные ответы на вопросы для самостоятельного изучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.007 с.)