Информационные базы данных и электронные библиотеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные базы данных и электронные библиотеки



ТЕМА №10.

Информационные базы данных и электронные библиотеки

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

10. Информационные базы данных и электронные библиотеки 2

10.1. Общие принципы построения информационно-поисковых систем.. 2

10.1.1. Модели организации хранения и поиска документов. 2

10.1.2. Основные принципы информационного поиска. 3

10.1.3. Предметное индексирование и механизм поиска. 3

10.1.4. Стратегии поиска. 6

10.1.5. Интерфейс системы.. 7

10.2. Справочно-правовые системы.. 9

10.2.1. Понятие, назначение и преимущества. 9

10.2.2. Обзор рынка СПС в России. 10

10.2.3. Основные свойства информационных банков СПС.. 11

10.2.4. Основные возможности программных технологий СПС.. 11

10.2.5. Справочная правовая система "Консультант". 13

10.2.6. Справочно-правовая система "Гарант" Основное меню.. 13

10.3. Интегрированная библиотечно-информационная система "Ирбис". 15

10.3.1. Описание системы.. 15

10.3.2. АРМ Читатель, общая характеристика. 16

10.3.3. Поиск. 16

10.3.4. Просмотр. 17

10.4. Глобальные информационные базы данных. 17

10.4.1. История развития рынка информационных услуг. 17

10.4.2. Рынок информационных продуктов и услуг. 17

10.4.3. Структура рынка информационных продуктов и услуг. 18

Контрольные вопросы.. 25

Литература. 25


Информационные базы данных и электронные библиотеки

Рассмотренные в предыдущих главах средства взаимодействия компьютерных систем обеспечивают лишь "технические" возможности доступа к информации. Однако нетрудно заметить, что осуществление поиска необходимых данных требует решения обширного круга задач логического плана. Формы и методы их решения описываются в этой главе.

Общие принципы построения информационно-поисковых систем

Предметное индексирование и механизм поиска

Когда говорят об информационно-поисковой системе, подразумевают, что она использует предметный указатель. Предметный указатель позволяет отыскивать документы, касающиеся некоего "предмета". Для составления предметного указателя анализируется содержание документа и определяется "предмет" или "предметы", о которых в документе идет речь. Затем названия этих предметов переводятся на информационно-поисковый язык (ИПЯ). Таким образом, мы получаем поисковый образ документа (ПОД). Проиндексировав (создав поисковые образы) все информационные ресурсы, мы получаем то, что принято называть индексом (index database) - основной массив данных ИПС.
Так как процесс поиска заключается в сопоставлении запроса пользователя с имеющимися данными, полученный запрос также должен быть переведен на ИПЯ. После сопоставления переведенного на ИПЯ запроса и поисковых образов документов пользователь получает список ссылок на документы, которые соответствуют, по мнению системы, его запросу.
Типовая схема ИПС, использующей предметное индексирование, представлена на рис. 10.1.
Как видно, поиск происходит не по тексту документов, а по их поисковым образам, составленным на ИПЯ. Поэтому ИПЯ - основная часть информационно-поисковой системы, от которой в первую очередь зависит качество системы. В состав информационно-поискового языка входят:
1. Словарь индексационных терминов - множество терминов индексирования.
2. Кодовый словарь - множество кодовых терминов.
3. Словарь входов - множество входных терминов.
4. Вспомогательные средства языка индексирования - средства, используемые совместно с индексационными терминами для расширения или сужения определенных понятий.
5. Правила использования языка индексирования.
Для повышения эффективности поиска словарь, используемый системой, должен быть контролируемым, то есть он должен быть организован таким образом, чтобы полнота и точность поиска была оптимальной. Очевидно, что организация словаря зависит от многих факторов - предметной области, в которой будет использоваться ИПС, характера интересов пользователей, степени их подготовки и т. д.

Рис. 10.1. Типовая схема ИПС

Для улучшения результатов поиска необходимо определить степень специфичности терминов, используемых при индексации. Принято использовать два принципа - использование наиболее специфического термина, соответствующего объему и содержанию отражаемого понятия, и избыточное индексирование.
Под избыточным индексированием понимается дополнение поискового образа терминами, связанными с основным. При этом могут использоваться термины, связанные как с основным отношением обобщения или спецификации, так и ассоциативной связью. Дополнение поискового образа терминами с ассоциативной связью может увеличить полноту поиска, но неизбежно понижает его точность. Недостатком избыточного индексирования является также увеличение объема поисковых образов. Для решения этой проблемы во многих ИПС используется избыточное индексирование не документов, а запросов.
Использование предметного индексирования не исключает использования при создании поискового образа атрибутов документа. Это могут быть такие атрибуты, как данные об авторе, дата публикации, язык публикации и т. д.

Стратегии поиска

Точность и полнота поиска зависят не только от характеристик самой ИПС, но и от того, как создается запрос. Идеальный запрос может быть составлен пользователем, в полном объеме знакомым с той предметной областью, которая его интересует, а также с используемой ИПС. Но такому пользователю ИПС, очевидно, не нужна.
Остальные же пользователи вынуждены довольствоваться или низкой точностью поиска, или низкой полнотой. Для повышения качества поиска можно использовать различные методы. Наиболее употребляемый из них - использование логических операторов AND, OR, NOT.
Использование логических операторов - довольно простой способ повысить релевантность выдаваемых документов, но он имеет и свои недостатки. Главный из них - плохая масштабируемость. Применение оператора AND может сильно сузить выдачу, а оператора OR - сильно расширить.
Степень точности и полноты поиска зависит от того, насколько общие термины использовались при формулировке запроса. Может быть неверным использование как наиболее общих терминов (возрастает уровень информационного шума), так и слишком специфичных терминов (снижается полнота поиска). Использование слишком специфичных терминов может быть чревато еще и тем, что в словаре ИПС этого термина может не оказаться.
В общем виде процедура поиска является процедурой итеративной, то есть за этапом выдачи результатов поиска следует коррекция запроса, поиск по этому запросу и т. д. Схематично такая процедура показана на рис. 10.2.
Коррекция запроса происходит исходя из количества полученных документов и их релевантности, и может выполняться как пользователем, так и самой информационно-поисковой системой.

Рис. 10.2. Процедура поиска

В зависимости от соотношения полноты и точности найденных документов пользователь может сузить или расширить область поиска, перейдя к более общим или, наоборот, более специфичным терминам, а также использовав родственные понятия. В случае поиска по нескольким терминам такая коррекция области поиска может происходить по одному из нескольких терминов, что позволяет изменять эту область достаточно плавно.
Может оказаться полезным знание пользователя о наличии определенно релевантных документов. Не найдя их в списке найденных документов, область поиска надо расширить.
Коррекция запроса системой информационного поиска происходит на основании анализа документов, помеченных пользователем как наиболее точно отвечающих его потребности. В таком случае при следующем поиске система ищет те документы, в которых, помимо заданных в первоначальном запросе, содержатся термины, встречающиеся в документах, отмеченных пользователем.
Улучшить результаты поиска можно различными способами, если функции для этого предоставляются интерфейсом информационно-поисковой системы.

Интерфейс системы

Важным фактором, во многом определяющим эффективность поиска, может быть вид представления информации в программе, то есть ее интерфейс. По форме диалога, способу задания условия отбора и механизму поиска рассматриваемые программные средства можно разделить на два класса:

системы рубрикационного типа;

структурно-логические системы.
Первые реализуются интерфейсом в виде иерархических последовательно раскрывающихся списков, через которые обеспечивается доступ к тематически связанным группам документов. Раскрывая очередную рубрику и перемещаясь, таким образом, по тематической иерархии, пользователь уточняет предметную область и увеличивает (усредненно) степень точности соответствия выдаваемых документов и информационной потребности. При таком решении предопределенность соотнесения документов с отдельными рубриками компенсируется логичностью естественно-научной классификационной схемы, заменяющей пользователю путеводитель.
Структурно-логические методы формирования запроса обычно используются для работы с базами данных структурированной информации, когда каждый документ состоит из многих информационных полей, возможно, разного типа. Критерий отбора в этом случае строится как логическая комбинация простых, сводящихся к проверке условия присутствия или отсутствия в документе, слов (имен собственных или имен понятий, определяющих предмет поиска).
При составлении запроса к системе используют либо "меню-ориентированный" подход, либо командную строку. Первый позволяет ввести список терминов, обычно разделяемых пробелом, и выбрать тип логической связи между ними. Логическая связь распространяется на все термины. Многие ИПС позволяют сохранять запросы пользователя - в большинстве систем это просто фраза на ИПЯ, которую можно расширить за счет добавления новых терминов и логических операторов. Но это только один способ использования сохраненных запросов, называемый расширением или уточнением запроса. Для выполнения этой операции традиционная ИПС хранит не запрос как таковой, а результат поиска - список идентификаторов документов, который объединяется или пересекается со списком, полученным при поиске документов по новым терминам.

ИПС глобальных сетей

ИПС глобальной сети имеет отличия, обусловленные как характером сети, так и особенностями работы пользователей такой системы. Рассмотрим основные особенности использования ИПС в глобальной сети на примере сети Интернет.
Схематично ИПС для Интернета выглядит так, как показано на рис. 10.3:

Рис. 10.3. ИПС для Интернета

Client (клиент) на этой схеме - это программа просмотра конкретного информационного ресурса. Такая программа обеспечивает просмотр документов WWW, Gopher, Wais, FTP-архивов, почтовых списков рассылки и групп новостей Usenet. В свою очередь, все эти информационные ресурсы являются объектом поиска информационно-поисковой системы.
User interface (пользовательский интерфейс) - способ общения пользователя с поисковым аппаратом: системой формирования запросов и просмотра результатов поиска.
Search engine (поисковая машина) - служит для трансляции запроса на информационнопоисковом языке, в формальный запрос системы, поиска ссылок на информационные ресурсы Сети и выдачи результатов этого поиска пользователю.
Index database (индекс базы данных) - индекс, который является основным массивом данных ИПС и служит для поиска адреса информационного ресурса. Queries (запросы пользователя) - сохраняются в его (пользователя) личной базе данных. На отладку каждого запроса уходит достаточно много времени, и поэтому чрезвычайно важно запоминать запросы, на которые система дает хорошие ответы.
Index robot (робот индексирования) - служит для просмотра данных в Интернете и поддержания базы данных индекса в актуальном состоянии. Эта программа является основным источником информации о состоянии информационных ресурсов сети.
WWW sites - это весь Интернет, или, точнее, информационные ресурсы, просмотр которых обеспечивается программами просмотра.
Как мы видим, источником информации о состоянии информационных ресурсов сети является робот-индексировщик. Это программа, которая по определенному алгоритму "заходит" на различные страницы, "читает" их и индексирует.
Индекс поисковых систем Интернета обновляется с периодичностью около недели. Отсюда видно, что в индекс поисковой системы не могут попасть материалы, например, периодических изданий, так как выходят они заведомо чаще, чем обновляется индекс.
Еще одна проблема заключается в том, что не все документы хранятся в виде файлов HTML, с которыми роботу работать легче всего. Если информация хранится в другом формате, может сложиться ситуация, когда адрес страницы, выдаваемой пользователю, содержит параметры, которые робот не знает, и, следовательно, он не может эти данные проиндексировать
Объем информации, опубликованной в Интернете, приводит также к ограничению количества терминов, которыми индексируется документ. Современные ИПС в Интернете используют порядка 100 терминов для индексации документа. Выбор терминов, используемых для индексации, зависит от реализации данной системы. Чаще всего первым критерием является отношение частоты употребления термина в документе к частоте употребления этого термина во всех ранее проиндексированных документах. То есть наибольший вес присваивается тем терминам, которые наиболее часто встречаются в данном документе и наиболее редко - во всех остальных проиндексированных документах. Термины, которые используются в очень большом количестве документов, при индексировании не используются совсем.
Для определения терминов индексирования, используемых для создания поискового образа, робот может также использовать разметку индексируемой страницы. И в индексе присваивать наибольший вес термину, используемому, например, в заголовке. Автор информационного ресурса также может повлиять на индексацию собственной страницы, указав роботу, какие термины надо использовать для индексирования. Но многие поисковые системы отказались от использования описаний ресурсов, представленных авторами. Это было сделано по причине недобросовестности некоторых авторов, которые использовали для описания своих страниц термины, наиболее часто встречающиеся в запросах.
Так как на запрос могут быть выданы ссылки на сотни ресурсов, необходимо предоставить пользователю отсортированный список. Наиболее часто используется сортировка по релевантности. Она происходит по тем же принципам, что и отбор терминов, применяющихся при индексировании.
Как уже отмечалась ранее, произвести точный поиск тем сложнее, чем шире круг потребностей пользователей системы. В глобальной сети эта проблема принимает глобальный же характер.
Очень сильно усложняется поиск по причине непрофессионализма как пользователя, формулирующего запрос, так и автора информационного ресурса. И если непрофессионализм пользователя мешает лишь ему самому (если не считать непроизводительной загрузки поискового сервера), то непрофессионализм автора ресурса стоит гораздо больше. Многие отмечают все время растущий уровень шума в результатах, выдаваемых на запрос.
Для уменьшения уровня этого шума может использоваться платная регистрация ресурса, которая подразумевает, что автор ответственно относится к его содержимому. Существует, например, система платной регистрации RealNames. База данных этой службы используется некоторыми поисковыми системами. Ресурсы, зарегистрированные в базе RealNames, будут помещаться в начало списка найденных документов.

Справочно-правовые системы

Обзор рынка СПС в России

На рынке справочно-правовых систем в России работает большое количество фирм как разрабатывающих собственные программные комплексы, так и обслуживающих существующие. Наиболее известны следующие продукты таких фирм (поданным АО "Консультант Плюс"):
"Консультант Плюс" (АО "Консультант Плюс");
"ГАРАНТ" (НПП "Гарант-Сервис");
"Кодекс" (Центр компьютерных разработок).
Системы, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств:
"Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
"Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ).
Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:
"ЮСИС" (фирма "Инталекс");
"Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");
"Юридический мир" (издательство "Дело и право");
"Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");
"1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон" (компания "1C");
"Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Различные продукты могут существенно различаться не только по задачам, решаемым с их помощью, но и по качеству.
Качество СПС зависит как от качества предоставляемой информации, так и от качества инструментов, используемых для работы с ней. Применение самых последних компьютерных технологий не поможет, если в СПС не содержится полной правовой информации или если информация обновляется с недостаточной периодичностью. И наоборот, СПС, содержащая даже самую полную и оперативно обновляющуюся информацию, не будет достаточно эффективна, если не предоставлены качественные инструменты для обработки этой информации. Таким образом, основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются:
полнота информации;
достоверность информации;
оперативность обновления информации.
Параметры, характеризующие качество программной оболочки:
поисковые возможности системы;
средства актуализации информации;
дополнительные сервисные функции.

Поиск документов

Пользователь имеет возможность выбрать между несколькими видами поиска, представленными в системе, в зависимости от информации об искомом документе. В системе "Гарант" предоставлено четыре вида поиска:
поиск по реквизитам - поиск с указанием реквизитов документа;
поиск по ситуации - поиск с использованием ключевых слов, описывающих ситуацию, в которой необходим документ;
поиск по классификаторам - используется для подборки документов по определенной тематике;
поиск по источнику опубликования - позволяет искать документы с известным источником публикации.
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов поиска.

Поиск по реквизитам

Такой поиск обычно используется, если нам заранее известны такие реквизиты документа, как вид, номер, дата принятия, орган, принявший документ, фрагмент текста документа и т. п.. Условия для поиска можно объединять логическими операторами. Для последующего быстрого использования сложного запроса он может быть сохранен.

Поиск по ситуации

Если реквизиты документа неизвестны, возможен поиск по ситуации. Для поиска по ситуации используется словарь, составленный из ключевых (наиболее значимых) слов, содержащихся в документах информационной базы. Для последовательной конкретизации запроса словарь разделен на два уровня - основной и подробный, которые представлены в виде дерева.
Процесс формирования запроса при поиске по ситуации заключается в выборе ключевого слова или слов (в запросе они будут соединены логическим оператором "ИЛИ").
В текущей версии системы возможно сохранить результаты только последнего поиска по ситуации, которые, к тому же, теряются при закрытии программы.

Поиск по классификаторам

Поиск по классификаторам позволяет создавать подборки документов по определенной тематике. Для этого в системе существует пять классификаторов: общий, в котором представлены все документы информационной базы, и специализированные:
судебная и арбитражная практика;
международные договоры;
разъяснения и комментарии;
проекты законов.
Для поиска документов, соответствующих определенной тематике, можно использовать поиск по реквизитам.

Описание системы

Интегрированная библиотечно-информационная система "Ирбис" предназначена для автоматизации основных библиотечных функций. Работа системы может быть реализована как в локальной сети, так и в сети Интернет. Система представляет собой совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМ) следующих типов:
Администратор - для работы с базами данных системы в целом (обеспечение сохранности и поддержания в актуальном состоянии);
Комплектатор - программа, позволяющая выполнять функции по комплектованию и учету фондов библиотеки;
Каталогизатор - для формирования баз данных электронного каталога (базы данных читателей и базы данных алфавитно-предметного указателя), выполнения поиска в библиографических базах данных с последующей корректировкой, копированием, просмотром и печатью найденных документов;
Книговыдача - рабочее место библиотечного работника, выполняющего функции по выдаче литературы в соответствии с формируемыми заказами и ее возврату. Заказы, формируемые на АРМах Читатель, автоматически поступают на АРМ Книговыдача.
Читатель - рабочее место конечного пользователя электронного каталога.
Далее мы рассмотрим только работу АРМ Читатель.

Поиск

На рабочем окне Поиск размещены следующие компоненты:
база данных - выбор той базы данных, в которой предполагается вести поиск;
вид поиска - выбор элемента библиографического описания и соответствующего словаря, по которому предполагается провести поиск в установленной базе данных;
словарь - работа со словарем, соответствующим выбранному виду поиска, с целью отбора поисковых терминов для текущего запроса;
текущий запрос - формулировка запроса на очередной поиск;
выполненные запросы - накопление сведений о выполненных запросах и использование их в текущем запросе с целью уточнения или объединения.
Итак, для начала определимся в виде поиска. Он может быть произведен по различным параметрам:
ключевые слова;
автор;
тематический рубрикатор;
вид, тип документа;
характер документа;
заглавие;
коллектив, мероприятие;
предметные рубрики;
географические рубрики;
страна издания;
язык;
год издания;
журнал за год;
издающая организация;
ISBN/ ISSN; 496
шифр документа;
физический носитель информации и др.;

Естественно, каждый из видов поиска имеет свои особенности. При выборе того или иного вида поиска автоматически формируются словарь, содержащий список ключевых терминов (для данного поиска), а также выводится информация о том, сколько документов содержат соответствующий ключевой термин.
По интересующему нас виду поиска из словаря отбираем ключевые слова, составляем запрос и нажимаем кнопку Выполнить. После чего в поле Выполненные запросы отражается наш запрос и количество найденных по нему документов.

Просмотр

На рабочей плоскости Просмотр размещены объекты, реализующие функции просмотра, заказа и печати:
запрос - выбор того запроса, результаты которого необходимо просмотреть;
печать - вывод документов на печатающие устройства;
экспорт - экспорт документов в формат других программных систем;
список ответов - представление ответов по выбранному запросу в виде списка коротких описаний;
полное описание - работа с полным описанием выбранного документа.
Итак, на вкладке Просмотр находится список ответов на запрос. Выбрав один из документов, можно посмотреть его полное описание в различных форматах.
Для того чтобы заказать выбранные книги, нужно нажать на кнопку Заказ.

Рис. 10.4. Секторы информационного рынка

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
непосредственный - к хранилищу информации на бумажных носителях;
дистанционный - к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Среди фирм, занимающихся производством и торговлей информационными продуктами, могут быть названы:
Lexis-Nexis;
Bell & Howell Information and Learning;
Dow Johns.
Дадим краткую характеристику услуг, предоставляемых первыми двумя фирмами. Информацию о деятельности заинтересованный читатель может найти на ее сайте по адресу www.dowjons.com.
Lexis-Nexis
Основные характеристики фирмы Lexis-Nexis:
объем базы данных около 23 Тбайт - это более одного миллиарда документов;
18600 информационных источников. Свыше 13 600 полнотекстовых источников информации, включая крупнейшие журналы и газеты (New York Times, Washington Post, Newsweek, Financial Times и др.);
более 140 информационных агентств (CNN, Agence France Presse, Associated Press, Bloomberg, Business Wire, ITAR-TASS, UPI, Economist Intelligence Unit, Sports Wires);
данные о десятках миллионов компаний во всем мире - базы Dun&Bradstreet, Standard&Poor, Disclosure, Hoppenstedt, Credireform и др.;
финансовые отчеты компаний и информация о рынках во всем мире - Inve-stext, Market Research Reports, Predicast, ABI/Inform, ICC, UMI, Country Forecasts, Market Insight и др.;
законодательство, судебные дела, договоры, юридическая информация по различным странам и регионам (США, страны ЕС, Канада, Китай, Россия и пр.).
Распределение баз данных по тематике:
10% - потребительский рынок;
12% - законодательство;
19% - наука и техника;
26% - другие;
33%-бизнес.
На рис. 10.5 представлена Web-страничка Lexis-Nexis.

Рис. 10.5 Lexis-Nexis

UMI и Bell & Howell Information and Learning
Более 50 лет UMI (University of Microfilm International) обеспечивает библиотеки многих стран мира материалами. Применяя новейшие информационные технологии, она удовлетворяет информационные запросы различных организаций, предлагая широкий спектр традиционных и электронных продуктов и услуг:
реферативные и полнотекстовые базы данных на CD-ROM;
диссертации. UMI дает возможность обеспечить тезисами и диссертациями, выносившимися на обсуждение практически во всех университетах Северной Америки. Любую из диссертаций можно получить, приобретя ксерокопию, микроафишу или фильм;
сериальные издания на микрофильмах. UMI начала использовать микрофильмы в 1938 году, собрав с тех пор 18000 названий периодических изданий и 7000 газет, включая многие такие, которые недоступны из других источников;
репринтные издания;
собрания исследований.
Реферативные и полнотекстовые базы данных на CD-ROM включают в себя:
базы данных, содержащие указатели и рефераты статей:
ABI/INFORM Ondisc - основные периодические издания по бизнесу и проблемам управления;
INSPEC Ondisc - реферативная база данных по физике, электронике и компьютерным технологиям;
Periodical Abstracts Ondisc - охватывает основные реферативные издания по всем направлениям, включая социальные и гуманитарные науки, бизнес, общеобразовательные дисциплины, спорт;
полнотекстовые базы данных, содержащие не только указатели и рефераты статей, но и полный их текст:
BusinessLink - полнотекстовая база данных основных 100 журналов по бизнесу и промышленности; Newspapers - тексты наиболее популярных американских газет;
базы данных, содержащие графику, включают указатели и рефераты статей, а также полное изображение журнальной статьи вместе с иллюстративными материалами:
Business Periodicals Ondisk - обширный спектр журналов по бизнесу и проблемам управления, содержащие точные копии журнальных статей;
Social Sciences Ondisk - электронные копии статей из 200 наименований по разделу "Социальные науки";
General Periodicals Ondisk - электронные копии большого числа реферативных журналов по 5 основным направлениям: социальные и гуманитарные науки, бизнес и общеобразовательные дисциплины.

Рис. 10.6. Вид сайта Bell & Howell (www.umi.com)

UMI располагает коллекцией из более 500 собраний исследований, каждое из которых содержит исторические справочные материалы о знаменитых ученых и событиях почти по каждому направлению академических исследований.
UMI обеспечивает доставку материалов. Этим занимается отдел компании UMI InfoStore. Коллекция периодических изданий UMI InfoStore охватывает все направления науки, техники, бизнеса и содержит большое количество журналов другой тематики. Любой документ из этого хранилища может быть извлечен за 24 часа и доставлен.
К настоящему моменту UMI объединилась с информационной компанией Bell & Howell. Web-страничка данной фирмы представлена на рис. 10.6.

Ключевые понятия
информационно-поисковая система (ИПС);
указатель;
словарь;
термины индексирования;
информационно-поисковый язык (ИПЯ);
поисковый образ документа;
избыточное индексирование;
справочно-правовые системы;
информационно-библиотечные системы;
информационные ресурсы;
рынок информационных услуг: компоненты и инфраструктура.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные способы организации хранения и поиска документов.
2. Что такое информационно-поисковая система (ИПС)?
3. Что такое избыточное индексирование? Какими преимуществами и недостатками оно обладает?
4. В чем заключена специфика использования ИПС в Интернете?
5. Дайте характеристику термину "справочно-правовая система".
6. Какие параметры определяют качество справочно-правовой системы?
7. Перечислите основные структурные компоненты одной из известных вам справочно-правовых систем.
8. Перечислите основные функции (стандартные возможности) информационно-библиотечных систем.
9. В чем заключается специфика рынка информационных услуг?
10. Из чего складывается инфраструктура информационного рынка?
11. Назовите фирмы, являющиеся ведущими поставщиками информационных услуг на современном этапе.

Литература

1. Васина Н. и др. Информационные ресурсы Internet/РРГУ. М., 1999.
2. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д. Б. Новикова, В. Л. Камынина. М., 1999.
3. Открытые системы. 1996. № 3,6,20,41.
4. Кулик А. Н. Информационные сети и языковая совместимость дескрипторных информационно-поисковых систем. М.: Сов. радио, 1977.
5. Ланкастер Ф. У. Информационно-поисковые системы. М.: Мир, 1972.
6. Правовая информация: проблемы доступа и управления. Справочник потребителя. М.: Инвента, 1997.

 

ТЕМА №10.

Информационные базы данных и электронные библиотеки

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

10. Информационные базы данных и электронные библиотеки 2

10.1. Общие принципы построения информационно-поисковых систем.. 2

10.1.1. Модели организации хранения и поиска документов. 2

10.1.2. Основные принципы информационного поиска. 3

10.1.3. Предметное индексирование и механизм поиска. 3

10.1.4. Стратегии поиска. 6

10.1.5. Интерфейс системы.. 7

10.2. Справочно-правовые системы.. 9

10.2.1. Понятие, назначение и преимущества. 9

10.2.2. Обзор рынка СПС в России. 10

10.2.3. Основные свойства информационных банков СПС.. 11

10.2.4. Основные возможности программных технологий СПС.. 11

10.2.5. Справочная правовая система "Консультант". 13

10.2.6. Справочно-правовая система "Гарант" Основное меню.. 13

10.3. Интегрированная библиотечно-информационная система "Ирбис". 15

10.3.1. Описание системы.. 15

10.3.2. АРМ Читатель, общая характеристика. 16

10.3.3. Поиск. 16

10.3.4. Просмотр. 17

10.4. Глобальные информационные базы данных. 17

10.4.1. История развития рынка информационных услуг. 17

10.4.2. Рынок информационных продуктов и услуг. 17

10.4.3. Структура рынка информационных продуктов и услуг. 18

Контрольные вопросы.. 25

Литература. 25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.058 с.)