Лекция 1. Философская концепция происхождения прав человека и ее регламентация в национальном законодательстве некоторых государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Философская концепция происхождения прав человека и ее регламентация в национальном законодательстве некоторых государств



Основные понятия:

права человека; естественные права; неотъемлемые и неотчуждаемые права; принцип равенства; принцип неприкосновенности личности; принцип демократического устройства общества; субъект права; равенство всех субъектов перед законом; принцип презумпции невиновности; политические права.

 

Права человека – неотъемлемое свойство личности и человеческого бытия. Поэтому процесс формирования концепции прав человека прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития человеческого общества. Начало его восходит к первым формам общественной жизни людей, которые вызвали необходимость регулирования их поведения в окружающем мире.

Следует отметить, что права человека – это не только абсолютный критерий развития, но и результат длительного исторического процесса.

По поводу происхождения прав человека имеются 2 теории: естественно-правовая и позитивистская.

По словам итальянского, профессора Черони, для естественно-правовой теории характерно выведение прав человека «из области морали, критериев справедливости безотносительно к юридическим порядкам». Естественно-правовая концепция акцентирует внимание на свободе и автономии личности, ее индивидуальности. Идея естественных прирожденных прав человека призвана была поставить заслон всевластию государства, которое препятствовало развитию свободы, индивидуализма и автономии личности и заложила основы правового государства. Ценность естественно-правового учения состояла в опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья.

Согласно второй теории права человека, их объем, и содержание определяются государством, которое «дарует» их человеку.

Идеи естественного равенства людей – равенства по природе были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифон, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Мао-Цзы и Конфуций) еще в 7-4 вв. до н.э. В 6 веке до н.э. греческий архонт (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах – городах-государствах) Солон разработал конституцию, которая закрепляла некоторые принципы демократического устройства общества, касающиеся привлечения к ответственности чиновников за произвол по отношению к населению.

Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве. Для этого периода характерны такие постулаты как, каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления.

Древнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке понятия субъекта права и равенства всех субъектов перед законом. Как утверждал Цицерон: «Под действие закона должны подпадать все», но равная правосубъектность в тот период касалась лишь свободных римских граждан, исключая рабов.

В период средневековья с его сословно-иерархической структурой общества права человека рассматривались как привилегия отдельных сословий, равенство прав обусловливалось принадлежностью к одному сословию. Однако, сословная ограниченность прав человека не умаляет исторического значения английского документа – Великой Хартии Вольностей 1215 года, который впервые закрепил право на неприкосновенность личности. Особое место занимает ст.39 Великой хартии, которая предусматривала возможность применения наказания свободных не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Схожие нормы были закреплены в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года. В нем провозглашается формальное равенство всех перед законом, все должны судиться «тым одным правом писаным», хотя сам закон не был равным для всех. Простые люди не допускались на соймы, хотя в Статуте говорится, что все простые люди наравне с феодалами участвуют в избрании государя.

Петиция о праве 1628 года, относящаяся уже к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала на короля определенные обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом по пути обеспечения прав человека явился Habeas Corpus Act 1679 года, который ввел понятие «надлежащая процедура», установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности (в уголовном праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке).

Актом, который закрепил компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии стал Билль о правах 1689 года. Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Указанные нормативные акты – свидетельство «первооткрывательства» Англии в области прав человека. Эти нововведения стали возможны в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу.

Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, которые воплотились в великих исторических документах, произошло в США. Учение естественного права в США было развито Томасом Пэйном и Томасом Джефферсоном. Их идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, получили закрепление в Американской Декларации прав Вирджинии 1776 года, которая явилась первым государственным определением ПЧ.

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 года, которая провозгласила жизнь, свободу и стремление к счастью в качестве неотчуждаемых прав, для обеспечения которых и создается государство.

Позднее принятая в 1787 году Конституция США не содержала перечня естественных неотъемлемых прав человека. Они содержаться в 10 первых поправках к Конституции, которые были предложены в 1789 году и составили Билль о правах, ратифицированный в 1791 году. Важное значение в этой связи имеет
1 поправка, которая провозгласила свободу совести и политические свободы: слова, печати, собраний, петиции и ассоциаций.

Среди законодательных актов, в которых идеи философов-просветителей получили наиболее полное воплощение, особое место занимает Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. В ней в четкой и лаконичной форме было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность человеческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе.

Согласно Декларации, права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Причем термин «священный» использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. Целью государства провозглашалось – «обеспечение естественных и неотъемлемых прав». Среди свобод человека на первое место выдвигалась свобода выражения мыслей и мнений, которая определялась «как одно из драгоценнейших прав человека».

Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразованиях в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение и в царской России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н.Радищев (1749-1802). Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу слова и мысли, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.

Естественную свободу и равенство всех людей отстаивали и декабристы.

Неотчуждаемые права и свободы человека, положения Декларации 1789 года, идеи правового государства получили поддержку и защиту в трудах многих известных русских ученых, таких как: Б.Н.Чичерин (1829-1904), П.И.Новгородцев (1866-1924), В.С.Соловьев (1853-1900), Н.А.Бердяев (1874-1948).


Контрольные вопросы к теме №1

1. Какая историческая эпоха стала решающим этапом в формировании концепции прав человека?

2. Какой документ впервые закрепил право на неприкосновенность личности?

3. Какой документ явился первым государственным определением прав человека?

4. Какие существуют теории происхождения прав человека? В чем их суть?

5. В каком документе целью государства провозглашалось «обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека»?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.006 с.)