Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теории международной торговли

Поиск

Глава 1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Проблемы международной торговли интересовали ученых и по­литиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны.

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богат­ства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий. Ранние меркантилис­ты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством.

Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркан­тилизма была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка счи­талась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами:

• вывоз изделий из своей страны, причем разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши;

• посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешних рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся боль­шим спросом на внешнем рынке.

Классические теории международной торговли

Таблица 1.1

Принцип абсолютного преимущества

 

  Страна А Страна В
Товар S Товар Т 3 ч 6 ч 12 ч 4 ч

 

В табл. 1.1 приведены данные о времени, необходимом для производства единицы конкрет­ного товара в конкретной стра­не. Например, на производство единицы товара S в стране А требуется 3 ч, а в стране В — 12 ч, т. е. в стране А на производство единицы товара S затрачивается меньше времени, чем в стране В, что означает абсолютное преимущество страны А в производстве товара S. Страна В, в свою очередь, имеет абсолютное преимущество в произ­водстве товара Т. Если страна А сократит производство товара Т и увеличит производство товара S, страна В, наоборот, сократит про­изводство товара S и увеличит производство товара Т, то будут иметь место международное разделение труда и международная торговля на основе принципа абсолютного преимущества (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Таблица 1.3

Абсолютное преимущество одной страны по всем товарам

 

    Страна А   Страна В  
Товар S Товар Т   3 ч 6 ч   12 ч 8 ч  

 

Таблица 1.4

Теория Хекшера-Олина

 

В конце XIX в. - начале XX в. произошли, структурные сдвиги в международной торговле. Роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активной.

В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Один (Bertil Ohiin) попытались объяснить причины между­народной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. В 20-е и 30-е гг. эти положения были обобщены и развиты его учеником Б. Олином*. Определенный вклад в развитие этой теории внес и аме­риканский экономист П. Самуэльсон.

* Ohlin B. Interregional and international Trade. – Cambridge (Mass.), 1933.

 

В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых в основном используется избыточный фак­тор. По мнению авторов теории, существует три основных фактора: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера—Олина является двух­факторной, так как в ней сравниваются только два фактора из трех, например труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. Различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал — дорогим, и наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном коли­честве, труд будет дорогим, а капитал — дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор произ­водства».

 

Динамическая модель

 

На примере модели Хекшера-Олина рассмотрим теорию сравни­тельных преимуществ в динамике с учетом тенденции к экономи­ческому росту.

Рост населения, повышение квалификации рабочей силы, осво­ение новых земель и месторождений, инвестиции в производство — все это влияет на экономический рост страны и может привести к изменению спроса и предложения.

Изменение спроса имеет определенную закономерность, суть ко­торой состоит в том, что с ростом дохода спрос населения на различ­ные товары и услуги возрастает неравномерно (при неизменности остальных переменных), т.е. различные товары обладают различной эластичностью по доходу (ηi):

 

 

По мере роста дохода доля некоторых благ в общем объеме спроса сокращается (для них ηi < 0). Это так называемые предметы первой необходимости. Доля других товаров с ростом дохода возрастает (для них ηi > 1). Это так называемые предметы роскоши. При экономическом росте данная закономерность определяет структуру между­народной торговли и место той или иной страны в мировом хозяй­стве.

Предположим, что ηi = 1. В этом случае возможно несколько вариантов экономического роста. Прежде всего это средний (нейт­ральный) экономический рост, когда предложение факторов производства растет одинаковыми темпами, что приводит к тому, что кривые производственных возможностей не изменяют формы, а изменяется только их масштаб, при этом потребности удовлетворя­ются на более высоком уровне, что отражено соответствующими кривыми безразличия* (рис. 1.11).

* Кривые безразличия (indifference curve) показывают все те сочетания раз­ного количества имеющихся товаров, которое обеспечивает индивидуальному потребителю одинаковый уровень полезности в пределах общей суммы дохо­дов. Кривые безразличия достаточно подробно рассматриваются в курсе «Мик­роэкономика». На наших графиках эти кривые обозначаются буквой /. Причем чем больше цифра, стоящая возле этой буквы, тем более высокому уровню удовлетворения потребностей соответствует данная кривая безразличия.

 

Рис. 1.11. Кривые безразличия и производственных возможностей при нейтральном экономическом росте

 

При таком эко­номическом росте мировые цены и на­правления товаро-потоков не изменя­ются, а изменяются только объемы тор­говли.

Иная ситуация возникает при не­равномерном росте предложений фак­торов, т.е. при так называемом несба­лансированном рос­те. Предположим, что этот рост имеет место только в од­ной стране, а в дру­гой — экономика остается без изме­нений. Допустим, что страной, в которой произошел экономичес­кий рост, является Португалия, экспортирующая вино и импортиру­ющая сукно, и что производство вина землеемкое, а сукна — капи­талоемкое. Далее предположим, что имеет место рост предложения одного фактора — капитала. Это приведет к более быстрому росту производства сукна в Португалии, т.е. в отрасли, конкурирующей с импортом. В результате сократится импорт и, возможно, снизятся мировые цены (рис. 1.12).

 

 

Рис. 1.12. Кривые безразличия и производственных возможностей Португалии при росте предложения одного фактора - капитала

Рис. 1.13. Кривые безразличия, и производственных возможностей Португалии при росте предложения одного фактора — земли

 

В случае если в Португалии произошел рост предложения новых земель, пригодных для выращивания винограда, а предложение дру­гих факторов осталось без изменений (рис. 1.13), то это приведет к снижению арендной платы и к расширению виноградников, а следо­вательно, к росту предложения вина на экспорт, т.е. к расширению международной торговли и, возможно, к снижению мировых цен.

 

Теорема Рыбчинского

 

Неравномерный рост предложения факторов имеет еще одно важ­ное последствие, отраженное в теореме Рыбчинского: рост предло­жения одного из факторов производства при постоянстве прочих пере­менных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсив­ном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других то­варов.

Такая ситуация может воз­никнуть, например, при про­изводстве сукна в Португалии, если произойдет прирост ка­питала (рис. 1.14).

 

Рис. 1.14. Изменения в производстве товаров в Португалии при росте предложения одного фактора — капитала

 

Теорема Рыбчинского не­однократно подтверждалась практикой.. Так, уже хресто­матийным стал пример деиндустриализации Голландии — «голландская болезнь». Про­блема была связана с актив­ной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море. Созда­валось впечатление, что с рос­том добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже уси­ливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации вытекает из теоре­мы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышлен­ности сократился.

Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия, что объ­ясняет наличие двух тенденций во внешнеторговой политике — сво­бодной торговли и протекционизма.

 

Парадокс Леонтьева

 

В 1954 г. была опубликована статья американского экономиста Василия Леонтьева (Wassily Leontief), в которой была сделана попытка проверить теорию Хекшера—Олина на основе расчета полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт США, которые в то время считались капиталоизбыточной страной. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют — трудоемкие. Такое предположение вытекало из того, что после второй мировой войны в Европе наблюдались нехватка капитала и относительный избыток рабочей силы, в то время как США удалось к окончанию войны обеспечить прирост капитала. Результат оказался обратным и получил название «парадокс Леонтьева» (Leontief paradox). Оказа­лось, что относительный избыток капитала в США не отражается на американской внешней торговле. США экспортировали более трудо­емкую и менее капиталоемкую продукцию, чем импортировали. В. Леонтьев предположил, что в любой комбинации с данным коли­чеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда, т.е. большая производитель­ность американского труда обусловлена более высокой квалифика­цией американских рабочих, что послужило основой для возникно­вения модели «квалификации рабочей силы».

В соответствии с этой теорией в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицирован­ный труд, капитал и земля. Относительное изобилие профессиональ­ного персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, для изготовления которых необходим квалифи­цированный труд. Изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых высокая квалификация не требуется.

Попытки объяснить «парадокс Леонтьева» привели также к появле­нию теорий, основанных на расширительном понимании категории капитала.

 

Неотехнологические теории

 

Развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей* и стре­мительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления, которое представляет собой совокупность отдельных моделей, частично вза­имодополняющих, но иногда и противоречащих одна другой.

* К высокотехнологичным отраслям относятся, как правило, производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторного оборудования, авиационная и ракетно-космическая промышленность.

Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера—Олина. Исходным яв­ляется предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях, поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производ­стве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

Теория «технологического разрыва» предполагает, что развитие тор­говли между странами при одинаковой наделенности факторами производства вызвано техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, она приобретает преимущество: новая технология позволяет произво­дить товары с меньшими издержками. Если новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-нова­торе в течение определенного времени обладает так называемой «квазимонополией», т. е. получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Следовательно, выгодно выпускать не то, что относи­тельно дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но необ­ходимо всем или многим. Как только эту технологию освоят другие страны, следует производить опять что-то новое и такое, что другим недоступно.

В результате появления технических новшеств образуется «техно­логический разрыв» между странами, обладающими и не обладаю­щими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодоле­ваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

Теория «цикла жизни продукта» (product life cycle theory), разрабо­танная в 1966 г. Р. Верноном *, является наиболее популярной тео­рией неотехнологического направления. Она заинтересовала почти всех экономистов, поскольку более точно отражает реальное состо­яние международного разделения труда в современном периоде. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и ста­рения (рис. 1.15).

* Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle// Quarterly Journal of Economics. 1966, May.

 

Рис. 1.15. Цикл жизни продукта

 

Степень развития технологии и спрос на каждой стадии раз­личны. На первой стадии цикла, когда новую продукцию только начали производить для внутрен­него рынка, спрос на нее будет невелик. Она предлагается лицам с высокими доходами, для кото­рых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем боль­ше лиц с высоким доходом, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной технологии. Такая технология предпо­лагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незна­чительным.

На второй стадии (расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится общепризнанной. На­чинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей стадии (зрелость) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального выпуска фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями, которые начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукция стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

Такова общая схема прохождения новым продуктом «цикла жизни». В соответствии с данной моделью страны специализируются на про­изводстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. В качестве примера можно привести развитие стран Азиатско-тихоокеанского региона, где происходит непрерывный про­цесс последовательного прохождения определенных фаз экономи­ческого развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь «качества специализации». Это явление получило название концепции «летящих гусей».

 

Параметры факторов

 

Каждая страна в той или иной степени обладает факторами про­изводства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различ­ные факторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Кроме того, изоби­лие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их нехватка — побудить к обновлению, что может привести к долговре­менному конкурентному преимуществу. В то же время нацеленность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».

1. Наделенность факторами

Традиционно в экономической литературе выделяет три фактора. труд, земля и капитал. Но более полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:

• людские ресурсы, которые характеризуются количеством, ква­лификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкрет­ных категорий работников;

• физические ресурсы, которые определяются количеством, ка­чеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнер­гии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

• ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и ком­мерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских органи­зациях, банках данных, литературе и т. д.;

• денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стои­мостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;

• инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.

Совокупность применяемых факторов в разных отраслях разли­чается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли. Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия, сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечить недостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, а многие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.

2. Иерархия факторов

Факторы подразделяются на основные и развитые, общие и спе­циализированные.

К основным факторам относятся природные ресурсы, климати­ческие условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п. Их получает страна по наследству либо при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими пре­имущество неустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности в них или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате перевода деятельности или закупок за ру­бежом). Эти факторы имеют важное значение в добывающих отрас­лях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.

К развитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т.п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурент­ного преимущества более высокого уровня.

По степени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применять во многих отраслях, и специализирован­ные. Специализированные факторы образуют более солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие.

Критерии подразделения факторов на основные и развитые, об­щие и специализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем они изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условиях совсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг.

3. Создание факторов

Факторы различаются в зависимости от того, возникли ли они естественным способом или созданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается со­здавать и совершенствовать необходимые факторы.

 

Условия (параметры) спроса

 

Вторым детерминантом национального конкурентного преиму­щества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения нова­ций. Он характеризуется:

структурой;

объемом и характером роста;

интернационализацией.

Фирмы могут достичь конкурентного преимущества при следую­щих основных характеристиках структуры спроса:

значительная доля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;

покупатели (включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, что вынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции, обслуживания и потребительских свойств товаров;

потребность в стране базирования возникает раньше, чем в других странах.

Объем и характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентное преимущество если:

за рубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спро­сом на внутреннем рынке;

имеется большое количество независимых покупателей, что со­здает более благоприятную обстановку для обновления;

внутренний спрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скорость обновления;

внутренний рынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которой выживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний рынок.

Фирмы достигают конкурентного преимущества благодаря интер­национализации спроса на внутреннем рынке, т.е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям при условии, если:

существуют мобильные и многонациональные внутренние покупа­тели, которые способствуют развитию спроса за рубежом (туристы,, филиалы МНК и т.д.);

имеется возможность влиять на запросы зарубежных покупате­лей (передача потребностей), например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы и др.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной области науки («эффект демонстрации»).

Влияние параметров спроса на конкурентоспособность зависит и от других частей «ромба». Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок, или его быстрый рост не всегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы не способны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т.д.

 

Роль случая

 

Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним отно­сятся *:

* Портер М. Международная конкуренция. — М.: Междунар. отношения, 1993. С. 146.

 

изобретательство;

крупные технологические достижения (биотехнология, микро­электроника и др.);

резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);

значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;

резкое повышение мирового или местного спроса;

политические решения зарубежных правительств;

войны.

Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспо­собности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.

В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).

 

Роль правительства

 

Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияния на все четыре детер­минанта:

на параметры факторов — через субсидии, политику в отноше­нии рынка капитала и др.;

на параметры спроса — путем установления различных стандар­тов и осуществления государственных закупок;

на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщи­ков — посредством контроля над средствами рекламы или регулиро­вания развития инфраструктуры;

на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг и т.д.

Все четыре детерминанта могут оказывать и обратное воздейст­вие на правительство. Роль правительства может быть положитель­ной и отрицательной.

Детерминанты национальной конкурентоспособности представ­ляют собой комплексную систему, которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярно воздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспо­собные национальные отрасли распределены не равномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отрас­лей, зависящих друг от друга. Например, 40% итальянского экс­порта приходится на отрасли, связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. В этом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором уже гово­рилось.

После рассмотрения теорий международной торговли возникает вопрос, заменяла ли каждая последующая теория предыдущую и какая теория объясняет развитие международной торговли в конце XX в. В настоящее время нельзя говорить о специализации страны в целом в соответствии с какой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации отдельных отраслей и отдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратила актуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденции развития современной мировой торговли.

 

Глава 1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Проблемы международной торговли интересовали ученых и по­литиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны.

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богат­ства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий. Ранние меркантилис­ты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством.

Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркан­тилизма была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка счи­талась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами:

• вывоз изделий из своей страны, причем разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши;

• посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешних рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся боль­шим спросом на внешнем рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.200 (0.014 с.)