История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения, историография. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения, историография.



История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения, историография.

В ходе курса “История России” мы изучали эпохи, события и людей, кот. определяли исторический путь Древней Руси, Московского княжества, Российского гос-ва, России императорской, Советской России и Советского Союза, новой возрождающейся Российской Федерации - России. К целям изучения курса я бы отнёс следующие: 1.) переосмысление важнейших, судьбоносных событий и поворотов тысячелетней истории нашего Отечества; 2.) проанализировать происходившее, чтобы извлечь опыт из ошибок и успехов наших пращуров, дедов и отцов. Всё это позволит нам по аналогии самим разобраться в тех событиях, кот. происходят в настоящем и будут происходить в будущем. История (древние римляне) - учитель жизни. История (энциклопедии) - исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано. История (Даль) - то что было или есть... Таким образом, изучая историю мы делаем очередной шаг к своему будущему - праву называться интеллигентом. Интеллигенция (лат. - умный, понимающий, знающий) - люди, занимающиеся профессиональным умственным трудом. Она играет главную роль в развитии общ-ва и гос-ва. История как наука опирается на 3 основных принципа: 1.) объективность; 2.) научность; 3.) историзм. Следует отметить под 1.) и 2.) необходимость изложения фактов такими, какими они были вне зависимости от нашего мнения. 3.) принцип изложения истории проявляется во взаимосвязи тех событий, кот. предшествовали некоему событию, с самим этим событием. Соблюдение всех 3-х принципов позволяет избежать ошибок и заглядывать в будущее. История - арсенал, где ищут то, что возьмут. Исторический источник-это любой объект изучения, откуда можно получить информацию о развитии человеческого общества в прошлом. Источники: 1)Вещественные (все сохранивш. предм.) 2)Письменные 3)Изобразительные Методы: 1)Общенаучные(генетический, метод системного анализа, сравнительный, описательный) 2)Исторические (историко-типологический). История имеет дело с прошлым, поэтому недоступен.

Историография изучает процесс развития исторического знания. В отличие от исторической науки, которая изучает прошлое, извлекая данные из исторических источников и анализируя их, историография исследует саму эту науку. Историография является историей истории.

На этом процесс объединения закончился.

Новый великий князь продолжал политику своего отца. При нем была окончательно ликвидирована самостоятельность последних остававшихся неприсоединенными русских земель. В 1510 г. закончилась самостоятельная история Пскова: вечевой колокол был снят и вывезен в Москву, городом стали управлять наместники великого князя, а в 1521 г. подобная участь постигла и Рязанское княжество. Последний рязанский князь смог бежать на территорию Великого княжества Литовского.

Не менее важной была и другая задача: вернуть русские земли, продолжавшие находиться в составе Литвы. В 1512 - 1522 гг. шла очередная русско-литовская война. Московское правительство рассчитывало, видимо, занять Смоленск, а затем территории современных Белоруссии и Украины. Но этим оптимистическим надеждам не суждено было оправдаться. Крупным успехом было лишь взятие Смоленска (1514 г.). После этого можно было ожидать новых побед, но в действительности произошло иначе: в том же году русские войска потерпели тяжелое поражение под Оршей. Продолжавшаяся еще несколько лет война не привела ни одну из сторон к решающим успехам. По условию перемирия 1522 г. в состав России вошел лишь Смоленск с округой.

Образование СССР.

До 1917 г. национальный вопрос не рассматривался РСДРП(б) как один из основных. Для классического марксизма, приверженцами которого были большевики, основным был тезис: "Рабочие не имеют Отечества". Не национальная, а классовая принадлежность - вот что было главным. Перед мировой войной национальный вопрос в Российской империи, государстве унитарном и осуществлявшем политику русификации, приобрёл особую остроту. Начавшийся уже после Февральской революции 1917 г. распад государства заставил большевиков чётко сформулировать свои взгляды на национально-государственное устройство России.

2 ноября 1917 г. СНК утвердил проект Декларации прав народов России. Основным таким правом признавалось право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. На основании этого принципа СНК 18 декабря 1917 г. признал государственную независимость Финляндии.

Советские республики накануне объединения. В 17-22 годах были созданы РСФСР (10 автономных республик + 11 авт. областей), Крым входит в состав РСФСР, Казахстан, Туркестан, Трудовая община немцев Поволжья, УССР, БССР, ЗСФСР (Азербайджан, Армения и Грузия).

С Харезмом и Бухарой заключены договоры. До 22 советские республики добровольно объединили под руководством высших органов РСФСР свои вооруженные силы, финансы, транспорт, связь и крупную промышленность.

Предпосылки образования единого гос-ва и необходимость этого образования: экономическ и российская империя представляла единый хозяйственный механизм - единый рынок, политическиепредпосылки заключались в том, что это были советские и социалистические республики, военные предпосылки: объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность, исторические предпосылки: исторически Россия складывалась как единое гос-во.

Подготовка объединения республик в союз: в августе 1922 создана комиссия из представителей компартий республик под председательством Куйбышева; нарком по делам национальностей Сталин предлагает свой план объединения, который получил название автономизации: республики (УСССР, БСССР, ЗСФСР) входят в состав РСФСР на правах автономий. В связи с этим возникло грузинское дело; ленинские позиции объединения: советский союз формируется как федерация равноправных республик; 6 октября ленинский план был принят пленумом ЦК РКПБ и одобрен партийными и советскими органами других республик.

Первый съезд советов СССР. 30 декабря 1922 делегации республик в Москве подписали договор об образовании СССР. Вечером 30 декабря открылся первый съезд советов СССР. С докладом выступил Сталин и по итогам доклада съезд утвердил декларацию и договор, избрал Центральный Исполнительный комитет (ЦИК) - высший орган власти в перерывах между съездами и президиум ЦИКа, а также 4 председателей: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии.

Первая конституция СССР. 31 января 1924 2 съезд советов окончательно утвердил конституцию СССР. Основные положения: добровольность вхождения, право выхода, доступ в СССР существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам, право республик на любые законы, территория республик не может быть изменена без ее согласия, конституция утверждала единое союзное гражданство, ЦИК утверждался как двухпалатный орган: союзный совет и совет национальностей.

Значение образования СССР. СССР продемонстрировал способность наций с совместному историческому государственному творчеству. Вывод: СССР - федеративное гос-во с тенденцией к унитарному. Федерация: форма госустройства, при которой входящие в состаув гос-ва -федеральные единицы имеют собственную конституцию, законодательные и исполнительные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы, единое гражданство, единые деньги и т.д. Унитарное гос-во: форма госустройства, которая не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы.

Голод 1932-33

причины: неблагоприятные метеорологические условия (засуха), падение урожайности в связи с реорганизацией села и отсталой технической базой, рост заготовок (в города и на экспорт), голод властью использовался как урок непокорным. В начале 30-х в СССР был принят закон, предусматривающий десятилетний срок заключения или расстрел за хищение колхозного имущества. География голода - Украина, Юж Урал, Сев Кавказ, Казахстан и Поволжье. Жертвы голода- 3-4 млн человек.

Завершение коллективизации. В 1932 была преодолена уравнительность в колхозах - введены трудодни, сдельщина, бригадная организация труда. В 1933 созданы политические отделы и МТС. В 1934 - было 280 тыс. тракторов. 1935 - отменена карточная система. 1937 - колхозам вручены госакты на вечное владение землей. Колхозный строй победил окончательно. 90% хоз-в состояло в колхозах и совхозах. «Коллективизация - вторая октябрьская революция». Сталин.

Итоги коллективизации: негативные - сокращение с/х пр-ва, коренное изменение уклада жизни основной массы населения страны (раскрестьянивание), большие людские потери - 7-8 млн (голод, раскулачивание, переселение).Позитивные - высвобождение значительной части рабочих рук для других сфер производства, создание условий для модернизации аграрного сектора. Постановка продовольственного дела под контроль государства в преддверии ВОВ. Обеспечение средств для индустриализации. Проблемные - колхоз - уникальная форма хозяйствования.

Периодизация ВОВ

1. Начало 22 июня 1941 г. - 18 нояб. 1942 г конец атаки Сталинграда.

2. 19 ноября 1942 г. -конец 1943 г. - коренной перелом

3. Янв. 1944 г.-9 мая 1945 г.

Разгром Японии 9 авг.-2 сент. 1945 г.

Начало ВОВ.Причины неудач в первые месяцы войны. К лету 1940 г. фашистская Германия захватила поч-ти всю континентальнкю Европу. Тогда же она начала подготовку к нападению на СССР. 18.12.40 Гитлер утвердил план "Барбаросса" - план молниеносной ("блицкриг") войны против СССР. Советской разведке удалось выявить детали этого плана, установить точную дату нападения. Но Сталин и его ближайшее окружение игнорировали донесение разведки; необходимых мер по укреплению западных границ принято не было. 22.06.41 Г. напала на СССР. Одновременно в войну против СССР вступили Италия и Румыния, несколько позже - Финляндия (26.06.41) и Венгрия (27.06.41). Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. чел. 190 дивизий. Войска вермахта вели наступление на 3-х стратегических направлениях: северо-западном, центральном и юго-западном. Несмотря на то, что на ряде участков фронта советские войска оказывали упорное сопротивление (оборона Брестской крепости, первые воздушные тараны), наступление немцев развивалось стремительно. Причины поражения КА: 1) военно-эк. потенциал Г., использовавшей рес-сы почти всей Европы, значительно превышал военно-эк. потенциал СССР. 2) Гитлеровская армия была мобилизована, имела двухлетний опыт ведения современной войны. 3) крупные просчёты советского руководства в военной п-ке, устаревшие представления о способах ведения войны в начальный период 4) преступные просчеты Сталина и его окружения в анализе международного положения, определении сроков возможного на-чала войны, что привело к внезапности нападения противника. Кадровые перестановки.

С первых же часов войны К.А. стала оказывать немецким войскам ожесточённое сопротивление, часто пытаясь наступать и переходить в контратаки. В приграничном сражении в июне 1941 года командование Красной Армии ввело в бой несколько механизированных корпусов, которые на некоторое время, особенно на юго-западном направлении задержали продвижение немецких танковых колонн. В начальный период войны значительные части и соединения Красной армии попадали в окружение, т.к. немецкие войска отличались большей подвижностью, лучшей оснащённостью средствами радиосвязи, превосходством в танках. Наиболее крупными были окружения в Белостокском выступе, под Уманью и Полтавой, под Киевом, под Смоленском, под Вязьмой. Немецкое командование делало ставку на "блицкриг" - молниеносную войну, в соответствии с планом "Барбаросса", по которому война должна была продлиться 6 - 8 недель. Предполагалось взять Москву, Ленинград, Киев, Донбасс, после чего сопротивление Советского Союза должно было прекратиться. Но быстрое продвижение из-за упорного сопротивления Красной Армии сорвалось с самого начала. Более того, впервые за всё время Второй мировой войны немецким войскам пришлось перейти к обороне во время Смоленского сражения, когда было нанесено серьёзное поражение крупной немецкой группировке под Ельней. К осени 1941 года немецкие войска находились на подступах к Ленинграду, но взять его так и не смогли. Советские войска под командованием Г.К.Жукова остановили их. Так началась 900-дневная блокада и оборона Ленинграда. Под руководством Жукова Красной Армии также удалось остановить немецкие войска на ближних подступах к столице в декабре 1941 г. и перейти в контрнаступление, нанеся тяжелейшее поражение группе армий "Центр". Это было первое поражение стратегического характера, понесенное немецкой армией в ходе Второй мировой войны. Наступление Красной Армии продолжалось до апреля 1942 года.

В 1942 году после неудачных, с большими потерями попыток наступления Красной Армии в Крыму и под Харьковом, началось наступление немецкой армии на южном фланге фронта для захвата Кавказа и Поволжья. Под Сталинградом разгорелось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Немцам не удалось взять Сталинград, а Красная Армия, измотав противника в оборонительных боях, перешла в наступление, окружив крупную немецкую группировку. 1942 год был годом максимального продвижения немецких войск по территории нашей страны.

Говоря о положении советских людей на оккупированных территориях, нельзя не упомянуть о фашистских методах управления захваченными территориями. Грабёж имущества, угон населения в Германию на работы, репрессии и террор при малейшем неподчинении вызвали довольно скоро сопротивление. В городах действовали подпольные группы, в сельской местности - партизаны. Целью их было уничтожение небольших вражеских гарнизонов, нарушение коммуникаций и не дать возможность оккупантам использовать экономический потенциал захваченных территорий. Надо сказать, что во многих случаях деятельность партизан и подпольщиков была весьма эффективной, но она влекла за собой огромные жертвы. После поражения под Сталинградом немцы ужесточили оккупационный режим, перейдя к тотальному террору. Тем не менее, партизанское движение расширялось, нанося немецкой армии большой урон и отвлекая значительные силы с фронта.

Главным событием 1943 года явилась битва на Курской дуге - последняя попытка немецкого стратегического наступления. Немецким ударным танковым частям так и не удалось прорвать оборону Красной Армии, а она, начав контрнаступление, освободила Орел, Белгород, к концу года - Киев и вышла на Правобережную Украину.

1944 год знаменуется решающими победами Красной Армии, крупнейшей из которых был разгром группы армий "Центр" в Белоруссии. В этом же году была окончательно снята блокада Ленинграда, освобождена большая часть Прибалтики, советские войска вышли на государственную границу СССР. Румыния и Болгария вступили в войну на стороне антигитлеровской коалиции. В июне 1944 года союзники СССР - США и Великобритания открыли Второй фронт в северной Франции. Положение Германии стало ещё более тяжёлым.1945 год ознаменовался окончательным разгромом гитлеровской Германии. Ряд сокрушительных наступлений Красной Армии закончился штурмом и взятием Берлина, во время которого Гитлер и Геббельс покончили жизнь самоубийством.В ходе войны СССР, США и Великобритания образовали антигитлеровскую коалицию. В мае-июле 1942 года в неё уже входило 26 государств. До открытия Второго фронта помощь Советскому Союзу со стороны союзников заключалась в поставках вооружения, техники, продовольствия и некоторых видов сырья.

После окончания войны с Германией Советский Союз, выполняя свои союзнические обязательства, вступает в войну с Японией, перебросив соответствующие силы и средства из Европы. 6 и 8 августа американцами была произведена атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки. 8 августа 1945 года Советский Союз объявляет войну Японии, которая через 24 дня заканчивается ее поражением. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора "Миссури" состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война завершилась.

В ходе войны СССР потерял около 27 миллионов человек. Разрушено было огромное число городов, деревень, промышленных объектов, памятников истории и культуры. В то же время Советский Союз вышел из войны с неизмеримо возросшим международным авторитетом, как государство, вынесшее на своих плечах основную тяжесть войны.

История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения, историография.

В ходе курса “История России” мы изучали эпохи, события и людей, кот. определяли исторический путь Древней Руси, Московского княжества, Российского гос-ва, России императорской, Советской России и Советского Союза, новой возрождающейся Российской Федерации - России. К целям изучения курса я бы отнёс следующие: 1.) переосмысление важнейших, судьбоносных событий и поворотов тысячелетней истории нашего Отечества; 2.) проанализировать происходившее, чтобы извлечь опыт из ошибок и успехов наших пращуров, дедов и отцов. Всё это позволит нам по аналогии самим разобраться в тех событиях, кот. происходят в настоящем и будут происходить в будущем. История (древние римляне) - учитель жизни. История (энциклопедии) - исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано. История (Даль) - то что было или есть... Таким образом, изучая историю мы делаем очередной шаг к своему будущему - праву называться интеллигентом. Интеллигенция (лат. - умный, понимающий, знающий) - люди, занимающиеся профессиональным умственным трудом. Она играет главную роль в развитии общ-ва и гос-ва. История как наука опирается на 3 основных принципа: 1.) объективность; 2.) научность; 3.) историзм. Следует отметить под 1.) и 2.) необходимость изложения фактов такими, какими они были вне зависимости от нашего мнения. 3.) принцип изложения истории проявляется во взаимосвязи тех событий, кот. предшествовали некоему событию, с самим этим событием. Соблюдение всех 3-х принципов позволяет избежать ошибок и заглядывать в будущее. История - арсенал, где ищут то, что возьмут. Исторический источник-это любой объект изучения, откуда можно получить информацию о развитии человеческого общества в прошлом. Источники: 1)Вещественные (все сохранивш. предм.) 2)Письменные 3)Изобразительные Методы: 1)Общенаучные(генетический, метод системного анализа, сравнительный, описательный) 2)Исторические (историко-типологический). История имеет дело с прошлым, поэтому недоступен.

Историография изучает процесс развития исторического знания. В отличие от исторической науки, которая изучает прошлое, извлекая данные из исторических источников и анализируя их, историография исследует саму эту науку. Историография является историей истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.015 с.)