Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теории международной торговли↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны. Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий. Ранние меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством. Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркантилизма была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами: • вывоз изделий из своей страны, причем разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши; • посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешних рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся большим спросом на внешнем рынке. Классические теории международной торговли Таблица 1.1 Принцип абсолютного преимущества
В табл. 1.1 приведены данные о времени, необходимом для производства единицы конкретного товара в конкретной стране. Например, на производство единицы товара S в стране А требуется 3 ч, а в стране В — 12 ч, т. е. в стране А на производство единицы товара S затрачивается меньше времени, чем в стране В, что означает абсолютное преимущество страны А в производстве товара S. Страна В, в свою очередь, имеет абсолютное преимущество в производстве товара Т. Если страна А сократит производство товара Т и увеличит производство товара S, страна В, наоборот, сократит производство товара S и увеличит производство товара Т, то будут иметь место международное разделение труда и международная торговля на основе принципа абсолютного преимущества (табл. 1.2). Таблица 1.2 Таблица 1.3 Абсолютное преимущество одной страны по всем товарам
Таблица 1.4 Теория Хекшера-Олина
В конце XIX в. - начале XX в. произошли, структурные сдвиги в международной торговле. Роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активной. В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Один (Bertil Ohiin) попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б. Олином*. Определенный вклад в развитие этой теории внес и американский экономист П. Самуэльсон. * Ohlin B. Interregional and international Trade. – Cambridge (Mass.), 1933.
В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фактор. По мнению авторов теории, существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера—Олина является двухфакторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех, например труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал — дорогим, и наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства».
Динамическая модель
На примере модели Хекшера-Олина рассмотрим теорию сравнительных преимуществ в динамике с учетом тенденции к экономическому росту. Рост населения, повышение квалификации рабочей силы, освоение новых земель и месторождений, инвестиции в производство — все это влияет на экономический рост страны и может привести к изменению спроса и предложения. Изменение спроса имеет определенную закономерность, суть которой состоит в том, что с ростом дохода спрос населения на различные товары и услуги возрастает неравномерно (при неизменности остальных переменных), т.е. различные товары обладают различной эластичностью по доходу (ηi):
По мере роста дохода доля некоторых благ в общем объеме спроса сокращается (для них ηi < 0). Это так называемые предметы первой необходимости. Доля других товаров с ростом дохода возрастает (для них ηi > 1). Это так называемые предметы роскоши. При экономическом росте данная закономерность определяет структуру международной торговли и место той или иной страны в мировом хозяйстве. Предположим, что ηi = 1. В этом случае возможно несколько вариантов экономического роста. Прежде всего это средний (нейтральный) экономический рост, когда предложение факторов производства растет одинаковыми темпами, что приводит к тому, что кривые производственных возможностей не изменяют формы, а изменяется только их масштаб, при этом потребности удовлетворяются на более высоком уровне, что отражено соответствующими кривыми безразличия* (рис. 1.11). * Кривые безразличия (indifference curve) показывают все те сочетания разного количества имеющихся товаров, которое обеспечивает индивидуальному потребителю одинаковый уровень полезности в пределах общей суммы доходов. Кривые безразличия достаточно подробно рассматриваются в курсе «Микроэкономика». На наших графиках эти кривые обозначаются буквой /. Причем чем больше цифра, стоящая возле этой буквы, тем более высокому уровню удовлетворения потребностей соответствует данная кривая безразличия.
Рис. 1.11. Кривые безразличия и производственных возможностей при нейтральном экономическом росте
При таком экономическом росте мировые цены и направления товаро-потоков не изменяются, а изменяются только объемы торговли. Иная ситуация возникает при неравномерном росте предложений факторов, т.е. при так называемом несбалансированном росте. Предположим, что этот рост имеет место только в одной стране, а в другой — экономика остается без изменений. Допустим, что страной, в которой произошел экономический рост, является Португалия, экспортирующая вино и импортирующая сукно, и что производство вина землеемкое, а сукна — капиталоемкое. Далее предположим, что имеет место рост предложения одного фактора — капитала. Это приведет к более быстрому росту производства сукна в Португалии, т.е. в отрасли, конкурирующей с импортом. В результате сократится импорт и, возможно, снизятся мировые цены (рис. 1.12).
Рис. 1.12. Кривые безразличия и производственных возможностей Португалии при росте предложения одного фактора - капитала Рис. 1.13. Кривые безразличия, и производственных возможностей Португалии при росте предложения одного фактора — земли
В случае если в Португалии произошел рост предложения новых земель, пригодных для выращивания винограда, а предложение других факторов осталось без изменений (рис. 1.13), то это приведет к снижению арендной платы и к расширению виноградников, а следовательно, к росту предложения вина на экспорт, т.е. к расширению международной торговли и, возможно, к снижению мировых цен.
Теорема Рыбчинского
Неравномерный рост предложения факторов имеет еще одно важное последствие, отраженное в теореме Рыбчинского: рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров. Такая ситуация может возникнуть, например, при производстве сукна в Португалии, если произойдет прирост капитала (рис. 1.14).
Рис. 1.14. Изменения в производстве товаров в Португалии при росте предложения одного фактора — капитала
Теорема Рыбчинского неоднократно подтверждалась практикой.. Так, уже хрестоматийным стал пример деиндустриализации Голландии — «голландская болезнь». Проблема была связана с активной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море. Создавалось впечатление, что с ростом добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже усиливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации вытекает из теоремы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышленности сократился. Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия, что объясняет наличие двух тенденций во внешнеторговой политике — свободной торговли и протекционизма.
Парадокс Леонтьева
В 1954 г. была опубликована статья американского экономиста Василия Леонтьева (Wassily Leontief), в которой была сделана попытка проверить теорию Хекшера—Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт США, которые в то время считались капиталоизбыточной страной. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют — трудоемкие. Такое предположение вытекало из того, что после второй мировой войны в Европе наблюдались нехватка капитала и относительный избыток рабочей силы, в то время как США удалось к окончанию войны обеспечить прирост капитала. Результат оказался обратным и получил название «парадокс Леонтьева» (Leontief paradox). Оказалось, что относительный избыток капитала в США не отражается на американской внешней торговле. США экспортировали более трудоемкую и менее капиталоемкую продукцию, чем импортировали. В. Леонтьев предположил, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда, т.е. большая производительность американского труда обусловлена более высокой квалификацией американских рабочих, что послужило основой для возникновения модели «квалификации рабочей силы». В соответствии с этой теорией в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Относительное изобилие профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, для изготовления которых необходим квалифицированный труд. Изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых высокая квалификация не требуется. Попытки объяснить «парадокс Леонтьева» привели также к появлению теорий, основанных на расширительном понимании категории капитала.
Неотехнологические теории
Развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей* и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления, которое представляет собой совокупность отдельных моделей, частично взаимодополняющих, но иногда и противоречащих одна другой. * К высокотехнологичным отраслям относятся, как правило, производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторного оборудования, авиационная и ракетно-космическая промышленность. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера—Олина. Исходным является предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства. Теория «технологического разрыва» предполагает, что развитие торговли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой «квазимонополией», т. е. получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Следовательно, выгодно выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию освоят другие страны, следует производить опять что-то новое и такое, что другим недоступно. В результате появления технических новшеств образуется «технологический разрыв» между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться. Теория «цикла жизни продукта» (product life cycle theory), разработанная в 1966 г. Р. Верноном *, является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она заинтересовала почти всех экономистов, поскольку более точно отражает реальное состояние международного разделения труда в современном периоде. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения (рис. 1.15). * Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle// Quarterly Journal of Economics. 1966, May.
Рис. 1.15. Цикл жизни продукта
Степень развития технологии и спрос на каждой стадии различны. На первой стадии цикла, когда новую продукцию только начали производить для внутреннего рынка, спрос на нее будет невелик. Она предлагается лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высоким доходом, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной технологии. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным. На второй стадии (расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится общепризнанной. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии. На третьей стадии (зрелость) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального выпуска фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями, которые начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар. На последней стадии цикла продукция стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости. Такова общая схема прохождения новым продуктом «цикла жизни». В соответствии с данной моделью страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. В качестве примера можно привести развитие стран Азиатско-тихоокеанского региона, где происходит непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь «качества специализации». Это явление получило название концепции «летящих гусей».
Параметры факторов
Каждая страна в той или иной степени обладает факторами производства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка — побудить к обновлению, что может привести к долговременному конкурентному преимуществу. В то же время нацеленность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба». 1. Наделенность факторами Традиционно в экономической литературе выделяет три фактора. труд, земля и капитал. Но более полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация: • людские ресурсы, которые характеризуются количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников; • физические ресурсы, которые определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс; • ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.; • денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стоимостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности; • инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др. Совокупность применяемых факторов в разных отраслях различается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну. 2. Иерархия факторов Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и специализированные. К основным факторам относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими преимущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за рубежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отраслях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством. К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня. По степени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во многих отраслях, и специализированные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие. Критерии подразделения факторов на основные и развитые, общие и специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг. 3. Создание факторов Факторы различаются в зависимости от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается создавать и совершенствовать необходимые факторы.
Условия (параметры) спроса
Вторым детерминантом национального конкурентного преимущества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций. Он характеризуется: структурой; объемом и характером роста; интернационализацией. Фирмы могут достичь конкурентного преимущества при следующих основных характеристиках структуры спроса: значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка; покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров; потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах. Объем и характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если: за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спросом на внутреннем рынке; имеется большое количество независимых покупателей, что создает более благоприятную обстановку для обновления; внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления; внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок. Фирмы достигают конкурентного преимущества благодаря интернационализации спроса на внутреннем рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии, если: существуют мобильные и многонациональные внутренние покупатели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.); имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупателей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»). Влияние параметров спроса на конкурентоспособность зависит и от других частей «ромба». Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.
Роль случая
Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся *: * Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 146.
изобретательство; крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника и др.); резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис); значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов; резкое повышение мирового или местного спроса; политические решения зарубежных правительств; войны. Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии. В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).
Роль правительства
Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияния на все четыре детерминанта: на параметры факторов — через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.; на параметры спроса — путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок; на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков — посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры; на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д. Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздействие на правительство. Роль правительства может быть положительной и отрицательной. Детерминанты национальной конкурентоспособности представляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспособные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отраслей, зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экспорта приходится на отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже говорилось. После рассмотрения теорий международной торговли возникает вопрос, заменяла ли каждая последующая теория предыдущую и какая теория объясняет развитие международной торговли в конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденции развития современной мировой торговли.
Глава 1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны. Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий. Ранние меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством. Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркантилизма была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами: • вывоз изделий из своей страны, причем разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши; • посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешних рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся большим спросом на внешнем рынке.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.014 с.) |