ТОП 10:

Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.



Русское народное творчество. Литература

1. XVII век — начало нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее “обмирщение”. Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

2. В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:

> борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польскими и шведскими интервентами;

> рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление героев крестьянской войны, особенно Степана Разина-

> обличение произвола царского суда и служилых людей.

3. Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине — народном заступнике.

4. В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. К таким произведениям относятся:

“Временник” дьяка Ивана Тимофеева, “Сказание” келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, “Иное сказание” князя И. М. Катырева-Ростовского и “Новый летописец”, в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

Во второй половине XVII в. защита самодержавия, обоснование принципов абсолютизма ярко проявились в трактате Юрия Крижанича “Политика” и сочинениях Симеона Полоцкого.

5. Выдающимся произведением литературы этого периода было “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”, в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и “никониан”, о преданности древней русской жизни и неприятии “латинской” новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней.

6. В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. С этим было связано и появление нового героя — не исторического лица, принадлежавшего к верхам общества, а вымышленного персонажа, чисто литературного образа. Литературными героями могли быть и князья, и купцы, и простые горожане. Наиболее значительные произведения этого жанра — “Повесть о Фроле Скобееве”, “Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть об Ульянии Осорьиной”.

7. Другим новым жанром стала бытовая сатира. Появились сатирические повести, большинство из которых высмеивали быт и нравы церковников, лицемерие духовенства, пьянство и распутство монахов. Это — “Служба кабаку”, “Сказание о куре и лисице”, “Калядинская челобитная”, “Повесть о Карпе Сутулове”, “Повесть о бражнике”. Судебные порядки, взяточничество и продажность судей высмеивались в “Повести о Шемякином суде” и “Повести о Ерше Ершовиче”. “Азбука о голом и небогатом человеке” рассказывала об участи городского бедняка. Литература по-прежнему была анонимна.

8. Новым в литературе этого периода было и стихотворчество, которое в первую очередь связано с именем Симеона Полоцкого, белорусского просветителя, наставника царских детей. В 1678 и 1679 гг. вышли два сборника его стихотворений, в которых воплотился так называемый “стиль барокко”, — “Вертоград многоцветный” и “Рифмологион”. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Школа и образование

1. Развитие городов, ремесла, торговли, мануфактур, связей с зарубежными сторонами содействовало распространению грамотности и просвещения. В Москве в 80-х годах XVII в. около 24% посадского населения было грамотным.

2. С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета “Куранты”, состоявшая в основном из переводных иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. Наряду с рукописными изданиями в обиход все более входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Это позволило издавать массовым тиражом пособия по грамматике и арифметике: “Грамматику” М. Смирницкого, иллюстрированный букварь К. Истомина, “Считание удобное для купующих или продающих” и др. Букварь (“Азбука”) Василия Бурцева тиражом 2400 экземпляров разошелся в один день. Выпускались также “Псалтыри” и “Часословы”.

3. Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения. В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий. Боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике, философии. При Спасском монастыре во главе школы стоял сам Симеон Полоцкий. При Печатном дворе существовала школа, где обучалось 232 ученика.

4. В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Здесь проходили весь школьный курс от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой, богословием. Принимали сюда людей “всякого чина, сана и возраста”. В свое время Академию закончат великий М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир.

Развитие научных знаний

1. Продолжалось накопление и распространение научных знаний, в основном носивших прикладной, практический характер. Составленный О. Михайловым “Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки” давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. В медицинской практике пользовались переводными “травниками” и лечебниками. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. В 1654 г. в нем проходили лечебную практику 30 стрельцов, отправленных затем в полки для лечения ратных людей, — это были первые русские военные врачи. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия “О строении человеческого тела”. Атлас Блеу и книга астронома Гевелия “Селенография” знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника. В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

2. Освоение новых земель, расширение связей с другими странами способствовало накоплению географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе были составлены “Большой чертеж” (карта) и “Книга Большому чертежу”. Землепроходцы, осваивавшие Сибирь, присылали описания и “чертежи” этого края. После 1683 г. возникло “Описание новые земли, сиречь Сибирского царства”. Семен Ремезов составил “Чертежную книгу Сибири”.

3. Усиливается интерес к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал “Синопсис”, созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была “Скифская история” Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками.

Живопись

1. Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник — иконописец Симон Ушаков (1626—1686). В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконе “Спас Нерукотворный” изображено живое одухотворенное лицо человека. Кисти С. Ушакова принадлежат иконы “Троица”, “Насаждение древа государства Всероссийского” и др.

2. В рамках церковной живописи развивалась светская портретная живопись — парсуна. Если в первой половине XVII в. парсуны выполнялись еще в иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то позднее они принимают более реалистический характер (парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

3. Новое направление коснулось и росписи храмов. Библейские сюжеты на фресках начинают изображаться в образах реальной жизни. Таковы росписи церкви Троицы в Никитниках, ярославских храмов — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

В конце века живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте. Сохранились портреты матери Петра I,князя Б. И. Репнина, Л. К. Нарышкина и др.

Архитектура. Русский театр

1. Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов — фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево.

2. Выдающимся памятником деревянного зодчества стал дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667—1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, “гульбищами”, кокошниками, крылечками с витыми “колоннами”. Разнохарактерные по форме и объемам постройки — хоромы связывались между собой переходами и галереями, насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. Современники называли его “восьмым чудом света”. Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.

3. Заказчиками строительства церквей все чаще выступают купцы и посадские общины. Монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам. Они отличаются нарядностью, разнообразием стен, окон, куполов и колоколен, украшаются богатым архитектурным орнаментом и цветными изразцами. Это московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославские храмы — церкви Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Николы Мокрого, Иоанна Златоуста.

4. Церковь упорно противостояла проникновению светского начала в культовую архитектуру. Патриарх Тихон запретил строительство каменных шатровых храмов, требуя следовать в архитектуре традиционным византийским образцам. В стиле строгого монументализма и церковных традиций с целью показать мощь церкви возводятся ансамбли монастырей: Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае. Для постройки величественного Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря была использована модель храма над “гробом Господнем” в Иерусалиме — главной христианской святыни.

5. Однако, несмотря на все запреты, шатровый стиль стал преобладающим в церковной архитектуре. Кроме уже упомянутых церквей Рождества в Путинках и Троицы в Никитниках в Москве, возводятся “Дивная” Успенская церковь в Алексеевском монастыре в Угличе, имеющая три шатра, церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, храмы в Вязьме, в селе Остров под Москвой, в Муроме и Устюге. Все они декоративны, нарядны, богаты архитектурным убранством и орнаментикой.

6. В конце XVII в. возникает новый архитектурный стиль — нарышкинское, или “московское барокко”. В ею формировании заметную роль сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Замечательным памятником этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I

Л. К. Нарышкиным. Она отличается безукоризненными пропорциями, изяществом, декоративными украшениями здания — колоннами, капителями, раковинами, а также своим двуцветием: использованием только красного и белого цветов.

7. Существенной перестройке подвергся Московский Кремль. Надстраивались его башни, вместо прежних четырехскатных крыш на них появились шатры, покрытые цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом, белокаменными деталями. Над Спасской башней был возведен многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. В начале столетия напротив Троицкой башни была построена подмостная сторожевая Кутафья башня. В 1680 г. между Набатной и Спасской башнями была сооружена Царская башня, украшенная белокаменными деталями, островерхими фронтонами, пирамидками по углам и затейливым флюгером. Все это придало Московскому Кремлю новый виц — оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю. Этот величественный вид Кремля сохранился до наших дней.

8. Наряду с церковными, в XVII в. строятся каменные гражданские сооружения — жилые и хозяйственные постройки светской знати, духовных владык, богатых посадских людей. Выдающимися светскими сооружениями являются Теремной дворец Московского Кремля, дворец Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, построенный в 1635— 1636 гг., каменные палаты состоятельных купцов в Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и др. городах. Получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и Архангельске.

9. Как и прежде, большой популярностью в народе пользовались представления бродячих актеров — скоморохов. Выступления скоморохов во многом продолжали еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви и властей. В 1648 г. царская грамота запретила эти “позорища” (зрелища); предписывалось ломать и жечь “хари” (маски) и “бесовские гудебные сосуды”. За ослушание велено было бить батогами.

В XVII в. в Москве возникает первый придворный театр. Царю Алексею Михайловичу понравилось представление, данное во время торжеств по случаю вступления его во второй брак, и он приказал построить в Преображенском потешную палату. Второй придворный спектакль был дан по случаю рождения Петра I в 1642 г. Эту дату принято считать датой рождения русского театра. Первоначально труппа набиралась из жителей Немецкой слободы, позднее появляются русские актеры — из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Первые спектакли были преимущественно духовного содержания на легендарно-исторические и библейские сюжеты. Авторами пьес были Симеон Полоцкий и архимандрит Дм. Савин. Появляются и светские пьесы — “Комедия о Тамерлане и Баязете”, “Комедия о Бахусе с Бонусом”. Ставились балетные спектакли. Церковь враждебно относилась к светскому театру. После смерти Алексея Михайловича по настоянию патриарха Иоакима театр был закрыт.

10. ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.

18. Социально-экономические преобразования Петра







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.01 с.)