Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие ноу-хау. Исключительное право на ноу-хау.

Поиск

Секрет производства (ноу-хау, информация, составляющая коммерческую тайну) — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Термин «служебная тайна», как правило, используется в качестве синонима коммерческой тайне, при этом подчеркивается связь информации, ее составляющей, с профессиональной деятельностью ее обладателя.

Вопрос об отнесении информационных систем, информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, к объектам интеллектуальной собственности является дискуссионным. Ряд авторов полагает, что институт интеллектуальной собственности не подходит для охраны информационных систем и коммерческой тайны ввиду коренного отличия их от традиционных объектов права интеллектуальной собственности. Однако более убедительной представляется позиция, согласно которой информационные ресурсы, информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, являются объектами права интеллектуальной собственности, так как обладают всеми необходимыми для этого признаками, а именно:

  • представляют собой нематериальное благо;
  • являются результатом интеллектуальной деятельности;
  • могут быть объектами, на которые за кем-либо закрепляется исключительное право.

Отношения в сфере использования и охраны информации и коммерческой тайны регулируются, главным образом, Гражданским кодексом РФ и федеральными законами:

  • от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Общедоступная информация — это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Особой разновидностью информации ограниченного доступа является информация, составляющая профессиональную тайну (врачебная тайна, аудиторская тайна и т.д.), под которой понимается информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральным законом и (или) решением суда.

Не может быть ограничен доступ к:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан» (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Отнесение секрета производства (ноу-хау) к объектам права интеллектуальной собственности является новеллой отечественного законодательства. Ранее в качестве такового рассматривалась коммерческая тайна. В законодательстве зарубежных государств помимо терминов «секрет производства» и «ноу-хау» используются схожие понятия, такие как «торговый секрет» (trade secret), «конфиденциальная информация», «закрытая информация» и т.п.

Секрет производства и коммерческая тайна неразрывно связаны между собой, однако их содержание не идентично. Секрет производства — это разновидность информации, а коммерческая тайна — это особый режим такой информации, позволяющий ее обладателю получать коммерческую выгоду. Такой подход снял ранее содержащееся в законодательстве противоречие, когда в ст. 139 ГК РФ под коммерческой тайной понималась особая разновидность информации, а в Федеральном законе «О коммерческой тайне» — режим конфиденциальности информации, при этом в названном Законе термин «коммерческая тайна» применялся и в отношении информации.

При этом в отдельных законах (ТК РФ, УК РФ и др.) до настоящего времени термин «коммерческая тайна» используется в значении секрета производства.

Секрет производства обладает следующими признаками:

1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность (а не личную или научную, например) в силу неизвестности ее третьим лицам, она не должна быть общеизвестна (хотя ею могут владеть и иные лица). Так, например, не может составлять секрет производства программа телепередач, публикуемая тем или иным средством массовой информации;

2) к информации, составляющей секрет производства, нет свободного доступа на законном основании. При этом к ней могут иметь доступ отдельные лица (сотрудники налоговых и антимонопольных органов, аудиторы, контрагенты по договорам коммерческой концессии и т. п.). В таких случаях под доступом к секретам производства понимается ознакомление определенных лиц с указанной информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Однако информация не должна быть общедоступна;

3) в отношении информации правообладателем введен режим коммерческой тайны.

Специфической чертой секрета производства является неограниченность срока его охраны. Право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая его образует, а также имеются предусмотренные законом условия его охраны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.166 (0.007 с.)